Ю Ин-Ши | |
---|---|
Родился | (1930-01-22) 22 января 1930 (возраст 90). Тяньцзинь, Китайская Республика |
Alma mater | Университет Йенчин. Колледж Новой Азии. Гарвардский университет |
Награды | 2006 Премия Клуге, 2014 Премия Тан |
Научная карьера | |
Учреждения | Мичиганский университет. Гарвардский университет. Колледж Новой Азии. Йельский университет. Принстонский университет. Китайский университет Гонконга |
Советник докторантуры | Ян Лянь-шэн |
Докторанты | Рэй Хуан |
Влияния | Цзянь Му |
Ю Ин-ши | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 余英時 | ||||||||||
Упрощенный Китайский | 余英时 | ||||||||||
| |||||||||||
Ю Инь-ши (китайский : 余英時; родился 22 января 1930 г.), американский историк китайского происхождения, китаевед, и Гордон Ву '58, почетный профессор китаеведения в Принстонском университете. Он известен своим знанием источников по китайской истории и философии, своей способностью синтезировать их по широкому кругу тем и своей защитой нового конфуцианства. До своего пребывания в Принстоне он был штатным профессором Гарвардского университета и Йельского университета.
Он старший брат философа и педагога Пол Ю.
Отец Юй, который учился в Гарварде, преподавал историю в Тяньцзине, а в начале второй китайско-японской войны отправил его жить с тётей с 1937 по 1946 год в сельскую провинцию Аньхой, где они были бы в безопасности от японского вторжения. Позже он вспоминал, что «хотя руцзя 儒家 [конфуцианская] культура находилась в вырожденном состоянии, она, тем не менее, контролировала повседневную жизнь: в общем и целом все межличностные отношения - от брака и похоронных обычаев до сезонных праздников - придерживались норм руцзя, дополненных буддийскими и даосскими верованиями и практиками ". Нехватка во время войны означала, что иногда у семьи не было денег на рис, что заставляло их есть картошку. «Я ненавижу картошку», - сказал он позже в интервью. Ситуация была слишком хаотичной для его посещения школы, поэтому он читал все, что мог найти, например, популярные романы тети.
В 1949 году он поступил на факультет по истории в Университете Йенчин, но в 1950 году приехал в Гонконг, чтобы воссоединиться со своей семьей. Затем он учился в недавно основанном Колледже Новой Азии, позже включенном в Китайский университет Гонконга. Основатели Колледжа Новой Азии, к которому Ю присоединился еще будучи студентом, были стойкими антикоммунистами, отвергали иконоборческое движение за новую культуру, но не видели западную либеральную мысль в качестве альтернативы. Юй учился у Цянь Му, ученого, основанного на традиционной китайской философии, и стал первым выпускником колледжа. Его помнят и как международного вундеркинда в weiqi (или китайских шахматах) и за количество выкуриваемых сигарет.
По рекомендации Цзяня он приехал в Гарвардский университет в США в 1955 году и получил докторскую степень в 1962 году. Затем он преподавал в различных университетах, включая Мичиганский университет., Гарвард, Йельский университет и Принстонский университет. Как прокомментировал Йельский историк Джонатан Спенс, Ю - один из немногих, кто работал в этих трех университетах Лиги плюща. В 1973 году он вернулся в свою альма-матер, Колледж Новой Азии. Он стал главой колледжа, а также проректором университета, прежде чем вернуться в Гарвард, затем переехать в Йель в 1977 году, а затем в Принстон в 1987 году. В 1970-х годах он стал одним из членов школьного совета. из средней школы Новой Азии. Когда позже его спросили, почему он переехал в Принстон, он сказал: «У них была действительно интересная библиотека», вероятно, имея в виду Восточноазиатскую библиотеку и Gest Collection. Он ушел из Принстона в 2001 году.
Еще в Гонконге Ю начал писать книги и брошюры на китайском языке, комментируя проблемы интеллигенции и демократии в Народной Республике. На протяжении многих лет он проявлял особую настойчивость в представлении достижений Чэнь Инке (1890–1969), величайшего современного ученого времен династии Тан в Китае, которого революция сначала поддержала, а затем загнала до смерти. Его докторская диссертация в Гарварде была опубликована как «Торговля и расширение в ханьском Китае»; Исследование структуры китайско-варварских экономических отношений (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1967). Скрупулезные и тематически актуальные монографии, в основном опубликованные на китайском языке, исследуют роль интеллектуалов, особенно моральных и политических критиков раннего Нового времени, таких как (1611–71), Дай Чжэнь (1723–77) и Чжан Сюэчэн (1738–1801), которому ранее не уделяли внимания. Ю также освоил стипендию вокруг Хунлоу Мэн, романа, известного на английском языке как Сон в Красной палате, шедевра, исследующего упадок богатой семьи в период расцвета империи Цин в конце 18 века.
Настойчивый, скромный, дотошный голос истории, который Ю развил в своих исследованиях, был тем, что он использовал в дебатах о демократии в 1980-х и 1990-х годах. Некоторые люди, включая как защитников государства в Пекине, так и западных либералов-модернизаторов, по-прежнему настаивали на несовместимости демократии и конфуцианства. Но Ю развил философские и исторические аргументы, возможно, скрытые в мыслях его наставников: либеральные конфуцианские ценности, когда-то освобожденные от имперской идеологии династий, необходимы для демократии: независимый дух ученого моделирует и создает ответственную критику политики.. Конфуцианские ценности всегда настаивали на критике политической власти, моральном суждении, основанном на историческом сравнении, голосе людей в управлении, случайном характере политического мандата, публичном дискурсе, ответственности человека за социальные действия и даже могли быть развитым для современного взгляда на права женщин.
Ю разработал критический взгляд на возрождение конфуцианства в континентальном Китае. Он прокомментировал: «Китайские коммунисты не конфуцианцы». Он считал, что в истории Китая можно найти два вида конфуцианства: «конфуцианство, которое подвергалось гонениям, второе - конфуцианство, которое преследовало людей». Он назвал государственную поддержку конфуцианства в Китае сегодня «поцелуем смерти».
В октябре 2014 года сообщалось, что Пекин приказал запретить работы Юй Инши.
Ю дал переданная по телевидению речь 22 ноября 2019 г., в которой он сказал, что некоторые тайваньские СМИ выступают в качестве рупора КНР на Тайване.
15 ноября 2006 г. Юй Ин-ши был назван третьим лауреатом Премии Джона В. Клюге за пожизненные достижения в изучении человечества. Он разделил приз 2006 года с Джоном Хоупом Франклином. Он является первым лауреатом Премии Танга в области синологии, которая присуждается ученым, проводящим «революционные исследования», и избирается Academia Sinica. Юй использовал свой выигрыш в размере 10 миллионов тайваньских долларов, чтобы основать гуманитарное сообщество Юй Ин-ши. В его честь был назван астероид 28966 Yuyingshih, обнаруженный Биллом Юнгом в 2001 году. Официальная ссылка на именование была опубликована Центром малых планет 6 апреля 2019 г. (MPC 112430).