Будха | |
---|---|
Меркурий | |
Член Наваграхи | |
Иконография Будхи | |
Принадлежность | Граха, Дева |
Обитель | Будхалока |
Планета | Меркурий |
День | Среда |
Число | Пять (5) |
Маунт | Яли лев или колесница, запряженная восемью лошадьми темно-желтого цвета |
Личная информация | |
Родители | Чандра (биологический отец) Тарака (мать) Брихаспати (законный отец) Рохини (приемная мать) |
Супруг | Ила |
Дети | Пуруравас |
Будха граха (санскрит : बुध) - это санскритское слово, обозначающее планету Меркурий. Будха в пуранских индуистских легендах также является божеством.
Он также известен как Сумья (санскрит: सौम्य, букв. Сын Луны), Раухинея и Тунга .
Будха как планета появляется в различных индуистских астрономических текстах на санскрите, таких как Арьябхатия 5-го века Арьябхатта 6-го века. Ромака века от Латадевы и Панча Сиддхантика от Варахамихира, Кхандахадьяка 7 века от Брахмагупты и Сишядхиврддида 8 века от Лаллы. Эти тексты представляют Будху как одну из планет и оценивают характеристики движения соответствующих планет. Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные периодом между V и X веками, представляют свои главы на разных планетах с мифологией о божествах.
Рукописи этих текстов существуют в немного разных версиях, отражающих движение Будхи в небеса, но различаются по своим данным, предполагая, что текст был открыт и исправлен в течение их жизни. Тексты слегка расходятся в своих данных, в измерениях оборотов Будхи, апогея, эпициклов, узловых долгот, наклонения орбиты и других параметров. Например, и Кхандахадьяка, и Сурья Сиддханта из Варахи утверждают, что Будха совершает 17 937 000 оборотов вокруг своей оси каждые 4 320 000 лет и имел апогей (афелия) 220 градусов в 499 году н. в то время как другой манускрипт Сурья Сиддханты увеличивает количество оборотов на 60 до 17 937 060, а апогей до 220 градусов и 26 секунд.
Индуистские ученые 1-го тысячелетия н. э. оценили время, которое потребовалось для звездных вращений каждой планеты, включая Будху., из их астрономических исследований, с немного другими результатами:
Источник | Расчетное время на один звездный оборот |
---|---|
Сурья Сиддханта | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 22,3 секунды |
Сиддханта Широмани | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 41,5 секунды |
Птолемей (Альмагест ) | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 42,9 секунды |
Расчет 20 века | 87 дней, 23 часа, 15 минут, 43,9 секунды |
Будха появляется как божество в индийских текстах, часто как сын Сомы (бог луны, Чандра ) и Тара (жена Бухаспати, бога Юпитера). Легендарные родительские божества Будхи не согласуются в индуистских пуранах : он также описывается как сын богини Рохини (дочь Дакши ) и бога Сома. У Будхи был сын, царь Пуруравас, от его супруги Ила.
Одно из самых ранних упоминаний о Будхе как о небесном теле встречается в ведическом тексте Панчавимса Брахман, а также в других древних текстах, таких как Шат апатха Брахмана тоже, но не в контексте астрологии. В Ведах Будха связан с тремя ступенями индуистского бога Вишну.
Будха является корнем слова «Будхавара» или Среда в индуистском календаре. Слово «среда» в греко-римском и других индоевропейских календарях также посвящено планете Меркурий («день Водена или Одена»).
Будха является частью Наваграхи в индуистской зодиакальной системе, считающейся доброжелательной, связанной с подвижным умом и памятью. Роль и важность Наваграхи развивались с течением времени под различными влияниями. Обожествление планетных тел и их астрологического значения произошло еще в ведическом периоде и было записано в Ведах. Самый ранний труд по астрологии, записанный в Индии, - это Веданга Джйотиша, который начал составляться в 14 веке до нашей эры. Возможно, он был основан на произведениях цивилизации долины Инда, а также на различных иностранных влияниях. Вавилонская астрология, которая была первой разработанной астрологией и календарем, была принята многими цивилизациями, включая Индию. классические планеты, включая Меркурий, упоминались в Атхарваведе около 1000 г. до н.э.
Наваграха была поддержана дополнительными вкладами из Западной Азии, включая зороастрийское и эллинистическое влияние. Яванаджатака, или Наука Яванов, был написан индо-греком по имени «Яванешвара » («Владыка греков ") под властью западного кшатрапа царя Рудракармана I. Яванаджатака, написанная в 120 году нашей эры, часто приписывается стандартизации индийской астрологии. Наваграха получит дальнейшее развитие и достигнет кульминации в эре шака с сакским, или скифским, народом. Вдобавок вклады сакского народа легли в основу индийского национального календаря, который также называется сакским календарем.
Будха - это также корень названия дня недели во многих других индийских языках. В современном хинди, Одиа, телугу, бенгали, маратхи, урду, каннада и гуджарати, среда называется будхавара; Тамил : Будхан кижамаи; Малаялам : Будханажча; Тайский : Ван Пхут (วัน พุธ).
Иконография Будхи, согласно Рошен Далалу, подобна доброжелательному, но второстепенному мужскому божеству светло-желтого цвета ( или зеленое) тело, закутанное в желтую одежду, с ятаганом, дубинкой и щитом. Канонически он изображен верхом на колеснице из воздуха и огня, запряженной восемью ветряными конями; но на некоторых иллюстрациях он верхом на льве и имеет четыре руки, а в Храме Бхудхана он изображен верхом на крылатом льве
Будда лингвистически связан с Буддой, основатель буддизма, хотя это вызывает споры