Цзянь Му | |
---|---|
Родился | ( 1895-07-30)30 июля 1895 г. Провинция Цзянсу, Империя Цин |
Умер | 30 августа 1990 г. (1990-08-30)(95 лет) Тайбэй, Тайвань |
Основные интересы | |
Цзянь Му | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 錢穆 | ||||||||||||||||||||||||||
Упрощенный китайский | 钱穆 | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
(любезное имя) | |||||||||||||||||||||||||||
Традиционный китайский | 賓 四 | ||||||||||||||||||||||||||
Упрощенный китайский | 宾 四 | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Цянь Му или Цянь Му ( кит. :錢穆; 30 июля 1895 г. - 30 августа 1990 г.) был китайским историком, философом и писателем. Он считается одним из величайших историков и философов Китая 20 века. Цянь, вместе с Люй Симианом, Чэнь Инке и Чэнь Юань, был известен как «Четыре величайших историка» современного Китая (現代 四大 史學 家).
Цянь Му происходил из престижной семьи Цянь (Цянь) в Уси. Его предок называется Цянь Лю (852-932), основатель Wuyue Королевства (907-978) в период Пяти династий и десяти царств. Он родился в деревне Цифан Цяо (七 房 橋; «Деревня моста семи особняков») в Уси, провинция Цзянсу. Его биограф Джерри Деннерлиен описал мир своего детства как «маленький крестьянский космос» ритуалов, фестивалей и верований, скрепляющих семейную систему. Он получил небольшое формальное образование, но получил свои знания по истории и культуре Китая в рамках традиционного семейного школьного образования и непрерывного самообучения.
Он начал свою педагогическую карьеру в качестве учителя начальной школы в своем родном городе, когда ему было восемнадцать.
По рекомендации и по приглашению другого известного историка Гу Цзигана, Цянь Му был нанят в качестве преподавателя в университете Яньчин в 1930 году. Он начал свою преподавательскую карьеру в нескольких других университетах, таких как университет Цинхуа и Пекинский университет, до 1937 года, когда Пекин был оккупирован японцами. армия.
На фоне победы коммунистов в гражданской войне Цянь прибыл в Гонконг по предложению Чан Чи-юня в 1949 году. С помощью Йельско-Китайской ассоциации вместе с Тан Чун-и, Чан Пи-каем и другими учеными, он стал соучредителем New Asia College. Он был президентом Колледжа Новой Азии с 1949 по 1965 год. Этот колледж выпустил множество великих ученых и выдающихся членов различных сообществ. После того, как New Asia College стал членом колледжа Китайского университета Гонконга и переехал в Ма Лю Шуй, Ша Тин, он ушел в отставку. Публично он сказал, что хотел бы уделять больше времени своей стипендии, но в частной беседе он сказал, что чувствовал, что колледж потерял свою свободу и может в конечном итоге исчезнуть. Затем он основал New Asia Middle School как некоммерческую китайскую среднюю школу на территории бывшего кампуса колледжа. Позже он получил почетные докторские степени Йельского и Гонконгского университетов.
Он преподавал в Университете Малайи, прежде чем вернуться в Гонконг.
Цянь переехал на Тайвань в октябре 1967 года после того, как принял приглашение президента Чан Кайши в ответ на восстания левых в Гонконге в 1967 году. В 1968 году он был избран членом Academia Sinica, что немного поправило его пожизненное сожаление о том, что он не смог быть избран членом этого института на первых выборах в 1948 году.
Ему дали землю в Вайшуанси в районе Шилинь, чтобы построить свой дом Сушулоу (素 書 樓), при этом он продолжал заниматься внештатными научными исследованиями и читал лекции в университетах Тайваня.
Цянь ушел с преподавания в 1984 году. Став одним из трех колледжей Китайского университета Гонконга, в 1978 году Колледж Новой Азии открыл в его честь лекции по Цяньму.
1 июня 1990 года два политика Демократической прогрессивной партии, Чэнь Шуй-бянь и Чжоу По-лунь, обвинили Цянь в оккупации государственной земли, поскольку природа дарения земли для Сушулоу Чан Кай-ши частному лицу считалась быть незаконным. Цянь и его жена переехали из Сушулоу и переехали в многоэтажную квартиру в центре Тайбэя.
Цянь умер 30 августа 1990 года, чуть менее чем через три месяца после того, как был вынужден покинуть Сушуло. Многие сторонники Цзяня осудили практику Чэнь и Чжоу использования Цянь для получения политических очков против Гоминьдана. И Чен, и Чжоу с тех пор извинились за ущерб, нанесенный их обвинениями в адрес Цянь, и теперь Сушулоу является местом расположения Мемориала Цянь Му.
Цзянь много писал о китайских классиках, истории и конфуцианской мысли. В отличие от многих китайских интеллектуалов 20-го века, находившихся под влиянием движения за новую культуру 1910-х годов, которые принципиально скептически относились к традиционной китайской мысли и конфуцианству, он настаивал на важности традиционных ценностей китайской культуры. К моменту его смерти в 1990 году его возражения против отказа от традиции конфуцианства приобрели более широкое признание, отчасти благодаря влиянию его ученика в Колледже Новой Азии Юй Ин-ши.
Цянь Му был чрезвычайно трудолюбивым и плодовитым ученым, за время его жизни опубликовано около 76 работ, что в сумме превышает 17 000 000 слов. После его смерти полное собрание его сочинений было собрано и отредактировано в 54 тома, опубликованных в 1994 году издательством Linking Publishing Company в Тайбэе. В 2011 году переработанное издание его полного собрания произведений было опубликовано в Пекине издательством Jiuzhou Publishing Company с использованием традиционных китайских иероглифов.
Представительские работы:
Критики идей Цзяня, такие как Ли Ао, склонны сосредотачиваться на его поверхностном знании некитайских течений мыслей, когда он писал свои трактаты по культурологическим исследованиям, и на его отсутствии объективной, основанной на научных методах защиты традиционных китайских традиций. культура. Вонг Ён-цу [ чж ] осуждает предвзятость самого Цзяня как «традиционалистов XIX века» в своем «Комментарии к трактату Цянь Му о китайских стипендиях во времена династии Цин» (錢穆 論 清 學 史 述評) за то, что он не может взглянуть на течения мысли XIX века с современной точки зрения (XX век). Однако можно утверждать, что оппозиция основана на поддержке критиками наследия Движения новой культуры, которое Цзянь явно отвергает.
Еще одна повторяющаяся тема критиков Цзяня, начиная с 1930-х годов, касается его защиты традиционной китайской политической системы, возглавляемой монархом, но с правительством, заполненным мандаринами на основе экзаменов, как представительной формой правления, как упрощенной фантазией.
Цянь Му также критиковали за то, что он инвестировал в слишком много различных академических областей. Например, его исследование китайской литературы считалось «непрофессиональным». Его работа о даосизме и чжуанцзы : Zhuangzi Zuan Jian莊子 纂 箋 также долгое время вызывала у него критику.