Джаэль или Яэль | |
---|---|
Якопо Амигони, Иаэль и Сисера, 1739 г. | |
Национальность | Кенеянин |
Супруг (а) | Хибер Кенит |
Иаэль или Яэль (Еврейский : יָעֵל Яэль, что означает Козерог ) - женщина, упомянутая в Книге Судей в Еврейской Библии., как героиня, убившая Сисару, чтобы освободить Израиль от войск царя Иабина.
Иаэль была женой Кенеянина Хевера. Кенеи были кочевым племенем, некоторые из которых жили в непосредственной близости от израильтян. В Библии упоминается ряд случаев смешанных браков; тесть Моисея, очевидно, был кенеянином, но неясно, был ли это Иофор. Кенеяне могли быть частью группы мадианитян.
Хевер Кенеянин (חבר הקיני) был, согласно Книге Судей в Библии, потомок Рагуила, Мадианитянина, тестя Моисея. Он отделил себя и свою жену Иаиль от других кенеев и разбил их шатер на равнине Заанаима, что недалеко Кедеш на территории племени Неффалим. Хебер жил примерно в XII веке до нашей эры в долине Хула (в древности известной как Заанаим) на севере Израиля во времена израильских судей. По словам Джека Сассона, есть основания сомневаться в том, что события, описанные в Судей 4, когда-либо имели место.
Дебора, пророчица и судья, советует Вараку мобилизовать племена Неффалима и Завулона на горе Фавор для битвы с царем Ханаана Иавином. Барак возразил, сказав, что пойдет, если она тоже. Дебора согласилась, но предсказала, что честь победить армию Джабина достанется женщине. Войско Иавина возглавлял Сисара (Суд. 4: 2). Армии встретились на равнине Эсдраэлон, где окованные железом колесницы Сисары столкнулись с грязью, вызванной ночным ливнем, из-за которого Вади Кишон вышла из берегов. Хананеи были разбиты, и Сисара бежал с места происшествия.
Лиможская эмаль мемориальная доска, 1550-75Сисара пешком пришел к шатру Хевера на равнине Заанаима. Хевер и его семья были в мире с Иавином, царем Ханаана, который правил в Асоре. Иаиль, однако, сочувствовала израильтянам из-за двадцатилетнего периода жестокого угнетения, нанесенного им Иавином, его командиром Сисарой и его девятью сотнями железных колесниц. Иаиль (чья палатка была бы отдельно от палатки Хибера) пригласила Сисару в свой шатер и накрыла его одеялом. Поскольку он хотел пить, она дала ему кувшин молока. Измученный, Сисара лег и вскоре заснул. Пока он спал, Джаэль взяла молоток и вонзила ему в висок колышек для палатки, мгновенно убив его. В «Песне Деворы» (Суд. 5: 24-26) говорится:
Иаиль превозносится над женщинами,. превозносится над женщинами в шатре.. Он просил воды, она дала ему молоко;. Она принесла ему сливки в роскошном блюде. . Она протянула руку к гвоздю,. свою правую руку к молотку рабочего,. И она поразила Сисару; она разбила ему голову,. Она прорвалась и пронзила его виски.
Ученые давно признали, что Песнь Деворы на основании лингвистических свидетельств (архаический библейский иврит) является одной из старейших частей Библии, относящейся к XII веку до нашей эры.
Псевдо-Филон относится к Иаэль в книге Liber Antiquitatum Biblicarum:
Теперь Иаиль сделала ставку в ее левой части. руку и подошел к нему, говоря: «Если Бог сотворит со мной этот знак, я знаю, что Сисара попадет в мои руки. Вот, я брошу его на землю с кровати, на которой он спит; и если он не почувствует это, я знаю, что он был передан ». И Иаиль взяла Сисару и столкнула его с постели на землю. Но он этого не чувствовал, потому что был очень вялым.
И сказала Иаиль: «Укрепи во мне сегодня, Господь, моя рука ради Тебя и твоего народа и тех, кто надеется на Тебя». Иаиль взяла столб, приложила его к его виску и ударила молотком.
И когда он умирал, Сисара сказал Иаиль: «Вот боль охватила меня, Иаиль, и я умираю, как женщина».
И Иаиль сказала ему: «Иди, хвастайся перед отцом твоим в аду и скажи ему, что ты попал в руки женщины».
Также есть ссылка на историю Иаиль в Джеффри Чосер Кентерберийские рассказы. Во время Пролога жены Бата, и во время обсуждения «книги wikked жен» своего пятого мужа, Чосер упоминает некоторых жен, которые «вбивают гвозди в свой мозг, / Пока они спят, и, следовательно, у них есть подол убит ".
Судей 4:17 говорится, что между хананеями и кланом Хевера был мир. Они были знакомы израильтянам благодаря связям Иофора с Моисеем, и их навыки работы с металлами приветствовались везде, где они располагались лагерем. Обе стороны конфликта сочли бы кенитов нейтральной стороной. К.Е. Шенк отмечает, что Сисара была гостем Джаэль, «находилась в святилище своего дома и охранялась законами гостеприимства ». Согласно Герберту Локкеру, она могла действовать из практической необходимости. Сисара бежал, а Барак преследовал. Было бы неразумно позволить Бараку найти Сисару в ее шатре. Она также знала, что Сисара будет убит в случае захвата, поэтому она убьет его и таким образом укрепит дружбу с победителем. Библейские комментарии рассматривают Иаиль либо как героиню, либо как кого-то гораздо менее. Ньюсом и Риндж считают ее выжившей, вовлеченной в политику мужа. Параллели между подробностями действий Джаэля и убийством Эглона Эхудом привели ван Вейк-Боса к тому, чтобы предположить, что Иаэль убивает Сисеру аналогично тому, как его армия-завоеватель использовала изнасилование.
Христианские теоретики морали в эпоху Возрождения широко ссылались на Иаэль в качестве примера тираноубийства.
Средневековые изображения Иаэля, в основном иллюминированные рукописи, изображали ее как защитник Израиля и прообраз Девы Марии. Это можно увидеть в Библии Ставло, Speculus Darmstadt, а также в нескольких других текстах. Когда ее не показывают в процессе убийства Сисары, она носит свой молот, а иногда и шип, что позволяет легко ее идентифицировать.
В эпоху Возрождения эта тема является одной из наиболее часто изображаемых в топосе Сила женщин с другими библейскими женщинами, одержавшими победу над мужчинами, такими как Юдифь или Далила. Здесь она использовалась, чтобы показать риск для мужчин, следующих за женщинами, в группах, включающих положительные фигуры и сцены, такие как Юдифь, обезглавливающая Олоферна, но в основном те, в которых женщины изображаются как сверхмощные, такие как Филлис верхом на Аристотеле, Самсоне и Далиле, Саломее и ее матери Иродиаде и идолопоклонстве Соломона. Более того, Джаэль была включена в наборы для женщин Девять достойных, такие как гравюры Ханса Бургкмайра. Дамы иногда предпочитали рисовать свои портреты в образе Иаиль, преобразование достигается путем удерживания молотка и шипа.
В период барокко Иаэль продолжала оставаться сексуальной фигурой в искусстве. Работы Грегорио Лаццарини и Артемизия Джентилески - два примера привлекательной Джаэль, изображенной в акте убийства своего врага.
Джаэль изображена во французском немом фильме Джаэль и Сисера (1911), режиссер Анри Андреани.
"Яэль" (יעל) в настоящее время является одним из самых распространенных женских имен в современном Израиль.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Истон, Мэтью Джордж (1897). Библейский словарь Истона (Новое и исправленное изд.). T. Nelson and Sons. Отсутствует или пусто | title =
()
.