Иренизм в Христианское богословие относится к попыткам унифицировать христианские апологетические системы, используя разум в качестве важного атрибута. Слово происходит от греческого слова ειρήνη (эирен), означающего мир. Это концепция, связанная с общинным богословием и противоположная твердым разногласиям, которые могут вызвать неизбежное напряжение или трение, и основывается на идеалах пацифизма. Сторонники иренизма осознают важность единства в христианской церкви и заявляют о единстве всех христиан под властью Христа.
Дезидериус Эразм был христианским гуманистом и реформатором в том смысле, что он контролировал злоупотребления священнослужителей, уважал внутреннее благочестие, считал разум таким же значимым в богословии, как и в других отношениях. Он также продвигал идею о том, что христианство должно оставаться под властью одной церкви, как в богословском, так и в буквальном смысле; под корпусом католической церкви. С его времени иренизм постулировал устранение конфликтов между различными христианскими верованиями посредством посредничества и постепенного объединения богословских различий. Эразм много писал на темы, связанные в целом с миром, и иренический подход является частью структуры его мысли, как в отношении теологии, так и в отношении политики:
Несмотря на частоту и остроту полемики, направленной против него, Эразм продолжал..... практиковать своего рода дискурс, который является критическим и ироничным, но в то же время скромным и иреничным.
Некоторые важные иренические вклады Эразма помогли продвинуть гуманистическое рассмотрение тем мира и религиозного примирения; в их число входят Inquisitio de fide (1524 г.), опровергающая мнение папы о том, что Мартин Лютер был еретиком, и De sarcienda ecclesiae concordia (1533 г.). У Эразма были близкие соратники, разделяющие его взгляды (Юлиус фон Пфлуг, Кристоф фон Штадион и Якоб Циглер ), а с католической стороны за ним последовал Джордж Кассандр и Георг Витцель.
Однако влияние Эразма было ограничено фактическим исключением его работ из таких стран, как Франция, с 1525 года, по крайней мере, в открытом доступе; хотя они действительно появлялись во многих формах и переводах. Джеймс Хаттон говорит о «тайном способе, которым пропаганда мира Эразма достигла французской общественности».
Франциск Юний опубликовал в 1593 году Le paisible Chrestien, аргументирующий религиозную терпимость и экуменизм. Он обратился к Филиппу II Испанскому, используя аргументы, взятые у французского политического деятеля государственного деятеля Мишеля де л'Опиталя и реформатора Себастьяна Кастеллио.
Иренические движения были влиятельными в 17 веке, и иренизм, например, в форме усилий Готфрида Лейбница по воссоединению католиков и протестантов, в некотором смысле является предшественник более современных экуменических движений.
«Пацифический экзамен по доктрине гугенотов» 1589 года, составленный Генри Констеблем, оказал влияние, например, на Кристофера Поттера и Уильяма Форбса. Ричард Монтегю восхищался Кассандром и Андреасом Фрициусом. Syllabus aliquot synodorum 1628 года представлял собой библиографию литературы о религиозном согласии, составленную Жаном Хотманом, маркизом де Виллерс-Сен-Полом десятилетиями ранее и опубликованную Гуго Гроциусом с использованием псевдоним «Феодосий Ириней» с предисловием Матиаса Бернеггера.
. Однако для умеренных и даже иренических писателей с католической стороны было достаточно типичным обнаружить в этот период, что их аргументы были обращены против католицизма. Этот стиль аргументации развился в Англии от Томаса Белла и особенно Томаса Мортона. Это привело к Томасу Джеймсу добыче полезных ископаемых Маркантонио де Доминис и Паоло Сарпи и попыткам заявить о своих правах на Витцель в протестантской традиции; к аргументам галликанизма, которые приветствуются, но также рассматриваются как особо коварные; и иренист, такой как Фрэнсис а Санкта Клара, подвергся сильной атаке со стороны твердых кальвинистов. Горстка протестантских писателей, убежденных в своем иреническом подходе к католикам, включала Уильяма Ковелла и Томаса Дава.
Яков I в Англии считал, что Заказанный им перевод Библии может привести к некоторому примирению между английскими протестантскими религиозными фракциями и доказать наличие иреникона. Греческое ἐιρηνικόν (eirenikon) или мирное предложение также рассматривается как irenicum в его латинской версии.
Появилась иреническая литература, относящаяся к разделениям внутри протестантизма, особенно в течение двадцати лет после Вестфальского мира. Примеры, отмеченные заголовком:
Исаак Ньютон написал Irenicum (неопубликованная рукопись); он поддерживал широтную позицию в теологии, основанную на обзоре церковной истории.
Энтони Милтон пишет:
[экуменические историки] имеют тенденцию предполагать существование иренического «эссенциализма», в котором предполагается связь христианского единства с миром, терпимостью и экуменизмом. [...] Фактически, большинство мыслителей того периода считали религиозное единство хорошей идеей точно так же, как они считали грех плохой идеей. Проблема заключалась в том, что, конечно, разные люди хотели иренизма на разных условиях. [...] Различные интерпретации иренизма могли иметь прямые политические последствия, что сделало риторику христианского единства важным инструментом в политических конфликтах того периода.
Именно в этом свете он комментирует преемственность иренистов: Эразм, Кассандр, Иаков Аконтий, Гроций, затем Джон Дьюри, который потратил много времени на предлагаемое примирение лютеран и кальвинистов.
Иреникал стал широко используемым прилагательным для разработки идеалистической и миролюбивой концепции, такой как теория демократического мира.
Ложный иренизм или ложный эйренизм - это выражение, используемое в некоторых документах католической церкви ХХ века с критикой попыток экуменизма, которые позволили бы искажать или затуманивать католическое учение. Документы, в которых используется этот термин, включают энциклику Humani generis, обнародованную Папой Пием XII в 1950 году, Указ Второго Ватиканского Собора 1964 года о экуменизме, Unitatis Redintegratio и послесинодальное апостольское увещевание Папы Иоанна Павла II 1984 г. Reconciliatio et paenitentia. Современные положительные примеры католического не ложного иренизма можно увидеть в Документе о человеческом братстве, совместном заявлении Папы Франциска и Шейха Ахмеда эль-Тайеба. и Папы Бенедикта XVI о просьбе католической церкви принять участие в праздновании 500-летия протестантской Реформации в 2017 году.