A дуополия (от греч. δύο, дуэт (два) + πωλεῖν, полейн (продать)) - это тип олигополия, когда две фирмы имеют доминирующий или исключительный контроль над рынком. Это наиболее часто изучаемая форма олигополии из-за ее простоты. Дуополии продают потребителям на конкурентном рынке, где выбор отдельного потребителя не может повлиять на фирму. Определяющая характеристика как дуополий, так и олигополий заключается в том, что решения, принимаемые продавцами, зависят друг от друга.
один | два | несколько | |
продавцов | монополия | дуополия | олигополия |
покупатели | монопсония | – | олигопсония |
Существуют две основные модели дуополии: дуополия Курно и дуополия Бертрана :
Подобно рынку, в политической системе могут доминировать две группы, которые исключают другие партии или идеологии от участия. Одна или другая партия имеет тенденцию доминировать в правительстве в любой момент времени (партия большинства), в то время как другая имеет лишь ограниченную власть (партия меньшинства). Согласно закону Дюверже, это, как правило, вызвано простой системой голосования победитель получает все без второго тура или рейтинговых выборов. США и многие страны Латинской Америки имеют двухстороннюю систему правления.
Часто упоминаемым примером дуополии является дуополия, связанная с Visa и MasterCard, которые контролируют значительную часть рынок обработки электронных платежей. В 2000 году они были ответчиками в США. Министерство юстиции антимонопольный иск. Апелляция была поддержана в 2004 году.
Примеры, когда две компании контролируют значительную часть рынка:
В Финляндии государственная телерадиокомпания Yleisradio и частная телекомпания Mainos-TV имели юридическую дуополию (в смысле этого слова экономисты) с 1950-х по 1993 год. Никакие другие вещатели не допускались. «Майнос-ТВ» арендует эфирное время у Yleisradio и ведет вещание в зарезервированных блоках между собственными программами Yleisradio на двух своих каналах. Это было уникальное явление в мире. С 1986 по 1992 год существовал независимый третий канал, но он находился в совместном владении Yle и MTV; только в 1993 году у MTV появился собственный канал.
В Соединенном Королевстве BBC и ITV образовывали эффективную дуополию (с Channel 4 изначально экономически зависимым от ITV) до тех пор, пока развитие многоканальности с 1990-х годов.
В Африке поставщики мобильных услуг Safaricom и Airtel в Кении являются примерами дуополистического рынка в телекоммуникационной отрасли.
Дуополия также используется в теле- и радиовещании США для обозначения одной компании, владеющей двумя выходами в одном городе.
Это использование технически несовместимо с обычным определением слова и может привести к путанице, поскольку на рынках с вещательными дуополиями обычно имеется более двух владельцев вещательных телевизионных станций. Поэтому в Канаде это определение чаще называют «двойным стикером ».