Клэр Клермонт

редактировать

Клэр Клермонт
Клэр Клермонт, Амелия Карран.jpg Клермонт в 1819 году, нарисованный Амелией Карран
РодиласьКлара Мэри Джейн Клермонт. (1798-04-27) 27 апреля 1798. Брислингтон, Англия
Умер19 марта 1879 (1879-03-19) (80 лет). Флоренция, Италия
Род занятий
Партнер (и)Лорд Байрон
ДетиАллегра Байрон
Родитель (и)
  • Мэри Джейн Виал Клермонт Годвин
  • Джон Летбридж
Родственники

Клара Мэри Джейн Клермонт (27 апреля 1798-19 марта 1879), или Клэр Клермонт, как ее обычно называли, была сводной сестрой писательницы Мэри Шелли и мать дочери лорда Байрона Аллегры. Считается, что она является героем стихотворения Перси Биши Шелли.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Байрон
  • 3 Рождение Аллегры
  • 4 Перси Биши Шелли
  • 5 Смерть Аллегры
  • 6 Дальнейшая жизнь
  • 7 В массовой культуре
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Ранние годы

Клермонт родился в 1798 году в Брислингтоне, недалеко от Бристоля, был вторым ребенком и единственной дочерью Мэри Джейн Виал Клермонт. В детстве она была известна как «Джейн». В 2010 году выяснилось, что ее отцом был Джон Летбридж (1746–1815, после 1804 сэр Джон Летбридж, 1-й баронет ) из Sandhill Park, около Тонтон в Сомерсете. Ее мать опознала его как "Чарльза Клермонта", взяв имя Клермонт для себя и своих детей, чтобы скрыть их незаконность. Похоже, что отцом ее первого ребенка, Чарльза, был Шарль Абрам Марк Голи, «купец и член известной швейцарской семьи, с которым она познакомилась в Кадисе ".

в декабре 1801 года, когда Клермонту было три года., ее мать вышла замуж за соседа, писателя и философа Уильяма Годвина. Это принесло ей двух сводных сестер: дочь Годвина Мэри (позже Мэри Шелли), всего на восемь месяцев старше ее, и его падчерица Фанни Имлей, на пару лет старше. Обе были дочерьми Мэри Уоллстонкрафт, которая умерла четыре года назад, но чье присутствие продолжало ощущаться в доме. Новая пара вскоре стали родителями сына, младшего брата Клэр.

Все пятеро детей находились под влиянием радикально-анархистских философских взглядов Годвина. Оба родителя были хорошо образованы и написали в соавторстве детские учебники по библейской и классическая история, издал Библиотеку для детей и открыл книжный магазин. Годвин поощряет заставил всех своих детей с раннего детства читать и читать лекции.

Мэри Джейн Клермонт была острой на язык женщиной, которая часто ссорилась с Годвином и отдавала предпочтение собственным детям, а не дочерям своего мужа. Ей удалось отправить свою непостоянную и эмоционально напряженную дочь на время в школу-интернат, тем самым дав ей более формальное образование, чем ее сводные сестры. В отличие от Мэри, Клэр Клермон в подростковом возрасте свободно говорила по-французски; позже ей приписали свободное владение пятью языками. Несмотря на различное отношение к ним, девочки сблизились и поддерживали контакт до конца своей жизни.

Байрон
Лорд Байрон

В шестнадцать Клермонт был живой, сладострастной брюнеткой с хорошим певческим голосом и жаждой признания. Ее семейная жизнь становилась все более напряженной, поскольку ее отчим Уильям Годвин все глубже влез в долги, а отношения ее матери с дочерью Годвина Мэри стали более напряженными. Клермонт помогала ее сводной сестре тайным встречам с Перси Биши Шелли, который исповедовал веру в свободную любовь и вскоре оставил свою жену Харриет и двух маленьких детей, чтобы жить с Мэри. Когда Мэри сбежала с Шелли в июле 1814 года, Клермонт пошел с ними. Мать Клермонта проследила группу до гостиницы в Кале, но не смогла заставить Клермонта пойти с ней домой. Годвину требовалась финансовая помощь, которую могла оказать аристократка Шелли.

Клермон оставался в доме Шелли в их странствиях по Европе. Трое молодых людей путешествовали по разоренной войной Франции и в Швейцарии, воображая себя персонажами романтического романа, как позже вспоминала Мэри Шелли, но всегда много читали, писали и обсуждали творческий процесс. В пути Клермон прочитал Руссо, Шекспира и произведения матери Мэри Мэри Уоллстонкрафт. «Что делать бедной Корделии - любить и молчать», - написала Клермонт в своем дневнике, читая Короля Лира. «О [th] это правда - Настоящая Любовь никогда не [покажется] глазам широкого дня - она ​​ухаживает за тайными полянами». Эмоции Клермонта были настолько взволнованы Корделией, что у нее случился один из ее «ужасов», истерический припадок, который Мэри Шелли записала в своем дневнике за тот же день. Клермон, окруженная поэтами и писателями, тоже делала свои литературные попытки. Летом 1814 года она начала рассказ под названием «Идиот», который с тех пор был утерян. В 1817–1818 годах она написала книгу, которую Перси Биши Шелли безуспешно пытался опубликовать. Хотя Клермонту не хватало литературного таланта ее сводной сестры и зятя, ей всегда хотелось быть в центре внимания. Именно в этот период она изменила свое имя с «Джейн» на сначала «Клару» и, наконец, на более романтичную «Клэр».

Любые романтические замыслы Клермонта в отношении Шелли поначалу не оправдались, но она свела Шелли с лордом Байроном, с которым она вступила в роман до того, как он покинул Англию в 1816 году. жить за границей. (Год, отмеченный неудачами в сельском хозяйстве и повсеместным голодом в Европе, но также и значительными литературными достижениями, поскольку круг Годвина-Шелли-Байрона скрывался внутри дома, 1816 год позже будет известен как «год без лета ». Клермонт надеялась стать писателем или актрисой и написала Байрону письмо с просьбой «дать совет по поводу карьеры» в марте 1816 года, когда ей было почти 18 лет. Байрон был директором Театра Друри-Лейн. Позже Клермонт сопровождал ее письма посещениями, иногда приводя Мэри, которую, по ее мнению, Байрон тоже мог найти привлекательной. «Вы знаете, что я не могу разговаривать с вами, когда вижу вас? Мне так неловко, и я чувствую себя только склонным сесть на небольшой стул и сесть у ваших ног», - написал Клермонт Байрону. Она «засыпала его страстными ежедневными сообщениями», говоря, что ему нужно только принять «то, что давно страстно желает мое сердце дать вам». Она устроила им встречу в загородной гостинице. Байрон, находившийся в депрессивном состоянии после разрыва брака с Аннабеллой Милбэнк и скандала из-за его отношений со сводной сестрой Августой Ли, очень ясно дал понять Клермонту перед отъездом. что она не будет частью его жизни. Но она была полна решимости изменить его мнение.

Она убедила Мэри и Перси Шелли последовать за Байроном в Швейцарию, где они встретили его и его личного врача Джона Уильяма Полидори на вилле Диодати у Женевского озера. Неизвестно, знала ли Клермонт, что она была беременна ребенком Байрона в начале поездки, но вскоре это стало очевидно и ее попутчикам, и Байрону вскоре после их прибытия к его двери. Сначала он настаивал на своем отказе от компании Клермонта и позволял ей находиться в его присутствии только в компании Шелли; позже они на время возобновили сексуальные отношения в Швейцарии. Клермонт и Мэри также сделали точные копии текущей работы Байрона, Паломничество Чайльда Гарольда.

Клермонт был единственным любовником, кроме Кэролайн Лэмб, которую Байрон называл "маленькой злодей ". Признаваясь в этом романе в письме своей сводной сестре Августе Ли, Байрон писал:

Что я мог сделать? - глупая девушка - несмотря на все, что я мог сказать или сделать - пойдет за мной - или, скорее, идет впереди меня - потому что я нашел ее здесь... Я не мог точно сыграть стоик с женщиной - которая преодолела восемьсот миль, чтобы лишить меня философии ».

Он также сослался на нее следующим образом в письме Дугласу Киннейрду (20 января 1817 г.):

Вы знаете - и я полагаю, однажды видел это странное - головокружительная девушка [Клэр Клермонт] - которая представилась мне незадолго до того, как я уехал из Англии - но вы не знаете - что я нашел ее с Шелли и ее сестрой в Женеве - я никогда не любил ее и не делал вид, что люблю ее - но мужчина - мужчина - и если восемнадцатилетняя девушка приходит к вам все время ночи, - есть только один способ - все дело в том, что она была беременна - и вернулась в Англию, чтобы помочь заселить этот пустынный остров... Это происходит из-за того, что нужно "все изложить" (как это называет Джексон) и быть привязанным к этому - и таким образом люди приходят в мир.

Клермонт позже скажет, что ее отношения с Байроном доставили ей лишь несколько минут удовольствия, но целую жизнь проблем.

Рождение Аллегры

Группа покинула Байрон в Швейцарии в конце лета и вернулась в Англию. Клермонт поселилась в Бате и в январе 1817 года она родила дочь Альбу, имя которой в конечном итоге было изменено на Аллегра. На протяжении всей беременности Клермонт писала Байрону длинные письма, прося его внимания и обещая позаботиться о ней и ребенке, иногда высмеивая своих друзей, напоминая ему, как сильно он любил заниматься с ней любовью, а иногда угрожая самоубийством.. Байрон, который к тому времени ее ненавидел, игнорировал письма. В следующем году Клермонт и Шелли покинули Англию и снова отправились в Байрон, который теперь проживал в Италии. Клермонт чувствовал, что будущее, которое Байрон может обеспечить для их дочери, будет большим, чем то, что она сама сможет предоставить ребенку, и поэтому хотел передать Аллегру на его попечение.

По прибытии в Италию Байрон снова отказал Клермонту. Он договорился о доставке Аллегры в его дом в Венеция и согласился воспитать ребенка при условии, что Клермон будет держаться от него подальше. Клермонт неохотно отдал Аллегру Байрону.

Перси Биши Шелли
Перси Биши Шелли в 1819 году

Клермонт мог иметь сексуальные отношения с Перси Биши Шелли в разные периоды, хотя биографы Клермонта, Гиттингс и Мантон, не находят веские доказательства. Их друг Томас Джефферсон Хогг пошутил о «Шелли и двух его женах», Мэри и Клэр, - замечание, которое Клермонт записала в своем дневнике. Клермонт также полностью симпатизировал, в большей степени, чем Мэри, теории Шелли о свободной любви, совместной жизни и праве женщины выбирать своих любовников и вступать в половые контакты вне брака. Казалось, она воспринимала любовь как «треугольник », и ей нравилось быть третьей. Она также подружилась с Шелли, который называл ее «мое милое дитя» и вдохновлял и питал его работой.

В ранних дневниках Мэри Шелли было несколько записей, когда Клермонт и Шелли делились видениями готики. ужас и позволить их воображению взлететь, возбуждая эмоции друг друга до истерии и кошмаров. В октябре 1814 года Шелли намеренно напугал Клермонта, приняв особенно зловещее и ужасающее выражение лица. "Как ужасно ты выглядишь... Отведи глаза!" воскликнула она. Ее уложили спать после очередного «ужаса». Шелли описала Мэри выражение ее лица как «очень неестественно искаженное ужасным испугом». Осенью 1814 года Клермонт и Шелли также обсуждали формирование «ассоциации философов» и концепцию Клермонта об идеализированном сообществе, в котором главными были женщины.

Поэма Шелли «Поющая Констанция» - это думали, что о ней:

Констанция, обратись!.

В твоих темных глазах лежит сила, подобная свету. Даже несмотря на то, что звуки, которые были твоим голосом, горели. Между твоими губами, усыпили :. В твоем дыхании и на твоих волосах. Как запах, он еще,. И от твоего прикосновения, как огонь, прыгает.. Даже когда я пишу, мои горящие щеки мокрые.

Увы, разорванное сердце может кровоточить, но не забывай!

Мэри Шелли переработала это стихотворение, полностью изменив первые две строфы, когда она включила его в посмертный сборник произведений Шелли, опубликованный в 1824 году. В «Эпипсихидионе» Шелли, некоторые ученые считают, что он обращается к Клермонту как к своему:

Комета прекрасная и жестокая.

Кто привлек сердце этого хрупкого U вселенная. К твоей собственной; Тилль, разбитый этой судорогой. Чередование притяжения и отталкивания.

Твое сбилось с пути, и это разорвалось надвое.

В то время, когда Шелли написал стихотворение, в Пизе, Клермонт жил во Флоренции, и строки могут показать, как сильно он скучал по ней.

Мэри Шелли, около 1820 года

Иногда высказывались предположения, что Клермонт также была матерью дочери. отцом Перси Шелли. Возможность восходит к обвинению слуг Шелли, Элизы и Паоло Фогги, что Клермонт родила ребенка Шелли во время пребывания в Неаполе, где 27 февраля 1819 года Шелли зарегистрировала ребенка по имени Елена Аделаида Шелли. как родившаяся 27 декабря 1818 года. Регистратор записал ее как дочь Перси Шелли и «Марии» или «Марины Падурин» (возможно, итальянское неправильное произношение «Мэри Годвин»), и она была крещена в тот же день, что и законно зачатый ребенок Перси Шелли и Мэри Годвин. Однако практически невозможно, чтобы Мэри Шелли была матерью, и это дало повод для нескольких теорий, в том числе о том, что ребенок действительно принадлежал Клермонту. Сама Клермонт взошла на гору Везувий, несла паланкин 16 декабря 1818 года, всего за девять дней до даты, указанной для рождения Елены. Однако может быть знаменательно, что Клермонт заболела примерно в то же время - согласно дневнику Мэри Шелли, она заболела 27 декабря - и что ее дневник с июня 1818 года по начало марта 1819 года был утерян. В письме Изабелле Хоппнер от 10 августа 1821 года Мэри Шелли, однако, решительно заявила, что «у Клэр не было детей». Она также настаивала:

Я полностью убежден в своем уме, что Шелли никогда не имела ненадлежащих отношений [sic] с Клэр... мы жили в квартирах, где у меня был моментальный вход в каждую комнату, и такое не могло пройти мне неизвестно... Я действительно помню, что Клэр все же оставалась там в постели в течение двух дней - но я присутствовал на ней - я видел врача - ее болезнь была той, к которой она привыкла годами - и те же лекарства были нанял, как я раньше служил ей в Англии.

Младенец Елена была помещена в приемные родители и позже умерла 10 июня 1820 года. Байрон поверил слухам о Елене и использовал их как еще одну причину, чтобы не позволить Клермонту влиять на Аллегру.

Смерть Аллегры
Клара Аллегра Байрон, около 1822 г.

Клермонту было разрешено лишь несколько кратких свиданий с дочерью после того, как она сдалась Байрону. Когда Байрон устроил ее в монастыре капуцинов в Баньякавалло, Италия, Клермон был возмущен. В 1821 году она написала Байрону письмо, в котором обвиняла его в нарушении своего обещания, что их дочь никогда не будет отдельно от одного из ее родителей. Она чувствовала, что физические условия в монастырях были нездоровыми, а образование было плохим и было причиной «состояния невежества и распутства итальянских женщин, всех учениц монастырей. Они плохие жены и самые неестественные матери, распущенные и невежественные. позор и несчастье общества... Этот шаг принесет вам бесчисленное множество врагов и обвинений ».

К марту 1822 года прошло два года с тех пор, как она видела свою дочь. Она замышляла похитить Аллегру из монастыря и попросила Шелли подделать разрешительное письмо от Байрона. Шелли отклонила ее просьбу. Внешне бессердечное отношение Байрона к ребенку подверглось дальнейшей критике, когда Аллегра умерла там в возрасте пяти лет от лихорадки, которую некоторые ученые идентифицировали как тиф, а другие предполагают, что это была лихорадка малярийного типа. Клермонт считал Байрона полностью ответственным за потерю их дочери и ненавидел его всю оставшуюся жизнь. Смерть Шелли наступила всего два месяца спустя.

Более поздняя жизнь
Эдвард Джон Трелони Могила Клэр Клермонт в Симитеро делла Мизерикордия делл'Антелла, Флоренция, Италия

Вскоре после того, как Клермонт познакомил Шелли с Байроном, она встретила Эдварда Джон Трелони, сыгравший главную роль в короткой оставшейся жизни обоих поэтов. После смерти Шелли Трелони послала ей любовные письма от Флоренс, умоляя ее выйти за него замуж, но она не была заинтересована. Тем не менее, она поддерживала с ним связь до конца своей долгой жизни. Клермонт писал Мэри Шелли: «Он [Трелони] любит мутную и беспокойную жизнь; я спокойный; он полон прекрасных чувств и не имеет принципов; я полон прекрасных принципов, но никогда не испытывал чувства (в моей жизни). "

Опустошенная после смерти Шелли Мэри вернулась в Англию. Она оплатила Клермонту поездку в дом своего брата в Вене, где она пробыла год, а затем переехала в Россию, где она работала гувернанткой с 1825 по 1828 годы. член семьи. И все же больше всего Клермонт жаждал уединения, тишины и покоя, как она жаловалась в письмах Мэри Шелли.

Два русских мужчины, которых она встретила, прокомментировали ее общее презрение к мужскому полу; раздраженный их предположением, что, поскольку она всегда влюблялась, она ответит их привязанностями, если они будут флиртовать с ней, Клермонт пошутил в письме Мэри Шелли, что, возможно, она должна влюбиться в них обоих сразу и доказать, что они неправы. Она вернулась в Англию в 1828 году, но пробыла там недолго, прежде чем отправиться в Дрезден, где она работала компаньоном и экономкой. Ученый Брэдфорд А. Бут предположил в 1938 году, что Клермон, движимый потребностью в деньгах, мог быть истинным автором большей части The Pole, рассказа 1830 года, опубликованного в журнале The Court Assembly и Belle Assemblée как "Автор Франкенштейн ". В отличие от Мэри Шелли, Клермонт был знаком с польским языком, использованным в рассказе. В какой-то момент она подумала о написании книги об опасностях, которые могут возникнуть в результате «ошибочных мнений» об отношениях между мужчинами и женщинами, используя примеры из жизни Шелли и Байрона. Она не сделала много литературных попыток, как она объяснила своей подруге Джейн Уильямс :

Но в нашей семье, если вы не можете написать эпос или роман, который своей оригинальностью сшибает с ног все остальные романы, вы презренное создание, не заслуживающее признания.

Клермонт вернулся в Англию в 1836 году, в год смерти Уильяма Годвина, и работал учителем музыки. Она заботилась о своей матери, когда она умирала. В 1841 году, после смерти Мэри Джейн Годвин, Клермонт переехал в Пизу, где она жила с Маргарет Кинг (официально леди Маргарет Маунт Кэшелл, но известной как миссис Мейсон), старой ученицей Мэри Уоллстонкрафт. Некоторое время она жила в Париже в 1840-х годах. Перси Шелли оставил ей 12000 фунтов стерлингов в своем завещании, которое она наконец получила в 1844 году. Она вела иногда бурную, горькую переписку со своей сводной сестрой, пока Мэри не умерла в 1851 году.

Клермонт обратился в католицизм., несмотря на то, что раньше в своей жизни она ненавидела религию. Она переехала в Флоренцию в 1870 году и жила там в колонии экспатриантов со своей племянницей Паулиной. Она также была близка к брату Паулины Вильгельму Голи Клермонту, единственному оставшемуся в живых ребенку ее брата Чарльза. Она подумывала переехать к нему домой и финансово поддержала некоторые из его начинаний, например, 500 фунтов стерлингов на покупку фермы.

Клермонт также цеплялся за памятные вещи Перси Шелли. Документы Асперна автора Генри Джеймс основаны на попытках рассказчика получить право собственности на эти предметы. Клермон умер во Флоренции 19 марта 1879 года в возрасте восьмидесяти лет. Клермонт пережил всех членов круга Шелли, кроме Трелони и Джейн Уильямс.

В популярной культуре

Клермонта изобразила Мириам Сир в 1986 Кене Расселе фильме Готика. Ее сыграла Элизабет Херли в испанском фильме 1988 года Гребля с ветром, получившем премию Гойи, Лаура Дерн в Haunted Summer (1988), а также Bel Powley в Mary Shelley (2017). Все четыре фильма посвящены поездке в Швейцарию 1816 года, во время которой Клермонт стремился воссоединиться с Байроном, и Мэри Шелли начала писать Франкенштейн.

Клермонт был изображен в специальном выпуске комикса Нечестивые + Божество, как воплощение богини Инанны и члена Пантеона 1830-х годов.

Клермонт был включен в качестве члена семьи в восьмой эпизод 12 сезона сериала «Доктор Кто» («Призраки виллы Диодати»), посвященный визиту Клермонта, Перси Шелли и Мэри Годвин в мае 1816 года. на швейцарскую виллу Байрона.

См. также
Примечания
Библиография
  • Джеймс Биери. Перси Биши Шелли, биография: изгнание с невыполненной славой, 1816–1822 гг. Ньюарк: University of Delaware Press, 2005. ISBN 0-87413-893-0.
  • Брэдфорд А. Бут. «Поляк: рассказ Клэр Клермонт?» В ELH, Vol. 5, № 1 (март 1938 г.), стр. 67–70. Проверено 8 апреля 2008 г.
  • Дейрдра Коулман. «Клэр Клермонт и Мэри Шелли: идентификация и соперничество внутри« племени философов-отахейтов »». 2006. Проверено 8 апреля 2008 г.
  • Бенита Эйслер. Байрон: дитя страсти, дурак славы. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1999. ISBN 0-679-41299-9.
  • Одри А. Фиш, Энн Костеланец Меллор и Эстер Х. Шор. Другая Мэри Шелли: За пределами Франкенштейна. Oxford: Oxford University Press, 1993. ISBN 0-19-507740-7.
  • Гарнетт, Ричард (1887). «Клермонт, Клара Мэри Джейн». В Стивен, Лесли (ред.). Национальный биографический словарь. 10. Лондон: Смит, старейшина и компания
  • Роберт Гиттингс и Джо Мантон. Клэр Клермонт и Шелли. Oxford: Oxford University Press, 1992. ISBN 0-19-818594-4.
  • Розали Глинн Гриллс. Клэр Клермонт, мать Аллегры Байрона. Лондон: Джон Мюррей, 1939. OCLC 186940021.
  • Армистед К. Гордон. Аллегра: История Байрона и мисс Клермонт. Нью-Йорк: Minton, Balch Company, 1926. OCLC 1515933.
  • Ричард Холмс. Шелли: Погоня. 1974. Лондон: Harper Perennial, 2003. ISBN 0-00-720458-2.
  • Лиза Дайан Лесли. «Как я могу существовать отдельно от моей сестры?»: «Сестры в жизни и литературе Перси Биши Шелли, Мэри Шелли и Клэр Клермонт». Кандидат наук. Тезис. Ливерпуль: Ливерпульский университет, 2001. Британская библиотека, DX241303. OCLC 59496278.
  • Иэн МакКалман, Джон Ми, Джиллиан Рассел и Клара Туайт, ред. Оксфордский спутник эпохи романтизма: британская культура, 1776–1832 гг. Oxford: Oxford University Press, 1999. ISBN 0-19-924543-6.
  • Лесли МакДауэлл. «Книги: женская работа». Обзор книги «Дочери других людей: жизнь и времена гувернантки», написанной Рут Брэндон. Scotsman.com, 29 марта 2008 г. Получено 7 апреля 2008 г.
  • Миранда Сеймур. Мэри Шелли. Лондон: Джон Мюррей, 2000. ISBN 0-7195-5711-9.
  • Мэри Шелли. Журналы Мэри Шелли, 1814–44. Под редакцией Паулы Р. Фельдман и Дайаны Скотт-Килверт. Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса, 1995. ISBN 0-8018-5088-6.
  • Мэри Шелли. Избранные письма Мэри Уоллстонкрафт Шелли. Под редакцией Бетти Т. Беннетт. Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса, 1995. ISBN 0-8018-4886-5.
  • Уильям Сент-Клер. Годвинс и Шелли: Биография семьи. Лондон: Faber Faber, 1989. ISBN 0-571-15422-0.
  • Мэрион Кингстон Стокинг : «Клермонт, Клара Мэри Джейн (1798–1979)» ( Oxford, UK: Oxford University Press, 2004). Источник: 27 июля 2018 г..
  • Мэрион Кингстон Стокинг, изд. Клермонтская переписка: письма Клэр Клермонт, Чарльза Клермонта и Фанни Имлей Годвин. 2 тома. Балтимор: Джонс. Hopkins University Press, 1995. ISBN 0-8018-4633-1.
  • Мэрион Кингстон Стокинг, изд. «Журналы Клэр Клермонт 1814–1827» Кембридж: Гарвардский университет Press, 1968.
  • Джанет Тодд. Death The Maidens. Беркли, Калифорния: Counterpoint, 2007. ISBN 1-58243-339-9.
  • Лаура Whalen. «Песня Клэр». Create Space, 2018. ISBN 9781987767414
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 09:38:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте