Эдмунд Криспин был псевдонимом из Роберта Брюса Монтгомери (обычно обозначается как Брюс Монтгомери ) (2 октября 1921 - 15 сентября 1978), английского криминального писателя и композитора, известный своими романами Жерваз Фен и нотами к ранним фильмам из серии Продолжение.
Монтгомери родился в Чешем-Буа, Бакингемшир. Он получил образование в Merchant Taylors 'School и окончил St John's College, Oxford в 1943 году со степенью BA по современным языкам., проработав в течение двух лет его органистом и хормейстером. Там он подружился с Филипом Ларкиным и Кингсли Эмисом. С 1943 по 1945 год он преподавал в школе Шрусбери и начал писать первый из своих детективных романов. Монтгомери поощрял писательские амбиции Ларкина, и, по словам Эндрю Моуша, «сочетая преданное стремление писать с огромным аппетитом к выпивке и дурачению, он дал Ларкину модель того, как искусство может избежать претензий».
Сначала он стал известен под своим собственным именем как композитор вокальной и хоровой музыки, в том числе «Оксфордского реквиема» (1951), но позже обратился к работе в кино, написав музыку для многих британских комедий 1950-х годов. Для серии «Продолжить» он составил шесть партитур, (Сержант, Медсестра, Учитель, Констебль, Независимо и Путешествие ), включая оригинальную тему Carry On, впоследствии адаптированную для более поздних фильмов Эриком Роджерсом. Он также написал музыку к четырем фильмам из серии фильмов Доктор (Дом, Море, Большой и Любовь ). Монтгомери написал сценарий и музыку к фильму Поднятие ветра (1961), а также к другим его фильмам, включая Похитители (1953), Восстание бунта (1955).), Очевидец (1956), Правда о женщинах (1957), Нож хирурга (1957), Пожалуйста, переверните ( 1959), Слишком молод, чтобы любить (1959), Смотри на свою корму (1960), Без шуток (1960), Дважды вокруг нарциссов (1962) и Невесты Фу Маньчжурии (1966).
Монтгомери написал детективные романы и два сборника рассказов под псевдонимом Эдмунд Криспин (взяты от персонажа Майкла Иннеса Гамлет, Месть! ). Между 1944 и 1953 годами вышло девять томов, начиная с «Дело о позолоченной мухе». В рассказах рассказывается о Оксфорде доне Жервасе Фен, профессоре английского языка в университете и научном сотруднике Колледжа Святого Кристофера, Вымышленное заведение, которое Криспин находит рядом с Колледжем Святого Иоанна. Фен - эксцентричный, иногда рассеянный персонаж, по сообщениям, основанный на его наставнике, профессоре Оксфорда В. Г. Муре (1905–1978). В романах детективов есть сложные сюжеты и фантастические, несколько невероятные решения, включая примеры тайны запертой комнаты. Они написаны в юмористическом, литературном, а иногда и в фарсовом стиле. Они также входят в число немногих детективных романов, которые время от времени ломают четвертую стену и обращаются непосредственно к аудитории. Возможно, лучший пример - из The Moving Toyshop, во время последовательности погони - «Пойдем налево», - предложил Кадоган. «В конце концов, Голланц издает эту книгу».
Все романы часто содержат ссылки на английскую литературу, поэзию и (в частности) музыку. Частые Слышания и Лебединая песня имеют специфически музыкальный фон. «Лебединая песня» (1947) исследует мир оперы во время репетиций постановки Вагнера «Мейстерзингер фон Нюрнберг », в то время как «Частые слушания» происходят в киностудии и включают в себя персонажи Напье, композитор музыки для фильмов. К 1950 году, когда были опубликованы «Частые слухи», Монтгомери уже был занят в другом месте, также зарекомендовав себя как композитор музыки для фильмов.
Многие считают Криспина одним из последних великих представителей классической тайны преступления.
Брюс Монтгомери написал музыку для почти сорока фильмов, включая документальные. и триллеры. Ручная кладь, аранжировка Дэвида Уиттла из партитур Carry On Sergeant (1958), Carry On Nurse (1959) и Carry on Teacher ( 1959), представляет собой репрезентативный пример, в котором преобладает основная тема - комедийный марш.
Хотя его работа в кино принесла его музыку огромной аудитории, многочисленные комедии, в частности, резко контрастируют с церковной музыкой и концертными произведениями Брюса Монтгомери, с которых он начинал. Они начали появляться в середине 1940-х годов, в то же время его детективные романы выходили под именем Эдмунд Криспин. Преобладает церковная музыка, кульминацией которого стал Оксфордский реквием, исполненный по заказу Оксфордского хора Баха и впервые исполненный в Шелдонском театре 23 мая 1951 года (Шелдониан был также местом преступления в его романе "Движущийся магазин игрушек"). Возможно, он был заинтересован в написании пьесы после смерти своего близкого друга и учителя, органиста и композитора Годфри Сэмпсона (1902-1949), который, как считалось, также вдохновил персонажа Джеффри Винтнера, органиста и друга Жерваса. Фен в «Дело о позолоченной мухе».
Оксфордский реквием «является самым значительным достижением Монтгомери на сегодняшний день, - писал рецензент The Times, - и подтверждает подозрение, что он настоящий композитор, который может сказать нечто действительно важное». За Реквиемом последовало светское хоровое произведение «Хвала Венере», в котором были написаны английские стихи семнадцатого и семнадцатого веков. Еще менее известны оперы, в том числе детская баллада «Джон Берликорн» и две интригующие совместные работы с его другом Кингсли Эмисом, который предоставил тексты. Первый, Эмберли Холл, был описан Монтгомери как «умеренно скандальный бурлеск, действие которого происходило в Англии в 18 веке». Вторая, «Переместить страсти», была балладной оперой, заказанной для Британского фестиваля 1951 года. Оба остались незавершенными, и Эмис пожаловался, что Монтгомери был слишком занят «сочинением грязных фильмов и вонючих историй для популярной прессы». К сожалению, только Концертино для струнного оркестра 1950 года, существенная пьеса из трех частей, несмотря на скромное название, и единственная чисто инструментальная работа, которую когда-либо опубликовал Монтгомери, обычно доступна в качестве записи.
Филип Лейн звонит Монтгомери " композитор с талантом, который, возможно, отошел на второй план и, которому не помогал рост алкоголизма, неспособный полностью реализовать свой потенциал. С другой стороны, не каждый композитор слышит музыку миллионов людей во всем мире, даже если не каждый слушатель знает имя композитора ».
Монтгомери вернулся в литературу в конце своей жизни с последним романом Криспина« Проблески луны ». К настоящему времени персонаж-композитор Бродерик Таулесс пишет «сложную» музыку для фильмов и светоконцертные произведения, а не наоборот (как это было с Напье в «Частых слухах»). Такая комическая извращенность характерна для Криспина. Но музыка и художественная литература Монтгомери практически прекратились после 1950-х годов, хотя он продолжал писать обзоры криминальных романов и научно-фантастических произведений для The Sunday Times (восхваляя ранние работы обоих PD James и Рут Ренделл ). Он всегда много пил, и в то время, когда он страдал от проблем с алкоголем, был большой перерыв в его написании. В остальном он наслаждался спокойной жизнью (оживленной музыкой, чтением, посещением церкви и мостом) в Тотнес, Девон, где он сопротивлялся всем попыткам развития или эксплуатации района и как можно реже посещал Лондон. Он переехал в новый дом, который построил на Неделе, деревушке недалеко от Дартингтона, в 1964 году. Рассказ 1969 года «Мы знаем, что вы заняты сочинением, но мы думали, что вы не станете». Книга «Разум, если мы заскочили на минутку» юмористически рассказывает о том, как писатель пытается уравновесить свои социальные и развлекательные наклонности с дисциплиной письма. В 1976 году он женился на своей секретарше Энн, за два года до смерти от проблем, связанных с алкоголем.
Биография Дэвида Уиттла, Брюса Монтгомери / Эдмунда Криспина: Жизнь в музыке и книгах (ISBN 0754634434 ) была опубликована в июне 2007 года. Ранее не публиковавшаяся новелла, с участием Джерваса Фен, «Часов тьмы», был включен в выпуск ежегодной антологии «Тела из библиотеки» за 2019 год.
Гарет Робертс сказал, что тон его Доктор Кто роман Хорошо воспитанная война был основан на стиле Криспина. Он также отмечает (о магазине "Движущихся игрушек"), что "это больше похоже на Доктора Кто, чем на Доктора Кто". Кристофер Фаулер отдает дань уважения «Движущемуся магазину игрушек» в «Виктория исчезает», своем шестом романе Брайанта и Мэй.
Все посвящены Жервазу Фену.
Остерегайтесь поездов (1953)
Страна Фен (1979)
Криспин также отредактировал семь томов под названием «Лучшая научная фантастика», которые были опубликованы в 1960-х.