Свободная любовь - это общественное движение, которое принимает все формы любви. Первоначальная цель движения заключалась в том, чтобы отделить государство от сексуальных вопросов, таких как брак, контроль над рождаемостью и супружеская измена. В нем говорилось, что такие вопросы касаются вовлеченных людей, и никого другого. Движение зародилось примерно в 19 веке, но в шестидесятых годах его заметили хиппи.
Большая часть традиции свободной любви отражает либеральную философию, которая стремится к свободе от государственного регулирования и церковного вмешательства в личные отношения. Согласно этой концепции, свободные профсоюзы от взрослых (или лиц, на уровне или выше возраст согласия ) являются законными отношениями, которые должны соблюдаться всеми третьими лицами, являются ли они эмоциональные или сексуальными отношениями. Кроме того, в некоторых бесплатных любовных письмах утверждается, что и мужчины, и женщины имеют право на сексуальное удовольствие без социальных или юридических ограничений. В викторианскую эпоху это было радикальным понятием. Позже была разработана новая тема, связывающая свободную любовь с радикальными социальными изменениями и изображающая ее как предвестник новой антиавторитарной, антирепрессивной чувствительности.
Согласно сегодняшнему стереотипу, раньше американцы из среднего класса хотели, чтобы дом был местом стабильности в нестабильном мире. Этому менталитету приписываются четко определенные гендерные роли, которые вызвали реакцию меньшинства в виде движения за свободную любовь.
Хотя фраза « свободная любовь» часто ассоциируется в народном воображении с беспорядочными половыми связями, особенно в отношении контркультуры 1960-х и 1970- х годов, исторически движение свободной любви не пропагандировало наличие нескольких сексуальных партнеров или краткосрочных сексуальных отношений. Скорее, он утверждал, что сексуальные отношения, в которые вступают свободно, не должны регулироваться законом и могут быть инициированы или прекращены заинтересованными сторонами по желанию.
Термин «сексуальный радикал» часто используется взаимозаменяемо с термином «свободный любовник». Как бы то ни было, у защитников было два сильных убеждения: противодействие идее насильственной сексуальной активности в отношениях и отстаивание того, чтобы женщина могла использовать свое тело так, как ей заблагорассудится.
Законы, вызывающие особую озабоченность в отношении движений за свободу любви, включают те, которые не позволяют парам, не состоящим в браке, жить вместе, и те, которые регулируют супружескую измену и развод, а также возраст согласия, контроль над рождаемостью, гомосексуализм, аборты и иногда проституцию ; хотя не все сторонники свободной любви согласны с этим. Отмена личных прав в браке также вызывает озабоченность - например, некоторые юрисдикции не признают супружеское изнасилование или относятся к нему менее серьезно, чем к внебрачному изнасилованию. Движения за свободную любовь с 19 века также защищали право публично обсуждать сексуальность и боролись с законами о непристойности.
На рубеже 20-го века некоторые сторонники свободной любви расширили критику брака, утверждая, что брак как социальный институт поощряет эмоциональное собственничество и психологическое порабощение.
История свободной любви неразрывно связана с историей феминизма. С конца 18 века ведущие феминистки, такие как Мэри Уоллстонкрафт, выступили против института брака, и многие выступали за его отмену.
Согласно феминистской критике, замужняя женщина была исключительно женой и матерью, что лишало ее возможности заниматься другими занятиями; иногда это законодательно закреплялось, например, с запретом на работу замужних женщин и матерей учителями. В 1855 году защитница свободной любви Мэри Гоув Николс (1810–1884) описала брак как «уничтожение женщины», объяснив, что женщины считались собственностью мужчин в соответствии с законом и общественными чувствами, что позволяло тираническим мужчинам лишать своих жен вся свобода. Например, закон часто разрешал мужу бить жену. Сторонники свободной любви утверждали, что многие дети рождаются в нелюбящих браках по принуждению, но вместо этого должны быть результатом выбора и привязанности - однако дети, рожденные вне брака, не имеют тех же прав, что и дети от женатых родителей.
В 1857 году в « Социал-революционере» Минерва Патнэм жаловалась, что «в обсуждении свободной любви ни одна женщина не пыталась высказать свое мнение по этому поводу», и призывала каждую читающую женщину «подняться в достоинстве своей природы и объявить себя свободной.. "
В XIX веке по крайней мере шесть книг поддерживали концепцию свободной любви, и все они были написаны мужчинами. Однако из четырех основных периодических изданий о свободной любви после гражданской войны в США половина редакторов была женщинами. Мэри Гоув Николс была ведущей защитницей женщин и женщиной, на которую больше всего смотрели в движении за свободную любовь. Ее автобиография ( Мэри Линдон: Или, Откровения жизни: Автобиография, 1860) стала первым аргументом против брака, написанным с точки зрения женщины.
Для сторонников свободной любви половой акт означал не только воспроизводство. Доступ к контролю над рождаемостью считался средством к независимости женщин, и ведущие активисты противозачаточных средств также приветствовали свободную любовь. Сексуальные радикалы по-прежнему сосредоточены на своих попытках отстоять право женщины управлять своим телом и свободно обсуждать такие вопросы, как контрацепция, сексуальное насилие в браке (эмоциональное и физическое) и половое воспитание. Эти люди считали, что, говоря о женской сексуальности, они помогут расширить возможности женщин. Чтобы достичь этой цели, такие радикальные мыслители полагались на письменное слово, книги, брошюры и периодические издания, и таким образом движение поддерживалось более пятидесяти лет, распространяя весть о свободной любви по всем Соединенным Штатам.
Ряд утопических общественных движений на протяжении всей истории разделяли взгляды на свободную любовь. Ессеи мужского пола, жившие на Ближнем Востоке с I века до нашей эры по I век нашей эры, очевидно, избегали секса, брака и рабства. Они также отказались от богатства, жили общинно и были пацифистами-вегетарианцами. Ранняя христианская секта известно как адамиты существовали в Северной Африке во 2 - м, 3 - м и 4 - м веков и отвергнутого браке. Они практиковали нудизм и считали себя без первородного греха.
В VI веке приверженцы маздакизма в домусульманской Персии, по- видимому, поддерживали своего рода свободную любовь вместо брака. Одна из народных историй того периода, в которой есть упоминания о сообществе свободной любви (и нудистов ) под водой, - это «Сказка об Абдулле-рыбаке и Абдулле-Мермане» из «Книги тысячи и одной ночи» (ок. 10-го по настоящее время). 12 век).
Карл Каутский в 1895 году отмечал, что ряд «коммунистических» движений в средние века также отвергали брак. Типичные для таких движений катары Западной Европы 10–14 веков освобождали последователей от всех моральных запретов и религиозных обязательств, но уважали тех, кто жил просто, избегал отнимать жизнь у людей или животных и хранил целомудрие. Женщины обладали необычным равенством и автономией, даже будучи религиозными лидерами. Катары и аналогичные группы (в вальденсы, братья Апостол, бегардов и Beguines, лолларды и гуситов ) были заклеймены как еретики Римско - католической церкви и подавлена. Другие движения разделили свою критику брака, но выступали за свободные сексуальные отношения, а не за безбрачие, такие как Братья Свободного Духа, Табориты и Пикарды.
Вызовы традиционной морали и религии, принесенные эпохой Просвещения и освободительной политикой Французской революции, создали среду, в которой могли процветать такие идеи, как свободная любовь. Группа радикальных интеллектуалов в Англии (иногда называемых английскими якобинцами ), которые поддерживали Французскую революцию, разработала ранние идеи о свободной любви.
Известным среди них был поэт- романтик Уильям Блейк, который прямо сравнил сексуальное угнетение брака с рабством в таких произведениях, как « Видения дочерей Альбиона» (1793). Блейк критиковал законы своего времени о браке и в целом выступал против традиционных христианских представлений о целомудрии как о добродетели. Во время огромного напряжения в его браке, отчасти из-за очевидной неспособности Екатерины иметь детей, он прямо выступал за то, чтобы ввести в дом вторую жену. Его поэзия предполагает, что внешние требования супружеской верности сводят любовь к простому долгу, а не к подлинной привязанности, и осуждает ревность и эгоизм как мотивы для принятия законов о браке. Такие стихи, как «Почему я должен быть привязан к тебе, о мое прекрасное миртовое дерево?» и «Ответ Земли», кажется, отстаивают наличие нескольких сексуальных партнеров. В своем стихотворении « Лондон » он говорит о «Брачном катафалке», страдающем от «проклятия юной блудницы», результат поочередно ложного благоразумия и / или блудодеяния. «Видения дочерей Альбиона» широко (хотя и не повсеместно) читаются как дань уважения свободной любви, поскольку отношения между Бромионом и Утуном поддерживаются только законами, а не любовью. Для Блейка закон и любовь противоположны, и он осуждает «замороженное брачное ложе». В « Видениях» Блейк пишет:
До тех пор, пока горящая юностью и не знающая определенного жребия не будет связана заклинаниями закона с тем, кого ненавидит? И должна ли она тащить цепь Жизни в усталой похоти? (5.21-3, E49)
Блейк считал, что люди «падшие», и что главным препятствием на пути к обществу свободной любви была развращенная человеческая природа, а не просто нетерпимость к обществу и ревность людей, но недостоверная лицемерная природа человеческого общения. Он также, кажется, думал, что брак должен доставлять радость любви, но на самом деле это часто не так, поскольку знание парами о том, что они скованы цепями, часто уменьшает их радость.
Титульный лист из книги Мэри Уоллстонкрафт « Защита прав женщины» (1792 г.), одной из первых феминисток и сторонниц свободной любви.Еще одним членом круга Блейка была английская феминистка Мэри Уоллстонкрафт и ее муж и один из первых анархистов Уильям Годвин. Идеалы свободной любви нашли своего защитника в одной из первых феминисток. В своих трудах Уоллстонкрафт оспаривал институт брака и выступал за его отмену. В ее романах критиковалось социальное строительство брака и его влияние на женщин. В своем первом романе « Мэри: фантастика», написанном в 1788 году, героиня вынуждена вступить в брак без любви по экономическим причинам. Она находит любовь в отношениях с другим мужчиной и женщиной. Роман « Мария: или Ошибки женщины», так и не законченный, но опубликованный в 1798 году, вращается вокруг истории женщины, заключенной в приют своим мужем; Мария находит удовлетворение вне брака, в романе с сокамерником. Мэри ясно дает понять, что «у женщин были сильные сексуальные влечения, и притворяться обратным было унизительно и аморально».
Уолстонкрафт считал, что женщины не должны отказываться от свободы и контроля над своей сексуальностью, и поэтому не выходили замуж за своего партнера, Гилберта Имле, несмотря на то, что они оба зачали и родили ребенка в разгар террора Французской революции. Хотя отношения закончились плохо, отчасти из-за открытия неверности Имли, и не в последнюю очередь потому, что Имлей навсегда бросил ее, вера Уоллстонкрафта в свободную любовь сохранилась. Позже она установила отношения с Годвином, который разделял ее идеалы свободной любви и публиковал статьи на эту тему на протяжении всей своей жизни. Однако они решили пожениться всего за несколько дней до ее смерти из-за осложнений во время родов.
В акте, который, как считается, поддерживал свободную любовь, их ребенок, Мэри, в молодом возрасте познакомился с тогда еще женатым английским поэтом-романтиком Перси Биши Шелли. Шелли писал в защиту свободной любви (и вегетарианства) в прозаических заметках королевы Маб (1813 г.), в своем эссе « О любви» (около 1815 г.). и в стихотворении Эпипсихидион (1821):
Я никогда не был привязан к той великой секте, Чья доктрина состоит в том, что каждый должен выбрать Из толпы любовницу или друга, А все остальные, хотя и справедливые и мудрые, рекомендуют Холодному забвению... Истинная любовь имеет это, отличается от золота и глины, То, что делить, не отнимать.
Идеалы свободной любви ранних социальных движений, а также их феминизм, пацифизм и простая общинная жизнь разделяли утопические социалистические общины Франции и Великобритании начала девятнадцатого века, связанные с такими писателями и мыслителями, как Анри де Сен. -Симон и Шарль Фурье во Франции и Роберт Оуэн в Англии. Фурье, придумавший термин феминизм, утверждал, что настоящая свобода возможна только без хозяев, без этоса работы и без подавления страстей: подавление страстей разрушительно не только для человека, но и для общества в целом. Он утверждал, что любое сексуальное выражение должно доставлять удовольствие, пока люди не подвергаются жестокому обращению, и что «подтверждение своего отличия» на самом деле может улучшить социальную интеграцию.
Роберт Оуэн утверждал, что брак представляет собой одну из «ужасной троицы» угнетателей человечества, а также религии и частной собственности, а его сын Роберт Дейл был одним из ведущих сторонников свободного развода. Феминистка из Сен-Симона Полин Роланд заняла позицию свободной любви против брака, имея четверых детей в 1830-х годах, и все они носили ее имя.
Немецкий композитор Рихард Вагнер пропагандировал что-то вроде свободной любви в нескольких своих произведениях и создал семью с Козимой Лист, которая тогда все еще была замужем за дирижером Гансом фон Бюловым. Хотя в то время это казалось скандальным, такие связи казались действиями восхищенных художников, которые следовали диктату своей собственной воли, а не социальной условности, и, таким образом, они шли в ногу с либеральными философами своей эпохи, относившимися к культу страсти., такие как Фурье, и их фактическая или возможная открытость может быть понята как прелюдия к более свободным путям двадцатого века. Фридрих Ницше время от времени высказывался в пользу чего-то вроде свободной любви, но когда он предлагал жениться на этом известном практикующем ее, Лу Андреас-Саломе, она ругала его за несовместимость с его философией свободного и супраморального Супермена, что, по-видимому, вызывает у Ницше. воспринимать всерьез или, по крайней мере, ужалить. Отношения между композитором Фредериком Шопеном и писателем Жорж Санд можно рассматривать как пример свободной любви во многих отношениях. Подобное поведение деятелей в глазах общественности во многом подорвало доверие к конвенционализму во взаимоотношениях, особенно когда такой конвенционализм приносил реальное несчастье его сторонникам.
Выдающийся социолог Герберт Спенсер в своих « Принципах социологии» доказывал необходимость свободного развода. Утверждая, что брак состоит из двух компонентов: «союз по закону» и «союз по привязанности», он утверждал, что с потерей последнего союза юридический союз должен потерять всякий смысл и распасться автоматически, без юридического требования для развода. Свободная любовь особенно подчеркивает права женщин, поскольку большинство сексуальных законов дискриминируют женщин: например, законы о браке и меры по ограничению рождаемости.
Свободная любовь начала сливаться в движение в середине-конце 19 века. Этот термин был придуман писателем-христианским социалистом Джоном Хамфри Нойесом, хотя он предпочитал использовать термин « сложный брак ». Нойес основал Сообщество Онейда в 1848 году, утопическое сообщество, которое «[отвергало] традиционный брак и как форму законничества, от которого христиане должны быть свободны, и как эгоистичный институт, в котором мужчины осуществляли права собственности на женщин». Он нашел библейское оправдание: «В воскресении не женятся и не выходят замуж, но подобны ангелам на небесах» (Мф. 22:30). Нойес также поддерживал евгенику ; и только некоторым людям (включая самого Нойеса) разрешили стать родителями. Другое движение было основано в Берлин-Хайтс, штат Огайо.
В 1852 году писатель по имени Маркс Эджворт Лазарус опубликовал трактат под названием «Любовь против брака, часть 1», в котором он описал брак как «несовместимый с социальной гармонией и первопричину умственных и физических нарушений». Лазарь переплетал свои сочинения со своими религиозными учениями, что сделало христианское сообщество более терпимым к идее свободной любви. Элементы движения за свободную любовь также были связаны с аболиционистскими движениями, проводя параллели между рабством и « сексуальным рабством » (браком) и создавая союзы с чернокожими активистами.
Американскую феминистку Викторию Вудхалл (1838–1927), первую женщину, баллотировавшуюся на пост президента США в 1872 году, также называли «верховной жрицей свободной любви». В 1871 году Вудхалл писал: «Да, я свободный любовник. У меня есть неотъемлемое, конституционное и естественное право любить, кого я могу, любить так долго или как можно короче; менять эту любовь каждый день, если Я прошу, и с этим правом ни вы, ни какой-либо закон, который вы не можете сформулировать, не имеете права вмешиваться ".
Карикатура Томаса Наста, изображающая Викторию Вудхалл как защитницу свободной любвиЖенское движение, свободная любовь и спиритуализм были тремя тесно связанными движениями в то время, и Вудхалл также был лидером спиритуалистов. Как и Нойес, она поддерживала евгенику. Соратник-реформатор и педагог Мэри Гоув Николс была счастлива в браке (со своим вторым мужем), вместе они издали газету и писали медицинские книги и статьи, роман и трактат о браке, в которых они приводили доводы в пользу свободной любви. И Вудхалл, и Николс в конце концов отказались от свободной любви.
Публикации движения во второй половине XIX века включали «Ежемесячный журнал Николса», «Социальный революционер», «Еженедельник Вудхалла и Клафлина» (изд. Виктория Вудхалл и ее сестра Теннесси Клафлин ), «Слово» (изд. Эзра Хейвуд ), « Люцифер, Свет». -Bearer (редактор Моисей Харман ) и немецкоязычная газета Детройта Der Arme Teufel (редактор Роберт Райцель). Организации включали Лигу свободной любви Новой Англии, основанную при поддержке американского либертарианского социалиста Бенджамина Такера как ответвление от Лиги трудовой реформы Новой Англии (NELRL). Меньшая часть вольнодумцев также поддерживала свободную любовь.
Самым радикальным журналом свободной любви был «Социал-революционер», изданный в 1856–1857 годах Джоном Паттерсоном. Первый том состоял из двадцати писателей, из которых только одна женщина.
Не только секс-радикалы боролись с идеалами брака. Некоторые другие американцы XIX века считали этот социальный институт ущербным, но не решались его отменить. Такие группы, как «Шейкеры», «Община онейда» и «Святые последних дней» с осторожностью относились к социальному понятию брака. Эти организации и секс-радикалы считали, что истинного равенства между полами никогда не будет, пока церковь и государство продолжат работать вместе, усугубляя проблему подчинения жен своим мужьям.
Движение за свободную любовь продолжалось в начале 20 века в богемных кругах нью-йоркского Гринвич-Виллидж. Группа сельских жителей жила идеалами свободной любви и пропагандировала их в политическом журнале The Masses и его родственном издании The Little Review, литературном журнале. Включая влияние работ английских мыслителей и активистов Эдварда Карпентера и Хэвлока Эллиса, такие женщины, как Эмма Гольдман, выступали за целый ряд сексуальных свобод, включая гомосексуализм и доступ к контрацептивам. Среди других заметных фигур в среде Гринвич-Виллидж, которые ассоциировались со свободной любовью, были Эдна Сент-Винсент Миллей, Макс Истман, Кристал Истман, Флойд Делл, Мейбл Додж Лухан, Ида Раух, Хатчинс Хэпгуд и Нейт Бойс. Дороти Дэй также страстно защищала свободную любовь, права женщин и противозачаточные средства, но позже, приняв католицизм, она критиковала сексуальную революцию шестидесятых.
Развитие идеи свободной любви в Соединенных Штатах также значительно повлияли издатель Playboy журнала Хью Хефнера, чья деятельность и персонами за более чем полвека популяризировали идею свободной любви к некоторым из широкой публики.
Свободная любовь была центральным принципом философии Братства Новой Жизни, основанного в 1883 году шотландским интеллектуалом Томасом Дэвидсоном. В состав сообщества входили многие выдающиеся интеллектуалы того времени, которые радикально бросили вызов общепринятым викторианским представлениям о морали и сексуальности, в том числе поэты Эдвард Карпентер и Джон Дэвидсон, борец за права животных Генри Стивенс Солт, сексолог Хэвлок Эллис, феминистки Эдит Лиз, Эммелин Панкхерст и Анни Безант и писатели Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Бертран Рассел и Олив Шрайнер. Его целью было «Воспитание безупречного характера во всех без исключения», и он верил в преобразование общества, подавая пример чистой упрощенной жизни для других. Многие члены Сообщества выступали за пацифизм, вегетарианство и простой образ жизни.
Эдвард Карпентер был первым борцом за права гомосексуалистов. Он заинтересовался прогрессивным образованием, особенно предоставлением информации молодежи по теме полового воспитания. Для Карпентера половое воспитание означало проведение четкого анализа способов использования пола и гендера для угнетения женщин, который содержится в радикальном произведении Карпентера «Достижение совершеннолетия». В нем он утверждал, что справедливое и равное общество должно способствовать сексуальной и экономической свободе женщин. Основная суть его анализа была сосредоточена на негативных последствиях института брака. Он рассматривал брак в Англии как принуждение к безбрачию и как форму проституции.
Эдвард Карпентер в 1875 годуОн не верил, что женщины действительно будут свободны, пока не будет установлено социалистическое общество. Однако, в отличие от многих своих современников, это привело его к выводу, что все угнетенные рабочие должны поддерживать эмансипацию женщин, а не подчинять права женщин правам рабочих-мужчин. Он заметил: «... нет решения, кроме свободы женщины, что означает, конечно, свободу народных масс, мужчин и женщин, и полное прекращение экономического рабства. не включать в себя искупление терминов "свободные женщины" и "свободная любовь" до их истинного и законного значения. Пусть каждая женщина, чье сердце истекает кровью из-за страданий ее пола, поспешит заявить о себе и стать, насколько это возможно, свободным женщина."
Самым известным британским защитником свободной любви был философ Бертран Рассел, позже третий граф Рассел, который сказал, что не верил, что действительно знает женщину, пока не занялся с ней любовью. Рассел постоянно обращался к аспектам свободной любви в своих объемных трудах и лично не довольствовался традиционной моногамией до глубокой старости. Его самая известная работа на эту тему - « Брак и мораль», опубликованная в 1929 году. Книга подвергает резкой критике викторианские представления о морали в отношении секса и брака. Рассел утверждал, что законы и представления о сексе его времени были попурри из различных источников, которые утратили силу с появлением противозачаточных средств, поскольку половые акты теперь отделены от зачатия. Он утверждал, что семья важнее всего для благополучия детей, и поэтому мужчину и женщину следует считать связанными только после ее первой беременности.
Вскоре после публикации книги « Брак и мораль» вызвали бурные протесты и осуждения Рассела. Десять лет спустя эта книга стоила ему должности профессора в Городском колледже Нью-Йорка из-за решения суда, согласно которому его мнение сделало его «морально непригодным» для преподавания. Вопреки тому, во что верили многие, Рассел не выступал за крайнюю распутную позицию. Вместо этого он чувствовал, что секс, хотя и является естественным побуждением, таким как голод или жажда, включает в себя нечто большее, потому что никто не «удовлетворен голым половым актом». Он утверждал, что воздержание усиливает удовольствие от секса, что лучше, когда оно «имеет большой психический элемент, чем когда оно чисто физическое».
Рассел отметил, что для того, чтобы брак был успешным, необходимо, чтобы «с обеих сторон было чувство полного равенства; не должно быть никакого вмешательства во взаимную свободу; должна быть наиболее полная физическая и психическая близость; и должно быть определенное сходство в отношениях. уважение к ценностным стандартам ". Он утверждал, что в целом невозможно поддерживать это взаимное чувство в течение неопределенного времени, и что единственный вариант в таком случае - обеспечить либо легкую доступность развода, либо социальную санкцию внебрачного брака. секс.
Взгляды Рассела на брак изменились по мере того, как он пережил личную борьбу за последующие браки. В своей автобиографии он пишет: «Я не знаю, что я сейчас думаю о браке. Кажется, есть непреодолимые возражения против каждой общей теории по этому поводу. легкий развод причиняет меньше несчастий, чем любая другая система, но я больше не в состоянии быть догматиком по поводу брака ".
Рассел также был одним из первых сторонников отмены законов о содомии.
Интерес к свободной любви распространился в Австралии в конце 19 века. Анархист английского происхождения Чамми Флеминг основал в 1886 году Мельбурнский анархический клуб, который вёл дебаты на тему свободной любви, а через пару лет выпустил анонимную брошюру на эту тему: «Свободная любовь - объяснение и защита» ( возможно написано Дэвидом Андраде или Чамми Флемингом ). Мнение Клуба анархистов сформировалось отчасти как реакция на печально известные убийства в Уайтчепеле печально известного Джека Потрошителя ; его зверства в то время широко понимались некоторыми - по крайней мере, анархистами - как нарушение свободы определенных крайних классов «работающих женщин», но в широком смысле для всех женщин.
Либертарианка из Ньюкасла Элис Уинспир, жена пионера социалиста Уильяма Роберта Уинспира, писала: «Давайте иметь свободу - свободу как для мужчин, так и для женщин - свободу зарабатывать на хлеб тем, что нам больше всего подходит, и свободу любить, где нам нравится. и жить только с теми, кого мы любим и которые любят нас в ответ ». Спустя пару десятилетий мельбурнская поэтесса- анархистка Лесбия Харфорд также выступила за свободную любовь.
В богемных районах Монмартр и Монпарнас многие были полны решимости шокировать « буржуазные » чувства общества, в котором они выросли; многие, например анархист Бенуа Брюшу, выступали за свободную любовь. В то же время активистка радикальных переодеваний Мадлен Пеллетье придерживалась целибата, распространяла противозачаточные средства и информацию и делала аборты.
Важным пропагандистом свободной любви был анархист-индивидуалист Эмиль Арман. Он отстаивал натуризм и полиамурность в том, что он называл любовью товарищества. Он написал много пропагандистских статей на эту тему, таких как «De la liberté sexuelle» (1907), где он защищал не только смутную свободную любовь, но и множественных партнеров, которые он называл «множественной любовью». В индивидуалистическом анархистском журнале L'en dehors он и другие продолжали этот путь. Арман воспользовался этой возможностью, чтобы изложить свои тезисы в поддержку революционного сексуализма и товарищества, которые отличались от традиционных взглядов сторонников свободной любви в нескольких отношениях.
Позже Арман утверждал, что с индивидуалистической точки зрения нет ничего предосудительного в занятиях «любовью», даже если у человека не было очень сильных чувств к партнеру. «Тезис о товариществе в любви, - пояснил он, - предполагает свободный договор об ассоциации (который может быть аннулирован без предварительного уведомления после предварительного соглашения), достигнутый между анархистами-индивидуалистами разных полов, придерживающихся необходимых стандартов сексуальной гигиены, с целью защита других сторон контракта от определенных рисков любовных переживаний, таких как неприятие, разрыв, исключительность, собственничество, единство, кокетство, прихоти, безразличие, кокетство, пренебрежение к другим и проституция ". Он также опубликовал Le Combat contre la jalousie et le sexyisme révolutionnaire (1926), за которым на протяжении многих лет последовали Ce que nous entendons par liberté de l'amour (1928), La Camaraderie amoureuse ou "chiennerie sexuelle" (1930) и, наконец,, La Révolution sexuelle et la camaraderie amoureuse (1934), книга из почти 350 страниц, включающая большинство его работ о сексуальности. В тексте от 1937 года он упомянул среди индивидуалистических целей практику формирования добровольных ассоциаций исключительно с сексуальными целями гетеросексуального, гомосексуального или бисексуального характера или их комбинации.
Он также поддерживал право людей менять пол и заявлял о своей готовности реабилитировать запрещенные удовольствия, нонконформистские ласки (лично он был склонен к вуайеризму), а также мужеложство. Это привело к тому, что он стал уделять все больше и больше места тем, кого он называл «сексуальными нонконформистами», исключая при этом физическое насилие. Его воинственность также включала перевод текстов таких людей, как Александра Коллонтай и Вильгельм Райх, и учреждения свободных любовных ассоциаций, которые пытались реализовать на практике дружеские отношения через реальный сексуальный опыт.
Группы по защите свободной любви, действовавшие в то время, включали Ассоциацию сексологических исследований и Мондиальную лигу за сексуальную реформу на основе базовой науки.
В Германии с 1891 по 1919 год Verband Fortschrittlicher Frauenvereine (Лига прогрессивных женских ассоциаций) призывал к бойкоту брака и сексуальности. Основанная Лили Браун и Минной Кауэр, лига также стремилась объединять проституток в профсоюзы, обучать противозачаточным средствам и поддерживать право на аборт и отмену уголовного наказания за гомосексуализм, а также запускать программы по уходу за детьми для одиноких матерей. В 1897 году учительница и писательница Эмма Троссе опубликовала брошюру под названием Ist freie Liebe Sittenlosigkeit? («Разве свободная любовь аморальна?»).
Во всем мире движение гомосексуальной эмансипации также началось в Германии в конце 19 - го века, и многие из мыслителей, чьи работы вдохновили сексуальное освобождение в 20 - м веке были также от немецко-говорящего мира, такие, как Зигмунд Фрейд, Отто Гросс, Герберт Маркуза, Вильгельм Райх и последователь и биограф Макса Штирнера Джон Генри Маккей.
После Октябрьской революции в России Александра Коллонтай стала самой известной женщиной в советской администрации. Коллонтай также была поборницей свободной любви. Однако Клара Цеткин записала, что Ленин выступал против свободной любви как «совершенно немарксистский и, более того, антиобщественный». Цеткин также рассказал об осуждении Лениным планов организации гамбургских проституток в «особую революционную воинствующую секцию»: он считал это «коррумпированным и дегенеративным».
Несмотря на традиционную супружескую жизнь Ленина и большинства большевиков, они считали, что сексуальные отношения находятся вне юрисдикции государства. Советское правительство отменило многовековые царские правила личной жизни, которые запрещали гомосексуализм и затрудняли получение женщинами разрешения на развод или самостоятельное проживание. Однако к концу 1920-х годов Сталин возглавил Коммунистическую партию и начал проводить социально консервативную политику. Гомосексуализм был классифицирован как психическое расстройство, а свободная любовь подверглась дальнейшей демонизации.
С конца 1940-х по 1960-е годы богемная традиция свободной любви Гринвич-Виллидж в Америке продолжалась поколением битов, хотя и отличалось от своих предшественников тем, что в нем преобладали мужчины. The Beats также впервые выступили в США с такими писателями, как Аллен Гинзберг и Уильям С. Берроуз, среди мужчин-гомосексуалистов-борцов за свободную любовь. Как и некоторые из предыдущих, биты бросили вызов целому ряду социальных условностей, и они нашли вдохновение в таких аспектах черной культуры, как джаз. Движение битников привело на Западном побережье к деятельности таких групп, как Веселые шутники (возглавляемые, по словам историка Grateful Dead Денниса МакНелли, не писателем Кеном Кизи, а хипстером и водителем Нилом Кэссиди ) и всей поп-музыки Сан-Франциско. сцена, в которой хиппи различными способами продвигали сексуальную богемность. Изучение сексологии продолжает набирать известность по всей эпохи, с работой исследователей Альфреда Кинси и Мастерс и Джонсон, поддерживающих вызовы к традиционным ценностям в отношении секса и брака.
С « Летом любви» в 1967 году эксцентричность этой группы стала общепризнанным движением. Несмотря на развивающуюся сексуальную революцию и влияние битников на это новое социальное восстание контркультуры, было признано, что движение новых левых было, возможно, самым выдающимся защитником свободной любви в конце 1960-х годов. Многие представители контркультурной молодежи поддержали аргументы «Новых левых» о том, что брак является символом традиционной капиталистической культуры, поддерживающей войну. « Занимайся любовью, а не войной » стало популярным лозунгом контркультурного движения, осуждающего как войну, так и капитализм. Образы просоциалистического восстания во Франции в мае 1968 года, которое произошло на фоне эскалации антивоенных протестов в Соединенных Штатах, также станут важным источником морального духа для движения «Новые левые».
Заявление министра юстиции Канады и будущего премьер-министра Пьера Эллиота Трюдо от 20 декабря 1967 года «Нет места государству в спальнях нации» было очень публичным заявлением, оправдывающим декриминализацию его правительством сексуальной активности между однополыми партнерами в Канаде. после " Лето любви" 1967 года.
Феминизм второй волны продолжал подвергать сомнению традиционное иудео-христианское учение о сексуальности, в то время как такие группы, как « Моральное большинство» и христианские правые, выступали против изменений после того, как Роу против Уэйда значительно расширили доступ к абортам в Соединенных Штатах.
После беспорядков обструкции, права геев стало все более важным вопросом, но в начале 21 - го века активисты гей сместились своим вниманием на однополые браки, а не свободную любовь. Разводы и смешанные семьи стали более распространенными, и молодые пары все чаще предпочитали жить вместе в браках по гражданскому праву или семейных отношениях, вместо того, чтобы вступать в брак в церкви или оформлять или узаконивать брак через судебную систему.