Климатическая фантастика

редактировать

Климатическая фантастика (иногда сокращенно cli-fi ) - это литература, посвященная климату изменить и глобальное потепление. Не обязательно спекулятивный характер, произведения могут иметь место в мире, каким мы его знаем, или в ближайшем будущем. Университетские курсы по литературе и проблемам окружающей среды могут включать художественную литературу об изменении климата в свои учебные планы. Эта литература обсуждалась в различных изданиях, включая The New York Times, The Guardian и Dissent, а также в других международных СМИ.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Выдающиеся примеры
  • 3 Другие примеры
  • 4 Антологии и коллекции
  • 5 Влияние
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История
Серия Орикс и Крейк Маргарет Этвуд является часто цитируемым романом-антиутопией в экокритицизме.

Термин «кли-фай» впервые появился 20 апреля 2013 года, когда NPR представила пятиминутный радиосегмент Анджелы Эванси в субботу в Weekend Edition, чтобы описать романы и фильмы, посвященные антропогенному изменение климата, и исторически существовало множество литературных произведений, посвященных изменению климата и в более ранние времена. Дэн Блум был влиятельной фигурой в развитии «кли-фи» как отдельного жанра.

Роман Жюля Верна 1889 года Покупка Северного полюса описывает изменение климата, вызванное наклон оси Земли. В его посмертном Париже в двадцатом веке, написанном в 1883 году и действие которого разворачивается в 1960-х годах, титульный город испытывает внезапное падение температуры, которое длится три года. Несколько известных произведений-антиутопий британского автора Дж. Дж. Баллард имеет дело со стихийными бедствиями, связанными с климатом: в Ветер из ниоткуда (1961), цивилизация сокращается постоянными ветрами ураганной силы, и Затонувший мир ( 1962) описывает будущее таяния ледяных шапок и повышения уровня моря, вызванного солнечной радиацией. В Горящий мир (1964, позже названный Засухой) его климатическая катастрофа вызвана деятельностью человека, засуха из-за нарушения цикла осадков промышленным загрязнением.

Как научное знание о Последствия потребления ископаемого топлива и, как следствие, увеличение концентрации CO. 2 в атмосфере вышли на общественную и политическую арену как «глобальное потепление », стали появляться художественные произведения о проблемах глобального потепления, вызванного деятельностью человека. «Углеродные мечты» Сьюзен М. Гейнс были ранним примером литературного романа, «рассказывающего о чрезвычайно серьезной проблеме антропогенного изменения климата», действие которой происходит в 1980-х годах. и опубликован до того, как появился термин «кли-фай». Майкл Крайтон State of Fear (2004), техно-триллер изображает изменение климата как «обширный псевдонаучный обман» и критикует научное мнение об изменении климата.

Маргарет Этвуд исследовала этот предмет в своей антиутопической трилогии Орикс и Крейк (2003), Год Потопа (2009) и МаддАддам (2013). В Орикс и Крейк Этвуд представляет мир, где «социальное неравенство, генетические технологии и катастрофическое изменение климата, наконец, привели к некоему апокалиптическому событию». Главный герой романа, Джимми, живет в «мире, разделенном между корпоративными комплексами», закрытыми сообществами, которые выросли в города-государства и плебленды, которые являются «небезопасными, густонаселенными и загрязненными» городские районы, в которых проживает рабочий класс.

Культурный критик Джозефин Ливингстон в The New Republic: «От Джеффа Вандермеера Аннигиляция до Натаниэля Рича Шансы на завтра, последнее десятилетие стал свидетелем такого резкого роста замысловатой `` кли-фи '', что некоторые литературные издания теперь посвящают ей целые вертикали. С таким разнообразным и плодотворным воображением, работающим над одной и той же темой, будь то в художественной или документальной литературе, задача, стоящая сейчас перед писателем-экологом выделяется из толпы (не говоря уже о заголовках) ".

Выдающиеся примеры

Популярный научно-фантастический писатель Ким Стэнли Робинсон сосредоточился на этой теме в своей трилогии «Наука в столице», действие которой происходит в ближайшем будущем и включает Сорок признаков дождя (2004), Пятьдесят градусов ниже (2005) и Шестьдесят дней и не счесть (2007). Роберт К. Дж. Киллхеффер в своем обзоре для журнала Fantasy Science Fiction сказал: «Сорок знаков дождя - это увлекательное описание работы науки и политики и настоятельный призыв к читателям противостоять угрозе изменения климата». Роман Робинсона на тему климата под названием Нью-Йорк 2140 был опубликован в марте 2017 года. В нем представлен сложный портрет прибрежного города, который частично находится под водой, но тем не менее успешно адаптировался к изменению климата в своей культуре и экологии.

В научно-фантастических произведениях Кима Стэнли Робинсона часто упоминается реакция общества на изменение климата.

Solar Иэна Макьюэна (2010) рассказывает историю физика, открывшего способ борьбы с климатом. изменения после того, как удалось получить энергию от искусственного фотосинтеза. Каменные боги (2007) Жанетт Винтерсон происходят на вымышленной планете Орбус, мире, очень похожем на Землю, где не хватает ресурсов и страдают от тяжелых последствий изменения климата. Жители Орбуса надеются воспользоваться возможностями, которые открывает недавно открытая планета, Голубая планета, которая кажется идеальной для жизни человека.

Роман Барбары Кингсолвер, Поведение в полете (2012), использует экологические темы и подчеркивает потенциальные эффекты глобального потепления на бабочку-монарх.

«Деволюция вида» М.Э. Эллингтон фокусируется на гипотезе Гайи и описывает Землю как единый живой организм, сопротивляющийся человечеству.

Другие авторы, использовавшие эту тему, включают:

Другие примеры
Антологии и коллекции
Влияние

Многие журналисты, литературные критики и ученые размышляли о потенциальное влияние климатической фантастики на убеждения читателей. На сегодняшний день этот вопрос изучен в двух эмпирических исследованиях.

Было обнаружено, что читатели художественной литературы о климате «моложе, более либеральны и больше озабочены изменением климата, чем те, кто не читает», и что художественная литература о климате «напоминает обеспокоенным читателям о серьезности изменения климата, побуждая их представить себе окружающую среду. будущего и рассмотреть влияние изменения климата на человеческую и нечеловеческую жизнь. Однако действия, которые стали результатом повышенного сознания читателей, показывают, что осведомленность столь же ценна, как и распространяемые культурные сообщения о возможных действиях, которые следует предпринять. Более того, ответные меры некоторых читателей предполагают, что произведения климатической фантастики могут побудить некоторых людей ассоциировать изменение климата с крайне негативными эмоциями, что может оказаться контрпродуктивным для усилий по вовлечению или убеждению окружающей среды ".

Другое эмпирическое исследование, посвященное роману Водяной нож, обнаружил, что поучительная климатическая фантастика, действие которой разворачивается в антиутопическом будущем, может быть эффективной для ознакомления читателей с климатической несправедливостью. лед и побуждает читателей сочувствовать жертвам изменения климата, включая экологических мигрантов. Однако его результаты предполагают, что антиутопические рассказы о климате могут привести к поддержке реакционных реакций на изменение климата. Основываясь на этом результате, он предупредил, что «не вся фантастика о климате прогрессивна», несмотря на надежды многих авторов, критиков и читателей.

См. Также
Литература
Дополнительная литература
  • Джерри Канаван и Ким Стэнли Робинсон. Зеленые планеты: экология и научная фантастика. Wesleyan University Press, 2014
  • Эндрю Милнер и Дж. Р. Бургманн. Научная фантастика и изменение климата: социологический подход. Liverpool University Press, 2020.
  • Антония Мехнерт. Художественные произведения об изменении климата: представления о глобальном потеплении в американской литературе. Palgrave MacMillan, 2016.
  • Мэтью Шнайдер-Майерсон. «Художественная литература об изменении климата ». В американской литературе переходного периода, 2000–2010 гг., Под редакцией Рэйчел Гринвальд Смит. Cambridge University Press, 2017.
  • Адам Трекслер. Антропоценовая фантастика: Роман во времена изменения климата. University of Virginia Press, 2015.
  • Шелли Стриби. Представляя будущее во времена изменения климата. University of California Press, 2018.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 11:33:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте