В истории искусства и дизайна под ремешком понимается использование стилизованных изображений в орнаменте лентообразных форм. Они могут свободно имитировать кожаные ремешки, пергамент или металл, вырезанные сложной формы, с пирсингом и часто переплетенные в геометрический узор. В ранних примерах может быть или не быть трехмерности, актуальной для загибающихся рельефных концов элементов или просто представленной в двух измерениях. По мере продолжения стиля эти завитки становились все более заметными, часто превращаясь в завитки, где концы закручиваются в спирали или завитки. В стиле барокко завитки были обычным элементом орнамента, часто частично скрытым другим богатым орнаментом.
Европейские ремешки являются частым фоном и основой для гротескного орнамента - фигурок арабески или канделябров, наполненных фантастическими существами, гирляндами и другими элементами, - которые были частым декоративным мотивом в северном маньеризме 16-го века, возродились в 19-м веке и могут появиться на стены - окрашенные, фрески, вырезанные из дерева или лепные из гипса или лепнины - или в графической работе. Европеизированные арабески, называемые мурсками, также очень часто сочетаются с ремешками, особенно в тисненых и позолоченных переплетах.
Завитки - это вариант, который почти полностью заменил ремешок в стиле барокко. Он менее геометрический и более органичный, более трехмерный и с акцентом на завитые концы «лямок». Итальянские художники во дворце Фонтенбло уже перешли к этому к 1530-м годам, но в провинциальных работах в Северной Европе плоские ремешковые панели продолжались еще столетие или даже больше.
Там, где нет никаких предположений о трех измерениях - завитки на концах и т.п. - украшение можно также назвать лентами или «переплетенными полосками», более технически правильным термином. Питер Фуринг заимствует этот стиль из исламского орнамента.
Ремешки, созданные под влиянием исламского орнамента, встречаются на тисненых книжных обложках в Италии и Испании к середине 15 века, а к началу 16 века - в других средствах массовой информации, например, в лоджии Рафаэля в Ватикане. К тому времени, когда Первая школа Фонтенбло распространила свою очень выразительную версию стиля на северную Европу, итальянцы в значительной степени отказались от него, хотя он оставался распространенным на красиво украшенных переплетах в Италии, как и в других местах, часто в сочетании с более строгим декором.
Формы, разработанные в Антверпене по Корнелис Флорис, Корнелис Бос, Ганс Вредеман де Врис и другие были распространены орнаментом принтами от около 1550 и имел огромное влияние во всей Северной Европе. Флорис «развил массивные ремешки Фонтенбло в еще более кошмарном собственном стиле», но вместе с Босом «экспериментировал с более легкими и элегантными моделями».
Ремешок был обнаружен раньше, но по-настоящему приобрел известность после того, как он был использован в лепнине в огромных замысловатых декоративных рамах, разработанных Россо Фиорентино и его командой для дворца Фонтенбло в 1530-х годах. После этого, распространившись гравюрами, он стал частью лексики северного маньеристского орнамента.
Ремешок стал популярным в Англии в конце 16-17 веков как форма декоративной лепнины из гипса, используемой, в частности, на потолках, но также вылепленной из камня, например, вокруг входных дверей, как в парке Мисарден (1620 г.), Глостершир, или на монументальных скульптурах, как на фризе памятника сэру Джону Ньютону (ум. 1568) в Ист-Харптри, Глостершир, и на фризе сэра Гавена Кэрью (ум. 1575) в Эксетерском соборе. Wollaton Hall за пределами Ноттингема особенно широко, а иногда и чрезмерно, использует ремни внутри и снаружи.
В исламском гирихе используются сложные узоры и переплетение, но форма полос, как правило, проста, не меняется по длине, и не предпринимается никаких попыток достичь стилизованного впечатления от других материалов. Узоры, которые он использовал, повлияли на европейский орнамент в эпоху Возрождения через мавританский стиль.
Гирих - это форма исламского декоративного искусства, используемая в архитектуре и ремеслах (обложки для книг, гобелены, небольшие металлические предметы) с 8 века и далее. Он состоит из геометрических линий, образующих переплетенный ремешок. Узоры гирих используются в различных материалах, включая плитку, кирпичную кладку, лепнину, дерево (например, в кафедрах минбара ) и мозаику из фаянса.
Изысканная трехмерная лепнина во дворце Фонтенбло.
Французский переплет, 1552 г.
Французское переплетное дело, 1555 г. или позже
Каменная ширма в холле Wollaton Hall за пределами Ноттингема.
Польский ремешок c. 1566 г., фрагмент настенного монумента Чарны, Костел Святой Марии, Краков
В современной репродукции клавесина используются мотивы ленточного или ремешкового ремня, основанные на фламандской книге 1579 года, смешанные с элементами гротеска.
Ремешок на ныне утерянном фризе памятника сэру Джону Ньютону (ум. 1568), Ист-Харптри, Глостершир
Испанская компания Armsm overmantel of 1630, Фремингтон, Девон
Гирих, исламские геометрические узоры с инкрустированным цветочным декором, Самарканд