Гигес из Лидии

редактировать

Биографические записи Гигеса, царя Лидии, 7 век до н.э. Редкое изображение легенды о Гиге, обнаружившем магию кольцо, Феррара, 16 век

Гигес (, ; Греческий : Γύγης; Лидийцы : 𐤨𐤰𐤨𐤠𐤮 Кукас; fl. 7 век до н.э.) был основателем династии Мермнад лидийских царей. Даты его правления неизвестны, но ориентировочно оцениваются как ок. 687 - ок. 652 г. до н. Э. Он был телохранителем своего предшественника Кандавла, которого он убил, чтобы захватить трон. Его действия были одобрены Дельфийским оракулом, и это решение предотвратило гражданскую войну в Лидии. Взойдя на трон, Гигес посвятил себя укреплению своего королевства и превращению его в военную силу.

Он захватил Колофон, Магнезию на Меандре и, вероятно, также Сипил, преемником которого должен был стать город, также названный Магнезия в более поздних записях. Смирна была осаждена, а на севере Троада была взята под контроль Лидии. Гигес оттеснил киммерийцев, разоривших Малую Азию и вызвавших падение Фригии. Во время своих кампаний против киммерийцев он не смог привлечь помощь ассирийцев и вместо этого обратился к Древнему Египту, послав свои карийские войска для помощи Псамметиху. Позже Гигес пал в битве против киммерийцев при Дугдамме, и ему наследовал его сын Ардис из Лидии.

Содержание

  • 1 Свидетельства и этимология
  • 2 Аллегорические описания Гигеса приход к власти
    • 2.1 Дар Гигеса Дельфам
  • 3 Царствование и смерть
  • 4 Мифический Гигес
  • 5 Влияние на современные произведения
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Свидетельства и этимология

Имя лидийского царя Γύγης неоднократно упоминается в греческой передаче. Кроме того, в анналах ассирийского царя Ашшурбанипала несколько раз упоминается Гу (г) гу, царь Лудди, который отождествляется с Гигесом, царем лидийцев. Многие исследователи Библии считают, что Гиг из Лидии был библейским персонажем Гога, правителя Магога, который упоминается в Книге Иезекииля и Книга Откровений. Это имя, вероятно, имеет карийское происхождение и родственно хеттскому ḫuḫḫa-, лувийскому / huha- / и ликийскому xuga- «дедушка». Карийское имя quq засвидетельствовано как Γυγος в греческой передаче. Эта этимология коррелирует с навязчивым, вероятно, карийским происхождением династии Мермнад в Лидии.

Аллегорические рассказы о приходе к власти Гигеса

Кандавл, король Лидии, показывает свою жену через Скрытность к Гигесу, одному из его министров, когда она ложится спать от Уильям Этти. Это изображение иллюстрирует версию Геродота сказки о Гиге (по словам Геродота, Гигес тайно наблюдал за обнаженной царицей, но она видит его, когда он крадется из укрытия). Более ранняя художественная обработка того же предмета Доссо Досси, теперь находится в Galleria Borghese [1].

Авторы на протяжении всей древней истории рассказывали разные истории о Гиге. 'приход к власти, которые значительно различаются по деталям, но практически все они связаны с захватом престола Гиге после убийства короля, Кандавла, и женитьбы на вдове Кандавла.

Основным источником Гигеса является Геродот, история которого восходит к поэту Архилоху Паросскому. Здесь Гигес был телохранителем Кандавла, который считал свою жену самой красивой женщиной на Земле. Он настоял на том, чтобы Гигес увидел, что его жена раздевается, и предательство настолько взбесило ее, что впоследствии она предоставила Гигесу выбор: убить ее мужа и сделать себя царем или убить самого себя.

Далее Геродот пишет, как Гигес наполнил Оракула многочисленными дарами, в частности, шестью чашами для смешивания, отчеканенными из золота, добытого из реки Пактолус, весом тридцать талантов. Оракул подтвердил, что Гигес законный король Лидии, и оказал моральную поддержку лидийцам в их конфликте с ионийцами. Тем не менее жрица заявила, что династия Гигес падет в пятом поколении. Это предсказание позже сбылось, когда четвертый потомок Гигеса, Крез, потерял королевство в результате нападения на империю Ахеменидов из Кира Великого.

в Платон Республика, Гигес был пастухом, который обнаружил волшебное кольцо невидимости, с помощью которого он убил короля и завоевал расположение королевы.

Николай Дамаскин предлагает свою собственную версию этой истории, которая сильно отличается от Геродота и Платона. Он включает в себя проклятие нескольких поколений старого царя Лидии Ардиса, потому что его доверенный советник Дасцил был убит сыном Ардиса по имени Садьяттес (или Адьяттес). Этот Садиатт завидовал растущей силе Дасцила. Убийцы так и не были обнаружены, поэтому король Ардис наложил на них проклятие.

Жена Дасцила, будучи беременной, сбегает во Фригию (ее дом) и рожает сына, также по имени Дасцил. Позже у этого Дасцила есть сын Гигес, который в молодости прибывает в Лидию и признан царем за свои выдающиеся способности. Его назначают королевским телохранителем.

Гигес вскоре стал фаворитом Кандавла и был отправлен им за Тудо, дочерью Арносса Мисии, которую лидийский царь хотел сделать своей королевой.. По дороге Гигес влюбился в Тудо, который пожаловался Садятесу на его поведение. Предупрежденный, что король намеревается наказать его смертью, Гигес ночью убил Кандавла и захватил трон. Согласно Плутарху, Гигес захватил власть с помощью Арселиса из Миласы, капитана лидийской телохранителя, которого он привлек на свою сторону.

Дар из Гигеса в Дельфы

Несколько монархов Малой Азии в архаический период, на пике влияния Оракула Дельф, поддержали свои претензии на правление оракулы из Пифии. Геродот рассказывает, что Гигес взошел на трон после Дельфийского оракула, который убедил лидийцев принять его. Однако Пифия также предсказала, что месть Heracleidae обрушится на его пятого потомка. За это оракул Гигес наградил оракула драгоценными ex-votos : шесть золотых кратеров были принесены в жертву святилищу Аполлона. Они весили тридцать талантов. Во времена Геродота эти кратеры выставлялись в сокровищнице Коринфа. Он посвятил другие, более ценные бывшие голоса, сделанные из золота и серебра, которые, однако, не упоминаются подробно.

Тем не менее, Геродот, кажется, добавил подробности о Дельфийском оракуле и предсказании о пятый потомок Гигеса, которого отомстят Гераклиды как способ объяснить падение короля Лидии Креза, принадлежавшего к династии Мермнадов.

Царство и смерть

Табличка Гигеса, Британский музей

Вступив на трон, Гигес посвятил себя консолидации своего королевства и превращению его в военную державу, хотя точно, насколько далеко простиралось Лидийское царство под его правлением, установить трудно.

Он захватил Колофон, уже в значительной степени лидианизированный по вкусам и обычаям, и Магнезию на Меандре, единственную другую Эолийскую колонию в большей части Ионическое южное Эгейское побережье Анатолии, а также, вероятно, Сипил, преемником которого должен был стать город, также названный Магнезией в более поздних записях. Смирна была осаждена, и были заключены союзы с Эфесом и Милетом. К северу Троад был взят под контроль лидийцами.

Войска Гигеса отбросили киммерийцев, которые опустошили Малую Азию и вызвали падение Фригии. Во время его походов против киммерийцев в Ашшурбанипал в Ниневия было отправлено посольство в надежде получить его помощь в борьбе с киммерийцами. Но ассирийцы были заняты иным образом, и Гигес обратился к Древнему Египту, послав своих верных карийских войск вместе с ионийскими наемниками для помощи Псамметиху в избавлении от ассирийского ига.

Гигес позже пал в битве против киммерийцев при Дугдамме (названный Лигдамисом Страбоном I. 3. 21 - «который, вероятно, принял греческую Дельту Δ за Лямбда Λ "), который до этого продвинулся до города Сард. Наследником Гигеса стал его сын Ардис из Лидии.

Мифический Гигес

Как и многие короли ранней античности, в том числе Мидас из Фригии и даже больше исторически задокументированный Александр Македонский, Гигес подвергался мифологизации. У таких историй много мотивов; одна возможность состоит в том, что мифы воплощают религиозные верования или обычаи.

Во второй книге философского труда Платона Республика, Главкон рассказывает историю от Кольца Гигеса до Сократа, используя ее, чтобы проиллюстрировать мысль о человеческой природе. Некоторые ученые предположили, что история Платона была основана на уже утерянной старой версии мифа, в то время как другие утверждают, что Платон изобрел ее сам, используя элементы из истории Геродота о Гиге. В нем рассказывалось о человеке по имени Гигес, который жил в Лидии, районе в современной Турции. Он был пастырем царя той земли. Однажды, когда Гигес был в поле, произошло землетрясение, и он заметил, что в скале открылась новая пещера. Когда он вошел, чтобы посмотреть, что там было, он заметил золотое кольцо на пальце бывшего короля-великана, который был похоронен в пещере на железном коне с окном на боку. Он забрал кольцо с собой и вскоре обнаружил, что оно позволяет владельцу стать невидимым. В следующий раз, когда он пошел во дворец, чтобы сообщить королю о своей овце, он надел кольцо, соблазнил королеву, убил короля и взял под свой контроль дворец.

В «Республике» Главкон утверждает, что люди по своей сути несправедливы, и их только сдерживают от несправедливого поведения оковы закона и общества. По мнению Главкона, неограниченная власть стирает разницу между справедливыми и несправедливыми людьми. «Предположим, что было два таких магических кольца, - говорит он Сократ, - и праведник [человек] надел одно из них, а несправедливый - другое; ни один человек не может представить себе человека такой железной природы. что он будет твердо стоять перед правосудием. Ни один человек не будет держать руки подальше от того, что ему не принадлежит, когда он может безопасно взять с рынка то, что ему нравится, или пойти в дома и лечь с кем угодно, когда ему угодно, или убить или освободить из тюрьмы которого он хотел бы, и во всех отношениях был бы подобен богу среди людей. Тогда действия праведников были бы подобны действиям несправедливых; они оба пришли бы, наконец, к одной и той же точке ". Однако Сократ заключает, что истинно справедливый человек не раб своих аппетитов, так что возможности, предоставляемые кольцом, не соблазняют его отказаться от своих принципов.

Влияние на современные произведения

  • Теофиль Готье написал рассказ под названием «Le roi Candaule» (опубликован в 1844 г.), который перевел Лафкадио Хирн.
  • "царь Кандавл «или« Le Roi Candaule »- большой балет с хореографией Мариуса Петипа и музыкой Чезаре Пуни с либретто Жюля- Анри Вернуа де Сен-Жорж, основанный на версии Геродота. Впервые он был представлен Императорским балетом в Санкт-Петербурге, Россия, в 1868 году с королевой Нисией., как король Кандавл / царь Кандавл, Лев Иванов как Гигес и как Клейтия.
  • "Le Roi Candaule" - это также название комедии Анри Мейяка и Людовик Галеви, основанный на древней сказке и представляющий легкие зарисовки парижской жизни 1860-1870-х гг.
  • немецкий драматург Фридрих Хеббель Трагедия 1856 г. Gyges und sein Ring («Гигес и его кольцо»).
  • В романе «Временные короли», предпоследний в 12-томном произведении Энтони Пауэлла «Танец под музыку времени» Кандавл демонстрирует свою обнаженную жену Гигесу и ее открытие изображено на потолочной росписи, приписываемой Тьеполо, в венецианском дворце. История противопоставляет темы вуайеризма и смерти в повествовании Пауэлла.
  • В романе Английский пациент и основанном на нем фильме граф Альмаси (сам ученик Геродота) попадает в любовь к замужней женщине (Кэтрин Клифтон), когда она рассказывает версию Геродота истории Гигеса у костра. История является предвестником их собственного трагического пути.
  • В романе Hyperion Дэна Симмонса, одна из четырех злых конструкций, созданных Ядром и названных Советником Альбедо зовут Гигес.
  • Одна из глав в романе Робертсона Дэвиса Пятый бизнес называется «Гигес и король Кандавл». Главный герой, ученый Данстан Рамзи; его давний «друг и враг», магнат Перси «Бой» Стонтон; и жена Стонтона Леола, которая была возлюбленной Рамзи в детстве, на протяжении всей книги сравниваются, соответственно, с Гигесом, королем Кандавлом и королевой Лидии. В частности, в одной сцене, где Стонтон настаивает на том, чтобы показать Рамзи обнаженные фотографии его жены, Рамзи рассказывает ему древнюю историю в качестве предупреждения (которое Стонтон игнорирует).
  • В 1990 опубликовал Фредерик Рафаэль The Hidden I, A Myth Revised, пересказ истории Лидии, царя Кандавла и Гигеса.

Примечания

Источники

  • Бери, JB ; Meiggs, Russell (1975) [впервые опубликовано в 1900 году]. История Греции (четвертое издание). Лондон: MacMillan Press. ISBN 0-333-15492-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Геродот (1975) [впервые опубликовано в 1954 году]. Burn, AR; de Sélincourt, Aubrey (eds.). Истории. Лондон: Penguin Books. ISBN 0-14-051260-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Платон (1987) [впервые опубликовано в 1955 году]. Ли, Десмонд (ред.). Республика. Лондон: Penguin Books. ISBN 0-14-044048-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

Regnal title
Предшествующий. Кандавл Царь Лидии. ок. 687 – ок. 652 г. до н. Э.Преемник. Ардис
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:34:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте