Фауста | |
---|---|
Опера от Гаэтано Доницетти | |
Джузеппина Ронци де Бегнис, Карл Брюллов | |
Либреттист | Доменико Гилардони |
Язык | Итальянский |
На основе | Томмазо Сгриччи Криспо |
Премьера | 12 января 1832 года (1832-01-12). Театр Сан-Карло, Неаполь |
Фауста - мелодрамма, или опера seria, в двух действиях Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто было частично написано Доменико Гилардони, который умер при этом: остальное написал Доницетти. Литературный источник либретто оперы - Криспо, трагедия, импровизированная Томмазо Сгриччи 3 ноября 1827 года.
Опера успешно дебютировала 12 января 1832 года в Театро Сан-Карло. в Неаполе, и было написано с примадонной Джузеппиной Ронци де Бегнис. Ходили слухи, что де Бегнис была любовницей короля.
Хотя либретто рассердило главного цензора, постановка продолжалась, предположительно, из-за влияния Де Бегниса в высших кругах. Доницетти написал эту оперу ко дню рождения короля Обеих Сицилий Фердинанда II. Вальтер Скотт присутствовал на премьере, и было высказано предположение, что король представил его композитору; Скотт считал, что у Фаусты «не было примечательной музыки». Опера положила начало важному и плодотворному сотрудничеству с Ронци де Бегнисом. Всего 18 дней отделяют премьеру оперы Беллини Норма в Ла Скала и новой оперы Доницетти, действие которых происходит в Древнем Риме и ее Империи. Целью Доницетти было не соревноваться с оперой Беллини, а просто расширить успех его Анны Болены 1830 года.
Опера, основанная на исторических событиях, включает в себя сложности, которые возникают, когда Фауста, жена императора Константина I влюбляется в своего пасынка. Историческая достоверность оставляет желать лучшего; на самом деле Максимиан (Массимиано) умер задолго до того, как разразился кровосмесительный скандал с участием Фаусты и Криспа (Криспо).
Когда опера была исполнена в Театро дель Фондо 30 августа и 2 сентября 1832 года, Доницетти добавил дуэт для Луиджи Лаблаша, сменившего Тамбурини в роли Костантино. Доницетти не понравилась его интерпретация; однако это был один из очень редких случаев, когда композитор негативно отзывался о знаменитом басе.
«Фауста» впервые была показана в Ла Скала, Милан, 26 декабря 1832 года, как премьера престижного сезона; Публика полюбила его, в результате чего было дано 31 представление. По этому случаю Доницетти добавил увертюру и каватину «Par che mi dica ancor» для сопрано Аделаида Този. Композитор позаимствовал эту арию ди sortita (вступительную арию) из своего более раннего Il castello di Kenilworth и изменил слова в "Ah, se d'amor potessi". Кроме того, без согласия Доницетти была добавлена ария для тенора «Se crudel cosi m'estimi».
Тем не менее, тексты песен были позже переработаны Доницетти для теноровой арии, добавленной к постановке в январе 1834 года в Театро Реджио ди Торино. В 1833 году «Фауста» была исполнена в Ла Фениче в Венеции, где Джудитта Паста в роли Фаусты и Доменико Донцелли в роли Криспо получили неоднозначные отзывы. По этому случаю Доницетти вначале добавил новую сцену с новой арией для Фаусты, а во втором акте - новый дуэт «Per te rinunzio al soglio» для Фаусты и Криспо. Позже этот дуэт был использован для Буондельмонте и, в конечном итоге, для Марии Стуарда для миланской премьеры этой оперы как дуэт Марии и Лестера, "Ben io comprendi"; позже, в 1865 году, для постановки в Неаполе слова были изменены на те, которые использовались с тех пор: «Da tutti abbandonata». Кроме того, для венецианской постановки Доницетти написал дуэт (действие 2) для Константино и Криспо «T'amo ancora», заменив арию баритона «Se di regnar desio»; и, наконец, ария тенора (также во втором действии) «Ah! perche dirmi crudel».
В 1841 году для постановки Ла Скала Доницетти добавил дуэт для тенора и баритона «E che mi valse...», заимствованный из более ранних опер «Пиа де Толомеи» и «Il diluvio universalale». Другие важные премьеры включают Мадрид в 1833 году, Лиссабон и Барселону в 1834 году; Палермо, Генуя и Болонья также в 1834 году; Берлин в 1835 году; Гавана в 1837 году; Вена 1841 г.; Лондон в 1841 году (описан как «провал»); и Рио-де-Жанейро в 1850 году.
Опера впервые была исполнена в наше время, когда она была возрождена в Римской опере в 1981 году с Райной Кабаиванской в названии.
Роль | Тип голоса | Премьера актеров, 12 января 1832 г.. (Дирижер: -) |
---|---|---|
Константино иль Гранде, император Рима | баритон | Антонио Тамбурини |
Фауста, его вторая жена | сопрано | Джузеппина Ронци де Бегнис |
Берое, заключенная, возлюбленная Криспо | меццо-сопрано | |
Криспо, сын Константино и Минервины | тенор | |
Массимиано, отец Фаусты | бас | |
Лициния, доверенное лицо Фаусты | контральто | |
Альбинос, тюремщик | тенор | |
Родственники и приближенные императора, сенаторы, солдаты, люди |
Сцена 1: Площадь Капитолия, с Храмом Юпитера на заднем плане
Население приветствует возвращение победоносного Криспо, сына императора Константина и его первой жены Минервины. Первосвященник у алтаря ждет, чтобы короновать Криспо, который преуспел в своей кампании против галлов. Фауста, вторая жена Константина, и ее отец Массимиано (заклятый соперник императора), а также Лициния, сам Константин и множество заключенных стали свидетелями триумфа Криспо. Фауста смотрит на него и чувствует муки своей кровосмесительной любви; Константин радуется, и Берое, один из заключенных, вспоминает свою любовь к Криспо с первого взгляда. Константин замечает ее и задается вопросом о заключенной; Криспо объясняет, что она дочь принца, и признается ей в любви. Фауста ошеломлена развитием событий, и Император говорит Берое выйти вперед; она признается в любви, и Константин говорит ей, что он собирается жениться на них в тот же день. Фауста опустошена объявлением и говорит мужу, что свадьбу нужно назначить на следующий день, потому что этого требует богиня Веста. Лициния и присутствующие на мероприятии радуются. После ликования все уезжают, кроме Массимиано, который замышляет заговор против Императора, и хотя он потерпел неудачу в своей первой попытке убить и отца, и сына, на этот раз он уверен, что добьется успеха.
Сцена 2: Великолепные императорские покои
Служанки императрицы задаются вопросом, почему она больше не улыбается. Фауста, глубоко задумавшись, подавлена и просит слуг и Лицинию уйти. В одиночестве Фауста обеспокоена своей безответной любовью к Криспо и чувствует, что ее единственная награда - слезы и бесконечное отчаяние.
Сцены 3, 4, 5 и 6: Павильон
Лициния сопровождает Криспо в павильон, где Фауста планирует встретиться с ним. По прибытии она следит за тем, чтобы никого не было видно, и говорит своему пасынку, что она должна раскрыть тайну, которая причинила ей большое беспокойство. Это не государственная тайна, а ее любовь к кому-то.
Неожиданно, Берое прибывает к большому удовольствию своего возлюбленного, Фауста вздрагивает и объясняет Императрице, что Массимиано должен ее увидеть. Фауста велит сопернице уйти. Когда они снова остаются одни, она умоляет Криспа забыть Бероэ и направить его любовь к тому, кто действительно страстно предан ему. Он начинает понимать, что она подразумевает под секретом, и приходит в ужас от ее откровения; он пытается уйти, но она хватает его за руку и говорит, что, если он отвергнет ее, Беро погибнет. Он падает на колени и умоляет ее не делать этого.
Прибывают Константин, Берое, Массимиано, члены императорского дома, Лициния и служанки. Император с подозрением смотрит, как сын простерся перед женой. Когда она объясняет, что он исповедовал свою любовь к ней, все приходят в ужас, и даже Берое считает себя виновным. Императрица шепчет Криспо, что она готова отречься и умереть, если он ее любит. Массимиано очень рад, потому что поворот событий очень благоприятен для его планов свергнуть Константина, который полон решимости изгнать сына. Криспо, в свою очередь, обвиняет Фаусту в проклятии, которое наложил на него отец; она начинает видеть первые признаки той великой трагедии, которую она развязала.
Сцены 1, 2, 3 и 4: Роща недалеко от императорского дворца
Ночь. Максиминиан, мечтающий стать императором до восхода солнца, призвал своих последователей убить Криспо и Константина.
Пока Максиминиан и его люди готовятся к отъезду, прибывают Криспо и Берое. Бывшая пленная принцесса объясняет, что Лициния призналась в махинациях Фаусты. Массимиано подозревает, что в роще есть другие люди, и, когда он натыкается на Криспо, оба начинают подозревать друг друга и размахивать мечами.
С факелами появляются последователи Массимиано вместе с Константином. Увидев его со своим величайшим врагом, Император заявляет, что его сын замышляет избавиться от него. Криспо становится на колени у его ног, говоря, что он готов умереть. Он заявляет о своей невиновности по всем обвинениям. Отец отвечает, что судьи и Сенат решат его судьбу. преторианцы.
арестовывают и уносят Криспо. На рассвете Берое и Лициния говорят о надвигающемся судебном процессе, который приговорит Криспо к смертной казни.
Сцены 5 и 6: Зал Сената
Сенаторы собрались, и Император прибывает в сопровождении своей охраны. Константин понимает, что все еще испытывает глубокие чувства к своему сыну, и предупреждает Массимиано, чтобы он дал фактические показания. Однако во время своего повествования он утверждает, что Криспо планировал убить Императора. Криспо отвечает, что это ложь, и просит Берое рассказать правду. Она объясняет, что Криспо невиновен и что она готова к изгнанию вместе с ним, правда в том, что Массимиано и его убийцы были готовы убить и отца, и сына. Криспо подтверждает это объяснение, но отец говорит сенаторам запомнить то, что только что было сказано. Константин хочет поговорить с Криспо, и всех просят уйти, но, хотя он исповедует любовь к сыну, когда он не видит слез, исходящих из глаз Криспо, он остается убежденным, что сын виноват. Криспо отвечает, что у невинного человека нет слез. Сенаторов вызывают обратно в зал и выносят обвинительный приговор. Константин понимает, что собирается отправить своего сына к палачу, и, дрожа, подписывает смертный приговор.
Сцены 7, 8, 9, 10 и 11: Атриум тюрьмы
Тюремщику Альбино очень жаль 20-летнего Криспо. Входит Фауста и просит привести ее пасынка; она понимает, что это ее последний шанс. Криспо не может поверить своим глазам и ушам, поскольку она в отчаянном бреду выражает свою любовь к нему. Фауста говорит ему, что они могут убежать, но он показывает ей яд внутри своего кольца. Она хватает кольцо и произносит: «Любовь спасет тебя».
Прибывают Массимиано и четверо вооруженных охранников. Фаусте приказывают уйти, но она сопротивляется и умоляет отца не казнить Криспо. Один из охранников возвращается из камеры Криспо и подтверждает, что казнь была проведена. Фауста проглатывает яд из кольца и падает, Массимиано бросается в камеру и слышит голоса, призывающие к собственной смерти.
Константин услышал правду от киллеров Массимиано и прибывает с Берое, Лицинией, служанками императрицы и его преторианцами. В его руке подписанное помилование сына, но Массимиано гордо и цинично подтверждает, что его сын мертв. Тем временем Фауста немного восстановила свои силы и рассказывает Константину о своей лжи. Когда разъяренный Император возражает, что она заплатит самую высокую цену, она признается, что приняла смертельный яд. Все в ужасе и в унисон отвечают: «Злая женщина, нет на земле большего монстра, чем ты».
Год | Состав. (Костантино,. Фауста,. Криспо,. Массимиано) | Дирижер,. Оперный театр и оркестр | Лейбл |
---|---|---|---|
1981 | Ренато Брусон,. Райна Кабайванска,. Джузеппе Джакомини,. Луиджи Рони | Даниэль Орен. Театро дель ' Opera di Roma Оркестр и хор. (Запись выступления в Риме, ноябрь) | CD: Gala. Кат.: GL 100617 |
Примечания
Цит. источники
Другие источники