Миниатюра (иллюминированная рукопись)

редактировать
Изображение в старинном или средневековом иллюминированном рукописи Миниатюра Троянского коня, из Вергилий Романус, рукопись Вергилия Энеида, начало V века.

Слово миниатюра, происходящее от Латинский глагол miniare («раскрасить minium, красный свинец ) указывает на небольшую иллюстрацию, использованную для украшения древнего или средневековый иллюминированный манускрипт ; простые иллюстрации ранних кодексов были миниатюрны или очерчены этим пигментом. В целом небольшой масштаб таких средневековых картин привел к этимологическому путанице с мелочностью и к его применению к мелким картинам, особенно портретным миниатюрам, которые, однако, выросли из той же традиции и, по крайней мере, изначально использовала аналогичные приемы.

Помимо западных и византийских традиций, существует еще одна группа азиатских традиций, которые, как правило, носят более иллюстративный характер, а также имеют происхождение от оформления рукописных книг. превратились в небольшие картины на одном листе, которые хранятся в альбомах, которые также называют миниатюрами, в отличие от западных эквивалентов в акварели и других материалах. К ним относятся персидские миниатюры и их Моголы, Османские и другие индийские ответвления.

Содержание

  • 1 Италия и Византия, 3–6-е гг. столетия
  • 2 Северо-Западная Европа, VIII – XII века
  • 3 Индийские миниатюры Пала, VIII – XII века
  • 4 Северо-Западная Европа, XIII – XV века
  • 5 Италия, XIII – XV века
  • 6 Персидский
  • 7 миниатюр Моголов
  • 8 Подделок
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
    • 11.1 Персидский
    • 11.2 Возрождение XIX века
  • 12 Внешние ссылки

Италия и Византия, III – VI вв.

Миниатюра Авраама, встречающего ангелов, из Хлопка Бытие, V – VI века.

Самые ранние сохранившиеся миниатюры представляют собой серию цветных рисунков или миниатюр, вырезанных из Амброзианской Илиады, иллюстрированной рукописи Илиады 3-го века. Они похожи по стилю и обработке на изобразительное искусство позднего римского классического периода. На этих картинах наблюдается значительное разнообразие качества рисунка, но есть много замечательных примеров прекрасного рисунка фигур, вполне классического по настроениям, показывающего, что более раннее искусство все еще оказывало свое влияние. Такие признаки ландшафта, которые можно найти, также относятся к классическому типу, не условному в смысле средневекового конвенционализма, но все же пытающемуся следовать природе, даже если и несовершенным образом; так же, как и на Помпейских и других фресках римской эпохи.

Еще большую ценность с художественной точки зрения имеют миниатюры Ватиканской рукописи Вергилий, известный как Вергилий Ватикан, в начале V века. Они находятся в более совершенном состоянии и в большем масштабе, чем амброзианские фрагменты, и поэтому предлагают лучшие возможности для изучения метода и техники. Рисунок выполнен в классическом стиле, и передана идея, что миниатюры являются прямыми копиями более старых серий. Цвета непрозрачны: действительно, на всех миниатюрах ранних рукописей использование цвета тела было универсальным. Метод, использованный при размещении различных сцен на странице, очень поучителен для практики, которой следовали, как мы можем предположить, художники первых веков. Кажется, что фон сцены сначала был нарисован полностью, покрывая всю поверхность страницы; затем поверх этого фона были нарисованы более крупные фигуры и предметы; и поверх них снова были наложены более мелкие детали перед ними. (Алгоритм художника .) Снова, с целью обеспечения чего-то вроде перспективы, было принято расположение горизонтальных зон, верхние из которых содержат фигуры меньшего масштаба, чем те, что ниже.

Миниатюра семи врачей из Венского Диоскурида, начало VI века.

Это было предназначено для византийской школы, чтобы более решительно оторваться от естественного представления вещей и развивать художественные условности. Тем не менее, в лучших ранних образцах этой школы классические настроения все еще сохраняются, о чем свидетельствуют остатки миниатюр Хлопковой книги и лучшие миниатюры Венского Диоскурида ; и в миниатюрах более поздних византийских рукописей, которые были скопированы с более ранних образцов, воспроизведение моделей является точным. Но, сравнивая миниатюры византийской школы в целом с их классическими предшественниками, создается ощущение, что вы перешли с открытого воздуха в монастырь. В условиях церковного господства византийское искусство становилось все более и более стереотипным и условным. Растет тенденция к окрашиванию телесных оттенков в смуглые тона, к удлинению и истощению конечностей и к жесткости походки. Предпочтительны коричневые, серо-голубые и нейтральные оттенки. Здесь мы сначала находим техническую обработку росписи по телу, которая впоследствии стала особой практикой итальянских миниатюристов, а именно нанесение реальных телесных оттенков на землю оливкового, зеленого или другого темного оттенка. Пейзаж, каким он был, вскоре стал весьма условным, подавая пример тому замечательному отсутствию истинного изображения природы, которое является столь ярким атрибутом миниатюр Средневековья.

И все же, в то время как аскетизм Обработка миниатюр, столь сильно достигнутая в византийском искусстве, в то же время восточное чувство великолепия проявляется в блеске большей части красок и в щедром использовании золота. В миниатюрах византийских рукописей впервые видны те фоны из яркого золота, которые впоследствии в таком изобилии появляются в произведениях всех западных школ живописи.

Влияние византийского искусства на искусство средневековая Италия очевидна. Ранние мозаики в церквях Италии, например, в Равенне и Венеции, также являются примерами доминирующего византийского влияния. Но раннее средневековье дает лишь несколько ориентиров, которые могли бы направить ученика; и только когда он вступает в XII век, с его фресками и миниатюрами, все еще сохраняющими отпечаток византийской традиции, он может убедиться, что эта связь всегда существовала на протяжении последующих веков.

Северо-Западная Европа, VIII – XII века

Этот богато украшенный текст, открывающий Евангелие от Иоанна в Келлской книге, начало IX века, демонстрирует островной стиль освещения: декоративное, а не иллюстративное.

В отечественных школах освещения Западной Европы главным мотивом было только украшение. В рукописях периода Меровингов, в школе, которая связала Франкленд и северную Италию и которая известна как ломбардская или франко-ломбардская, в рукописях Испании, в произведениях островного искусства Британских островов рисунок фигур был почти не известен, служа скорее элементом украшения, чем представление человеческого облика.

Англосаксонская школа, особенно развитая в Кентербери и Винчестер, которая, вероятно, заимствовала свой характерный для свободного- ручной рисунок с классических римских образцов, почти не подверженных византийскому элементу. Наивысшие качества миниатюр 10-го и 11-го веков этой школы заключаются в прекрасном контурном рисунке, который оказал длительное влияние на английскую миниатюру более поздних веков. Но южная англосаксонская школа скорее стоит в стороне от общей линии развития западной средневековой миниатюры.

При каролингах монархи развили школу живописи, основанную на классических образцах, главным образом византийского типа. В этой школе, которая возникла благодаря поддержке Карла Великого, видно, что миниатюра появляется в двух формах. Во-первых, это действительно условная миниатюра по византийскому образцу, сюжетами которой обычно являются портреты четырех евангелистов или портреты самих императоров: фигуры формальные; страницы ярко раскрашены и позолочены, как правило, расположены в архитектурном окружении фиксированного шрифта и лишены пейзажа в прямом смысле этого слова. Сопровождаемый обильным орнаментом по краям и инициалам, он стал образцом для более поздних континентальных школ Запада. С другой стороны, есть также миниатюра, в которой есть попытка иллюстрации, как, например, изображение сцен из Библии. Здесь больше свободы; и мы прослеживаем классический стиль, который копирует римские образцы, в отличие от византийских.

Миниатюра крещения Христа из бенедиктиона св. Этельволда, 10 век, является примером англосаксонской школы.

Влияние, которое каролингская школа оказала на миниатюры южных англосаксонских художников, проявляется в расширенном использовании тела - цвет и более сложное использование золота в украшении. Такой манускрипт, как Благословение святого Этельволда, епископа Винчестера, 963–984 гг., С серией миниатюр, нарисованных в местном стиле, но окрашенных непрозрачными пигментами, демонстрирует влияние зарубежного искусства. Но фактический рисунок оставался в основном национальным, отмеченным собственной трактовкой человеческой фигуры и расположением драпировки с развевающимися складками. Стиль был усовершенствован, с тенденцией к преувеличению и непропорциональности конечностей. С нормандским завоеванием эта замечательная родная школа умерла.

С пробуждением искусства в XII веке украшение рукописей получило мощный импульс. Художники того времени преуспели в бордюрах и инициалах, но и в миниатюре присутствовал энергичный рисунок, со смелыми широкими линиями и тщательной проработкой драпировок. Художники стали больше практиковаться в рисовании фигур, и хотя тенденция повторять одни и те же предметы в той же традиционной манере все еще существовала, индивидуальные усилия в этом столетии создали множество миниатюр очень благородного характера.

Норманн. Завоевание привело Англию непосредственно в лоно континентального искусства; и теперь началось то объединение французской и английской и фламандских школ, которые, поощряемые растущим общением и движимые общими импульсами, привели к великолепным произведениям иллюминаторов северо-западной Европы из последних часть XII века и позже.

Но природного ландшафта нет ничего, если только камни и деревья стереотипного характера не могут считаться таковыми. Таким образом, фон миниатюры XII и последующих веков стал полем для украшения, чтобы усилить рельефность фигур на сцене. Так возникла практика заполнения всего пространства листом золота, часто полированного: блестящий метод украшения, который мы уже видели в византийской школе. Мы также должны отметить обычное обращение со священными фигурами, которые и впредь из чувства почитания продолжают облачаться в традиционные одежды ранних веков, в то время как другие фигуры сцены носят обычные одежды того периода.

Индейские миниатюры Пала, VIII-XII вв.

Бенгальская фолиантская живопись, начало XII века.

Под патронажем династии Пала миниатюрная живопись была представлена ​​в Индии живописью буддистов рукописи из пальмовых листьев. Одним из самых ранних сохранившихся примеров буддийских иллюстрированных рукописей на пальмовых листах является Aṣṭasāhasrikā Prajñāpāramitā, датируемый 985 г. н.э., хранящийся в библиотеке Кембриджского университета. Искусство иллюминированных рукописей Палы развивалось в буддийских центрах Бихара и Бенгалии. Картины в миниатюре Пала не только вдохновили непальские и тибетские миниатюры, но также вдохновили индуизм и джайнизм на развитие своих собственных традиций миниатюрной живописи в более поздний период.

Северо-Западная Европа, 13-15 века

Римская миниатюра Мелузина, 1410.

Вступая в 13 век, мы приближаемся к периоду, когда можно сказать, что миниатюра оправдывает современную ложную этимологию, которая связывает название с мелочностью. Широкий и смелый стиль XII века уступает место точности и минутам. Книги в целом поменяли свою форму с большого фолио на octavo и меньшие размеры. Был больший спрос на книги; и пергамент было ограничено в количестве и пришлось пойти дальше. Почерк стал меньше и потерял округлость XII века. Сокращений и сокращений в текстах значительно увеличилось количество. Везде стараются сэкономить место. Так и с миниатюрой. Фигуры были небольшими, с тонкими чертами лица и аккуратными стройными телами и конечностями. Фон пылает цветом и полированным золотом; а также изобилуют нежными узорами подгузников с чередованием золота и цвета. Часто, особенно в английских рукописях, рисунки просто тонируют или промывают прозрачными красками. И в этом веке миниатюра вторгается в начальное. В то время как в более ранние периоды в моде были смелые цветущие свитки, теперь небольшая сцена вводится в пустые места письма.

Чтобы сравнить работу трех школ, рисунок английской миниатюры на ее лучший, пожалуй, самый изящный; французский - самый аккуратный и точный; фламандский, в том числе западно-германский, менее изыскан и отличается более жесткими и сильными линиями. Что касается цветов, то английский художник воздействует на более светлые оттенки, чем у других школ: пристрастие наблюдается к светло-зеленому, серо-синему и озерному. Французский художник любил более глубокие оттенки, особенно ультрамарин. Флеминг и немец окрашены, как правило, в менее чистые цвета и склонны к полноте. Заметной особенностью французских манускриптов является золото красного или медного оттенка, используемое в их иллюминациях, что сильно контрастирует с более светлым металлом Англии и Нидерландов.

Заглавная буква S содержит миниатюру Моисея найден дочерью фараона. Из Бревиария аббатства Чертси, 14 век. Месяц февраль. Из Grimani Breviary, ключевой работы в поздней истории фламандских иллюминированных манускриптов (ок. 1515-1520).

Примечательно, что искусство миниатюры повсюду 13 век сохраняет высокое качество рисунка и цвета без каких-либо заметных изменений. На протяжении столетия Библия и Псалтирь пользовались популярностью; и, естественно, одни и те же сюжеты и одни и те же сцены проходили через период и повторялись художником за художником; и сам характер этих священных книг будет сдерживать новаторство. Но к концу периода такие светские произведения, как романсы, становились все популярнее и открывали более широкое поле для изобретений художника-иллюстратора. Поэтому с началом 14 века наступает ощутимая смена стиля. Переходим к более плавным линиям; не к смелым размашистым мазкам и изгибам 12 века, а к изящному, тонкому, податливому стилю, создавшему прекрасные качающиеся фигуры того периода. Фактически миниатюра теперь начинает освобождаться от роли неотъемлемого элемента декоративной схемы освещения и развиваться в картину, в зависимости от ее собственных художественных достоинств для позиции, которую она должна занять в будущем. Об этом свидетельствует более заметное место, которое теперь занимает миниатюра, и ее растущая независимость от декоративной границы и инициала.

Но в то же время, в то время как миниатюра XIV века, таким образом, стремится разделиться Сама по себе из остальных освещенных деталей рукописи, внутри она процветает в украшении. Помимо большей эластичности рисунка, есть параллельное развитие в дизайне фонов. Подгузники становятся более сложными и блестящими; красота полированного золота усиливается за счет того, что на нем часто работают пунктирные узоры; готические навесы и другие архитектурные элементы, которые стало практикой, естественным образом следовали за развитием архитектуры того периода. Одним словом, огромное расширение художественного чутья в художественном оформлении лучшего образца, которое так заметно в высших произведениях XIV века, не менее заметно и в иллюминированной миниатюре.

В ранней половине XIX века. века английский рисунок очень изящен, фигуры изгибаются волнообразным движением, что, если бы они не были такими простыми, было бы аффектацией. Как в контурных образцах, отмытых прозрачным цветом, так и в полностью. расписные образцы, лучшие английские работы этого времени непревзойденны. Французское искусство по-прежнему сохраняет свою аккуратную точность, цвета более яркие, чем у Англии, а лица изящно указаны без особого моделирования. Произведения Нидерландов, все еще придерживающиеся более тяжелого стиля рисования, кажутся грубыми по сравнению с работами других школ. Немецкое искусство миниатюры этого периода не занимает высокого положения, будучи в основном механическим и деревенским. С течением времени французская миниатюра почти монополизирует область, превосходя по яркости окраски, но теряя большую часть своей чистоты рисунка, хотя общий стандарт все еще остается высоким. Английская школа постепенно откатывается и, несомненно, из-за политических причин и войн с Францией, похоже, не произвела особо ценных работ. Возрождение происходит только в конце 14 века.

Это возрождение приписывают связи с процветающей школой Праги, школой, которая в схеме колорит предполагает южное влияние после брака Ричарда II с Анной Богемской в 1382 году. Новый стиль английской миниатюрной живописи отличается богатством цвета и тщательной лепкой. лиц, что выгодно отличается от более легкой обработки современных французских художников. Подобное внимание к особенностям также характерно для северной фламандской или голландской школы в этот период и в начале 15 века; и поэтому его можно рассматривать как атрибут германского искусства в отличие от французского стиля.

Молитва obsecro te проиллюстрирована миниатюрой pietà из Часовой книги из Анже, c. 1470-е.

Однако обещания нового развития английской миниатюрной живописи не были выполнены. В первой четверти 15 века были произведены выдающиеся образцы, но их рисование было остановлено и было сковано средневековыми традициями. Местное искусство практически подошло к концу примерно в середине века, как раз тогда, когда лучшее понимание природы разрушило старое традиционное представление пейзажа в европейском искусстве и превратило миниатюру в современную картину. Какая бы миниатюрная живопись ни создавалась в Англии после этого времени, она должна была быть работой иностранных художников или художников, имитирующих иностранный стиль. Состояние страны во время Войны роз в достаточной мере объясняет отказ от искусства. Таким образом, историю миниатюры 15 века следует искать в рукописях континентальных школ.

Сначала мы должны рассмотреть северную Францию ​​и Нидерланды. По мере того как миниатюра обеих школ переходит из XIV в XV век, начинает проявлять большую свободу в композиции; и есть еще одна тенденция скорее стремиться к общему эффекту окраской, чем к аккуратности рисунка. Этому способствовало более широкое поле деятельности, открытое миниатюристу. Были иллюстрированы всевозможные книги, и священные книги, Библии и Псалтири и литургические книги, больше не были главными, если не единственными, рукописями, которые были освещенный. И все же был один класс рукописей, который получил наибольшую известность и в то же время был литургическим. Это были Хора, или Книга часов, религиозные книги для индивидуального пользования, которые были размножены в огромных количествах и содержали одни из лучших работ художников-миниатюристов. Украшение этих небольших томов в значительной степени избегало обычных ограничений, которые могли наложить их религиозные особенности. Более того, спрос на иллюминированные рукописи к этому времени установил регулярную торговлю; и их производство не ограничивалось, как прежде, монастырем. Известные светские художники-иллюстрированные рукописи включают магистра Оноре парижской школы.

Миниатюра Марии и Иосифа, обнаруживающего Иисуса среди врачей. Из Энкхёйзен Часовая книга, конец 15 века.

В начале века старая традиционная трактовка ландшафта все еще сохранялась; при этом из обихода не вышли опоясанный и позолоченный фон. Действительно, на некоторых из лучших французских образцов того времени подгузники блестят как никогда. Но природные пейзажи во второй четверти века заявляют о себе более решительно, хотя и с ошибками в перспективе. Лишь когда выросло другое поколение, появилось настоящее понимание горизонта и атмосферного воздействия.

Миниатюры французской и фламандской школ какое-то время идут довольно параллельно, но после середины века национальные особенности становятся более выраженными и расходящимися. Французская миниатюра начала портиться, хотя некоторые прекрасные образцы были созданы более одаренными художниками школы. Рисунок рисунков был более небрежным, а картина имела тенденцию к твердости без глубины, что художник попытался уменьшить избытком золочения.

Фламандская школа во второй половине XV века достигла своего высочайшее качество. Фламандская миниатюра отличалась чрезвычайной мягкостью и глубиной цвета; также все возрастающая тщательность в обработке деталей, драпировок, выражения черт лица: например, фламандский тип лица Девы с ее полным высоким лбом никогда не может быть ошибочным. В лучших фламандских миниатюрах того времени художнику удается передать удивительную мягкость и сияние цвета; и высокие стандарты не прекратились с 15-м веком, поскольку многие прекрасные образцы все еще свидетельствуют о том благосклонности, в которой они сохранялись еще несколько десятилетий.

В предыдущих комментариях то, что было сказано в отношении тщательная обработка деталей еще больше относится к миниатюрам, выполненным в гризайле, в которых отсутствие цвета предполагало еще более сильный акцент на этой обработке. Это, пожалуй, наиболее заметно в миниатюрах гризайли северной Фландрии, которые часто предполагают, особенно в сильных угловатых линиях драпировок, связь с искусством резчика по дереву.

Италия, 13–15 вв.

Миниатюра Благовестия пастухам, из Часовой книги (Милан, Biblioteca Trivulziana, Cod. 470).

Однако фламандская миниатюра не пользовалась популярностью у западных Европа без соперника. Этот соперник возник на юге и достиг совершенства одновременно с миниатюрой Нидерландов в 15 веке. Это была итальянская миниатюра, которая прошла те же стадии, что и миниатюры Англии, Франции и Нидерландов. Взаимосвязь между странами Европы была слишком хорошо налажена, чтобы быть иначе. В итальянских рукописях нормального типа влияние византийского искусства очень заметно в XIII и XIV веках. Старая система окрашивания телесных оттенков на оливково-зеленый или какой-либо подобный пигмент, который оставляют открытыми на линиях черт лица, таким образом получая смуглый цвет лица, продолжала практиковаться в более или менее измененной форме до 15 века. Как правило, используемые пигменты более непрозрачны, чем те, что используются в северных школах; и художник больше доверял одному только цвету для получения желаемого эффекта, чем смеси цвета и золота, которая дала такие блестящие результаты в подгузниках во Франции. Яркий алый цвет итальянских миниатюристов - своеобразный. Рисунок фигур менее реалистичен, чем современное искусство английских и французских рукописей, человеческая форма часто бывает толстой. Вообще итальянская миниатюра до своего большого распространения в 14 веке сильно отставала от миниатюр севера. Но с 15 века, под влиянием Возрождения, оно вышло на передний план и составило конкуренцию лучшим произведениям фламандской школы. Использование более густых пигментов позволило миниатюристу получить твердую и полированную поверхность, столь характерную для его работ, и сохранить резкость контуров без потери глубины и богатства цвета, которые можно сравнить с такими же качествами во фламандской школе.

Итальянский стиль прослеживается в рукописях Прованса 14-15 веков. Это оказало влияние и на школу Северной Франции, которая, в свою очередь, испытала на себе влияние. Об этом свидетельствуют и рукописи южной Германии. Но принципы, которые были рассмотрены как направляющие развитие миниатюры в наиболее важных школах, в равной степени применимы ко всем. Подобно миниатюре фламандской школы, итальянская миниатюра еще в некоторой степени успешно работала под особым покровительством даже в 16 веке; но с быстрым вытеснением рукописи печатной книгой занятие миниатюристом было завершено.

Персидский

Юсуф и Зулайха (Джозеф преследуемая женой Потифара ), миниатюра Бехзада, 1488.

Персидское искусство имеет давнюю традицию использования миниатюр.

Реза Аббаси (1565–1635), считающийся одним из самых известных персидских художников всех времен, специализируется на персидской миниатюре и предпочитает натуралистические сюжеты. Сегодня его сохранившиеся работы можно найти во многих крупных музеях западного мира, таких как Смитсоновский институт, Лувр и музей Метрополитен. of Art.

Миниатюры Великих Моголов

Император Джахангир принимает двух своих сыновей, альбом-живопись c 1605-06

Живопись Моголов, созданная в период Империи Великих Моголов (XVI-XVIII вв.) И обычно ограничивался миниатюрами либо в качестве книжных иллюстраций, либо в виде отдельных произведений для хранения в альбомах. Она возникла из традиции персидской миниатюрной живописи, введенной в Индию Миром Сайидом Али и Абд аль-Самадом в середине 16 века. Вскоре он отошел от своего сефевидского происхождения ; под влиянием индуистских художников цвета стали ярче, а композиции - более натуралистичными. Тематика была преимущественно светской, в основном состоящая из иллюстраций к литературным или историческим произведениям, портретов придворных и исследований природы. На пике своего развития стиль живописи Великих Моголов представлял собой элегантный союз персидского, европейского и хинди искусства.

Подделки

Средневековые миниатюры были подделаны, чтобы обмануть коллекционеров различными людьми, в первую очередь в том числе Испанский кузнец.

См. Также

Ссылки

  • Отто Пехт, Книжное освещение в средние века (пер. German), 1986, Harvey Miller Publishers, Лондон, ISBN 0-19-921060-8
  • Вальтер, Инго Ф. и Вольф, Норберт, Masterpieces of Illumination (Codices Illustres); С. 350–3; 2005, Ташен, Кёльн; ISBN 3-8228-4750-X
  • Джонатан Александер; Средневековые иллюминаторы и методы их работы; п. 9, Йельский университет, 1992, ISBN 0-300-05689-3
  • Калкинс, Роберт Г. Иллюминированные книги средневековья. Итака, Нью-Йорк: Cornell University Press, 1983.
  • Пападаки-Окланд Стелла, Византийские иллюминированные рукописи Книги Иова, ISBN 2-503-53232- 2.

Дополнительная литература

  • Крен, Т. и МакКендрик, Скот (ред.), Освещение Возрождения - Триумф фламандской рукописной живописи в Европе, Музей Гетти / Королевская академия искусств, 2003, ISBN 1-903973-28-7
  • МакКендрик, Скотт; Лоуден, Джон; Дойл, Кэтлин, (ред.), Королевские рукописи, Гений освещения, 2011, Британская библиотека, ISBN 9780712358156
  • T. Воронова и А. Стерлигов, Западноевропейские иллюминированные рукописи (в публичной библиотеке Санкт-Петербурга), 2003, Sirocco, London
  • Weitzmann, Kurt. Позднеантичная и раннехристианская книжная иллюминация. Chatto Windus, Лондон (Нью-Йорк: Джордж Бразиллер) 1977 г.
  • Nordenfalk, Carl. Кельтская и англосаксонская живопись: Книжное освещение на Британских островах 600–800. Chatto Windus, Лондон (Нью-Йорк: Джордж Бразиллер), 1977 г.
  • Браун, Мишель П., Рукописи англосаксонской эпохи, 2007 г., Британская библиотека, ISBN 9780712306805
  • Уильямс, Джон, Освещение ранних испанских рукописей Chatto Windus, Лондон (Нью-Йорк, Джордж Бразиллер), 1977 г.
  • Кан, Уолтер, Романское освещение Библии, Итака, Нью-Йорк: Корнелл University Press, 1982, ISBN 0801414466

Persian

  • Canby, Sheila R., Persian Painting, 1993, British Museum Press, ISBN 9780714114590
  • Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии, 1983, University of Texas Press, ISBN 0292764847
  • Уэлч, Стюарт Кэри. Королевские персидские рукописи, Темза и Гудзон, 1976, ISBN 0500270740

Возрождение XIX века

  • Сандра Хиндман, Майкл Камилла, Нина Роу и Роуэн Уотсон, Освещение рукописей в современную эпоху: восстановление и реконструкция, Эванстон: Северо-Западный университет, 2001.
  • Томас Куманс и Ян де Майер (ред.), Возрождение средневекового освещения в девятнадцатом веке (KADOC Artes, 9), University Press Leuven, 2007, 336 стр.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-30 13:13:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте