В изобразительном искусстве, переплетение является декоративным элементом, найденным в средневековом искусстве. При чередовании полосы или части других мотивов скручиваются, плетутся и завязываются сложными геометрическими узорами, часто для заполнения пространства. Переплетение распространено в искусстве периода миграции Северной Европы, особенно в островном искусстве Ирландии и Британских островов и норвежском искусстве раннего средневековья и исламского искусства.
Сложные плетеные и переплетенные узоры, называемые в британском обиходе косы, встречаются в позднем римском искусстве во многих частях Европы., в мозаиках полов и других носителях. Коптские рукописи и ткани христианского Египта V и VI веков украшены орнаментом из переплетений широкополосных лент, имеющим «поразительное сходство» с самыми ранними типами узлов, обнаруженными в островном искусстве рукописи Ирландии и Британских островов.
Переплетение - ключевая особенность "стиля II" звериного стиля художественного оформления периода миграции, широко распространенного по всей Северной Европе., и был доставлен лангобардами в Северную Италию. Обычно длинные «ленты» заканчиваются на голове животного. Примерно к 700 году он становится менее распространенным в большей части Европы, но продолжает развиваться на Британских островах и Скандинавии, где он встречается на изделиях из металла, резьбе по дереву, рунических камнях, высоких. кресты, и иллюминированные рукописи VII-XII вв. Художник Джордж Бейн охарактеризовал ранние островные узлы, найденные в Книге Дарроу 7-го века и Даремском соборе фрагменте Евангелия как "порванные и воссоединенные" косы. Неизвестно, передавались ли коптские узоры кос непосредственно в гиберно-шотландские монастыри с востока или через ломбардскую Италию. Историк искусства Джеймс Джонсон Суини выступал за прямую связь между скрипториями раннехристианской Ирландии и коптскими монастырями Египта.
Этот новый стиль. изображены продолговатые звери, переплетенные в симметричные формы, и могут быть датированы серединой 7-го века на основе принятой датировки примеров из сокровищницы Саттон-Ху. Наиболее сложные чересстрочные зооморфные изображения встречаются в искусстве эпохи викингов стиля Урнес (возникшем до 1050 года), где усики лиственных узоров переплетаются со стилизованными животными.
Расцвет североевропейского переплетения пришелся на островное искусство Британских островов, где звериный орнамент Северной Европы смешался с ленточным узором и христианскими влияниями в таких произведениях, как Келлская книга и Крест Конга. Целые ковровые страницы были освещены абстрактными узорами, в том числе много использовалось переплетение, а каменные высокие кресты сочетали переплетение панелей с фигуративными. Островное переплетение было скопировано в континентальной Европе в VIII-XI вв., И в меньшей степени в других каролингских школах освещения, где тенденция заключалась в лиственных декоративных формах. В романском искусстве они стали типичными, а переплетение в целом стало гораздо менее сложным. Встречаются также некоторые формы животных.
Геометрические узоры переплетения распространены в исламском орнаменте. Их можно считать особым типом арабески. Омейядские архитектурные элементы, такие как пол мозаика, оконные решетки, резьба и настенная живопись, а также декоративные изделия из металла 8-10 веков, сопровождаются сложными переплетениями, обычными для позднего средневековья Исламское искусство. Чересстрочные узоры также встречаются в куфической каллиграфии.
Чересстрочные узоры и узлы часто встречаются в византийском искусстве, продолжающемся римской традицией, но они не имеют большого значения. Одним из ярких примеров широко распространенного местного использования переплетения является трехленточное переплетение, обнаруженное в раннем средневековой Хорватии на резьбе по камню с IX по XI века.
плечевые застежки с переплетенными схематическими изображениями животных, Саттон-Ху захоронение корабля, начало VII века
Раннее островное переплетение, Евангелие Даремского собора, середина -7 век
островное переплетение животных и узлов, Евангелие Линдисфарна, начало 8 века
Страница из Книги Диммы с простыми переплетенными границами, 8 век
Киркярд Стоун, Аберлемо, Шотландия, ок. 800
Рунный камень Ärentuna с переплетенным животным, Уппланд, Швеция
Деталь украшенной начальной буквы «Т» с переплетением лент и переплетенным животным мотивом, Келлская книга, ок. 800
Фрагмент англосаксонского креста IX века, найденный в монастыре Святого Освальда, Глостер
Надпись короля Хорватии Стефана Држислава, конец X века
Ковровая страница с Арабский иллюминированный манускрипт, 11 век
Гравюра Креста Конга, ирландского процессуального креста, украшенного элементами островного искусства и орнаментом в стиле Урнес, начало XII века
в романском стиле переплетение, листва и узловое произведение, французский язык, c. 1175 - 1195
Фолио из рукописи Корана с переплетенной рамкой, 1182
романское переплетение, «населенное» цифрами, Северная Англия, 1190-1200 гг..
Романский алтарь Санта-Мария-де-Мелиде, Галисия (Испания)
![]() | Викискладе есть медиафайлы к Чересчур в искусстве. |