Гигес (, ; Греческий : Γύγης; Лидийцы : 𐤨𐤰𐤨𐤠𐤮 Кукас; fl. 7 век до н.э.) был основателем династии Мермнад лидийских царей. Даты его правления неизвестны, но ориентировочно оцениваются как ок. 687 - ок. 652 г. до н. Э. Он был телохранителем своего предшественника Кандавла, которого он убил, чтобы захватить трон. Его действия были одобрены Дельфийским оракулом, и это решение предотвратило гражданскую войну в Лидии. Взойдя на трон, Гигес посвятил себя укреплению своего королевства и превращению его в военную силу.
Он захватил Колофон, Магнезию на Меандре и, вероятно, также Сипил, преемником которого должен был стать город, также названный Магнезия в более поздних записях. Смирна была осаждена, а на севере Троада была взята под контроль Лидии. Гигес оттеснил киммерийцев, разоривших Малую Азию и вызвавших падение Фригии. Во время своих кампаний против киммерийцев он не смог привлечь помощь ассирийцев и вместо этого обратился к Древнему Египту, послав свои карийские войска для помощи Псамметиху. Позже Гигес пал в битве против киммерийцев при Дугдамме, и ему наследовал его сын Ардис из Лидии.
Имя лидийского царя Γύγης неоднократно упоминается в греческой передаче. Кроме того, в анналах ассирийского царя Ашшурбанипала несколько раз упоминается Гу (г) гу, царь Лудди, который отождествляется с Гигесом, царем лидийцев. Многие исследователи Библии считают, что Гиг из Лидии был библейским персонажем Гога, правителя Магога, который упоминается в Книге Иезекииля и Книга Откровений. Это имя, вероятно, имеет карийское происхождение и родственно хеттскому ḫuḫḫa-, лувийскому / huha- / и ликийскому xuga- «дедушка». Карийское имя quq засвидетельствовано как Γυγος в греческой передаче. Эта этимология коррелирует с навязчивым, вероятно, карийским происхождением династии Мермнад в Лидии.
Авторы на протяжении всей древней истории рассказывали разные истории о Гиге. 'приход к власти, которые значительно различаются по деталям, но практически все они связаны с захватом престола Гиге после убийства короля, Кандавла, и женитьбы на вдове Кандавла.
Основным источником Гигеса является Геродот, история которого восходит к поэту Архилоху Паросскому. Здесь Гигес был телохранителем Кандавла, который считал свою жену самой красивой женщиной на Земле. Он настоял на том, чтобы Гигес увидел, что его жена раздевается, и предательство настолько взбесило ее, что впоследствии она предоставила Гигесу выбор: убить ее мужа и сделать себя царем или убить самого себя.
Далее Геродот пишет, как Гигес наполнил Оракула многочисленными дарами, в частности, шестью чашами для смешивания, отчеканенными из золота, добытого из реки Пактолус, весом тридцать талантов. Оракул подтвердил, что Гигес законный король Лидии, и оказал моральную поддержку лидийцам в их конфликте с ионийцами. Тем не менее жрица заявила, что династия Гигес падет в пятом поколении. Это предсказание позже сбылось, когда четвертый потомок Гигеса, Крез, потерял королевство в результате нападения на империю Ахеменидов из Кира Великого.
в Платон Республика, Гигес был пастухом, который обнаружил волшебное кольцо невидимости, с помощью которого он убил короля и завоевал расположение королевы.
Николай Дамаскин предлагает свою собственную версию этой истории, которая сильно отличается от Геродота и Платона. Он включает в себя проклятие нескольких поколений старого царя Лидии Ардиса, потому что его доверенный советник Дасцил был убит сыном Ардиса по имени Садьяттес (или Адьяттес). Этот Садиатт завидовал растущей силе Дасцила. Убийцы так и не были обнаружены, поэтому король Ардис наложил на них проклятие.
Жена Дасцила, будучи беременной, сбегает во Фригию (ее дом) и рожает сына, также по имени Дасцил. Позже у этого Дасцила есть сын Гигес, который в молодости прибывает в Лидию и признан царем за свои выдающиеся способности. Его назначают королевским телохранителем.
Гигес вскоре стал фаворитом Кандавла и был отправлен им за Тудо, дочерью Арносса Мисии, которую лидийский царь хотел сделать своей королевой.. По дороге Гигес влюбился в Тудо, который пожаловался Садятесу на его поведение. Предупрежденный, что король намеревается наказать его смертью, Гигес ночью убил Кандавла и захватил трон. Согласно Плутарху, Гигес захватил власть с помощью Арселиса из Миласы, капитана лидийской телохранителя, которого он привлек на свою сторону.
Несколько монархов Малой Азии в архаический период, на пике влияния Оракула Дельф, поддержали свои претензии на правление оракулы из Пифии. Геродот рассказывает, что Гигес взошел на трон после Дельфийского оракула, который убедил лидийцев принять его. Однако Пифия также предсказала, что месть Heracleidae обрушится на его пятого потомка. За это оракул Гигес наградил оракула драгоценными ex-votos : шесть золотых кратеров были принесены в жертву святилищу Аполлона. Они весили тридцать талантов. Во времена Геродота эти кратеры выставлялись в сокровищнице Коринфа. Он посвятил другие, более ценные бывшие голоса, сделанные из золота и серебра, которые, однако, не упоминаются подробно.
Тем не менее, Геродот, кажется, добавил подробности о Дельфийском оракуле и предсказании о пятый потомок Гигеса, которого отомстят Гераклиды как способ объяснить падение короля Лидии Креза, принадлежавшего к династии Мермнадов.
Вступив на трон, Гигес посвятил себя консолидации своего королевства и превращению его в военную державу, хотя точно, насколько далеко простиралось Лидийское царство под его правлением, установить трудно.
Он захватил Колофон, уже в значительной степени лидианизированный по вкусам и обычаям, и Магнезию на Меандре, единственную другую Эолийскую колонию в большей части Ионическое южное Эгейское побережье Анатолии, а также, вероятно, Сипил, преемником которого должен был стать город, также названный Магнезией в более поздних записях. Смирна была осаждена, и были заключены союзы с Эфесом и Милетом. К северу Троад был взят под контроль лидийцами.
Войска Гигеса отбросили киммерийцев, которые опустошили Малую Азию и вызвали падение Фригии. Во время его походов против киммерийцев в Ашшурбанипал в Ниневия было отправлено посольство в надежде получить его помощь в борьбе с киммерийцами. Но ассирийцы были заняты иным образом, и Гигес обратился к Древнему Египту, послав своих верных карийских войск вместе с ионийскими наемниками для помощи Псамметиху в избавлении от ассирийского ига.
Гигес позже пал в битве против киммерийцев при Дугдамме (названный Лигдамисом Страбоном I. 3. 21 - «который, вероятно, принял греческую Дельту Δ за Лямбда Λ "), который до этого продвинулся до города Сард. Наследником Гигеса стал его сын Ардис из Лидии.
Как и многие короли ранней античности, в том числе Мидас из Фригии и даже больше исторически задокументированный Александр Македонский, Гигес подвергался мифологизации. У таких историй много мотивов; одна возможность состоит в том, что мифы воплощают религиозные верования или обычаи.
Во второй книге философского труда Платона Республика, Главкон рассказывает историю от Кольца Гигеса до Сократа, используя ее, чтобы проиллюстрировать мысль о человеческой природе. Некоторые ученые предположили, что история Платона была основана на уже утерянной старой версии мифа, в то время как другие утверждают, что Платон изобрел ее сам, используя элементы из истории Геродота о Гиге. В нем рассказывалось о человеке по имени Гигес, который жил в Лидии, районе в современной Турции. Он был пастырем царя той земли. Однажды, когда Гигес был в поле, произошло землетрясение, и он заметил, что в скале открылась новая пещера. Когда он вошел, чтобы посмотреть, что там было, он заметил золотое кольцо на пальце бывшего короля-великана, который был похоронен в пещере на железном коне с окном на боку. Он забрал кольцо с собой и вскоре обнаружил, что оно позволяет владельцу стать невидимым. В следующий раз, когда он пошел во дворец, чтобы сообщить королю о своей овце, он надел кольцо, соблазнил королеву, убил короля и взял под свой контроль дворец.
В «Республике» Главкон утверждает, что люди по своей сути несправедливы, и их только сдерживают от несправедливого поведения оковы закона и общества. По мнению Главкона, неограниченная власть стирает разницу между справедливыми и несправедливыми людьми. «Предположим, что было два таких магических кольца, - говорит он Сократ, - и праведник [человек] надел одно из них, а несправедливый - другое; ни один человек не может представить себе человека такой железной природы. что он будет твердо стоять перед правосудием. Ни один человек не будет держать руки подальше от того, что ему не принадлежит, когда он может безопасно взять с рынка то, что ему нравится, или пойти в дома и лечь с кем угодно, когда ему угодно, или убить или освободить из тюрьмы которого он хотел бы, и во всех отношениях был бы подобен богу среди людей. Тогда действия праведников были бы подобны действиям несправедливых; они оба пришли бы, наконец, к одной и той же точке ". Однако Сократ заключает, что истинно справедливый человек не раб своих аппетитов, так что возможности, предоставляемые кольцом, не соблазняют его отказаться от своих принципов.
Regnal title | ||
---|---|---|
Предшествующий. Кандавл | Царь Лидии. ок. 687 – ок. 652 г. до н. Э. | Преемник. Ардис |