В этрусской мифологии, Чарун (также пишется Чару или Карун ) действовал как один из психопомпов из подземного мира (не следует путать с богом подземного мира, известным этрускам как Аита). Его часто изображают с Вантом, крылатой фигурой, также связанной с подземным миром.
Его имя было заимствовано из греческого Харона, хотя неясно, было ли у этрусков местное имя для бога подземного мира до этого. Как следует из изменений в этрусском языке, таких как θu «один», заменяющийся на θunśna «первый», lev «лев» (от греч. leōn) и Apulu (от греч. Apóllōn), слова, оканчивающиеся на -n после u, исчезли из языка, поэтому мы видим, что его имя пишется как Xarun, а затем Xaru.
Этрусский Чарун коренным образом отличался от своего греческого собрата. Охраняющий вход в преисподнюю, он изображен с молотком (его религиозный символ) и показан с заостренными ушами, змеями вокруг его рук и синеватой окраской, символизирующей разложение смерти. На некоторых изображениях у него огромные крылья. Он также изображен как большое существо с змеиными волосами, грифом крючковатым носом, большими бивнями, похожими на кабан, тяжелые надбровные дуги, большие губы, огненные глаза, заостренные уши черная борода, огромные крылья, обесцвеченная (бледно-кремовая, голубоватая или сероватая) кожа и змеи вокруг его руки.
Лариса Бонфанте и Джудит Сваддлинг говорят о Чаруне следующее: «Многие сцены показывают двух чисто этрусских демонов подземного мира, Ванта и Чару, чья работа не в том, чтобы наказывать мертвых, а в том, чтобы сопровождать их до их конечного пункта назначения ». Тем не менее, есть по крайней мере два примера, на саркофаге Лариса Пуленаса, а также на красных фигурках из Орбетелло, которые действительно иллюстрируют Чаруна в угрожающей манере. На каждом изображен Чарун, угрожающий мужской фигуре своим молотом.
Гротескный характер изображения Чаруна, по-видимому, был хотя бы частично апотропным по своей природе. Апотропное искусство было практикой соседних греков в то время, что представлено преувеличенными глазами, нарисованными на сосудах для питья в VI веке до нашей эры, чтобы отогнать духов во время питья, или чудовищным изображением Медузы, изображение которой было сказано обращать людей в камень. Через эти образы гротеска, насилия и кровопролития этруски, возможно, полагали, что они помогли отразить злых духов от гробницы, а также освятить гробницу, возможно, вместо фактического ритуального жертвоприношения животного, обычно совершаемого на похоронах. обряды.
Нэнси де Граммонд предлагает другую точку зрения. Рельеф на саркофаге Лариса Пуленаса в Тарквинии показывает двух чарунов, размахивающих молотками по голове человека, хотя голова (вероятно, Пуленаса, дворянина, чей это саркофаг) больше не сохранилась на рельефе из-за аварии сохранения. Годы спустя, в Колизее, чаруноподобный персонаж по имени Диспатер ударил проигравшего молотком, чтобы убедиться, что он мертв, возможно, в отражении Чаруна. Молот также можно было использовать для защиты мертвых; иногда его размахивают змеями, атакующими умершего (как показано на амфоре Орвието). Чаще всего его просто держат, или рукоять кладут на землю, а головку молотка опирают (вверху). Де Граммонд отмечает, что паром Харона появляется только один раз в уцелевшем этрусском искусстве, и что некоторые этрусские демоны оснащены веслами, но они обычно используют их как оружие, а не в своих морских целях.
Многие авторы склонны придерживаться более сенсационного взгляда на Чаруна, говоря о нем как о «демоне смерти». Такие авторы могут быть вдохновлены христианскими взглядами на ад и моральное наказание. Для этрусков, как и для греков, Аид был просто морально нейтральным местом для мертвых. Ни «хороший», ни «плохой» не могли избежать когтей смерти, и оба были собраны там вместе.
Рон Терпенинг, профессор итальянской литературы в Университете Аризоны, цитирует Франца де Рюйта, который утверждает, что Чарун похож на халдейских демонов или Индуистские божества Шива и Кали. Предполагается, что он слуга Манта и Мании, и, подобно Харону, его можно сравнить с Танатосом греков, Эриний и Керес. Автор, как и де Груммонд, считает, что некоторые более поздние ренессансные рисунки греческого Харона могут показать преемственность дохристианских этрусских верований. Позже, когда божество превратилось в греческое Харон или Каронте по-итальянски, Терпенинг отмечает, что молот Чаруна или молоток иногда заменяется весло, хотя это не вяжется с его обязанностями.
Согласно Джеффу Ровину, Чарун вел души на лошадях в подземный мир и «приводит лошадей к недавно умершим», но это пустые предположения. Он также утверждает, что Чарун, похоже, любит насилие и участвует в войнах, добавляя, что Чарун также наслаждается стихийными бедствиями. Этрусский кратер из Могилы Франсуа (вверху) изображает Чаруна с Аяксом или Ахиллом (слева, вырезано), убивающим троянских пленных. Эта урна в настоящее время хранится в Cabinet des Médailles 920, Bibliothéque Nationale, Париж. Ровин говорит, что в некоторых источниках он изображен с мечом, и что он «режет» им души. По крайней мере, одно изображение показывает, как он управляет душой верхом, вооруженный и молотом, и мечом, хотя он просто носит их на себе.
Харон Вергилия в Энеида особенно жестока; по мнению W.F. Джексон Найт, «Харон Вергилия - это не только греческий перевозчик Аристофана [в Лягушках ], но и более половины его этрусского« я », Чаруна, этрусского мучителя дьявола смерти, нет. перевозчик вообще ".
Считается, что Чарун работал со многими помощниками в Подземном мире, хотя они могли быть независимыми божествами сами по себе. Большинство их имен для нас утеряно, но по крайней мере один, Тучулча, указан в Гробнице Оркуса II и имеет волосы и крылья, как Горгона. Тучулча, пол которого обсуждается среди ученых, появляется в описании истории о посещении подземного мира Тесей (известном у этрусков как «Эти»). Они и его друг Пирифос играют в настольную игру, в которой участвует Тучулча.
На фреске в Гробнице Чарунов изображены четыре Чаруна, и каждый похоже, есть суб-имена. Это Чарун Чунчул, сильно покрытый волдырями Чарун Хутс, Чарун Луфе, а четвертый рассыпался до неразборчивости. На саркофаге Лариса Пулена также есть два чаруна и два ванта по обе стороны от фигуры в центре, которая предположительно является самим Ларисом Пуленой. Де Граммонд не называет эти фигуры помощниками, но считает, что Чарун может быть типом существа, а не единичным демоном .
Многие из других предполагаемых помощников Чаруна появляются в Гробнице синих демонов, которая также является домом единственного этрусского изображения вышеупомянутого парома Харона.
В наше время Чарун никогда не был так популярен, как его греческий коллега, хотя и были некоторые случаи.