Georges Canguilhem | |
---|---|
Родился | (1904-06-04) 4 июня 1904 года. Castelnaudary, Од, Франция |
Умер | 11 сентября 1995 (1995-09-11) (91 год). Марли-ле-Руа, Иль-де-Франс, Франция |
Alma mater | École Normale Supérieure, Парижский университет |
эпоха | философия 20-го века |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная философия. Французский рационализм. Французская историческая эпистемология. Антипозитивизм |
Докторанты | Мишель Фуко, Жильбер Симондон |
Другие известные студенты | Франсуа Дагоне |
Основные интересы | История и философия науки, историческая эпистемология, философия биологии, философия медицины |
Известные идеи | Возрождение витализма, dispositif |
Влияния | |
Под влиянием | |
Жорж Кангильем (; Французский: ; 4 июня 1904 г. - 11 сентября 1995 г.) был французским философом и врачом, специализирующимся на эпистемологии и философии науки. (в частности, биология ).
Кангильем поступил в École Normale Supérieure в 1924 году в составе класса, в который входили Жан-Поль Сартр, Раймон Арон и Пол Низан. Он набрал в 1927 году, а затем преподавал в лицеях по всей Франции, изучая медицину во время преподавания в Тулузе.
. Он занял должность в Клермон-Ферран основал Страсбургский университет в 1941 году и получил докторскую степень в 1943 году, в середине Второй мировой войны. Используя псевдоним «Лафон», Кангильем стал активным участником французского Сопротивления, работая врачом в Оверни.
. К 1948 году он также был французским эквивалентом кафедры философии в Страсбурге. Семь лет спустя он был назначен профессором Сорбонны и сменил Гастона Башлара на посту директора Institut d'histoire des Sciences, должность, которую он занимал до 1971 года, после чего он сделал активную заслуженную карьеру.
В 1983 году он был награжден медалью Сартона от Общества истории науки. В 1987 году он получил медаль «Золотая медаль», присуждаемую Национальным центром научных исследований (CNRS).
Основная работа Кангилхема по философии науки представлена в двух книгах: Le Normal et le patologique, впервые опубликованной в 1943 году, а затем расширенной в 1968 году, и La Connaissance de la vie (1952). Le Normal et le patologique - это расширенное исследование природы и значения нормальности в медицине и биологии, производства и институционализации медицинских знаний. Это по-прежнему основополагающая работа в области медицинской антропологии и истории идей, оказавшая большое влияние отчасти благодаря влиянию Кангильема на Мишеля Фуко. La Connaissance de la vie - это расширенное исследование специфики биологии как науки, исторического и концептуального значения витализма, а также возможности зачатия организмов не на основе механических и технических моделей, которые уменьшили бы организм к машине, а скорее на основе отношения организма к среде, в которой он живет, его успешного выживания в этой среде и его статуса как чего-то большего, чем «сумма его частей». Кангилхем решительно отстаивал эти позиции, критикуя витализм 18 и 19 веков (и его политику), но также предостерегая от сведения биологии к «физической науке». Он считал, что такое сокращение лишило биологию подходящей области изучения, идеологически трансформируя живые существа в механические структуры, служащие химическому / физическому равновесию, которые не могут объяснить особенности организмов или сложность жизни. Он развил и изменил эту критику в более поздней книге «Идеология и рациональность в истории наук о жизни».
Кангилхем изначально враждебно относился к идеям Анри Бергсона и витализма, но позже на него повлияли они и разработал свой собственный «идиосинкразический бренд витализма».
Больше, чем просто великий теоретик, Кангилхем был одним из немногих философов 20-го века, который разработал подход, сформированный медицинским образованием. Он помог определить метод изучения истории науки, который был практичным и строгим. Его работа была сосредоточена, с одной стороны, на понятиях «нормальный» и «патологический», а с другой - на критической истории формирования таких понятий, как «рефлекс» в истории науки. Кангильем был также наставником нескольких французских ученых, в первую очередь Фуко, для которого он выступал в качестве спонсора презентации Histoire de la folie à l'âge classique (История безумия) для Doctorat d ' Эта, и за работой которого он следил на протяжении всей жизни последнего.
В качестве генерального инспектора, а затем президента жюри d'Agrégation по философии, Кангильем оказал огромное и прямое влияние на преподавание философии во Франции во второй половине двадцатого века и был известен более чем поколению французских академических философов как требовательный и требовательный оценщик, который, как заметил Луи Альтюссер, полагал, что может исправить философское понимание учителей, выкрикивая их. Эта вера не помешала ему с большой любовью относиться к нему со стороны поколения интеллектуалов, вышедших на передний план в 1960-х годах, включая Жака Деррида, Мишеля Фуко, Луи Альтюссера. и Жак Лакан. Альтюссер однажды написал своему английскому переводчику, что «мой долг Кангилхему неисчислим» (курсив в оригинале, из журнала «Экономика и общество» 27, стр. 171). Точно так же Фуко во введении к работе Кангильема «Нормальное и патологическое» писал:
Уберите Кангильема, и вы больше не будете много понимать в Альтюссере, Альтюссеризме и целой серии дискуссий, которые имели место среди французских марксистов; вы больше не поймете, что характерно для таких социологов, как Бурдье, Кастель, Пассерон и что их так сильно отличает в социологии ; вы упустите целый аспект теоретической работы, проделанной психоаналитиками, особенно последователями Лакана. Кроме того, во всем обсуждении идей, которые предшествовали или следовали за движением 68-го, легко найти место тех, кого издалека или ближний обучал Кангильхем
. Деррида напомнил, что Кангилхем посоветовал ему в начале своей карьеры, что ему придется отличиться как серьезный ученый, прежде чем он сможет профессионально проявить особое философское чувство юмора, которым он, в свою очередь, известен и печально известен, совет, который Деррида, похоже, принял во внимание.
После многих лет пренебрежения большая часть произведений Кангилхема была переведена на английский язык. Среди них - его знаменитые работы «Нормальное и патологическое и познание жизни», а также два сборника эссе под названием «Жизненный рационалист» и «Письма по медицине».