Определения научной фантастики

редактировать
Иллюстрация робота

Было много попыток дать определение научной фантастике. Это список определений, предложенных авторами, редакторами, критиками и фанатами за годы, прошедшие с тех пор, как научная фантастика стала жанром. Определения связанных терминов, таких как «научная фантастика », «спекулятивная фантастика» и «вымысел», включены там, где они предназначены для определения аспектов научной фантастики или потому, что они освещают связанные определения - см., Например, Определения Роберта Скоулза "фабулирование" и "структурное построение" ниже. Также включены некоторые определения подтипов научной фантастики; например, см. определение Дэвида Кеттерера «философски ориентированной научной фантастики». Кроме того, включены некоторые определения, которые определяют, например, научную фантастику, а не саму научную фантастику, поскольку они также проливают свет на основное определение научной фантастики.

Энциклопедия научной фантастики, отредактированная Джоном Клютом и Питером Николлсом, содержит обширное обсуждение проблемы определения под заголовком «Определения научной фантастики». Авторы считают определение Дарко Сувина наиболее полезным для активизации академических дебатов, хотя они считают, что разногласия неизбежны, поскольку научная фантастика неоднородна. Приведенное определение Сувина, датируемое 1972 годом, гласит: «литературный жанр, необходимым и достаточным условием которого являются наличие и взаимодействие отчуждения и познания, и чье главное формальное устройство - образная структура, альтернативная эмпирической среде автора». Авторы статьи в Энциклопедии - Брайан Стейблфорд, Клют и Николлс - объясняют, что под «познанием» Сувин подразумевает поиск рационального понимания, в то время как его концепция отчуждения похожа на идею отчуждение, разработанное Бертольдом Брехтом, то есть средство сделать предмет узнаваемым, но при этом казаться незнакомым.

Том Шиппи сравнил Джорджа Оруэлла Coming Up for Air (1939) с Фредериком Полом и К. М. Корнблут The Space Merchants (1952) и пришел к выводу, что основным строительным блоком и отличительной чертой научно-фантастического романа является наличие novum, термина Дарко Сувин адаптирован из Эрнста Блоха и определяется как «дискретная часть информации, распознаваемая как неправда, но также как не совсем непохожая на правду, а не однозначно - (и в текущем степень осведомленности) невозможно. "

Порядок цитат хронологический; котировки без определенной даты указываются в последнюю очередь. В приведенном ниже списке опущено более позднее переопределение Хьюго Гернсбэком термина «научная фантастика». По словам антолога, популиста и историка жанра Сэма Московица (1920–1997), последние слова Гернбака по этому поводу были: «Научная фантастика - это форма популярного развлечения, которое содержит элементы известного, экстраполяции известного или логическая теоретическая наука ». В списке также отсутствует печально известная фраза Джона У. Кэмпбелла «Научная фантастика - это то, что я говорю».

Содержание
  • 1 Определения
    • 1.1 В хронологическом порядке
    • 1.2 Без даты (в алфавитном порядке по автору)
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки
Определения

В хронологическом порядке

  • Хьюго Гернсбэк. 1926. «Под« научностью »я подразумеваю историю типа Жюля Верна, Герберта Уэллса и Эдгара Аллана По - очаровательный роман, смешанный с научными фактами и пророческими видение... Эти удивительные сказки не только чрезвычайно интересны для чтения - они всегда поучительны. Они дают знания... в очень приятной форме... Новые приключения, изображенные для нас в сегодняшней научной мысли, вовсе не невозможны. реализация завтра... Многие великие научные рассказы, которым суждено представить исторический интерес, еще не написаны... Потомки укажут на них как на проложившие новый путь не только в литературе и художественной литературе, но также и в прогрессе ".
  • Дж. О. Бейли. 1947. «Произведение научной фантастики - это повествование о воображаемом изобретении или открытии в естественных науках и последующих приключениях и опытах... Это должно быть научное открытие - то, что автор, по крайней мере, рационализирует для науки». 149>Роберт А. Хайнлайн. 1947. «Давайте соберем по кусочкам и дадим определение чистой научной фантастике Саймона: 1. Условия должны быть в некотором отношении отличными от здесь и сейчас, хотя разница может заключаться только в изобретении, сделанном в ход истории. 2. Новые условия должны быть важной частью истории. 3. Сама проблема - «сюжет» - должна быть человеческой проблемой. 4. Человеческая проблема должна быть проблемой, которая создается: или неизбежно затронутые новыми условиями. 5. И, наконец, ни один установленный факт не должен быть нарушен, и, более того, когда история требует, чтобы использовалась теория, противоречащая существующей принятой теории, новая теория должна быть сделана достаточно правдоподобной и должен включать и объяснять установленные факты так же удовлетворительно, как и те, которые автор считал подходящими для мусора. Это может быть надуманным, это может показаться фантастическим, но оно не должно противоречить наблюдаемым фактам, т. е. если вы собираетесь предположить, что человечество произошло от марсиан, тогда вы должны объяснить нашу Он также является родителем близкого родства с наземными человекообразными обезьянами ".
  • Джон В. Кэмпбелл-младший. 1947. «Чтобы быть научной фантастикой, а не фэнтези, необходимо приложить честные усилия для пророческой экстраполяции известного».
    • -. «Научная методология предполагает предположение, что хорошо построенная теория не только объяснит каждое известное явление, но также будет предсказывать новые и еще неоткрытые явления. Научная фантастика пытается сделать то же самое - и описать в форме рассказа, что результаты выглядят так же применительно не только к машинам, но и к человеческому обществу. "
  • Дэймон Найт. 1952. В начале серии обзорных колонок, Найт заявил в качестве одного из своих предположений следующее: «Что термин« научная фантастика »- неправильное употребление, что попытка убедить двух энтузиастов согласовать его определение приводит лишь к до кровавых суставов; что были придуманы лучшие ярлыки (предложение Хайнлайна, «спекулятивная фантастика», я думаю, лучшее), но мы застряли на этом; и что он не причинит нам особого вреда, если мы вспомним, что, как "The Saturday Evening Post", это означает то, на что мы указываем, когда говорим это ". Это определение сейчас обычно рассматривается в сокращенной форме как «Научная фантастика - это [или означает] то, на что мы указываем, когда говорим об этом».
  • Теодор Стерджен. 1952. «Научно-фантастический рассказ - это история, построенная вокруг людей, с человеческой проблемой и человеческим решением, которое вообще не произошло бы без ее научного содержания».
  • Бэзил Дэвенпорт. 1955. «Научная фантастика - это фантастика, основанная на каком-то воображаемом развитии науки или на экстраполяции тенденции в обществе».
  • Эдмунд Криспин. 1955. Научно-фантастический рассказ «предполагает технологию, или эффект технологии, или нарушение естественного порядка, такое как человечество, до момента написания, на самом деле не испытанное»
  • . Роберт А. Хайнлайн. 1959. "Реалистичные предположения о возможных будущих событиях, основанные на адекватном знании реального мира, прошлого и настоящего, а также на глубоком понимании природы и значения научного метода. Сделать так, чтобы это определение охватило всю научную фантастику (а не «почти все») необходимо только вычеркнуть слово «будущее».
  • Кингсли Эмис. 1960. «Научная фантастика - это класс прозаического повествования, рассматривающего ситуацию, которая не может возникнуть в мире, в котором мы живем. знаю, но гипотеза о которой выдвигается на основе каких-то нововведений в науке или технике, псевдонауке или псевдотехнологии, будь то человеческое или внеземное происхождение »
  • Джеймс Блиш. 1960 или 1964. Наука фэнтези - это «своего рода гибрид, в котором правдоподобие специально упоминается для большей части истории, но может быть отброшено частями по прихоти автора и в соответствии с какой-либо видимой системой или принципом».
  • Род Серлинг. 1962. "Фантазия - это невозможное, сделанное возможным. Научная фантастика - это невероятное, ставшее возможным ».
  • Джудит Меррил. 1966.« Спекулятивная фантастика: истории, цель которых - исследовать, открывать, изучать с помощью проекций, экстраполяции, аналогий, гипотез и- бумажные эксперименты, что-то о природе вселенной, человека или «реальности»... Я использую здесь термин «спекулятивная фантастика» специально для описания способа, в котором используется традиционный «научный метод» (наблюдение, гипотеза, эксперимент), чтобы исследовать некоторое постулируемое приближение к реальности, внося заданный набор изменений - воображаемых или изобретательных - в общий фон «известных фактов», создавая среду, в которой реакции и восприятие персонажей раскроют кое-что о происходящем. изобретения, персонажей или и то, и другое ».
  • Джеймс Блиш. 1968.« В самом худшем случае каждая история должна содержать какой-то след какой-то науки, и в лучшем случае они должны полагаться на нее. Это означает отсутствие фантазий, ничего, что было добавлено только потому, что их автор написал бестселлер мейнстрима в 1920 году, никаких политических притч и никаких ".136>Альгис Будрис. 1968. При рецензировании Владислав Крапивин «Встреча с моим братом»: «Наука в ней используется исключительно с целью предложить иначе невозможное решение общей человеческой проблемы; это последнее определение научной фантастики по обе стороны железного занавеса / сдвига времени ».
  • Фредерик Поль. 1968.« Кто-то однажды сказал, что хорошая научно-фантастическая история должна уметь предсказывать то, что нельзя. автомобиль но пробка. Мы согласны ».
  • Дарко Сувин. 1972 г. Научная фантастика - это« литературный жанр, необходимыми и достаточными условиями которого являются наличие и взаимодействие отчуждения и познания, а главным формальным устройством является образная структура, альтернативная авторской. эмпирическая среда ».
  • Томас М. Диш. 1973.« Основная предпосылка всех НФ - что Абсолютно Все Может и Должно произойти - никогда не была реализована так красиво и весело, как в «Жаре пришельцев». (Обложка аннотацию к изданию романа Майкла Муркока ).
  • Брайана Олдисса в издании Харпер и Роу 1973 года. «Научная фантастика - это поиск определения человека и его статуса во вселенной, которое останется в нашем мире. развитое, но запутанное состояние знания (науки), характерное для готики или пост-готики ». Пересмотрено в 1986 г.« определение человечества... »,«... пост-готический стиль ».
  • Рэй Брэдбери. 1974. Научная фантастика - это «единственная область, которая охватила и охватила каждый сектор гула». воображение, каждое усилие, каждая идея, каждое технологическое развитие и каждая мечта ».« Я назвал нас нацией Яростных Богохульников. Мы пытались измерить не только то, как дела обстоят, но и то, как они должны быть.... Мы, американцы, лучше, чем мы надеемся, и хуже, чем мы думаем, то есть мы самая парадоксальная из всех парадоксальных наций времени. В этом вся суть научной фантастики. Ведь у научной фантастики заканчиваются ленты, чтобы измерить «Сейчас против завтрака». Он триангулирует человечество среди этих геометрических нитей, восхваляя его, предупреждая его "." Ибо, прежде всего, научная фантастика, еще с тех пор, как Платон пытался понять правильное общество, всегда была сказочным учителем морали... Сегодня днем ​​в мире нет большой проблемы, которая не была бы научно-фантастической проблемой ».« Тогда научная фантастика - это фикция революций. Революции во времени, пространстве, медицине, путешествиях и мысли... Прежде всего, научная фантастика - это вымысел о теплокровных людях, мужчинах и женщинах, иногда возвысившихся, а иногда задавленных своими машинами ».« Итак, мы теперь видим, что научная фантастика: интересуется больше, чем наукой, больше, чем машинами. Главное - это всегда сами мужчины, женщины и дети, то, как они себя ведут, как они надеются вести себя. Научная фантастика опасается будущих моделей поведения, а также будущих конструкций из металла ».« Научная фантастика догадывается о науках до того, как они появятся на лбу мыслящих людей. Более того, авторы в этой области пытаются угадать машины, которые являются плодом этих наук. Затем мы пытаемся угадать, как человечество отреагирует на эти машины, как их использовать, как они будут расти, как они будут уничтожены. Все, все это фантастика ».
  • . 1974.« Философски ориентированная научная фантастика, экстраполирующая то, что мы знаем, в контексте нашего обширного невежества, предлагает поразительное донне, или логическое обоснование, которое ставит человечество в радикально новой перспективе ».
  • Норман Спинрад. 1974.« Научная фантастика - это все, что публикуется как научная фантастика ».
  • Айзек Азимов. 1975.« Научную фантастику можно определить как эту ветвь литература, которая имеет дело с реакцией людей на изменения в науке и технологиях ».
  • Роберт Скоулз. 1975. Fabulation - это« фантастика, которая предлагает нам мир, ясно и радикально отличающийся от того, который мы знаем, но который возвращается к противостоять этому известному миру некоторым когнитивным образом ».
    • -. 1975. В структурных выдумках« традиция спекулятивной фантастики видоизменяется осознанием Вселенной как системы систем, структуры структур и идеи науки прошлого века принимаются как вымышленные отправные точки. Тем не менее, структурные вымыслы не являются ни научными по своим методам, ни заменой реальной науки. Это вымышленное исследование человеческих ситуаций, которое стало очевидным благодаря применению новейшей науки. Его любимые темы включают в себя влияние достижений или открытий, полученных из гуманитарных или физических наук, на людей, которые должны жить с этими открытиями или разработками ».
    • - и. 1977 г.«... научная фантастика может начать. существовать как литературная форма только тогда, когда человеческие существа стали постигать другое будущее - в частности, будущее, в котором новые знания, новые открытия, новые приключения, новые мутации сделают жизнь радикально отличной от знакомых моделей прошлого и настоящего ". Миры Данте и Мильтона остаются отделенными от научной фантастики, потому что они построены по плану, основанному на религиозной традиции, а не на научных предположениях или воображении, основанном, пусть и в некоторой степени, на науке "
  • Джеймс Ганн. 1977 г. «Научная фантастика - это отрасль литературы, которая описывает влияние изменений на людей в реальном мире, поскольку они могут быть перенесены в прошлое, будущее или в далекие места. Он часто связан с научными или технологическими изменениями и обычно включает вопросы, важность которых выше, чем индивидуум или сообщество; часто цивилизация или сама раса находятся в опасности ».
  • Дарко Сувин. 1979.« НФ отличается повествовательным доминированием или гегемонией вымышленного «novum » (новизна, новаторство), подтвержденного с помощью когнитивной логики ».
  • Патрик Парриндер. 1980.« «Жесткий» SF относится к «твердым фактам», а также к «точным» или инженерным наукам. Это не обязательно влечет за собой реалистичные предположения о будущем мире, хотя его предвзятость, несомненно, реалистична. Скорее, это тот вид научной фантастики, который больше всего нравится самим ученым - и часто пишется ими. Типичный «жесткий» писатель научной фантастики ищет новые и незнакомые научные теории и открытия, которые могли бы послужить поводом для рассказа, и, в своей более дидактической крайности, рассказ представляет собой лишь основу для ознакомления читателя с научной концепцией ». 57>
  • -. 1980. «В« космической опере »(аналогия с западной« конной оперой », а не с« мыльной оперой ») обратное [Парриндер ссылается на свое определение« жесткой фантастики »] правда; мелодраматическое приключение-фэнтези, включающее стандартные темы и сеттинг, развивается на самой надуманной научной основе ».
  • Филип К. Дик. 1981.« Сначала я определю научную фантастику, сказав, чем научная фантастика не является. Его нельзя определить как «рассказ (или роман, или пьесу), действие которого происходит в будущем», поскольку существует такая вещь, как космическое приключение, действие которого происходит в будущем, но не фантастика: это просто приключения, сражения и войны будущего в космосе с участием сверхсовременных технологий. Почему же тогда это не научная фантастика? Казалось бы, и Дорис Лессинг (например) полагает, что это так. Однако космическое приключение лишено четкой новой идеи, которая является важным ингредиентом. Также в настоящем может быть научная фантастика: история из альтернативного мира или роман. Итак, если мы отделим научную фантастику от будущего, а также от ультрасовременных технологий, что тогда у нас есть, что можно назвать научной фантастикой? У нас вымышленный мир; это первый шаг: это общество, которое фактически не существует, но основано на нашем известном обществе; то есть наше известное общество действует как отправная точка для него; общество каким-то образом, возможно ортогонально, выходит из нашего собственного, как в случае с альтернативным мировым рассказом или романом. Это наш мир, перемещенный каким-то умственным усилием со стороны автора, наш мир, преобразованный в то, чем он не является или еще не является. Этот мир должен отличаться от данного, по крайней мере, одним способом, и этого одного способа должно быть достаточно, чтобы вызвать события, которые не могли произойти в нашем обществе - или в любом известном обществе, настоящем или прошлом. В этом вывихе должна быть связная идея; то есть дислокация должна быть концептуальной, а не просто тривиальной или причудливой - в этом суть научной фантастики, концептуальная дислокация внутри общества, так что в результате в сознании автора создается новое общество, переносимое в на бумаге, а на бумаге это происходит как конвульсивный шок в сознании читателя, шок от неузнавания. Он знает, что это не его реальный мир, о котором он читает ».
  • Дэвид Прингл. 1985.« Научная фантастика - это форма фантастической фантастики, которая эксплуатирует образные перспективы современной науки ».
  • Ким Стэнли Робинсон. 1987. SF - это «историческая литература... В каждом нарративе SF есть явная или неявная вымышленная история, которая связывает изображенный период с нашим настоящим моментом или с некоторым моментом в нашем прошлом». 137>Кристофер Эванс. 1988. «Возможно, самое четкое определение состоит в том, что научная фантастика - это литература о« а что, если? » Что, если бы мы могли путешествовать во времени? Что, если бы мы жили на других планетах? Что, если мы вступим в контакт с инопланетными расами? И так далее. Отправной точкой является то, что автор предполагает, что вещи отличаются от того, каким мы их себе представляем ».
  • Айзек Азимов. 1990.« [Жесткая научная фантастика »[это] рассказы, в которых представлены подлинные научные знания и полагаться на нее для развития сюжета и разрешения сюжета ».
  • Артур Кларк. 2000.« Научная фантастика - это то, что может случиться, но обычно вы этого не хотите. Фэнтези - это то, чего не может быть, хотя вы часто только желаете этого »(выделено оригиналом)
  • . 2006. Научная фантастика - это« жанр (литературы, кино и т. сеттинг отличается от нашего собственного мира (например, изобретением новой технологии, контактом с инопланетянами, другой историей и т. д.), и в котором различие основано на экстраполяциях, сделанных на основе одного или нескольких изменений или предположений; отсюда и такой жанр, в котором разница объясняется (явно или неявно) научными или рациональными, а не сверхъестественными терминами ».
  • Орсон Скотт Кард перечислил пять типов рассказов, которые обычно относятся к научной фантастике. 28 сентября 2010 г.
    1. Все истории, действие которых происходит в будущем, потому что будущее невозможно предсказать. Сюда входят все истории, в которых спекулируют на технологиях будущего, которые для некоторых людей - единственное, для чего научная фантастика хороша. По иронии судьбы, многие рассказы, написанные в 1940-х и 1950-х годах, действие которых происходило в тогдашнем будущем - в 1960-х, 1970-х и 1980-х, - больше не являются «футуристическими». Тем не менее они не являются «ложными», потому что мало кто из писателей-фантастов притворяется они пишут, что произойдет. Скорее они пишут, что может случиться. Таким образом, эти устаревшие варианты будущего, подобные тому, что изображено в романе 1984, просто переходят из категории «будущее» в:
    2. Все истории действие происходит в историческом прошлом, что противоречит известным историческим фактам. В области науки fi Это называется историями из «альтернативного мира». Например, что, если кубинский ракетный кризис привел к ядерной войне? Что, если бы Гитлер умер в 1939 году? В реальном мире, конечно, этих событий не было, поэтому истории, происходящие в таком ложном прошлом, являются предметом научной фантастики и фэнтези.
    3. Все истории, происходящие в других мирах, потому что мы никогда не пошел туда. Независимо от того, принимают ли «люди будущего» участие в рассказе или нет, если это не Земля, он принадлежит к этому жанру.
    4. Все рассказы, действие которых предположительно происходит на Земле, но до записанной истории и противоречат известным археологическим данным - истории о визитах древних пришельцев или древних цивилизациях, которые не оставили следов, или "потерянных королевствах", сохранившихся до наших дней.
    5. Все истории, которые противоречат какому-то известному или предполагаемому закону природы. Очевидно, что фантастика, использующая магию, попадает в эту категорию, как и большая часть научной фантастики: рассказы о путешествиях во времени, например, или рассказы о «человеке-невидимке».
    • Эндрю Милнер. 2012. Научная фантастика "- это отборная традиция, которая постоянно обновляется в настоящем, благодаря которой границы жанра постоянно контролируются, оспариваются и нарушаются, а культурная самобытность сообщества научной фантастики постоянно устанавливается, сохраняется и трансформируется. Таким образом, по сути, и обязательно сайт оспаривания. "

    Без даты (в алфавитном порядке по авторам)

    • Джон Бойд. «... рассказывание историй, обычно художественное, в отличие от реалистической беллетристики, в котором показано влияние текущих или экстраполированных научных открытий или отдельного открытия на поведение отдельных лиц [или] общества».
    • Барри Н. Мальцберг. Научная фантастика - это «та отрасль художественной литературы, которая имеет дело с возможным воздействием измененной технологии или социальной системы на человечество в воображаемом будущем, в измененном настоящем или альтернативном прошлом».
    • Том Шиппи. «Научную фантастику сложно дать определение, потому что это литература перемен, и она меняется, пока вы пытаетесь ее определить».
    Примечания
    Ссылки
    Последняя правка сделана 2021-05-17 11:28:34
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте