Дмитрий Бортнянский | |
---|---|
Родился | (1751-10-28) 28 октября 1751 года. Глухов, Казацкая Гетманщина, Российская Империя (ныне Глухов, Сумская область, Украина ) |
Умер | 10 октября 1825 (1825-10-10) (73 года). Санкт-Петербург, Российская Империя |
Эпоха | Классическая |
Дмитрий Степанович Бортнянский ( Русский : Дмитрий Степанович Бортнянский, Украинский : Дмитро Степанович Бортнянський; альтернативные транскрипции имен - Дмитрий Бортнянский и Бортнянский; 28 октября 1751 г., Глухов –10 октября [ OS 28 сентября] 1825, Санкт-Петербург ) был русским и украинским композитором, клавесинист и дирижер, служивший при дворе Екатерины Великой. Бортнянский критически относился к музыкальной истории как Украины, так и России, причем оба народа считали его своим.
Бортнянский, которого сравнивают с Палестриной, сегодня известен своими литургическими произведениями и большим вкладом в жанр хоровых концертов. Он был одним из «золотой тройки» своей эпохи, наряду с Артемием Веделем и Максимом Березовским. Бортнянский был настолько популярен в Российской Империи, что его фигура была представлена в 1862 на бронзовом памятнике Тысячелетия Руси в Новгородском Кремле. Бортнянский писал во многих музыкальных стилях, в том числе хоровые произведения на французском, итальянском, латинском, немецком и церковнославянском.
Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в городе . Глухов, Казацкая Гетманщина, Российская Империя (в современной Украине ). Его отцом был Стефан Скурат (или Шкурат), лемко-русин православный религиозный беженец из села Бартне в Малопольском районе Польши. Стефан Скурат служил казаком при Кирилле Разумовском, внесен в казачий регистр в 1755 году. Мать Дмитрия была казачкой по происхождению, фамилия после первого брака была Марина Дмитриевна Толстая, она была вдовой русского помещика Толстого, проживавшего в Глухове. В возрасте семи лет колоссальный талант Дмитрия к работе с местным церковным хором дал ему возможность отправиться в столицу империи и спеть с хором Императорской капеллы в Св. Петербург. Сводный брат Дмитрия Иван Толстой также пел в хоре Императорской капеллы. Здесь Дмитрий Бортнянский обучался музыке и композиции под руководством хора Императорской капеллы, итальянского мастера Бальдассаре Галуппи. Когда Галуппи уехал в 1769 г. в Италию, он взял мальчика с собой. В Италии Бортнянский добился значительного успеха, сочиняя оперы : (1776) и Алсид (1778) в Венеции, и (1779) в Модена. Он также сочинял духовные произведения на латинском и немецком языках, как a cappella, так и с оркестровым сопровождением (включая Ave Maria для двух голосов и оркестра).
Бортнянский вернулся в Петербургскую придворную капеллу в 1779 году и процветал творчески. Он написал еще по крайней мере четыре оперы (все на французском языке, с либретти автора): Le Faucon (1786), (1786), (1786) и (1787). Бортнянский написал в это время ряд инструментальных произведений, в том числе фортепианные сонаты и фортепианный квинтет с арфой, а также цикл французских песен. Он также сочинил литургическую музыку для Православной церкви, сочетая восточно-европейские и западноевропейские стили духовной музыки, включая полифонию, которую он изучил в Италии; некоторые работы были полихоральными в стиле, происходящем от венецианской полихоральной техники Габриэлиса.
. Через некоторое время гений Бортнянского оказался слишком велик, чтобы его игнорировать, и в 1796 году он был назначен директором Хор Императорской Капеллы, первый дирижер, не приехавший из-за пределов Российской Империи. Имея в своем распоряжении такой великолепный инструмент, он написал множество композиций, в том числе более 100 религиозных произведений, духовных концертов (35 для четырехчастного смешанного хора, 10 для парных хоров), кантат, и гимны.
Дмитрий Бортнянский скончался в Петербурге 10 октября 1825 г. и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Его останки были перенесены в Александро-Невский монастырь в ХХ веке.
В 1882 году Петр Чайковский редактировал богослужебные сочинения Бортнянского, изданные в десяти томах. Хотя Бортнянский писал оперы и инструментальные произведения, сегодня чаще всего исполняются его духовные хоровые произведения. Эти обширные произведения остаются центральными не только для понимания православной духовной музыки 18-го века, но и служат источником вдохновения для его коллег-украинских композиторов 19-го века.
Мелодия, которую он написал для латинского гимна Тантум Эрго, в конце концов стала известна в славянских странах как Коль славен (Коль славен), в том виде, в каком она до сих пор поется как церковный гимн. Мелодия была также популярна среди масонов. Он путешествовал по англоязычным странам и стал известен под названиями Россия, Санкт-Петербург или Уэллс. В Германии песня была дополнена текстом Герхарда Терстегена и стала широко известным хоралом и традиционной частью военной церемонии Großer Zapfenstreich (Великая татуировка), высшей церемониальный акт немецкой армии в честь выдающихся личностей по особым случаям. До Октябрьской революции 1917 года мелодию Московский Кремль карильон ежедневно в полдень исполнял.
Джеймс Блиш, написавший множество эпизодов оригинального сериала Звездный путь, в одном рассказе Кого боги уничтожают отметил, что «Ich bete an die Macht der» Бортнянского Либе была темой, «по которой все Звездный Флот классы Академии шли на выпускной».
Он сочинил «Ангел, приветствующий Милостивого» (гимн Богородице, употребляемый на Пасху) как трио, которое многие православные церкви используют в пасхальный сезон.
На Wikimedia Commons есть материалы по теме to Дмитрий Бортнянский. |