Феминизм в России

редактировать
«Кухня и мода - это НЕ свобода»: феминистское граффити в Санкт-Петербурге. Петербург, 2006

Феминизм в России зародился в 18 веке под влиянием западноевропейского Просвещения и в основном ограничивался аристократией. На протяжении XIX века идея феминизма оставалась тесно связанной с революционной политикой и социальными реформами. В ХХ веке русские феминистки, вдохновленные социалистической доктриной, сместили акцент с благотворительности на организацию среди крестьян и заводчане. После Февральской революции 1917 года феминистское лоббирование получило избирательное право и всеобщее равенство женщин в обществе; однако в 1960-х и 1970-х годах женщины продолжали сталкиваться с дискриминацией в определенных сферах карьеры (включая политику ), а также с неравенством доходов и большим бременем домашнего труда. Несмотря на это, озабоченность феминизмом в этот период ослабла.

После распада Советского Союза в 1991 году среди интеллигенции возникли феминистские круги. этот термин продолжает иметь негативную коннотацию среди современных россиян. В 21 веке некоторые российские феминистки, такие как панк-рок группа Pussy Riot, снова присоединились к антиправительственным движениям, как это было во время демонстраций 2012 года против президента. Владимир Путин, в результате чего адвокат, представляющий Русскую Православную Церковь, назвал феминизм «смертным грехом».

Содержание
  • 1 Происхождение
    • 1.1 18th век
    • 1.2 XIX век
  • 2 Революция и советская эпоха
    • 2.1 Дореволюционный
    • 2.2 Феминизм в советском обществе
  • 3 Гласность и постсоветская Россия
  • 4 21 век
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
Истоки

18 век

Русский феминизм зародился в 18 веке под влиянием западноевропейских Просвещение и выдающаяся роль женщин как символа демократии и свободы во Французской революции. Известные российские интеллектуалы следующего, 19-го века, такие как Александр Пушкин и Александр Герцен, положительно писали о росте власти и независимости женщин в их обществе и поддерживали растущую озабоченность гендерными проблемами. равенство. В своем влиятельном романе Что делать? писатель Николай Чернышевский воплотил новые феминистские идеи в героине романа Вере Павловне, мечтающей о будущем утопии общество с совершенным равенством полов.

Портрет княгини Натальи Шереметевой, первой женщины-автобиографа в России и одной из женщин-декабристок

В аристократическом русском обществе большие свободы, предоставленные женщинам, привели к возвышению влиятельной, социально связанной женщины, в том числе таких знаковых фигур, как Екатерина Великая, Мария Нарышкина и графиня Мария Разумовская. Женщины также начали конкурировать с мужчинами в литературной сфере, популярность среди русских женщин-писателей, поэтов и мемуаристов росла.

XIX век

Ослабление ограничений на образование и личную свободу женщин, которые были приняты Петром Великим, в 18 веке был создан новый класс образованных женщин, таких как княгиня Наталья Шереметева, чьи «Записки 1767 года» были первой автобиографией женщина в России. В XIX веке Шереметева была одной из «декабристок», родственниц декабристов. Декабристы-мужчины были группой аристократов революционеров, которые в 1825 году были осуждены за заговор с целью свержения императора Николая I, и многие из них были приговорены к служению в трудовых лагерях в Сибири. Хотя жены, сестры и матери декабристов придерживались тех же либеральных демократических политических взглядов, что и их родственники-мужчины, их обвиняли в измене не потому, что они были женщинами; однако 11 из них, в том числе Шереметева и княгиня Мария Волконская, все же решили сопровождать своих мужей, братьев и сыновей в трудовые лагеря. Хотя в массовой культуре они изображались героями, женщины-декабристки настаивали на том, что они просто выполняют свой долг перед семьей. Находясь в Сибири, некоторые из них заботились не только о своих родственниках, но и о других заключенных. Они также основали важные учреждения, такие как библиотеки и клиники, а также организовали лекции и концерты.

Анна Философова, соучредитель Российского женского взаимного благотворительного общества

В исторической литературе того времени скромная преданность женщин-декабристов контрастировала с интригами и гедонизмом женщин-аристократок 18 века, таких как Екатерина Великая, чьи эксцессы рассматривались как опасность слишком внезапного освобождения для женщин. Хотя они явно не поддерживали феминистскую программу, женщины-декабристки использовались в качестве примера более поздними поколениями русских феминисток, чья забота о гендерном равенстве также была связана с революционными политическими программами.

В конце 19-го века, другие аристократические женщины начали отворачиваться от изысканной общественной жизни и сосредоточились на феминистских реформах. Среди них была Анна Павловна Философова, женщина из аристократической московской семьи, замужем за высокопоставленным бюрократом, которая посвятила свою энергию различным обществам и проектам на благо бедных и обездоленных слоев населения. Русское общество, в том числе женщины. Вместе с Марией Трубниковой, Надеждой Стасовой и Евгенией Конради она лоббировала Императора с целью создания и финансирования курсов высшего образования для женщин. Она также была членом-учредителем Российского женского взаимного благотворительного общества и отвечала за помощь в организации Всеобщего женского конгресса 1908 года.

В конце века некоторые из наиболее читаемых российских литературных деятелей сосредоточились на на феминистские мотивы в своих произведениях. В последние годы своей жизни Лев Толстой выступал против традиционного института брака, сравнивая его с принудительной проституцией и рабством, темой, которая Он также затронул в своем романе Анна Каренина. В своих пьесах и рассказах Антон Чехов изображал самых разных действующих женщин-главных героев, от актрис до гувернанток, которые жертвовали общественным уважением и достатком ради финансовой и личной независимости; несмотря на эту жертву, эти женщины являются одними из немногих чеховских персонажей, которые действительно довольны своей жизнью.

Революция и советская эпоха

Дореволюционная

В конце 19 века и начале 20 века фокус русского феминизма сместился с аристократии на крестьян и рабочий класс. Пропитанные социалистической идеологией, молодые женщины начали организовывать исключительно женские союзы среди фабрично-заводских женщин, которые, как правило, игнорировались или маргинализировались мужчинами-социалистами

Между 1907 годом. и 1917 г. Лига за равные права женщин была самой важной феминистской организацией в России. Подобно Российскому женскому обществу взаимной благотворительности, оно было сосредоточено на образовании и социальном обеспечении, но также продвигало равные права для женщин, включая избирательное право, равное наследование и отмену паспорта ограничения. Революция 1917 года, отчасти катализируемая демонстрациями трудящихся женщин, вызвала всплеск членства в организации. В том же году, благодаря продолжающемуся лоббированию общества, Россия стала первой крупной мировой державой, предоставившей женщинам право голоса.

Марка с изображением культовой советской статуи, символизирующей союз мужчины-рабочего и колхозная женщина, олицетворявшая идеал равенства при коммунизме.

Феминизм в советском обществе

Владимир Ленин, который привел большевиков к власти в Октябрьская революция признала важность равенства женщин в Советском Союзе (СССР), который они создали. «Чтобы добиться эмансипации [женщины] и сделать ее равной мужчине, - писал он в 1919 году, через два года после революции, следуя марксистским теориям, лежавшим в основе советского коммунизма, - это необходимо социализироваться, а женщинам - участвовать в общем производительном труде. Тогда женщина будет равной мужчине ».

На практике российские женщины увидели огромные улучшения в своих правах при коммунизме. Избирательное право женщин было предоставлено. Аборты были легализованы в 1920 году, что сделало Советский Союз первой страной, сделавшей это; однако в период с 1936 по 1955 год оно было снова запрещено. В 1922 году изнасилование в браке было объявлено незаконным в Советском Союзе. По закону требовался щедрый отпуск по беременности и родам, и была создана национальная сеть детских центров. Первая конституция страны признала равные права женщин.

Хотя преобладающая советская идеология подчеркивала полное гендерное равенство, и многие советские женщины имели рабочие места и ученые степени, они не участвовали в основных политических процессах. роли и институты. Выше среднего уровня в политических и экономических лидерах преобладали мужчины. Хотя пропаганда точно утверждала, что в Верховном Совете сидело больше женщин, чем в законодательных органах большинства демократических стран вместе взятых, только две женщины, Екатерина Фурцева и (в последний год его существования), когда-либо были членами партийного Политбюро, возможно, самого важного компонента правительства страны.

К 1970-м годам, когда освобождение женщин было основным термином в американском общественном дискурсе, в Советском Союзе не существовало сопоставимого движения, несмотря на гендерное неравенство доходов и частоту дополнительной работы в домохозяйство больше, чем у американских женщин. Были также двойные стандарты в социальных нормах и ожиданиях. «Мужчина может дурачиться с другими женщинами, пить, даже быть равнодушным к своей работе, и это обычно прощается», - писал Хедрик Смит, бывший российский корреспондент The New York Times, но «если женщина делает то же самое, ее критикуют за беззаботный подход к своему браку и своей работе». В открытом письме руководству страны незадолго до его исключения из нее в 1974 году диссидент писатель Александр Солженицын говорил о якобы тяжелом бремени, возложенном на женщин. выполнять черную работу в советском обществе: «Как можно не испытывать стыда и сострадания при виде наших женщин, несущих тяжелые курганы из камней для мощения улиц?»

Смит писал, что со многими женщинами он разговаривал жаловались, что их эмансипация на самом деле была эксплуатацией, поскольку экономические обстоятельства фактически вынуждали их работать, сохраняя при этом свои домашние обязанности по дому, и они часто устали; и что, в отличие от западных женщин, советские женщины регулярно считали, что их идея освобождения заключается в том, что они меньше работают и имеют больше возможностей оставаться дома. Он вспомнил популярную шутку:

При капитализме женщины не освобождены, потому что у них нет возможности работать. Они должны оставаться дома, ходить по магазинам, готовить, вести хозяйство и заботиться о детях. Но при социализме женщины освобождены. У них есть возможность работать весь день, а затем идти домой, ходить по магазинам, готовить, вести хозяйство и заботиться о детях.

Сексистские взгляды по-прежнему преобладали в советском обществе. Мужчины в руководстве часто не принимали женщин или их идеи всерьез и исключали их из многих дискуссий. Домашнее насилие и сексуальные домогательства продолжали существовать, хотя и в гораздо меньшей степени, чем на Западе. Тем не менее, социологические исследования того времени показали, что советские женщины обычно не считали свое неравенство проблемой.

Гласность и постсоветская Россия

В середине 1980-х Михаил Горбачев установил гласность, что позволило большую свободу слова и организации, чем когда-либо прежде в СССР. Эта открытость вызвала всплеск активности женщин в политической деятельности, академических исследованиях, творческих и деловых начинаниях. Кроме того, женщины знали, что новое правительство не окажет им большой помощи в их экономической и социальной борьбе. Граждане Советского Союза могли подавать жалобы и получать компенсацию через Коммунистическую партию, но постсоветское правительство не разработало системы государственной защиты. Женщины начали формировать свои собственные сети обмена ресурсами и эмоциональной поддержки, которые иногда перерастали в массовые организации.

Во время гласности и после распада Советского Союза феминистские круги начали появляться среди женщин-интеллигентов в крупных культурных центрах, таких как Москва и С. Петербург. В 1990-е русские женщины не решались использовать термин «феминистки» для описания себя, потому что они считали, что он имел негативные коннотации на протяжении всей российской истории, и особенно после революции, когда его приравнивали к «пролетарской» женщине, которой все равно. ради карьеры, а не семьи. активизм российских женщин в 1990-е годы не был явно феминистским ; женщины пытались улучшить свое финансовое и социальное положение любыми практическими средствами. В результате этой борьбы возникли женские сообщества, которые дали возможность многим женщинам заявить о себе в стремлении к работе, справедливому обращению и политическому голосу.

Политические и экономические преобразования в постсоветской России вызвали глубокий экономический спад в 1990-х годах и особые финансовые трудности для женщин. Хотя многие из них работали, от женщин также ожидалось, что они будут домохозяйками. Советские работающие женщины часто получали обширные льготы при трудоустройстве, такие как длительные отпуска по уходу за ребенком, что подталкивало женщин к роли домохозяйки. В 1990-х годах работа по дому становилась все более востребованной, поскольку приобретение товаров в реструктурированной экономике отнимало больше времени. Льготы женщинам также сделали их менее привлекательными сотрудниками, и во время приватизации многие компании увольняли женщин. Если в 80-е годы 90% женщин были на рынке труда, то к 1991 г. женщины составляли 70–80% безработных россиян. Рабочие места, доступные женщинам в 1990-х годах, часто относились к секторам с низкой заработной платой, и во многих описаниях должностей указывалось, что подавать заявки должны только молодые привлекательные женщины. Работающие женщины часто получали значительно меньше заработной платы, чем мужчины, выполняющие ту же работу.

21 век
Члены Pussy Riot, феминистской российской панк-рок группы.

В 2003 г. 43 процента местных администраторов в Санкт-Петербурге В Петербурге были женщины.

В 2012 году феминистская панк-рок группа Pussy Riot выполнила рекламные трюки, чтобы продемонстрировать свое неприятие Владимира Путина и подверглись критике со стороны Русской православной церкви и администрации Путина. Трое членов группы были арестованы в марте 2012 года после исполнения «панк-молитвы» против Путина в Храме Христа Спасителя в Москве. Во время суда по делу о хулиганстве они говорили о том, что они феминистки, и заявляли, что это не является несовместимым с русским православием. Однако Лариса Павлова, юрист, представляющий Церковь, настаивала на том, что эта точка зрения «не соответствует действительности», и называла феминизм «смертным грехом».

См. Также
Примечания
Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 13:33:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте