Лиможская эмаль

редактировать
Мученичество святого Томас Бекет, champlevé, 1180-е годы (фрагмент) Деталь гризайли расписной тарелки с Похищением Европы, Жан де Кур, ок. 1560; полное изделие

Лиможская эмаль производилась в Лиможе, на юго-западе Франции, на протяжении нескольких столетий до настоящего времени. Есть два периода, когда он имел европейское значение. С XII века по 1370 год существовала крупная промышленность, производившая металлические предметы, украшенные эмалью с использованием техники выемчатой ​​, из которых большинство сохранившихся (оценивается примерно в 7500 штук) и, вероятно, Большая часть оригинальной продукции - это предметы религиозного назначения, такие как реликварии.

Спустя столетие индустрия возродилась в конце 15 века, теперь специализируясь на технике росписи эмали, и в течение нескольких десятилетий создавала довольно более светские, чем религиозные произведения. В французском Возрождении это был ведущий центр с несколькими династическими мастерскими, которые часто подписывали или штамповали свои работы. Роскошные предметы, такие как тарелки, мемориальные доски и кувшины, были расписаны изысканным маньеристским украшением сцен с изображениями фигур, которые на сосудах были окружены замысловатыми рамками.

В оба периода самые крупные произведения включают сюжетные сцены. Они иллюстрируют стили соответствующих периодов. В средневековой выемке действие просто и прямо показано несколькими фигурами с узорчатым фоном. В произведениях, написанных маньеристами, многочисленные фигуры и подробные фоны имеют тенденцию подавлять активность основных фигур.

Евхаристический голубь в выемке, начало 13 века

После упадка примерно с 1630 года, а затем конкуренции со стороны фарфора, высококачественное производство возродилось в середина 19 века, и перенял ар-нуво и другие современные стили при относительно небольшом производстве.

Содержание

  • 1 Средневековая выемчатая эмаль
    • 1.1 Техники
    • 1.2 Рост
    • 1.3 Использование
  • 2 Ренессансная окрашенная эмаль
    • 2.1 Стиль и техника
    • 2.2 Художники
    • 2.3 Использование
    • 2.4 Сбор истории
  • 3 Примеры
    • 3.1 Лиможский крест
    • 3.2 Spitzer Cross
    • 3.3 Лиможская шкатулка-реликварий
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Средневековая выемчатая эмаль

Лимож циборий с выемчатой эмаль и центральный ободок псевдокуфическим письмом, около 1200 г. Панель с эмалевыми фигурами и позолоченным фоном вермикулированная, 1170-е гг.

Лимож уже была самой большой и известной, но не самой качественной европейской торговой точкой. производство шамплеве стекловидной эмали к XII веку; его произведения были известны как Opus de Limogia или Labor Limogiae. Основными конкурентами города на рынке, ориентированном на разумные цены, были мастерские северной Испании, и работы в Лиможе с самого начала обнаруживают признаки испанского и исламского влияния; Было высказано предположение, что между двумя регионами было перемещение рабочих. Более поздний вермикулированный стиль и псевдокуфические границы являются двумя примерами такого влияния. На некоторых из ранних эмалевых изделий из Лиможа изображена полоса, написанная псевдокуфическим шрифтом, которая «была повторяющимся элементом орнамента в Лиможе и долгое время использовалась в Аквитании».

Champlevé бляшки и «шкатулки "или реликварии на меди в конечном итоге стали почти массовым производством и доступными для приходских церквей и дворянства. Однако самые качественные выемчатые работы были получены из долины Мосан, в таких произведениях, как Триптих Ставло, а затем эмальеры Basse-taille из Парижа Сиена и другие лидеры рынка эмали, часто с базами из драгоценных металлов; почти все эти куски в какой-то момент переплавились. Но Лимож все еще получал заказы на важные предметы для соборов или королевских покровителей, особенно в 12 и 13 веках, и был доступен ряд качественных работ. Промышленность уже находилась в упадке к 1370 году, когда жестокий разграбление города после осады Лиможа англичанами во главе с Эдуардом Черным принцем положило конец этому. К тому времени ювелиры в крупных центрах в основном обращались к другим техникам, таким как басс-тайл.

Техники

Лиможская эмаль обычно наносилась на медную основу, но также иногда на серебре или золоте. Сохранение часто превосходно из-за прочности используемого материала, и более дешевые Лиможские работы с медью выживают гораздо быстрее, чем изысканные работы с драгоценными металлами, которые в какой-то момент почти все были переработаны для изготовления материалов. Части, не покрытые эмалью, обычно позолочены ; было два основных стиля. В первом, более распространенном, но появившемся только около 1200 г., фигуры были позолоченными и часто, по крайней мере частично, в рельеф, в то время как фоны были в основном в цветных эмалях. В другом это было перевернуто, и фигуры были эмалированными на позолоченном фоне.

Позолоченные области также были отмечены резкими линиями, изображающими лица и одежду фигур или узоров на заднем плане (последний известный как вермикулированный стиль). Части часто украшались драгоценными камнями, как правило, имитацией эмали или стекла в сохранившихся предметах, а разноцветные круглые украшения на многих фонах можно рассматривать как имитацию драгоценных камней. Примерно с 1200 года преобладающим цветом в палитре Лиможа был синий с золотом позолоченных участков. В средневековом искусстве синий цвет был общеизвестно дорогим в других средах, таких как живопись, но относительно легко достигался как в эмали, так и в витражах, производители которых в полной мере воспользовались этим.

Более мелкие рельефные элементы в основном изготавливались путем штамповки в штампах, несущих дизайн таких деталей, как головки фигур, которые в остальном являются плоскими; там, где целые фигуры рельефны, они обычно сделаны из отдельного куска меди, который сначала выталкивают сзади, чтобы придать грубую форму, а затем обрабатывают лицевую часть. Они прикреплялись к основной детали медными заклепками, круглые головки которых обычно хорошо просматриваются. В некоторых изделиях, особенно в таких, как головки посоха с трехмерной формой, одинаковой с двух сторон, все тело было забито в металлические матрицы, несущие этот рисунок. Тогда, скорее всего, обе стороны были спаяны вместе.

Рост

Рост промышленности Лиможа и ее репутация в XII веке, по-видимому, во многом были обязаны Великому городу, монашеский орден, чей материнский дом Грандмонта находился за городом. Орден быстро рос после смерти его основателя, святого Стефана де Мюре в 1124 году, и ему покровительствовал король Генрих II Английский. Больше не думают, что в самом аббатстве Грандмонт была эмальерная мастерская; вместо этого покровительствовали светским мастерским Лиможа. У ордена было мало земли и он был беден, равно как и его суровые правила, на первый взгляд препятствовавшие тратить на искусство; в нем не использовалась монументальная скульптура. Тем не менее, эмали отправляли в новые дома, возникающие, в основном, во Франции.

Папа Иннокентий III (1198–1216), дважды посетивший Грандмон, заказал Лиможскую работу для Рима: реликварий для его титульной церкви и работы для святыни Святого Петра в Базилике Святого Петра, фактически самой престижной обстановке в Западной церкви. 4-й Латеранский собор, созванный Иннокентием, определил, что лиможская эмаль подходит для одного из двух пиксов, которые должна иметь каждая церковь (хотя это не считалось подходящим материалом для чаш, которые католические предписания до сих пор обычно требуют, чтобы они были покрыты, по крайней мере, драгоценным металлом).

Другими факторами, способствовавшими распространению репутации Лиможа, было то, что Лимож был главным паломником путь в Сантьяго-де-Компостелла, а также находился под покровительством тамплиеров. Части были подарены в Царствах крестоносцев Святой Земли и Скандинавии, и были сохранены в Новгороде в Россия.

Использует

реликварий Chasse с Трех Королей, гр. 1200.

Помимо шкатулок, которые составляли такую ​​большую часть производства на протяжении всего периода, было много других типов предметов, изготовленных из лиможской эмали. Те, которые предназначены для церковного использования, имели больше шансов на выживание, и в начале периода, вероятно, преобладали. Некоторые типы предметов, такие как подсвечники, которые обычно небольшие с уколом, и декоративные медальоны для сундуков, обычно имеют светское или нейтральное оформление и, вероятно, делались одинаково для обоих рынков. В более поздний период другие предметы могут иметь отчетливо светский декор, например, рыцарские сцены сражающихся рыцарей или более редкие сцены изысканной любви. Обложки религиозных книг (или сокровищницы ) на протяжении всего периода изготавливались в большом количестве, обычно в виде пар бляшек, которые редко сохранились вместе; Бог Отец и Распятие Христа - общие сюжеты.

Другие предметы, которые появляются в лиможской эмали гораздо чаще, чем в другом религиозном искусстве того периода, включают жизнь святой Валерии Лиможской, местной героини, а также мученичество святого Томаса Беккета, чей культ активно продвигался церковью после его смерти, включая распространение вторичных реликвии (части его одежды, пропитанные разбавленной кровью) по всей Европе. То, что существует более двадцати лиможских часов, показывающих историю Трех Волхвов, немного озадачило искусствоведов. Их мощи были «перенесены» из Милана в Кельн в 1164 году, и было высказано предположение, что части каменной кладки старой святыни в Милане были доступны в качестве реликвий. В подобных предметах, с множеством сохранившихся примеров, изображения часто очень похожи или распадаются на группы, предлагая общие дизайны и, возможно, разные мастерские, использующие те же образцы.

В XIII веке на верхушках элитных гробниц была мода на эмалированные и металлические панели с изображением умершего, часто рельефным. У двух детей святого Людовика IX (1214–1270), которые умерли молодыми, были такие гробницы в аббатстве Ройомон за пределами Парижа (сейчас в базилике Сен-Дени ), и записано несколько гробниц епископов и знати; немногие пережили Французскую революцию. Это было частью тенденции к тому, чтобы работы позднего Лиможа становились все более скульптурными, часто с небольшими штрихами эмали. Число светских предметов или тех, что сохранились, увеличилось в более поздний период, в том числе подсвечники, медальонные таблички для украшения сундуков и других вещей, а также чаши для церемониального мытья рук, которые приходили парами, слуги обливали руки из одного.

Ренессансная роспись эмалью

Мастер Орлеанского триптиха, Балтиморского триптиха; Благовещение с пророками Давидом и Исайей, ок. 1500 Роспись мемориальной доски, ок. 1530, с Венерой, Юноной и Энеем, мастером Энеиды, 1530-е

Техника росписи эмалью появилась в середине 15 века, возможно, впервые в Нидерландах, вскоре за ней последовал Лимож во время правления Людовика XI (1461–1483). Первый значительный мастер, которого зовут Монваэрни или Псевдо-Монваэрни, как теперь известно, основано на неправильном прочтении надписи, работал в последние десятилетия века. За ним последовали неизвестные художники, названные «Мастером триптиха Людовика XII», по произведению из Музея Виктории и Альберта, и «Мастер Орлеанского триптиха», создавший ряд религиозных произведений. примерно до 1515 г. в стиле, основанном на живописи прошлого века. Они были слишком маленькими для церквей и, очевидно, использовались для частных молитв, возможно, особенно для частых путешественников.

Эта техника процветала в различных мастерских Лиможа на протяжении 16 века, пользуясь привилегиями короля, которые давали ей почти монополию во Франции.. Кроме того, со времен Людовика XI возможность получить титул мастера в гильдии эмальеров была ограничена королевскими указами лишь у нескольких семей. Эмали производились в мастерских, которые часто сохранялись в одной семье в течение нескольких поколений, и часто подписывались эмалью или идентифицировались, по крайней мере, в семье или мастерской, по штампам на обратной стороне панелей, а также style.

По крайней мере, изначально это были объекты очень высокого статуса для изысканного вкуса придворных и других богатых коллекционеров, причем богатые горожане добавляли к клиентской базе с 1530-х годов по мере расширения отрасли. В отличие от средневекового Лиможского шамплеве, эти эмали предназначались для рынка, в основном ограниченного Францией, хотя некоторые изделия были заказаны из Германии. В то время как средневековая выемка Лиможа конкурировала с рядом других центров по всей Европе, в 16 веке действительно не было другого города, производящего какое-либо количество больших живописных эмалей в стиле маньеризма. Некоторые части муранского стекла были частично окрашены в аналогичном стиле.

К 1580 году этот стиль, кажется, вышел из моды, и Бернар Палисси, создатель дополнительного стиля в керамике, писал, что «их искусство стало настолько дешевым, что они едва могут зарабатывать на жизнь". Производство продолжалось до 17 века, но в первые десятилетия его качество ухудшалось. В XVIII веке роль предметов роскошной эмалированной посуды в значительной степени уступила место европейскому фарфору, но после некоторых технических усовершенствований эмалевая роспись стала широко использоваться для небольших портретных миниатюр, до этого английская эксцентричность. Они были нарисованы во многих крупных городах, где были клиенты, и Лимож играл лишь незначительную роль. Лимож также был активным центром росписи фаянса, а позже лиможского фарфора.

Стиль и техника

Новая техника позволила создать изделия, расписанные с помощью высокодетализированных фигуративных сцен или декоративных схем. Как и в случае с итальянской майоликой, на которую в некотором смысле расписанная эмалью Лиможа была запоздалым французским ответом, образы, как правило, были взяты из классической мифологии или аллегории, хотя и включают религиозные сцены, часто из древних времен. Завещание. Многие мастера становились гугенотами (французскими кальвинистами ) на протяжении столетия, и новые печатные морализаторы Библии с иллюстрациями Бернара Саломона и других, сделали доступным большое количество повествовательных сцен, которые ранее не были широко известны.

Деталь эмалированной посуды, Лимож, середина XVI века, приписываемая Жану де Курту (помечена буквой «IC» в центре), Waddesdon Bequest, Британский музей

Композиции в основном были взяты с немецких, французских или итальянских гравюр, особенно для больших сцен с большим количеством фигур. Границы на более крупных предметах очень сложны и используют весь спектр маньеристского орнамента, распространенный принтами орнаментов и другими моделями. Много ремня, а фантастические гротески часто подвергаются комической обработке. Веселые гротески, изображенные справа, находятся на оборотной стороне большого блюда, на лицевой стороне которого изображено яркое изображение разгрома армии фараона в Красном море. Оба дизайна очень похожи, но не копируются в точности, в произведениях из других коллекций, в частности, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Рисунки также основаны на гравюрах, но адаптированы эмальерами для своих изделий.

Введение, около 1530 года, стиля гризайль, с большей частью композиции в черно-белых тонах, может показаться удивительным в среде, которая обычно полагалась на ее влияние на широкий диапазон ярких цветов, которые могли быть сопоставлены только керамикой в ​​других средах, таких как изделия из металла, в которых были изготовлены похожие предметы. Часто использовались приглушенные другие цвета, особенно золотой и розовый для тела. Возможно, на это оказали влияние черно-белые принты, из которых был сделан дизайн, и стиль, вероятно, было намного легче использовать. Области гризайля обычно наносились путем обжига слоя «черной» эмали, на самом деле обычно очень темного тутового цвета, иногда очень темно-синего, затем добавляя слой белого и частично стирая его перед обжигом. еще раз. Затем можно добавить блики белого, золотого или других цветов. Изделия гризайли преобладали в производстве примерно в период между 1530 и 1560 годами, а затем продолжали производиться наряду с полихромными. Утверждалось, что эти предметы были «темными и мрачными, отражая пессимизм, преобладавший во время Реформации».

Эмали по-прежнему наносились на основы из медных листов; в конструкции сложных трехмерных форм, часто используемых в настоящее время, нельзя использовать припой , который не выдерживал бы температуру обжига. Обратную сторону листов также нужно было покрыть эмалью, даже там, где они были бы невидимы, чтобы уменьшить коробление во время обжига; эта невидимая эмаль называется «контрмалью» и использовала отходы окрашенных сторон. Техника требовала (если не в гризайле) многократных обжигов при строго контролируемых температурах для обжига различных цветов, хотя фактически необходимое количество обжигов стало предметом споров в последние десятилетия. Ранние авторы утверждали, что до двадцати было заявлено, но максимум восемь или девять теперь кажется более вероятным. Ртуть-позолота использовалась для золотых участков, что очень часто встречается в приграничных районах; этот и некоторые другие цвета были обожжены лишь ненадолго, как заключительный этап.

Подпись «Сюзанна Корт» на зарядном устройстве

Художники

Учитывая королевские привилегии, мастерские по эмали как правило, остаются в семье, а также довольно плохо документированы по сравнению с художниками; различные подписи и монограммы на произведениях дали историкам искусства повод для споров. Клейма на металлических рамах или оправе могут быть полезны при указании дат. Леонар Лимузен был самым известным из семи художников по эмали из семьи Лимузен, чьи подписанные и датированные работы простираются с 1532 по 1574 год. Семья Корт / де Кур, вероятно, включала большую часть Жана Корта (активный 1550-е годы), Жан де Кур (активный 1560-е и 1570-е годы, также успешный художник-портретист маслом), Сюзанна де Кур, возможно, активный 1570-1620-е годы, и Пьер Курти (или Куртуа), подписывавший работы с 1550 по 1568 год. Семьи Пенико, Лауден и Реймонд или Раймон (Пьер Реймон ) также были выдающимися эмелистами, Лаудены особенно выдались в 17 веке, поскольку «последняя искра» Лиможской традиции.

Tazza by Pierre Reymond

Некоторые из этих подписей (обычно на самом деле просто инициалы) могут представлять «от фирмы / мастерской», а не « нарисовано". Некоторые отдельные художники по эмали также известны по определенным работам, а другие приписываются им на основе их стиля; Иллюстрация здесь из серии по Энеиде, написанной «Мастером Энеиды», который сделал большой набор мемориальных досок около 1530-х годов, 74 из которых сейчас широко разбросаны по различным коллекциям. Они копируют композиции иллюстраций гравюры на дереве, впервые использованные в издании работ Вергилия, опубликованных в Страсбурге в 1502 году, а затем повторно использованных в Лионе. издания 1517 и 1529 гг.; В них было 143 иллюстрации к «Энеиде», и ни одна из последних трех книг не сохранила эмалевых версий. Возможно, они украшали небольшой кабинет, обшитый деревянными панелями, как в кабинете эмо, принадлежащем королеве Екатерине Медичи после ее смерти в 1589 году, с небольшими эмалевыми портретами.

Серия «Энеида» отражает по существу готический стиль скопированных гравюр на дереве, но, вероятно, они были сделаны, когда Леонар Лимузен уже находился на службе у короля. Его знакомство с итальянским стилем Первой школы Фонтенбло, вероятно, было ключом к быстрому принятию утонченного стиля маньеризма художниками Лиможа, где он господствовал до конца века..

Использование

Эмали изготавливались в качестве предметов, таких как подсвечники, тарелки, сосуды и зеркала заднего вида, а также в виде плоских бляшек для использования в других предметах, таких как шкатулки. Хотя они очень часто были сделаны в форме для подачи еды и напитков, данные свидетельствуют о том, что они обычно не использовались для этого, а хранились среди других предметов искусства в приемных. Как и в случае со средневековой эмалью, хотя некоторые изделия явно делались на заказ, другие, вероятно, делались на склад для продажи или распределения на рынке. Значки на шляпах стали популярными по мере расширения индустрии и клиентуры; великие люди предпочитали для них традиционные украшения.

Самым крупным трехмерным предметом, который сохранился до наших дней, является гризайльный «настольный фонтан» высотой 490 мм в поместье Ваддесдон в Англии, датированный 1552 годом, предположительно созданный для Диана де Пуатье, любовница Генриха II Французского. Однако это может быть «составной» предмет, сделанный в 18 и 19 веках из ряда предметов 16 века, и с добавленными объединенными инициалами Генри и Дианы.

Шкатулка Сивиллов в Waddesdon Bequest в Британском музее (одна из лучших коллекций и всегда демонстрируется) представляет собой сложную небольшую запирающуюся шкатулку с рамкой из позолоченного серебра и драгоценных камней, украшенную гризайлью. панели с оттенками золота и телесного цвета. Он олицетворяет утонченный придворный вкус примерно 1535 года и, вероятно, предназначался для женских драгоценностей. Большинство таких наборов эмалевых вставок утратили те оправы, для которых они предназначались, но многие сейчас находятся в заменяющих оправах, добавленных парижскими дилерами во второй половине XIX века.

Собирая историю

После долгого периода, когда их было очень мало, интерес к расписным Лиможам возродился в первой половине 19 века, как часть общего возрождения эпохи Возрождения. Вкус рос до конца века, когда Париж служил основным рынком для сбора образцов из замков, при необходимости возделывая их с обычной смелостью 19-го века и продавая их все более международной группе очень богатых коллекционеров. Приобретенные для ремонта навыки привели к некоторым откровенным подделкам. Искусствоведы начали реконструировать имена и биографии, скрывающиеся за запутанными свидетельствами из подписей и стилей, а также подделок керамики из Франции и Англии.

С середины века большие группы были включены в соответствующие выставки в Париже и Лондонские, а затем и частные коллекции в основном перешли в музеи; «важные коллекции лиможских эмалей сегодня находятся в десятке музеев»:

Примеры

Лиможский крест

Этот кусок - центральная доска с креста »первой трети 13 века. Сейчас она находится в Сан-Франциско Почетного легиона. Необработанная часть позолочена для обрамления эмалированных частей. Этот крест был вероятно, использовался в аббатстве Сен-Марсьяль, вероятно, как процессионный крест.

Крест Спитцера

Крест Спитцера - это распятие, изготовленное ок. 1190 в Лиможе, Франция, мастером , известным как «Мастер Королевской мастерской Плантагенетов». Работа сделана из меди, выгравирована и позолочена, и инкрустирована выемчатая лиможская эмаль с оттенками синего, зеленого, желтого, красного и белого цветов и изображает Христа на кресте. Возможно, он был выполнен как крестный ход для аббатство Грандмонт : похожие кресты хранятся в других коллекциях нс, в том числе Метрополитен-музей.

Лиможская шкатулка-реликварий

Эта шкатулка-реликварий изображает сцены смерти Томаса Бекета. Святой Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, был убит в Кентерберийском соборе в 1170 году, предположительно по желанию короля Англии Генриха II. Беккет был канонизирован как святой через три года после его убийства, и сцены из жизни и смерти Томаса Беккета очень быстро стали популярными источниками вдохновения для художников Лиможа, которые хранятся на более чем 45 гробах, сохранившихся до наших дней. Сейчас он находится в Почетном легионе Сан-Франциско в галереях средневекового искусства.

Гроб Бекета в Лондоне (показан вверху) - еще один пример Лиможа; это самая большая сохранившаяся шкатулка Бекета и, возможно, самая старая. Возможно, это было сделано всего через десять лет после убийства Беккета.

См. Также

Примечания

Ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с лиможской эмалью.
  • Кэмпбелл, Мэриан. Введение в средневековые эмали, 1983, HMSO для Музея Виктории и Альберта, ISBN 0112903851
  • Кароселли, Сьюзен, Расписные эмали Лиможа: a каталог коллекции Музея округа Лос-Анджелес, 1993, LACMA / Thames Hudson, ISBN 0500974063
  • "Grove": GH Byrom and Bet McLeod. "Лимож", Grove Art Online, Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Интернет. 24 января 2017 г. требуется подписка
  • Ласко, Питер, Ars Sacra, 800–1200, Penguin History of Art (ныне Йельский университет), 1972 (номер, 1-е изд.) ISBN 9780140560367
  • «NGA», Дистельбергер, Рудольф (редактор), Западное декоративное искусство: средневековье, ренессанс и стили историзации, включая изделия из металла, эмали и керамику, коллекции Национальной галереи искусств, 1993, Национальная галерея искусств (США), Том 1 серии систематических каталогов Национальной галереи искусств, ISBN 9780521470681, google books
  • О'Нил, Джон Филип (редактор), Enamels of Limoges: 1100–1350, Musée du Louvre, Музей Метрополитен (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 1996, ISBN 9780870997587, полный просмотр онлайн
  • Осборн, Гарольд (редактор), «Эмаль» в «Оксфордском компаньоне декоративного искусства», 1975, OUP, ISBN 0-19-866113 -4
  • Рейтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том II: Взлет и падение цен на предметы искусства с 1750 по 1963 год, Барри и Роклифф, Лондон
  • Шварц, Сельма, The Waddesdon Companion Guide, 2005, Waddesdon Manor
  • Тейт, Хью, The Waddesdon Bequest, 1981, British Museum Publications, ISBN 978-0-7141-1357-9
  • Торнтон, Дора, Возрождение Ротшильдов: The Waddesdon Bequest, 2015, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2345-5
  • Винсент, Клэр, в коллекции Роберта Лемана: Декоративное искусство. XV (Том 15 коллекции Роберта Лемана, Метрополитен-музей; несколько авторов), 2012, Метрополитен-музей, ISBN 978-1-58839-450-7, книги Google

Дополнительная литература

  • Хигготт, Сьюзен. Коллекция Уоллеса: Каталог стекла и росписи эмалей Лиможа. Лондон: Коллекция Уоллеса (2011) ISBN 978-0-900785-85-6
Последняя правка сделана 2021-05-27 09:58:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте