Управление экосистемой - это процесс, направленный на сохранение основных экологических услуг и восстановление природных ресурсов при соблюдении социально-экономических, политические и культурные потребности нынешнего и будущих поколений.
Основная цель управления экосистемой - эффективное сохранение и социально приемлемое использование природных ресурсов. Это многогранный и целостный подход, который требует значительных изменений в том, как идентифицируются естественная и человеческая среда.
Существует несколько различных подходов к реализации управления экосистемами, которые включают усилия по сохранению как на местном, так и на ландшафтном уровнях и включают:
Существует множество определений. Роберт Т. Лэки определил управление экосистемой как «применение экологической и социальной информации, вариантов и ограничений для достижения желаемых социальных выгод в пределах определенной географической области и в течение определенного периода». Ф. Стюарт Чапин и соавторы определяют это как «применение экологической науки к управлению ресурсами для обеспечения долгосрочной устойчивости экосистем и предоставления основных экосистемных товаров и услуг», в то время как Норман Кристенсен и соавторы определяют это как «управление управляются четко сформулированными целями, выполняются политиками, протоколами и практиками и становятся адаптируемыми с помощью мониторинга и исследований, основанных на нашем лучшем понимании экологических взаимодействий и процессов, необходимых для поддержания структуры и функционирования экосистемы ». Питер Брюссар и его коллеги определили его как «управление территориями в различных масштабах таким образом, чтобы экосистемные услуги и биологические ресурсы сохранялись, в то время как поддерживалось надлежащее использование человеком и варианты средств к существованию».
Обычно определение управления экосистемой расплывчато. Несколько основных принципов определяют и ограничивают концепцию и придают ей практическое значение:
Основополагающий принцип - это долгосрочная устойчивость производства товаров и услуг экосистемой; «межпоколенческая устойчивость [является] предварительным условием для управления, а не второстепенным». В идеале должны быть четкие, публично заявленные цели в отношении будущих траекторий и поведения управляемой системы. Другие важные требования включают хорошее экологическое понимание системы, в том числе связность, экологическую динамику и контекст, в который встроена система. Понимание роли людей как компонентов экосистем и использование адаптивного управления также важно. Хотя управление экосистемами может использоваться как часть плана сохранения дикой природы, его также можно использовать в интенсивно управляемых экосистемах (см., Например, агроэкосистема и близость к природе лесное хозяйство ).
Как концепция управления природными ресурсами, управление экосистемами остается неоднозначным и противоречивым, отчасти потому, что некоторые из его формулировок основаны на политических и научных утверждениях, которые оспариваются. Эти утверждения важны для понимания большей части конфликтов, связанных с управлением экосистемой. Профессиональные менеджеры природных ресурсов, обычно действующие из правительственной бюрократии и профессиональных организаций, часто маскируют дебаты по поводу спорных утверждений, изображая управление экосистемами как эволюцию прошлых подходов к управлению.
Устойчивое управление экосистемами использовалось значительной частью населения тысячи лет назад. До колонизации культуры коренных народов по всей Северной Америке устойчиво управляли своими природными ресурсами с помощью традиционных экологических знаний (ТЭК), передаваемых из поколения в поколение. Эти исторические стратегии управления различаются в зависимости от региона, но варьируются от предписанного сжигания до пермакультуры. Принятие широкой философии, лежащей в основе управления экосистемами, является признанием того, что технические и научные знания, хотя и необходимы во всех подходах к управлению природными ресурсами, недостаточны. Наука - это всего лишь один из компонентов управления природными ресурсами, и управление экосистемами явно признает этот факт.
Заинтересованные стороны - это отдельные лица или группы людей, которые заинтересованы в политике или управленческих решениях или на них влияют. и действия, но они также могут иметь право влиять на цели, политику и решения, касающиеся управления экосистемой. Сложный характер решений, принимаемых в управлении экосистемой, от местного до международного масштаба, требует участия заинтересованных сторон с разнообразными знаниями, представлениями и ценностями природы. Заинтересованные стороны часто имеют разные интересы в экосистемных услугах. Это означает, что эффективное управление экосистемами требует гибкого процесса управления, который развивает взаимное доверие в вопросах, представляющих общий интерес, с целью создания взаимовыгодных партнерских отношений.
Адаптивное управление основано на концепция, согласно которой прогнозирование будущих воздействий / нарушений экосистемы ограничена и неясна. Следовательно, цель адаптивного управления состоит в том, чтобы управлять экосистемой таким образом, чтобы она обеспечивала максимальную экологическую целостность, но также использовала методы управления, которые могут меняться на основе нового опыта и идей.
Адаптивное управление направлено на выявление неопределенностей в управлении экосистемой при использовании проверки гипотез для дальнейшего понимания системы. В этом отношении адаптивное управление поощряет извлечение уроков из результатов ранее реализованных стратегий управления. Менеджеры экосистемы формируют гипотезы об экосистеме и ее функциональности, а затем применяют различные методы управления для проверки гипотез. Затем реализованные методы анализируются для оценки любых регрессов или улучшений в функциональности экосистемы, вызванных этим методом. Дальнейший анализ позволяет модифицировать метод до тех пор, пока он не удовлетворит экологические потребности экосистемы. Таким образом, адаптивное управление служит методом «обучения на практике» для управления экосистемой.
Адаптивное управление имело неоднозначный успех в области управления экосистемами, управления рыболовством, управлением дикой природой и лесным хозяйством, возможно, из-за того, что управляющие экосистемами могут не обладать навыками принятия решений, необходимыми для применения методологии адаптивного управления. Кроме того, экономические, социальные и политические приоритеты могут мешать принятию адаптивных управленческих решений. По этой причине адаптивное управление, чтобы быть успешным, должно быть не только научным, но и социальным процессом, с упором на институциональные стратегии при внедрении экспериментальных методов управления.
Термин управление природными ресурсами часто используется при работе с конкретным ресурсом для использования человеком, а не с управлением всей экосистемой. Основная цель управления природными ресурсами - обеспечение устойчивости для будущих поколений. Одним из способов достижения этого является назначение менеджеров экосистемы для обеспечения баланса между эксплуатацией и сохранением природных ресурсов в долгосрочной перспективе. Сбалансированная взаимосвязь каждого ресурса в экосистеме может меняться в разных пространственных и временных масштабах. Такие размеры, как водосборы, почвы, флора и фауна, необходимо рассматривать индивидуально и на уровне ландшафта. Разнообразные природные ресурсы используются для производства продуктов питания, лекарств, энергии и жилья.
Концепция управления экосистемой основана на взаимосвязи между устойчивым поддержанием ресурсов и потребностями людей в использовании природных ресурсов. Таким образом, социально-экономические факторы существенно влияют на управление природными ресурсами. Цель менеджера природных ресурсов - удовлетворить спрос на данный ресурс, не нанося вреда экосистеме и не ставя под угрозу будущее ресурса. Следует поощрять партнерство между управляющими экосистемами, управляющими природными ресурсами и заинтересованными сторонами, чтобы способствовать более устойчивому использованию ограниченных природных ресурсов. Управляющие природными ресурсами должны сначала измерить общее состояние экосистемы, в которую они вовлечены. Если ресурсы экосистемы здоровы, менеджеры могут выбрать идеальный объем добычи ресурсов, оставляя достаточно, чтобы позволить ресурсу восполнить себя для последующих сборов урожая. Исторически сложилось так, что некоторые природные ресурсы подвергались ограниченному воздействию со стороны человека и поэтому могли существовать естественным путем. Однако некоторые экосистемы, такие как леса, обычно обеспечивают значительные ресурсы древесины; иногда подвергались успешным лесовосстановлению и, следовательно, соответствовали потребностям будущих поколений. Успешно управляемый ресурс обеспечит текущий спрос, оставив при этом достаточно для повторного заселения и обеспечения будущего спроса.
Человеческие популяции быстро увеличиваются, привнося в экосистемы новые факторы стресса, такие как изменение климата и приток инвазивных видов. В результате спрос на природные ресурсы непредсказуем. Хотя экосистемные изменения могут происходить постепенно, кумулятивные изменения могут иметь негативные последствия для людей и дикой природы. Географические информационные системы (ГИС) и Дистанционное зондирование Приложения могут использоваться для мониторинга и оценки природных ресурсов путем сопоставления их в локальном и глобальном масштабах. Эти инструменты по-прежнему будут очень полезны в управлении природными ресурсами.
Стратегическое управление поощряет постановку целей, которые будут поддерживать экосистему, с учетом социально-экономических и политически значимых факторов политики. Стратегическое управление отличается от других типов управления экосистемой, поскольку оно вовлекает заинтересованные стороны и полагается на их вклад для разработки наилучшей стратегии управления экосистемой. Подобно другим способам управления экосистемой, этот метод придает большое значение оценке и анализу любых изменений, прогресса или негативных воздействий и отдает приоритет гибкости при адаптации протоколов управления в результате получения новой информации.
- это метод, который учитывает потребности дикой природы в более широком масштабе ландшафтного уровня при реализации природоохранных инициатив. Такой подход к управлению экосистемами включает рассмотрение широкомасштабных взаимосвязанных экологических систем, что признает весь объем экологической проблемы. В мире, где доминируют люди, сопоставление требований дикой природы к ландшафту с потребностями человека - сложный вопрос.
Сохранение ландшафта осуществляется несколькими способами. коридор дикой природы, например, представляет собой связь между изолированными в других отношениях участками среды обитания, которые предлагаются в качестве решения фрагментации среды обитания. В некоторых подходах к сохранению ландшафта ключевой вид уязвим для ландшафта выявляются изменения и оцениваются требования к среде обитания, чтобы определить наилучший вариант защиты их экосистемы. Однако согласование требований к среде обитания множества видов в экосистеме может быть затруднительным, поэтому в области сохранения ландшафта были рассмотрены более комплексные подходы для дальнейшего понимания этих вариаций.
Антропогенная деградация окружающей среды. является растущей проблемой во всем мире, поэтому экология ландшафта играет важную роль в управлении экосистемой. Традиционные методы сохранения, нацеленные на отдельные виды, должны быть изменены, чтобы включать поддержание среды обитания диких животных с учетом как антропогенных, так и естественных факторов окружающей среды.
Управление командованием и контролем использует линейный подход к решению проблем, при котором предполагаемая проблема решается с помощью средств контроля, таких как законы, угрозы, контракты и / или соглашения. Этот подход сверху вниз используется во многих дисциплинах и лучше всего работает с проблемами, которые относительно просты, четко определены и работают с точки зрения причины и следствия, и для которых существует широкое общественное согласие в отношении политики и управления. цели. Применение командно-административного управления часто пыталось контролировать природу, чтобы улучшить извлечение продукта, обеспечить предсказуемость и уменьшить угрозы. Некоторые очевидные примеры командно-административных действий включают: использование гербицидов и пестицидов для защиты сельскохозяйственных культур с целью получения большего количества продукции; выбраковка хищников для получения более крупных и надежных видов дичи; а также обеспечение поставок древесины путем подавления лесных пожаров.
Попытки командно-административного управления часто приводят к обратным результатам (буквальная проблема в лесах, которые были «защищены» от огня людьми и впоследствии полны накоплений топлива) в экосистемах из-за присущей им сложности. Следовательно, произошел отход от командно-административного управления из-за множества нежелательных результатов, и больший акцент был сделан на более целостных подходах, ориентированных на адаптивное управление и поиск решений через партнерство.