Doctor Atomic | |
---|---|
Opera от Джон Адамс | |
Композитор Джон Адамс, 2008 | |
Либреттист | Питер Селларс |
Язык | Английский |
Премьера | 1 октября 2005 г. (2005-10-01). Опера в Сан-Франциско |
Доктор Атомик - это опера современного американского композитора Джона Адамса, с либретто Питером Селларсом. Премьера его состоялась 1 октября 2005 года в опере Сан-Франциско. Работа посвящена сильному стрессу и тревоге, которые испытывали люди в Лос-Аламосе во время испытания первого атомного бомба (тест «Тринити ») готовилась. В 2007 году был снят документальный фильм о создании оперы «Чудес много».
Первое действие происходит примерно за месяц до Бомба подлежит испытанию, а действие второго акта происходит ранним утром 16 июля 1945 года (в день испытаний). Во втором акте время для персонажей часто замедляется, а затем возвращается в реальность. Опера заканчивается в последнем, продолжительном моменте перед взрывом бомбы. Хотя первоначальный заказ на оперу предполагал, что американский физик Дж. Роберт Оппенгеймер, «отец атомной бомбы», представленный как доктор Фауст ХХ века, Адамс и Селларс сознательно пытались избежать этой характеристики. Элис Гудман два года проработала с Адамсом над проектом перед тем, как уйти, возражая против характеристики Эдварда Теллера, как того требует первоначальная комиссия.
Рабочие центры о ключевых фигурах Манхэттенского проекта, особенно Роберте Оппенгеймера, генерале Лесли Гроувс, а также о Китти Оппенгеймер, жене Роберта. Селларс адаптировал либретто из первоисточников.
«Доктор Атомик» похож по стилю на предыдущие оперы Адамса Никсон в Китае и Смерть Клингхоффера, в обеих из которых исследованы персонажи и личности, которые были причастны к историческим инцидентам, а не воспроизведение самих событий.
Большая часть текста из оперы была адаптирована из рассекреченных правительственных документов США и связь между учеными, правительственными чиновниками и военными, участвовавшими в проекте. Другие заимствованные тексты включают стихи Шарля Бодлера и Мюриэль Рукейзер, Священные сонеты Джона Донна, цитаты из Бхагавад-Гиты и традиционная Тева индийская песня.
Вступительный припев
Марвин Коэн, профессор физики в Калифорнийском университете в Беркли и президент Американского физического общества в time, раскритиковал некоторые части либретто за то, что они не являются строго научными, в частности, оригинальные вступительные строки, взятые из 1945 Отчет Смита :
После критики Коэна Адамс переписал вступительный припев, и теперь он звучит следующим образом:
Мы полагали, что. « Материя может не. ни создаваться, ни уничтожаться., а только изменяться по форме ». Мы полагали, что. « Энергия не может быть ни. создана, ни уничтожена., а только изменена по форме ». Но теперь мы знаем, что. энергия может стать материей,., и теперь мы знаем, что. материя может стать энергией. и, таким образом, измениться по форме.
Заключение акта 1
В арии, спетой Оппенгеймером, используется текст из Священного сонета XIV Донна:
Разбей мое сердце, трехликий Бог; Для вас. пока что стучите, дышите, стучите, дышите, стучите, дышите. Сияйте и ищите исправления;. Разбейте мое сердце, Бог в трех лицах;. Чтобы я мог подняться, и стой, брось меня и согни. Свою силу, чтобы разбить, взорвать, сломать, взорвать, сломать, взорвать. сжечь и сделать меня новым... Я, как узурпированный город,. Трудится принять вас, но, о, без конца,. Разумьте, что ваш наместник во мне, я должен защищать,. Но пленен и оказывается слабым или неверным,. Тем не менее, я нежно люблю тебя, и буду lov'd fain,. Но я обручен с твоим врагом,. Разведи меня, развяжи или разорви этот узел снова,. Отведи меня к себе, заключи меня в тюрьму, ибо я. Если ты не увлечешь меня, никогда не буду свободен,. И никогда не будет целомудренным, если только ты не насилуешь меня.
Акт 2, сцена iii припев
Это было заимствовано из Бхагавад-Гиты (переведено на английский Свами Прабхаванандой и Кристофером Ишервудом ) и гласит:
вид этого, твоя форма огромна,. полна ртов и глаз, ступней, бедер и животов,. ужасна с клыками, о господин,. Все миры охвачены страхом, как и я... Когда я вижу тебя, Вишну, вездесущий,. Сжимающий на плечах небо, окрашенное в оттенки радуги,. С раскрытыми ртами и пристальными глазами…. Весь мой мир ушел; мое сердце обеспокоено.
Акт 2 традиционный Тева песня
Этот акт приправлен повторяющимся рефреном Паскуалиты, горничной Тева из племени Оппенгеймеров. Текст взят из традиционной песни Тева, и последующие повторения повторяют текст с изменением направления на запад, восток и юг:
На севере цветёт облачный цветок. А теперь вспыхивает молния. И теперь грянет гром. А теперь идет дождь! А-а-а-а, а-а-а, мой малыш.
В июне 2007 года состоялась европейская премьера этого спектакля в De Nederlandse Opera в Амстердаме. Затем он открылся в декабре 2007 года в Лирической опере Чикаго, снова поставленной Селларсом, где Финли и Оуэнс повторили свои роли. Адамс и Селларс внесли «некоторые существенные изменения» в оперу и постановку в ответ на отзывы постановок в Сан-Франциско, Амстердаме и Чикаго.
Новая постановка оперы, поставленная кинорежиссером Пенни Вулкок и дирижер Алан Гилберт, исполнялась в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в октябре 2008 года и была частью Метрополитен-опера в прямом эфире в HD сериал 8 ноября 2008 г. Ассистентом дирижера в постановке также был Донато Кабрера. Видео с постановкой в формате HD позже транслировалось по национальному телевидению на PBS в серии Great Performances at the Met в декабре 2008 г. 17 января 2009 г. Опера была услышана на NPR как часть субботнего дня радио Метрополитен-опера. Постановка Пенни Вулкока была повторно поставлена Английской национальной оперой в Лондоне с 25 февраля по 20 марта 2009 г., где Джеральд Финли повторил свою главную роль. Производство Met 2008 года транслировалось онлайн 23 июня 2020 года.
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 1 октября 2005 г.. (дирижер: Дональд Ранниклс ) |
---|---|---|
Дж. Роберт Оппенгеймер | баритон | Джеральд Финли |
Китти Оппенгеймер | меццо-сопрано или сопрано | Кристин Джепсон |
Джен Лесли Гровс | бас | Эрик Оуэнс |
Эдвард Теллер | драматический баритон | |
Роберт Р. Уилсон | тенор | Томас Гленн |
Фрэнк Хаббард | баритон | Джеймс Маддалена |
Капитан Джеймс Нолан | тенор | Джей Хантер Моррис |
Паскуалита | меццо-сопрано или контральто | Бет Клейтон |
Адамс написала роль Китти Оппенгеймер для меццо-сопрано Лоррейн Хант Либерсон. Однако она не смогла принять участие в проекте из-за на здоровье (она умерла вскоре после премьеры произведения) Произведение исполнилось на мировой премьере меццо Кристин Джепсон. Для второй крупной постановки в De Nederlandse Opera Адамс переработал роль для сопрано, Джессики Риверы. Для Премьеры Метрополитен-оперы роль снова исполнила меццо, Саша Кук.
В 2007 году Адамс адаптировал оперу в Доктор Атомик Симфони. Музыка была взята из увертюры, различные интерлюдии и оркестровые постановки были сделаны из арий, таких как подпись Оппенгеймера «Batter My Heart». Премьера произведения была впервые представлена симфоническим оркестром BBC под управлением композитора 21 августа 2007 г. на концерте BBC Proms. Позднее работа была исполнена в Карнеги-холле весной 2008 года. Первоначально состоящая из четырех частей и продолжительностью 45 минут, симфония была переработана Адамсом до трех частей (играемых без перерыва) и продолжительностью 25 минут. Эта версия была записана в 2008 году Симфоническим оркестром Сент-Луиса под управлением Дэвида Робертсона и выпущена Nonesuch Records 20 июля 2009 года.