Джаэль

редактировать
Джаэль или Яэль
Якопо Амигони 002.jpg Якопо Амигони, Иаэль и Сисера, 1739 г.
НациональностьКенеянин
Супруг (а)Хибер Кенит

Иаэль или Яэль (Еврейский : יָעֵל Яэль, что означает Козерог ) - женщина, упомянутая в Книге Судей в Еврейской Библии., как героиня, убившая Сисару, чтобы освободить Израиль от войск царя Иабина.

Содержание
  • 1 Семья
    • 1.1 Хебер Кенеянин
  • 2 Иаиль в Книге Судей
  • 3 Внебиблейские ссылки
  • 4 Комментарий
  • 5 Художественные изображения Иаиль
  • 6 В массовой культуре
  • 7 Как имя
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешний вид al links
Семья
Иаэль показывает Сисару мертвой, лежащей перед Бараком, Джеймс Тиссо, 1896-1902 гг.

Иаэль была женой Кенеянина Хевера. Кенеи были кочевым племенем, некоторые из которых жили в непосредственной близости от израильтян. В Библии упоминается ряд случаев смешанных браков; тесть Моисея, очевидно, был кенеянином, но неясно, был ли это Иофор. Кенеяне могли быть частью группы мадианитян.

Хевер Кенеянин

Хевер Кенеянин (חבר הקיני) был, согласно Книге Судей в Библии, потомок Рагуила, Мадианитянина, тестя Моисея. Он отделил себя и свою жену Иаиль от других кенеев и разбил их шатер на равнине Заанаима, что недалеко Кедеш на территории племени Неффалим. Хебер жил примерно в XII веке до нашей эры в долине Хула (в древности известной как Заанаим) на севере Израиля во времена израильских судей. По словам Джека Сассона, есть основания сомневаться в том, что события, описанные в Судей 4, когда-либо имели место.

Иаиль в Книге Судей

Дебора, пророчица и судья, советует Вараку мобилизовать племена Неффалима и Завулона на горе Фавор для битвы с царем Ханаана Иавином. Барак возразил, сказав, что пойдет, если она тоже. Дебора согласилась, но предсказала, что честь победить армию Джабина достанется женщине. Войско Иавина возглавлял Сисара (Суд. 4: 2). Армии встретились на равнине Эсдраэлон, где окованные железом колесницы Сисары столкнулись с грязью, вызванной ночным ливнем, из-за которого Вади Кишон вышла из берегов. Хананеи были разбиты, и Сисара бежал с места происшествия.

Лиможская эмаль мемориальная доска, 1550-75

Сисара пешком пришел к шатру Хевера на равнине Заанаима. Хевер и его семья были в мире с Иавином, царем Ханаана, который правил в Асоре. Иаиль, однако, сочувствовала израильтянам из-за двадцатилетнего периода жестокого угнетения, нанесенного им Иавином, его командиром Сисарой и его девятью сотнями железных колесниц. Иаиль (чья палатка была бы отдельно от палатки Хибера) пригласила Сисару в свой шатер и накрыла его одеялом. Поскольку он хотел пить, она дала ему кувшин молока. Измученный, Сисара лег и вскоре заснул. Пока он спал, Джаэль взяла молоток и вонзила ему в висок колышек для палатки, мгновенно убив его. В «Песне Деворы» (Суд. 5: 24-26) говорится:

Иаиль превозносится над женщинами,. превозносится над женщинами в шатре.. Он просил воды, она дала ему молоко;. Она принесла ему сливки в роскошном блюде. ​​. Она протянула руку к гвоздю,. свою правую руку к молотку рабочего,. И она поразила Сисару; она разбила ему голову,. Она прорвалась и пронзила его виски.

Ученые давно признали, что Песнь Деворы на основании лингвистических свидетельств (архаический библейский иврит) является одной из старейших частей Библии, относящейся к XII веку до нашей эры.

Внебиблейские ссылки
Гравюра Яна Саенредама, изображающая Иаэль, убивающую Сисеру

Псевдо-Филон относится к Иаэль в книге Liber Antiquitatum Biblicarum:

Теперь Иаиль сделала ставку в ее левой части. руку и подошел к нему, говоря: «Если Бог сотворит со мной этот знак, я знаю, что Сисара попадет в мои руки. Вот, я брошу его на землю с кровати, на которой он спит; и если он не почувствует это, я знаю, что он был передан ». И Иаиль взяла Сисару и столкнула его с постели на землю. Но он этого не чувствовал, потому что был очень вялым.

И сказала Иаиль: «Укрепи во мне сегодня, Господь, моя рука ради Тебя и твоего народа и тех, кто надеется на Тебя». Иаиль взяла столб, приложила его к его виску и ударила молотком.

И когда он умирал, Сисара сказал Иаиль: «Вот боль охватила меня, Иаиль, и я умираю, как женщина».

И Иаиль сказала ему: «Иди, хвастайся перед отцом твоим в аду и скажи ему, что ты попал в руки женщины».

Также есть ссылка на историю Иаиль в Джеффри Чосер Кентерберийские рассказы. Во время Пролога жены Бата, и во время обсуждения «книги wikked жен» своего пятого мужа, Чосер упоминает некоторых жен, которые «вбивают гвозди в свой мозг, / Пока они спят, и, следовательно, у них есть подол убит ".

Комментарий

Судей 4:17 говорится, что между хананеями и кланом Хевера был мир. Они были знакомы израильтянам благодаря связям Иофора с Моисеем, и их навыки работы с металлами приветствовались везде, где они располагались лагерем. Обе стороны конфликта сочли бы кенитов нейтральной стороной. К.Е. Шенк отмечает, что Сисара была гостем Джаэль, «находилась в святилище своего дома и охранялась законами гостеприимства ». Согласно Герберту Локкеру, она могла действовать из практической необходимости. Сисара бежал, а Барак преследовал. Было бы неразумно позволить Бараку найти Сисару в ее шатре. Она также знала, что Сисара будет убит в случае захвата, поэтому она убьет его и таким образом укрепит дружбу с победителем. Библейские комментарии рассматривают Иаиль либо как героиню, либо как кого-то гораздо менее. Ньюсом и Риндж считают ее выжившей, вовлеченной в политику мужа. Параллели между подробностями действий Джаэля и убийством Эглона Эхудом привели ван Вейк-Боса к тому, чтобы предположить, что Иаэль убивает Сисеру аналогично тому, как его армия-завоеватель использовала изнасилование.

Христианские теоретики морали в эпоху Возрождения широко ссылались на Иаэль в качестве примера тираноубийства.

Художественные изображения Иаэля
Иаэля и Сисары, сделанные Артемизией Джентилески.

Средневековые изображения Иаэля, в основном иллюминированные рукописи, изображали ее как защитник Израиля и прообраз Девы Марии. Это можно увидеть в Библии Ставло, Speculus Darmstadt, а также в нескольких других текстах. Когда ее не показывают в процессе убийства Сисары, она носит свой молот, а иногда и шип, что позволяет легко ее идентифицировать.

В эпоху Возрождения эта тема является одной из наиболее часто изображаемых в топосе Сила женщин с другими библейскими женщинами, одержавшими победу над мужчинами, такими как Юдифь или Далила. Здесь она использовалась, чтобы показать риск для мужчин, следующих за женщинами, в группах, включающих положительные фигуры и сцены, такие как Юдифь, обезглавливающая Олоферна, но в основном те, в которых женщины изображаются как сверхмощные, такие как Филлис верхом на Аристотеле, Самсоне и Далиле, Саломее и ее матери Иродиаде и идолопоклонстве Соломона. Более того, Джаэль была включена в наборы для женщин Девять достойных, такие как гравюры Ханса Бургкмайра. Дамы иногда предпочитали рисовать свои портреты в образе Иаиль, преобразование достигается путем удерживания молотка и шипа.

В период барокко Иаэль продолжала оставаться сексуальной фигурой в искусстве. Работы Грегорио Лаццарини и Артемизия Джентилески - два примера привлекательной Джаэль, изображенной в акте убийства своего врага.

Джаэль изображена во французском немом фильме Джаэль и Сисера (1911), режиссер Анри Андреани.

В популярной культуре
Мозаика на Успенская церковь в Иерусалиме Портрет венецианской еврейки с атрибутами Иаэля, около 1500 г., по Бартоломео Венето
  • Роман Энтони Троллопа Последняя Хроника Барсета содержит подсюжет, в котором художник Конвей Далримпл изображает наследницу Клару Ван Сивер в образе Джаэля, вбивающего «гвоздь» в голову Сисеры.
  • В PG Вудхаус в романе Кодекс Вустеров, рассказчик Берти Вустер упоминает Джаэля в описании симптомов похмелья, которые он испытывает: «Действительно Незадолго до того, как Дживс вошел, мне снилось, что какой-то баундер вонзил мне в голову шипы - не просто шипы, как у Иаэль, жены Хевера, но раскаленные ».
    • Берти также упоминает «Иаэль, жену Хевера» в Райт Хо, Дживс : «Ну, как я уже сказал, посмотрите на Иаэль, жену Хевера. Даг засовывает шипы в кокос гостя. пока он спал, а затем начал бродить по месту, как Девушка-Гид. Неудивительно, что они говорят: «О, женщина, женщина!»
    • Вудхаус также упоминает «Иаэль, жену Хевера» в Галахад в Бландингсе. Когда Типтон Плимсолл качает головой, рассказчик замечает: «Бывают случаи, когда покачивание головой создает иллюзию, что человек встретил Иаэль, жену Хибера, вызвал ее недовольство и заставил ее начать свой знаменитый распорядок».
    • Вудхаус также упоминает «Иаэль, жену Хибера» в Cocktail Time, когда Фредерик Твистлтон описывает лицо члена Клуба дронов с «... выражением экстаза и восторга, такого как Джаэль, жена Хебера, должно быть, носила его, когда собиралась забить бразильский орех в голову Сисары... ».
    • « Иаэль, жена Хевера »также появляется в Маленьком холостяке. Когда Джордж Финч впервые встречает свою будущую свекровь, она неодобрительно смотрит на него. «Это был тот взгляд, который Сисара мог бы удивить в глазах Иаэль, жены Хебера, если бы он случайно поймал его непосредственно перед тем, как она начала работать с шипом».
  • Обладатель Букеровской премии В КАЧЕСТВЕ Сборник рассказов Байатта 1998 года «Элементалы: Истории огня и льда» содержит рассказ под названием «Иаэль», который неразрывно связан с библейской историей Иаэль.
  • часовая радиодрама, Масло в роскошном блюде (1948), Агата Кристи заставляет своего главного героя допить кофе адвоката; раскрыв свою истинную личность, она забивает гвоздь ему в голову.
  • Центральное изображение романа Ариты ван Херк «Колышек для палатки» относится к истории Джаэля и Сисеры.
  • Глава в книге Мартина Шугермана «Отражение: военный вклад британских евреев во Вторую мировую войну» (Валентин Митчелл, 2010) озаглавлена ​​«Дочери Яэль: две еврейские героини ЗП». Автор использует это имя, чтобы проиллюстрировать отвагу ATS Дениз Блох и WAAF Мюриэль Бик из Special Operation Executive, которые были убиты в бою, действовавшим в тылу Германии. во Франции.
  • Часть книги Лорел Тэтчер Ульрих «Хорошие жены» называется «Джаэль».
  • Группа христианского металкора Oh, Sleeper имеет песню под названием "Hush Yael" в их альбоме Children of Fire.
  • Showtime Original Series WEEDS с участием персонажа Яэль Хоффман (Мейталь Дохан) в 2006 году. Энди Ботвин (Джастин Кирк) идет в раввинскую школу, чтобы избежать военной службы, где он встречает Яэль Хоффман. В одном из эпизодов она рассказывает ему библейскую историю своего имени.
  • Стивен Винсент Бенет в своем стихотворении «Тело Джона Брауна» упоминает Иаэль и ее гнев на врага, «когда горячие сухие руки стали искать гвоздь».
  • В Пробуждении мертвых s4ep1 «В глазах Господа» совершается серия убийств, в которых жертва прижимается к полу большим гвоздем в голове. Библейское значение этого акта исследуется в процессе раскрытия убийств.
Поскольку имя

"Яэль" (יעל) в настоящее время является одним из самых распространенных женских имен в современном Израиль.

Ссылки
Источники

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Истон, Мэтью Джордж (1897). Библейский словарь Истона (Новое и исправленное изд.). T. Nelson and Sons. Отсутствует или пусто | title =()

Дополнительная литература
  • Энциклопедия мировых религий Вордсворта. Ware: Wordsworth Edictions, 1999; sv " Jael "
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-24 12:01:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте