John Dury (1596 в Эдинбурге - 1680 в Касселе ) был шотландским кальвинистским министром и значительным интеллектуалом периода гражданской войны в Англии. Он приложил усилия для воссоединения кальвинистского и лютеранского крыла протестантизма, надеясь на успех, когда он переехал в Кассель в 1661 году, но ему это не удалось.. Он был плодовитым проповедником, памфлетистом и писателем.
Он был четвертым сыном изгнанного шотландского пресвитерианского священника Роберт Дьюри ; Джон вырос в Нидерландах, в Лейдене, посещая там университет. Он был в Кельне, в Валлонской церкви в 1624–1616 годах, а затем в Эльблонге (Эльбинг). Он был близким соратником Самуэля Хартлиба, уроженца Эльблонга, с которым он познакомился там, и разделял его интерес к образованию. Согласно Ричарду Попкину, другое ключевое влияние оказал Джозеф Мид, от которого Дьюри взял метод толкования писаний; эта интерпретация была подвергнута сомнению в недавнем исследовании, утверждающем, что Дьюри разработал свой «Анализ Писания» до знакомства с работами Мида. Находясь в Эльбинге, он перевел антитринитарный труд Самуила Пшипковского на английский.
С 1628 года Дьюри подал прошение Густаву Адольфу о помощи в деле протестантского единства. С 1630 по 1661 год он провел много времени в странствиях по Европе, работая за церковный мир между кальвинистами и лютеранами. Благодаря представлению от Хартлиба он также встретил Коменского, который также провел несколько лет в Эльбинге.
До 1633 года Дьюри пользовался англиканской поддержкой Джорджа Эббота. В том же году Аббат умер, и его заменил Уильям Лауд, с которым у Дьюри были гораздо более сложные отношения; Кристофер Хилл заявляет, что Лауду не нужны были усилия Коменского, Дьюри и Хартлиб воссоединит протестантов. Дьюри был рукоположен в 1634 году и отправился в Швецию при поддержке 38 английских пуритан. Взаимодействие Дьюри и Хартлиба в 1630-х годах сблизило их с Оливером Кромвелем через Оливера Сент-Джона (родственник по браку и друг) и проповедника Годманчестера Уолтера Уэллса, соседа.
Затем Дьюри много путешествовал по Северной Европе и был наставником Марии, принцессы Оранской в Гааге. У него была долгая, но безрезультатная встреча с Рене Декартом в 1635 году; также в Нидерландах он был сподвижником Адама Борила и Петруса Серрариуса и влиятельной фигурой.
В ключевой момент в английской и европейской политике Дьюри в августе 1641 года опубликовал «О церковной работе мира», призывая протестантов объединиться через национальные границы. Этот труд был посвящен его покровителю сэру Томасу Роу и был написан в 1638 году. В 1639 году виконт Мандевиль писал Дьюри в контексте того, что положение, в частности, немецких протестантов обсуждались и связывались с возможностью того, что английская и шотландская церкви могли организовать или выступить посредником в таком союзе.
В 1641 году Дьюри и Коменский приехали в Англию; приглашение было высказано в проповеди Джоном Годеном в 1641 году, в начале Долгого парламента. Сторонниками схемы по привлечению Коменского тогда были Джон Пим и лорд Брук, а также Мандевиль.
Дьюри дал известную проповедь в парламенте 26 декабря. Ноябрь 1645 года, Израиль призывает маршем из Вавилона в Иерусалим. Он получил официальное назначение в качестве наставника для младших детей Карла I; с 1646 г. они находились на попечении Алджернона Перси, 10-го графа Нортумберленда.
После окончания войны в Англии он выступал как за религиозную терпимость, так и за принятие парламентского режима. Он вызвал неудовольствие Вестминстерской ассамблеи, к которой он принадлежал, своей частью в публикации 1648 года (вместе с Хартлибом и Джоном Гудвином ) в переводе части теологического труда Satanae Strategemata of Иаков Аконтий о терпимости. Он призвал Рантера Абиезера Коппе к покаянию и помог в составлении его отречения. В мартовских и октябрьских брошюрах 1649 года он приводил аргументы в пользу поддержки парламента Рэмпа. Хилл ставит Дьюри вместе с Энтони Ашемом и Марчамонтом Недхэмом как продвигающую теорию о том, что парламент имеет законность, предоставленную Богом, потому что он обладает властью де-факто. Барбара Левальски называет аргументы Дьюри «гоббсовскими». Хилл считает, что провал плана Кромвеля по созданию единой протестантской церкви в Англии 1650-х годов положил конец экуменическим идеям Дьюри.
В 1652 году он перевел Джона Мильтона Eikonoklastes на французский как Eikonoklastēs, ou, Réponse au livre intitulé Eikon basilikē. В 1655 году Милтон процитировал письма Дьюри в его Pro se defensio contra Alexandrum Morum.
В 1654 году Оливер Кромвель послал его в качестве дипломата в Германию, Нидерланды и Швейцарию. В 1652/3 он путешествовал с Булстроудом Уайтлоком в Швецию.
Он также работал с Уайтлоком в качестве заместителя библиотекаря с 1649 года коллекции, восходящей к Джейн Ламли. Его книга 1650 года о библиотечном деле, которую иногда называют первой подобной работой, возникла благодаря его опыту в этой должности.
Дьюри встретил Манассия бен Исраэль в 1644 году и услышал от него отчет о предполагаемом открытии Антонио де Монтесиноса десяти колен в Америке . Дьюри написал в пользу проекта Hartlib Circle для колледжа иудаики. Парламент лоббировали для получения средств. Предложенными преподавателями были Иоганн Стефан Риттангел, Христиан Равий и Менассия бен Исраэль.
В 1649 году Дури обратился к Манассии с дополнительным запросом на тему Десяти колен: в результате чего была опубликована «Надежда Израиля». В 1650 г. в Америке появились евреи Томаса Торовгуда ; Дьюри прочитал его в рукописи и внес свой вклад в более поздние издания. Он включил информацию о караимах, к которым он проявлял особый интерес, из Риттангела.
Считается, что Дьюри был одним из тех, кто в окружении Кромвеля повлиял на решение разрешить евреям официально войти в Англию (изгнаны Эдуардом I). Он был осторожным автором брошюры 1656 г. «Дело совести: законно ли допускать евреев в христианское содружество», в которой он изложил определенные условия, которые евреи должны выполнить, чтобы быть принятыми (никаких богохульств, прозелитизма и т. Д.). На вопрос, заданный ему Хартлибом, относительно общей законности их приема, Дьюри ответил утвердительно; но с точки зрения целесообразности он считал, что обстоятельства, относящиеся к конкретному времени и месту, могут сделать их признание неразумным.
Долгие экуменические усилия Дьюри снискали ему имя как иреницист. Эту территорию он в какой-то мере разделял со своим современником Гуго Гроцием. Дьюри вступил в контакт с Гроцием через своего последователя (1603–1661). Эти отношения испортились, так как Дьюри приложил руку к увольнению Джонсона с должности капеллана Елизаветы, королевы Богемии, подозреваемой в социнианизме. По словам Тревора-Ропера,
Иреницизм и филосемитизм Дьюри можно понимать как взаимосвязанные аспекты экспансионистского протестантского движения, на котором сосредоточено внимание. Великобритания, Ирландия, континентальная Европа и атлантический мир. В этом понимании португальские евреи (и американские индейцы) выглядят как жертвы испанского католицизма, отчаянно нуждающиеся в помощи протестантов.
Ричард Попкин и Джеффри Джу утверждали, что Дьюри был милленианцем. Говорят, что его тысячелетние взгляды указали на 1655 год как на апокалипсис. Против этой точки зрения утверждалось, что Дьюри предупреждал читателей о попытках предсказать наступление Тысячелетия. В своем предисловии к милленаристскому трактату Clavis Apocalyptica Дьюри, кажется, выступает против идеи политического милленаризма и защищает более «моральную» интерпретацию милленаризма.
Алхимия входили в интересы группы Хартлибии, и Дьюри и его жена были замешаны в этом. В 1649 г. они расспрашивали Уорсли о дистилляции. В первой половине 1651 года Дьюри был свидетелем очевидной трансмутации Джорджа Старки, а затем рекомендовал Старки Мориаен.
В 1645 году он женился Дороти Мур, ирландская пуританская вдова. Дороти Дьюри (sic) была известным писателем об образовании и роли женщин в церкви. Матч устроила племянница Дороти, Кэтрин Джонс, виконтесса Ранелаг (1615–1691), дочь Ричарда Бойла, 1-го графа Корка и жена Артура Джонса, 2-й виконт Ранелаг. Чтобы быть точным в отношении несколько непрочных отношений, Артур Мур, первый муж Дороти, и Фрэнсис Джонс, урожденная Мур, мать Артура Джонса, были сводными братом и сводной сестрой, детьми от разных жен. Этим браком Дьюри был связан с Робертом Бойлом, братом леди Ранелаг.
Их дочь Дора Катерина Дьюри (1654–77) была второй женой Генри Ольденбурга.