Адаптация на основе экосистем (EBA ) включает в себя широкий набор подходов к адаптироваться к изменению климата. Все они включают управление экосистемами и их услугами, чтобы снизить уязвимость человеческих сообществ к воздействиям изменения климата. Конвенция о биологическом разнообразии определяет EbA как «использование биоразнообразия и экосистемных услуг как часть общей стратегии адаптации, чтобы помочь людям адаптироваться к неблагоприятным последствиям изменения климата».
EbA включает сохранение, устойчивое управление и восстановление экосистем, таких как леса, луга, водно-болотные угодья, мангровые заросли или коралловые рифы для уменьшения вредного воздействия климатических опасностей, включая изменение характера или уровня осадков, изменения максимальных и минимальных температур, более сильные штормы и все более изменчивые климатические условия. Меры EbA могут быть реализованы сами по себе или в сочетании с инженерными подходами (такими как строительство водохранилищ или дамб), гибридными мерами (такими как искусственные рифы ) и подходами, которые укреплять потенциал отдельных лиц и организаций по устранению климатических рисков (например, внедрение систем раннего предупреждения ).
EbA вложено в более широкую концепцию природных решений и дополняет и разделяет общие элементы с широким спектром других подходов к созданию устойчивости социально-экологических систем. Эти подходы включают адаптацию на уровне сообществ, экосистемное снижение риска бедствий, климатически оптимизированное сельское хозяйство и зеленую инфраструктуру, и часто делают упор на использование совместных и инклюзивных процессов и взаимодействие с сообществом / заинтересованными сторонами. Концепция EbA продвигалась на международных форумах, включая процессы Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и Конвенции о биологическом разнообразии (CBD). Ряд стран прямо ссылаются на EbA в своих стратегиях адаптации к изменению климата и в своих определяемых на национальном уровне вкладах (NDCs) в соответствии с Парижским соглашением.
, хотя препятствия на пути широкого внедрения EbA со стороны Заинтересованные стороны из государственного и частного секторов и лица, принимающие решения, значительны, сотрудничество в целях более глубокого понимания потенциала EbA хорошо налажено среди исследователей, сторонников и практиков из групп по охране природы и устойчивому развитию. EbA все чаще рассматривается как эффективное средство решения связанных проблем, связанных с изменением климата и бедностью в развивающихся странах, где многие люди зависят от природных ресурсов для своей жизни и средств к существованию.
.
Экосистемная адаптация (EbA) описывает различные подходы для адаптации к изменению климата, все в том числе управление экосистемами Темы снижают уязвимость человеческих сообществ к воздействиям изменения климата, таким как ураганы и наводнения, причиняющие ущерб материальным активам, прибрежная эрозия, засоление пресноводных ресурсов и снижение продуктивности сельского хозяйства. EbA находится на пересечении адаптации к изменению климата, социально-экономического развития и сохранения биоразнообразия (см. Рисунок 1).
Хотя экосистемные услуги всегда использовались обществами, термин «адаптация на основе экосистем» был введен в обращение в 2008 г. Международным союзом охраны природы (МСОП) и его организациями-членами в ООН. Конференция по Конвенции об изменении климата в 2008 году. ЭбА была официально определена в 2009 году на Конференции ООН по Конвенции о биологическом разнообразии.
Здоровые экосистемы обеспечивают важные экосистемные услуги что может способствовать адаптации к изменению климата. Например, здоровые экосистемы мангровых зарослей обеспечивают защиту от воздействия изменения климата, часто для некоторых из наиболее уязвимых людей в мире, поглощая энергию волн и штормовых нагонов, адаптируясь к повышению уровня моря и стабилизируя береговые линии от эрозии. EbA фокусируется на выгодах, которые люди получают от биоразнообразия и экосистемных услуг, и на том, как эти выгоды могут быть использованы для управления рисками воздействия изменения климата. Адаптация к изменению климата особенно актуальна в развивающихся странах и многих малых островных развивающихся государствах, которые уже испытывают одни из самых серьезных последствий изменения климата, имеют экономики, которые очень чувствительны к сбоям, и которые имеют более низкую адаптивную способность.
EbA может включать в себя широкий спектр мероприятий по управлению экосистемами, направленных на снижение уязвимости людей к опасностям изменения климата (например, как повышение уровня моря, изменение режима выпадения осадков и более сильные штормы) за счет использования природы. Например, меры EbA включают восстановление прибрежной среды обитания в экосистемах, таких как коралловые рифы, мангровые леса и болота, для защиты сообществ и инфраструктуры от штормовых нагонов ; агролесоводство для повышения устойчивости сельскохозяйственных культур к засухе или чрезмерным осадкам; интегрированное управление водными ресурсами, чтобы справиться с последовательными засушливыми днями и изменением режима выпадения осадков; и меры устойчивого лесопользования для стабилизации склонов, предотвращения оползней и регулирования потока воды для предотвращения внезапных наводнений (см. Таблицу 1 и Рисунок 2).
Сторонники внедрения EbA утверждают, что многие другие преимущества для людей и природы предоставляются одновременно. Эти взаимосвязанные преимущества включают улучшение здоровья человека, социально-экономическое развитие, продовольственную безопасность и водную безопасность, снижение риска бедствий, связывание углерода. и сохранение биоразнообразия. Например, восстановление экосистем, таких как леса и прибрежные водно-болотные угодья, может способствовать обеспечению продовольственной безопасности и увеличению средств к существованию за счет сбора недревесных лесных продуктов, поддержания работоспособности водосборных бассейнов и связывания углерода для смягчения последствий глобального потепления. Восстановление мангровых экосистем может помочь повысить безопасность продуктов питания и средств к существованию за счет поддержки рыболовства и снизить риск бедствий за счет уменьшения высоты и силы волн во время ураганов и штормов.
Конкретные экосистемы могут обеспечить различные преимущества (или услуги) адаптации к изменению климата. Наиболее подходящие меры EbA будут зависеть от местного контекста, состояния экосистемы и основной опасности изменения климата, которую необходимо устранить . В таблице ниже представлен обзор этих факторов, общих показателей EbA и ожидаемых результатов.
Опасности изменения климата | Потенциальные воздействия на людей | Меры EbA по типам экосистем | Ожидаемые результаты |
---|---|---|---|
Неустойчивые осадки Наводнения Смена сезонов Повышение температуры Засуха Сильная жара | Повышенный риск наводнений для людей и инфраструктуры; Снижение объемов сельскохозяйственного (и животноводческого) производства; Отсутствие продовольственной безопасности; Экономические убытки и / или ненадежность; Угрозы здоровью и благополучию человека; Повышенный риск тепловых ударов Отсутствие воды | Горы и леса:
Внутренние воды:
Сельское хозяйство и засушливые земли:
Городские районы:
| Улучшение регулирования водных ресурсов; Предотвращение эрозии; Увеличенная емкость хранения воды; Снижение риска наводнений; Улучшение водоснабжения; Увеличенная емкость хранения воды; Адаптация к более высоким температурам; Буферизация волн тепла |
Штормовые нагоны Циклоны Повышение уровня моря Засоление Прибрежная эрозия | Повышенный риск наводнений для людей и инфраструктуры; Повышенный риск штормов и циклонов для людей и инфраструктуры; Снижение объемов сельскохозяйственного (и животноводческого) производства; Отсутствие продовольственной безопасности; Экономические убытки и / или ненадежность; Угрозы здоровью и благополучию человека; Отсутствие питьевой воды | Морские и прибрежные районы:
| Уменьшение количества штормов и циклонов; Снижение риска наводнений; Улучшение качества воды; Адаптация к более высоким температурам |
.
С момента эволюции концепции и практики EbA были разработаны различные принципы и стандарты для руководства передовыми методами внедрения. Руководящие принципы, принятые КБР, основываются на этих усилиях и включают набор принципов для руководства планированием и реализацией. Принципы в целом сгруппированы по четырем темам:
принципы дополняются гарантиями, которые представляют собой социальные и экологические меры, направленные на предотвращение непредвиденных последствий ЭБА для людей, экосистем и биоразнообразия.
Стандарты также были разработаны, чтобы помочь практикам понять, какие меры вмешательства квалифицируются как EbA, включая элементы помощи людям в адаптации к изменению климата, активное использование биоразнообразия и экосистемных услуг и участие в общей стратегии адаптации.
Хотя интерес к экосистемной адаптации вырос, и метаанализ тематических исследований демонстрирует эффективность и рентабельность вмешательств EbA, есть общепризнанные проблемы, которые следует решить или рассмотреть для более широкого внедрения этого подхода. К ним относятся:
Возможные ограничения экосистемных услуг в условиях изменяющегося климата. Одной из проблем, стоящих перед EbA, является определение пределов и пороговых значений, за которыми EbA может не приносить адаптационные выгоды, и степень, в которой экосистемы могут предоставлять экосистемные услуги в условиях изменяющегося климата..
Сложность в мониторинге, оценке и создании доказательной базы для эффективного EbA. Непонимание того, что означает экосистемная адаптация, привело к множеству различных методологий, используемых для оценки, и отсутствию последовательных и сопоставимых количественных Измерения успеха и неудач EbA затрудняют аргументацию в пользу EbA с социально-экономической точки зрения. Исследования EbA также в значительной степени опирались на западные научные знания без должного учета местных и традиционных знаний. Кроме того, реализация плана мониторинга и оценки может быть затруднена из-за потенциально длительных временных рамок, необходимых для наблюдения за последствиями ЭБА.
Управление и институциональные ограничения. Поскольку EbA - это многосекторальный политический вопрос, проблемы управления и планирования огромны. Частично это связано с тем, что EbA включает в себя как секторы, управляющие экосистемами, так и те, которые получают выгоду от экосистемных услуг.
Экономические и финансовые ограничения. Общие макроэкономические соображения, такие как экономическое развитие, бедность и доступ к финансовым ресурсам. Капитал для реализации вариантов адаптации к изменению климата является фактором, препятствующим более широкому распространению ЭБА. Государственное и многостороннее финансирование проектов EbA до сих пор предоставлялось через Международную климатическую инициативу Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии, Глобальный экологический фонд, Зеленый климатический фонд, Европейский союз, Департамент международных отношений. Разработка правительства Соединенного Королевства, Шведского агентства международного сотрудничества в области развития и Датского агентства международного развития, среди других источников.
Социальные и культурные барьеры. Явным фактором, сдерживающим EbA, является различное восприятие рисков и культурные предпочтения для определенных типов управленческих подходов, таких как культурные предпочтения в отношении того, как должен выглядеть конкретный ландшафт. Потенциальные заинтересованные стороны могут отрицательно относиться к определенным типам стратегий EbA.
Несколько международных политических форумов признали множественную роль, которую экосистемы играют в предоставлении услуг и решении глобальных проблем, в том числе связанных к изменению климата, стихийным бедствиям, устойчивому развитию и сохранению биоразнообразия.
В Парижском соглашении прямо признается роль природы в помощи людям и обществу в решении проблемы изменения климата, призывая все стороны признать «важность обеспечения целостности всех экосистем, включая океаны, и защиты биоразнообразия, признанного некоторыми культурами матерью-Землей »; его статьи включают несколько ссылок на экосистемы, природные ресурсы и леса.
Это понятие воплотилось в высокоуровневые национальные намерения, о чем свидетельствует сравнительный анализ определяемых на национальном уровне вкладов (ОНВ), представленных в Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН).) подписавшими Парижское соглашение. РКИК ООН также учредила процесс национального плана адаптации (НПД) как способ облегчить планирование адаптации в наименее развитых странах (НРС) и других развивающихся странах. Из-за более низкого уровня развития риски изменения климата усугубляют проблемы развития для НРС.
Меры и вмешательства, применяемые в рамках EbA, часто тесно связаны или аналогичны тем, которые используются в рамках экосистемного снижения риска бедствий (Eco-DRR). Сендайская рамочная программа по снижению риска стихийных бедствий признает, что для усиления управления рисками стихийных бедствий и управления рисками стихийных бедствий и снижением рисков на глобальном и региональном уровнях важно «содействовать трансграничному сотрудничеству, чтобы обеспечить политику и планирование для внедрение экосистемных подходов в отношении общих ресурсов, например, в бассейнах рек и вдоль береговых линий, для повышения устойчивости и снижения риска бедствий, включая риск эпидемий и перемещения ».
Цели устойчивого развития (ЦУР) представляют собой совокупность 17 глобальных целей, поставленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2015 году. Биоразнообразие и экосистемы занимают важное место по многим ЦУР и связанным задачам. Они вносят непосредственный вклад в благополучие людей и приоритеты развития. Биоразнообразие находится в центре многих видов экономической деятельности, особенно связанных с растениеводством и животноводством, лесным хозяйством и рыболовством. В глобальном масштабе почти половина населения Земли напрямую зависит от природных ресурсов как источника средств к существованию, а многие из наиболее уязвимых людей напрямую зависят от биоразнообразия в плане удовлетворения своих повседневных жизненных потребностей. Адаптация на основе экосистем предлагает потенциал для внесения вклада в реализацию множества ЦУР, включая цели, связанные с адаптацией к климату (ЦУР 13 ), искоренением бедности и голода (ЦУР 1 и 2), обеспечением средств к существованию и экономическим ростом ( ЦУР 8 ), жизнь на суше и жизнь под водой (ЦУР 14 и 15), среди прочего.
Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы и Цели сохранения биоразнообразия, принятые в Айти в рамках Конвенции о биологическом разнообразии (CBD) направлены на то, чтобы остановить утрату биоразнообразия, чтобы экосистемы были устойчивыми и продолжали оказывать основные услуги. Совсем недавно Конференция Сторон приняла добровольные руководящие принципы по разработке и эффективному внедрению экосистемных подходов к адаптации и снижению риска бедствий.
ЭбА и аналогичные подходы требовались в других политических рамках, в том числе Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБОООН) и Рамсарская конвенция.
Ниже приводится алфавитный список сетей EbA, рабочих групп и платформы, которые обмениваются знаниями и опытом, пытаясь решить и преодолеть проблемы внедрения EbA. Этот выбор не является исчерпывающим.
Международное сообщество специалистов EbA