Евангелия от царя Ивана Александра

редактировать
Миниатюра из Тетраевангелии с изображением царя и царской семьи

Евангелия от царя Ивана Александра, Тетраевангелия Ивана Александра, или Четвероевангелие Ивана Александра (Болгарский : Четвероевангелие на (цар) Иван Александър, транслитерируемое как Четвероевангелие на (царь) Иван Александар) - иллюминированный манускрипт Евангелие, написанный и иллюстрированный в 1355–1356 гг. Для царя Ивана Александра из Вторая Болгарская империя. Рукопись считается одной из важнейших рукописей средневековой болгарской культуры и описывается как «самое знаменитое произведение искусства, созданное в Болгарии до того, как оно попало к туркам в 1393 году».

Рукопись, которая сейчас находится в Британской библиотеке (доп. MS 39627), содержит текст Четырех Евангелий, иллюстрированный 366 миниатюрами и состоит из 286 пергаментов листов размером 33 на 24,3 см, позже разбиты на страницы карандашом. Язык текста описывается по-разному: болгарский, среднеболгарский, славянский и церковнославянский.

Содержание
  • 1 Содержание и переплет
  • 2 Миниатюры
    • 2.1 Царские портреты
  • 3 История
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Содержание и привязка
Магический квадрат на f.273v

Книга содержит четыре Евангелия и некоторые другие тексты, так что это настоящая евангельская книга, а не евангелист, но есть пометки, показывающие, какие отрывки следует читать в литургия, а также список в конце книги. Переплет из красной кожи по деревянным доскам является оригинальным, но элементы металлических сокровищниц, вероятно, украшенные золотом, драгоценными камнями и жемчугом поверх него, исчезли. Отверстия от гвоздей, на которых они были закреплены, очевидны, но они не покрыли бы весь переплет, даже спереди, так как кожа проштампована с узорами и грифоном.

Последний сбор, с ff. 276–284, представляет собой более позднюю вставку с меньшим размером страницы, содержащую менологию или литургический календарь праздничных дней и соответствующие чтения Евангелия для них, а также синаксарию или календарь с указанием праздников святых. Также есть краткое руководство по изучению Священных Писаний. Перед этим в конце оригинальной книги о ф. 273v, представляет собой магический квадрат сетки с 625 квадратами, содержащими буквы, в котором название книги, например «Ио Александр Царя Тетраваггель», написано несколько раз, что является уникальной особенностью такой рукописи. В центральном квадрате находится буква «Iῶ», с которой начинаются все показания. Фолио 74, которое, вероятно, содержало миниатюру, иллюстрирующую Страшный суд, в наше время вырезано и украдено.

Миниатюры

Евангелия очень сильно освещены стандартами западноевропейского позднего средневековья, следуя византийским традициям, восходящим к ранневизантийским роскошным рукописям священных писаний, таким как Венский Бытие. Большинство страниц имеют небольшие «фризовые» изображения в альбомном формате, соответствующие ширине написанной страницы. Они перемежаются по тексту, от нуля до трех на странице, количество и расположение в тексте в зависимости от сюжета в этом конкретном месте. Другие изображения - почти квадратные, с обтекающим их текстом, а в некоторых ключевых точках есть миниатюры большей или целой страницы.

Несколько сцен показаны более одного раза, так как они встречаются в разных евангелиях. Многие изображения содержат более одной сцены рядом, а иногда и одну над другой. Изображения, вероятно, точно повторяют утерянную греческую модель, возможно, XI или XII века. Миниатюры в основном очень близки к миниатюрам в греческой рукописи, сделанной в XI веке в монастыре Студиос, самом большом в Константинополе (ныне в Париже как BnF, cod grec 74), и, вероятно, в значительной степени скопированы с того или иного византийского образца в той же традиции.

Колофон, как ни странно, относится, но не называет художников (во множественном числе), которые работали на книге, и можно обнаружить руки трех основных мастеров, а также другие менее компетентные участки, которые, вероятно, были работой менее опытных учеников. Все, наверное, были бы монахами. Главный мастер, ответственный за королевский портрет и другие крупные сцены в более крупном масштабе, был признан очень новаторским в своей технике, в то время как второй мастер частично следовал его стилю, а третий был более консервативным. Однако неболгарские историки считают этот стиль несколько консервативным, «тесно связанным с византийскими моделями». Согласно Робин Мильнер-Гулланд : «Все художники используют насыщенные цвета, наслаждаются живописными деталями и уверенно используют линейную, в основном византийскую манеру XII века, которая явно архаична по стандартам XIV века».

Царские портреты

Фолио 2v, с царским зятем и дочери

На фолиантах 2v и 3r есть знаменитая двойная миниатюра с изображением царя, его второй жены и его пятерых детей от обоих браков с его зятем в крайнем левом углу, все идентифицированные надписями. Все носят короны, нимбы и несут скипетры, а над царем и его женой двойная Рука Бога появляется из облака, чтобы благословить их. Но только царь и его старший сын, стоящие слева от него, носят форму лороса, полосу ткани, вышитую золотой нитью и усыпанную драгоценными камнями, которая была ключом. часть имперских знаков различия византийских императоров. С прошлого века это стало появляться на имперских портретах других православных правителей, таких как Сербия, Грузия и Армянское Киликийское царство. Лицо царя очень тщательно нарисовано и явно пытается реалистично подобить.

Есть ряд других портретов царя; в конце каждого евангелия он показан в маленьком размере в аркаде с евангелистом, и он появляется в большой сцене Страшного суда. В парижской греческой евангельской книге с подобными изображениями (см. Выше) эквивалентные изображения в конце каждого евангелия показывают евангелиста с настоятелем.

История

Текст рукописи был полностью написан монахом Симеоном в 1355–1356 гг. по приказу Ивана Александра, вероятно, для использования в его частной часовне. Симеон указывает свое имя в колофоне на ф. 275. Неизвестно, освещал ли Симеон также Тетраевангелию или просто был писцом и каллиграфом, и действительно ли он изобрел магический квадрат. Над миниатюрами работали, вероятно, по крайней мере три разных художника, но имена, как обычно, не называются. Почерк рукописи явно сходен с почерком Манассийской хроники (1344–1345), произведения Тырновской литературной школы того времени.

После падения Тырново перед османами в 1393 году рукопись была перевезена в Молдавию, возможно, беглецом из Болгарии, что стало последним время почти полтысячелетия он будет в своей родной Болгарии. Он провел там несколько лет и позже был куплен по приказу и за счет ресурсов князя Александра I Молдавского (также «Иоанна Александра»), о чем свидетельствует красными чернилами на полях листа 5. Дальнейшая судьба рукописи до ее прибытия в монастырь Агиу Павлу (Святой Павел ) на горе Афон неясен., но документ был записан в составе монастырской коллекции в XVII веке.

Надпись на ф. 5.r., запись покупки принцем Александром в Молдавии

Английский путешественник и коллекционер Роберт Керзон (позднее 14-й барон Зуш, 1810-1873), посетивший монастырь в 1837 году, получил Тетраевангелию в подарок от аббата. По его собственным словам, это было его удивлением и радостью; Милнер-Гулланд описывает это как «бесстыдно выпил» от аббата. Это, вероятно, спасло рукопись от уничтожения в результате пожара, который сжег монастырскую библиотеку в 1905 году. Керзон опубликовал инвентарный список своей коллекции рукописей в 1849 году, когда Тетраевангелия впервые была представлена ​​академическому миру. Однако прямая работа с оригиналом была невозможна, что вызвало спекуляции, предположения и слухи, связанные с рукописью. Его сын передал свою коллекцию на постоянное хранение в Британский музей в 1876 году, а после ее смерти вся его коллекция была передана музею в 1917 году его дочерью Дари, 16-й баронессой Зуш (1860–1917), что позволило более детально изучить книгу. Когда в 1973 году была создана Британская библиотека, рукопись была передана Британской библиотеке.

В 2017 году рукопись была добавлена ​​в реестр ЮНЕСКО Память мира как документ всемирного наследия.

См. Также
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Тетраевангелией царя Ивана Александра (1355-1356) - BL Добавить MS 39627.
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:46:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте