Доменико Джилардони

редактировать

Доменико Джилардони (1798–1831) был итальянским оперным либреттистом, наиболее известным своими сотрудничество с композиторами Винченцо Беллини (его первая работа) и Гаэтано Доницетти.

Биография

Джилардони родился в Неаполе, но мало что известно о его молодости и обучении. Он рано умер и, таким образом, имел короткую карьеру, но за пять лет написал более 20 либретто, все для Неаполя.

Большая часть его ранних работ была для Teatro Nuovo, где его либретто содержало много прозы и часто включены комические роли на неаполитанском диалекте. Его первое опубликованное либретто было Бьянка и Гернандо для Беллини. Он основан на пьесе, которая, вероятно, была выбрана Беллини, Бьянка и Фернандо алла Томба ди Карло IV, Дука д'Агридженто Карло Роти, которая была поставлена ​​в Театре деи Фьорентини в 1820 году. Название Бьянку и Фернандо пришлось изменить, потому что Фердинандо было именем наследника престола, и никакая его форма не могла использоваться на королевской сцене. После некоторой задержки премьера оперы состоялась 30 мая 1826 года в Театро Сан-Карло в Неаполе и имела успех. Музыка Беллини была высоко оценена, но были значительные оговорки относительно вклада Джилардони.

Для более поздней постановки, которая планировалась для открытия нового Teatro Carlo Felice в Генуе 7 апреля 1828 года, Bellini существенно изменил музыку и, в частности, отклонил просьбу Джилардони о пересмотре либретто, отдав предпочтение вместо него Феличе Романи, которую он считал выдающимся поэтом.

Джилардони сначала работал с Доницетти в Театре Нуово, написав либретто для Otto mesi in due ore («Восемь месяцев за два часа»), премьера которого состоялась 13 мая 1827 года. Он продолжал сотрудничать с Доницетти еще в десяти операх. По словам Джона Блэка, написавшего в The New Grove Dictionary of Opera : «Работая с Доницетти, он достиг высокого уровня, которого не было при написании для других, вероятно, из-за влияния композитора…». Черные ранги Il paria, написанные для Доницетти c. 1829, как лучшее либретто Джилардони, и Il ventaglio, написанное для Пьетро Раймонди ок. 1830 г., как наиболее часто исполняемый, но последний показывает «слишком явно слабое стихосложение, которое часто портило его работы».

Жилардони умер в Неаполе.

Либретто

Перечислены название, жанр, композитор, театр (все в Неаполе) и дата премьеры.

  • Bianca e Gernando, melodramma в 2 действиях, Bellini, Teatro ди Сан-Карло, 30 мая 1826 г.
  • Ильдегонда, мелодрамма, Коста, Театро Нуово, 1827
  • Густаво д'Орша, мелодрамма, Алессандро Курми, Teatro Nuovo, 1827
  • Otto mesi in due ore, опера-романтика в 3-х действиях, Доницетти, Teatro Nuovo, 13 мая 1827 г.
  • Il borgomastro di Saardam, мелодрамма giocoso в 2-х действиях, Доницетти, Teatro del Fondo, 19 августа 1827 г.
  • L'esule di Roma, мелодрамма эроико в 2-х действиях, Доницетти, Театро ди Сан-Карло, 1 января 1828 г.
  • Джанни ди Кале, полусерийная мелодрамма в 3-х действиях, Доницетти, Театро дель Фондо, 2 августа 1828 г.
  • Улисса ин Итака, серия опер в 2-х действиях, Риччи, Театро ди Сан Ка rlo, 12 января 1828 г.
  • Il paria, мелодрамма в 2-х действиях, Доницетти, Театро ди Сан-Карло, 12 января 1829 г.
  • Il giovedì grasso, фарса в 1 действии, Доницетти, Театро дель Фондо, 26 февраля 1829 г.
  • Банье, мелодрамма в 2-х действиях, Марио Аспа, Театро дель Фондо, 6 июня 1829 г.
  • I fidanzati, ossia Il connestabile di Chester, мелодрамма в 3-х акты, Пачини, Театро Сан-Карло, 19 ноября 1829 г.
  • I pazzi per progetto, фарса в 1 действии, Доницетти, Театро ди Сан-Карло, 6 февраля 1830 г.
  • Il diluvio universalale, azione tragico-sacra в 3-х действиях, Доницетти, Театр Сан-Карло, 6 марта 1830 г.
  • Il carcere d'Ildegonda, мелодрамма в 2-х действиях, Марио Аспа, Театро Нуово, октябрь 1830 г.
  • Il ventaglio, commedia per musica, Пьетро Раймонди, Театро Нуово, 22 января 1831 года
  • Эдоардо в Искозии, драма на музыку в 2 действиях, Карло Кочча, Театро Сан-Карло, 8 мая 1831 г.
  • Франческа ди Фуа, мелодрамма в 1 действии, Доницетти, Театро ди Сан-Карло, 30 мая 1831 г.
  • Ла романсьера и l'uomo nero, фарса в 1 действии, Доницетти, Театро дель Фондо, 18 июня 1831 г.
  • Фауста, мелодрамма в 2 действиях, Доницетти (либретто в исполнении Доницетти), Театр Сан-Карло, 12 января 1832 г.
  • Уго д'Эриндуро, мелодрамма в 2-х действиях, Джованни Моретти, Театро Нуово, осень 1833 г.
Ссылки

Примечания

Источники

  • Эшбрук, Уильям (1982). Доницетти и его оперы. Cambridge University Press., ISBN 0-521-23526-X. ISBN 0-521-23526-X.
  • Balthazar, Scott L. ; Кауфман, Томас Г. (2001). «Пачини, Джованни» в Sadie 2001.
  • Блэк, Джон (1992). "Гилардони, Доменико" в Сэди 1992, т. 2, стр. 413.
  • Бондин, Джозеф Велла (2001). «Курми [Курми], Алессандро» в Сэди 2001.
  • Бадден, Джулиан (2001). «Риччи, Луиджи» в Сэди 2001.
  • Буртин, Найджел; Хорнер, Кейт (2001). «Коста, сэр Майкл (Эндрю Агнус) [Мишель Андреа Аньелло]» в Сэди 2001.
  • Либби, Деннис; Магуайр, Саймон (2001). "Кочча, Карло" в Сэди 2001.
  • О'Коннор, Патрик (1992). «Аспа, Марио» в Сэди 1992, т. 1, стр. 228.
  • Осборн, Чарльз (1994). Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3.
  • Розенберг, Джесси (2001). "Раймонди, Пьетро" в Сэди 2001.
  • Сэди, Стэнли, редактор (1992). Словарь оперы New Grove (4 тома). Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-228-9.
  • Сэди, Стэнли, редактор; Джон Тирелл; ответственный редактор (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove, 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-239-5 (твердая обложка). OCLC 419285866 (eBook).
  • Умно, Мэри Энн; Бадден, Джулиан. «Доницетти, (Доменико) Гаэтано (Мария)» в Сэди 2001.
  • Вайншток, Герберт (1971). Винченцо Беллини: его жизнь и его оперы. Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 9780394416564.
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:39:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте