Gorgias (диалог)

редактировать

Gorgias (; Греческий : Γοργίας ) - это сократический диалог, написанный Платоном около 380 г. до н. Э. Диалог изображает беседу Сократа с небольшой группой софистов (и другими гостями) за обедом. Сократ спорит с софистом, ищущим истинное определение риторики, пытаясь уточнить суть риторики и раскрыть недостатки софистического ораторского искусства, популярного в то время в Афинах. В классических Афинах искусство убеждения считалось необходимым для получения политического и юридического преимущества, и риторы позиционировали себя как учителя этого фундаментального навыка. Некоторые из них, например Горгий, были иностранцами, которых Афины привлекали своей репутацией в плане интеллектуальной и культурной изысканности. Сократ предполагает, что он один из немногих афинян, практикующих настоящую политику (521d).

Содержание
  • 1 Персонажи
  • 2 Основные темы
    • 2.1 Определение риторики
    • 2.2 Вопрос о techne: искусство против ловкости
    • 2.3 Нравственность риторики
    • 2.4 Истина
  • 3 Резюме
    • 3.1 Введение (447a - 449c)
    • 3.2 Сравнение физического и интеллектуального боя (449d - 458c)
    • 3.3 Споры о риторике (458d - 466c)
    • 3.4 Жалкий тиран (466d - 481b)
    • 3.5 Калликл критикует философию (481c - 505b)
    • 3.6 Сократ спорит сам с собой (505c - 509b)
    • 3.7 Философия - горький черновик
    • 3.8 Суждение обнаженных душ
  • 4 Переводы
  • 5 Цитаты
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Персонажи
Основные темы

Определение риторики

Сократ допрашивает Горгия, чтобы определить истинное определение риторики, формулируя свой аргумент в формате вопроса ». Что такое Х? " (2). Он спрашивает: «… почему бы вам самому не сказать нам, в каком ремесле вы являетесь экспертом, и, следовательно, как мы должны вас называть?» (449e).

На протяжении оставшейся части диалога Сократ спорит о природе риторики. Хотя риторика может быть использована справедливо, Сократ полагает, что на практике риторика - это лесть; ритор заставляет аудиторию чувствовать себя достойной, потому что они могут идентифицировать себя с аргументом ритора.

Вопрос о технике: искусство против ловкости

Сократ и Полус спорят, можно ли считать риторику искусством. Полюс утверждает, что риторика - это действительно ремесло, но Сократ отвечает: «Сказать по правде, Полюс, я вообще не думаю, что это ремесло» (462b). Диалог продолжается:

«ПОЛЮС: Так ты думаешь, что ораторское искусство - это умение?

» СОКРАТ: Да, верю, если ты не говоришь что-то еще.

«ПОЛЮС: Способность к чему?

« СОКРАТ: Для получения определенного удовлетворения и удовольствия ». (462c)

Сократ продолжает утверждать, что риторика не является искусство, а всего лишь умение «угадывать приятное, не обращая внимания на лучшее. И я говорю, что это не ремесло, а умение, потому что оно не учитывает природу тех вещей, которые он применяет, с помощью которых он их применяет, так что он не может указать причину каждой вещи »(465a).

Мораль риторики

Сократ обсуждает мораль риторики с Горгиасом, спрашивая его, была ли риторика справедливой. Сократ улавливает несоответствие в утверждениях Горгия: «ну, в то время, когда вы это сказали, Я понял, что ораторское искусство никогда не будет несправедливым, так как оно всегда говорит о справедливости. Но когда чуть позже вы сказали, что оратор может также использовать ораторское искусство несправедливо, я был удивлен и подумал, что ваши утверждения не были последовательными »(461a). На этот аргумент, Горгиас«… осталось, что он может ответить, зная, что он не может, чувствуя разочарование и соперничество. Эффект «доказательства» состоит не в том, чтобы убедить, а в том, чтобы дезориентировать его ».

Сократ считает, что риторика сама по себе не является моральным усилием. Горгия критикуют за то, что« он научит любого, кто придет к нему, желая научиться ораторскому искусству, но не разбираясь в том, что просто… »(482d). Сократ считает, что людям нужна философия, чтобы научить их тому, что правильно, и что ораторское искусство не может быть праведным без философии.

Истина

Сократ постоянно утверждает, что его методы допроса направлены на раскрытие истины. Он саркастически хвалит Калликла за его откровенность, потому что это помогает раскрыть правду о ораторском искусстве: «Я хорошо знаю, что если вы согласитесь с тем, во что верит моя душа, то это самое лучшее. правда. Я понимаю, что человек, который намеревается подвергнуть душу адекватному испытанию, чтобы увидеть, правильно ли она живет или нет, должен обладать тремя качествами, которыми вы обладаете: знанием, доброжелательностью и откровенностью »(487a). Истина может быть найдена. путем обсуждения с другими, передачи друг другу знаний в своей душе, чтобы прийти к заключению о убеждениях друг друга.

В то же время истина не основана на общепринятых убеждениях. Сократ очерчивает проблему истины когда это не соответствует общественному мнению: «вы не принуждаете меня; вместо этого вы предъявляете против меня много лжесвидетелей и пытаетесь изгнать меня из моей собственности, правды. Со своей стороны, если я не приведу вас в качестве единственного свидетеля, чтобы согласиться с тем, что я говорю, то я полагаю, что я не добился ничего достойного упоминания в том, что мы обсуждали »(472c).

Краткое содержание

Введение (447a - 449c)

Диалог начинается сразу после того, как Горгиас произнес речь. Калликлес говорит, что Горгиас гость в его доме, и согласился на частное аудиенция у Сократа и его друга Херефона.Сократ убеждает Горгия согласиться с его стилем перекрестного допроса. Горгий определяет свое мастерство как риторику и утверждает, что его следует называть ритором. Когда Сократ задает ему вопросы, он хвалит его за краткость его ответов. Горгий замечает, что никто не задавал ему нового вопроса в течение долгого времени, и когда Сократ спрашивает, он уверяет его, что он так же способен к краткости, как и к многословности (449c).

Сравнение физического и интеллектуального боя (449d - 458c)

Горгий признает в ходе перекрестного допроса Сократа, что Хотя риторы наделяют людей силой слова, они не учителя морали. Горгиас не отрицает, что его ученики могли использовать свои навыки в аморальных целях (например, убедить собрание принять неблагоразумное решение или отпустить виновного), но он говорит, что учитель не может нести ответственность за это. Он приводит аргумент по аналогии: Горгиас говорит, что если бы человек, ходивший в школу борьбы, стал избивать своих родителей или друзей, вы бы не отправили его инструктора по тренировкам в ссылку (456d – 457c). Он говорит, что так же, как инструктор добросовестно обучает своему ремеслу (techne ) и надеется, что его ученик будет мудро использовать свои физические силы, ритор так же верит, что его ученики не будут злоупотреблять своей властью..

Сократ говорит, что он один из тех людей, которые действительно счастливы, когда их опровергают, если он неправ. Он говорит, что предпочел бы быть опровергнутым, чем опровергать кого-то другого, потому что лучше избавиться от вреда самому, чем избавить кого-то от зла. Горгий, чья профессия - убеждение, охотно соглашается, что он тоже такой человек, который скорее будет опровергать, чем опровергать другого. У Горгия есть только одно опасение: он опасается, что у нынешней компании может быть что-то получше, чем слушать, как двое мужчин пытаются превзойти друг друга в своей неправоте (458b – c). Компания протестует и заявляет, что им не терпится стать свидетелями этой новой версии интеллектуального боя.

Споры о риторике (458d - 466c)

Сократ заставляет Горгия согласиться с тем, что ритор на самом деле более убедителен перед невежественной аудиторией, чем эксперт, потому что владение инструментами убеждения дает человеку больше уверенности, чем простые факты. Горгиас принимает эту критику и утверждает, что преимуществом его профессии является то, что человек может считаться выше специалистов, не имея необходимости изучать что-либо существенное (459c). Сократ называет риторику формой лести или сводничества и сравнивает ее с выпечкой и украшением себя (kommōtikōn). Он говорит, что риторика для политики - то же самое, что выпечка для медицины и косметика для гимнастики. Все эти действия направлены на украшение поверхности, олицетворение того, что действительно хорошо (464c – 465d).

Брюс МакКомиски утверждал, что Горгия, возможно, был изображен Платоном нехарактерно, потому что «… Горгий Платона соглашается с бинарной оппозицией знание против мнения» (82). Это неверно, потому что «для софиста Горгия все« знание »- это мнение. Не может быть никаких рациональных или иррациональных аргументов, потому что все человеческие убеждения и коммуникативные ситуации относятся к кайротическому моменту» (83).

Жалкий тиран (466d - 481b)

Затем Сократ утверждает, что «ораторы и тираны обладают наименьшей властью из всех в наших городах» (466d). Сгруппировав тиранов и риторов в одну категорию, Сократ говорит, что оба они, когда убивают людей, изгоняют их или конфискуют их собственность, думают, что делают то, что в их собственных интересах, но на самом деле достойны сожаления. Сократ утверждает, что нечестивый человек несчастен, но самый несчастный человек из всех - это нечестивый, который не встречает справедливости, упрека и наказания (472e). Полюс, вступивший в разговор в этот момент, смеется над Сократом. Сократ спрашивает его, считает ли он смех законной формой опровержения (473e). Затем Полус спрашивает Сократа, не является ли изложение взглядов, которые никто бы не принял, опровержением само по себе. Сократ отвечает, что, если Полус не видит, как опровергнуть его, он покажет Полусу, как это сделать.

Сократ утверждает, что гораздо хуже причинять зло, чем быть его невинной жертвой (475e). Он приводит в пример тиранов как самых несчастных людей на земле. Он добавляет, что бедность связана с финансовым положением, как болезнь - с телом, как несправедливость - с душой (477b – c). Эта аналогия используется для определения состояния коррупции в каждом случае. Заработок, медицина и правосудие - соответствующие лекарства (478a, b). Сократ утверждает, что простые наказания дисциплинируют людей, делают их более справедливыми и излечивают от их злых путей (478d). Преступление - второе среди зол, но проступок и уход от наказания - первое и величайшее из зол (479d). Из этого следует, что если человек не хочет, чтобы в его душе росла гноящаяся и неизлечимая опухоль, ему нужно поспешить к судье, осознав, что он сделал что-то не так. Сократ утверждает, что ритор должен сначала обвинить себя, а затем оказать услугу своей семье и друзьям, обвинив их, так велика лечебная сила справедливости (480c – e).

Сократ утверждает, что если ваш враг совершил что-то ужасное, вы должны изобрести все средства, чтобы не допустить, чтобы он предстал перед судебной системой. И Полус, и Калликл поражены позицией Сократа и задаются вопросом, не шутит ли он (481b).

Калликл критикует философию (481c - 505b)

Калликл замечает, что если Сократ прав, у людей жизнь вверх ногами, и они повсюду делают противоположное тому, что они должны делать. Сократ говорит, что любит Алкивиада и философию, и не может помешать своим возлюбленным говорить то, что у них на уме. Хотя утверждения некоторых людей часто различаются от одного раза к другому, Сократ утверждает, что то, что говорит философия, всегда остается неизменным (482b).

Калликл обвиняет Сократа в том, что он ведет себя как демагог. Он утверждает, что плохо страдать хуже, чем делать это, что нет ничего хорошего в том, чтобы быть жертвой. Далее он утверждает (как это делает Главкон в истории Гигеса в Республике ), что проступок считается постыдным только по соглашению и не является неправильным по своей природе. Затем он ругает Сократа за то, что он тратит время на легкомысленную философию, говоря, что молодые люди не вредят бесполезным подшучиваниям, но непривлекательны для мужчин старшего возраста. Он говорит Сократу, что он позор, и что если кто-нибудь схватит его и унесет в тюрьму, он будет беспомощен, чтобы защитить себя, говоря, что Сократ шатается и зевать перед судом присяжных, и в конечном итоге его казнят. (486а, б). Сократ не обижается на это и говорит Калликлу, что его необычайная откровенность доказывает, что он хорошо к нему расположен (487d).

Затем Калликл возвращается к своей защите справедливости природы, где сильные проявляют свои преимущества перед слабыми. Он утверждает, что у естественного человека есть большие аппетиты и средства для их удовлетворения, и что только слабак восхваляет умеренность и справедливость, основанные на искусственных законах, а не на естественных. (483b, 492a – c).

Сократ называет Калликл «желанным пробным камнем» (486) и возражает против того, что не только «nomos » (обычай или закон), но и природа утверждает, что поступать несправедливее позорнее, чем страдать Это, что равенство есть справедливость (489a – b), и что такой человек, как идеал Калликла, подобен дырявому сосуду, ненасытен и несчастен (494a). Сократ возвращается к своей предыдущей позиции, согласно которой недисциплинированный человек несчастен, и его следует сдерживать и отдавать под суд (505b).

Сократ спорит сам с собой (505c - 509b)

Калликл приходит в ярость из-за интеллектуального тупика и предлагает Сократу действовать самостоятельно, задавая свои вопросы и отвечая на них (505d). Сократ просит, чтобы его аудитория, включая Калликла, прислушивалась к тому, что он говорит, и любезно перебивала его, если он говорит что-то, что звучит ложно. Если его противник (которого он будет говорить за себя) делает точку, он соглашается уступить ему (506a – c). Сократ продолжает монолог и повторяет, что он не шутил по поводу лучшего использования риторики, что ее лучше всего использовать против самого себя. Человек, который сделал что-то плохое, несчастен, но человеку, которому это сходит с рук, еще хуже (509b).

Философия - горькое занятие

Сократ утверждает, что он стремится к лучшему, а не к приятному, и что только он один разбирается в методах политики. Он говорит, что побуждает людей принимать горькие глотки и заставляет их голодать и жаждать, в то время как большинство политиков льстят людям сладостями. Он также говорит, что «тело - наша могила души» (493a), цитируя слова Еврипида, «кто знает, не будет ли жизнь смертью, а смерть - жизнью». (492e) Он говорит о своем суде, что «меня будут судить, как врача, которого предстают перед судом детей с поваром в качестве обвинителя» (521e). Он говорит, что прокурору-пособничеству, несомненно, удастся приговорить его к смертной казни, и он будет бессилен остановить это. Сократ говорит, что все, что имеет значение, - это его собственная чистота души; он поддерживал это, и это единственное, что действительно в его власти (522d).

Суд над обнаженными душами

Сократ заканчивает диалог, рассказывая Калликлу, Полюсу и Горгию историю, которую они считают мифом, но он считает правдой (523a). Он рассказывает, что в былые времена Кронос судил людей незадолго до их смерти и разделил их на две категории. Он послал добрых и праведных людей на Острова Блаженных, а безбожных и неправедных людей в тюрьму мести и наказания, называемую Тартар. Эти дела рассматривались плохо, потому что мужчин судили, пока они были живы и в своей одежде, а судьи были обмануты внешним видом. Зевс решил проблему, устроив людей мертвыми, раздетыми догола и сделав судей своими сыновьями, Миносом и Радамантусом из Европы и Эак из Эгина. (523d – 524a) Судьи тоже должны были быть нагими, чтобы они могли сканировать души людей, не отвлекаясь.

Сократ добавляет, что он слышал этот миф, верит в него и делает из него вывод, что смерть - это разделение тела и души. Он говорит, что каждый из них сохраняет после смерти качества, которыми обладал при жизни, так что у толстого длинноволосого человека будет толстый длинноволосый труп. Если он был негодяем, то на нем останутся шрамы от побоев. Когда судья схватит какого-нибудь властителя, он обнаружит, что на его душе есть шрамы его лжесвидетельств и преступлений, потому что они будут заклеймены на его душе (524b – 525a).

Сократ отмечает, что некоторые люди получают пользу от боли и агонии их собственных наказаний (525b) и от наблюдения за другими мучительными пытками; но у других есть проступки, которые нельзя вылечить. Он говорит, что Одиссей по Гомер изображает царей, вечно страдающих в Аиде, но не обычных негодяев, таких как Терсит. Сократ говорит Калликлу, что это может показаться ему чепухой, как старая народная сказка, но предупреждает его, что, когда он предстает перед судьей в свой собственный судный день, он будет шататься и зевать, как в настоящее время Сократ. В заключение он говорит, что его идеи можно было бы справедливо презирать, если бы кто-нибудь мог придумать лучшую идею, но которой нет ни у кого в группе. Наконец, он увещевает их следовать за ним в справедливости и добродетели.

Переводы
  • Томас Тейлор, 1804
  • Платон (1871). Горгиас. Перевод: Бенджамин Джоветт - через Wikisource.
  • Платон (1987). Горгий. Перевод Дональда Дж. Зейла. Индианаполис: Хакетт.
  • Платон: Лисис, Симпозиум, Горгиас. Греческий с переводом В. Р. М. Лэмба. Классическая библиотека Лёба 166. Harvard Univ. Press (первоначально опубликовано в 1925 г.). ISBN 978-0674991842 Список HUP
  • Уолтер Рэнджли Мейтленд Лэмб, 1925 г.: Персей
  • Исправленный текст с введением и комментарий профессора Э. Р. Доддса. Oxford University Press, Лондон, 1959.
  • Перевод и введение Робина Уотерфилда. Oxford University Press, Лондон, 1994.
  • Сакс, Джо (пер.) (2008). Платон: Горгий и Аристотель: Риторика. Философская библиотека Focus. Сосредоточьтесь. ISBN 978-1585102990.
  • Скофилд, Малкольм (edt); переводы Тома Гриффита (2009). Платон: Горгий, Менексен, Протагор. Кембриджские тексты в истории политической мысли. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83729-3.
Цитаты
  1. ^Робишо, Дени. Персона Платона: Марсилио Фичино, гуманизм эпохи Возрождения и платонические традиции, University of Pennsylvania Press, 2018, стр.32, quote = «Искусство Горгия звучно, отражая устное произношение горго».
  2. ^«Формальный анализ Горгий Платона».
  3. ^Дойл, Джеймс (2010). «Сократ и Горгий». Phronesis. 55 : 1–25. doi : 10.1163 / 003188610x12589452898769.
  4. ^Уайт, Джеймс Б. «Этика аргументации: Горгии Платона и современный юрист». Обзор права Чикагского университета 50.2 (1983): 849-95, 865. JSTOR. Интернет. 27 апреля 2011 г.
  5. ^ МакКомиски, Брюс. «Разборка Платоновской критики риторики в Gorgias». Rhetoric Review 11.1 (1992): 79-90. JSTOR. Интернет. 27 апр. 2011.
  6. ^«... предположим, что наш долг - причинить кому-либо вред, будь то враг или кто-то другой, - при условии, что злодеяния, совершенные таким врагом не против нас самих, мы должны принять осторожность, чтобы избежать - но если предположить, что наш враг обидел кого-то еще, мы должны сделать все возможное, чтобы не допустить наказания или предания его суду »(480e – 481a).
Источники
  • Сет Бенардете, Риторика морали и философии: Горгии и Федр Платона (Чикаго: University of Chicago Press, 1991).
  • Майкл Викерс, «Алкивиад и Критий в Gorgias: «прекрасная сатира» Платона, «Dialogues d'Histoire Ancienne», 20,2 (1994), 85–112.
  • Гарольд Таррант, «Горгии и Демиург» в Idem, From the Old Academy к более позднему неоплатонизму: исследования по истории платонической мысли (Aldershot, Ashgate, 2010), (серия сборников Variorum: CS964).
  • Кристина Х. Тарнопольски, ханжи, извращенцы и тираны: гордости Платона и Политика стыда (Princeton, PUP, 2010).
Внешние ссылки
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Gorgias
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:29:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте