Борис Томашевский

редактировать
Для русского ученого, см. Борис Томашевский
Борис Томашевский
Борис Томашевский.jpg
Родился1868
Умер(1939-07-09) 9 июля 1939 года
Род занятийСценический актер, создатель идишского театра, издатель, педагог
Супруг (-и)Бесси Томашефски 1891-1939 (1911 г. разлучен)
ДетиЭстер Томашефски 1889-1895

Гарри Томашефски 1895-1993

Милтон (Микки) Томашефски 1897-1936

Теодор Герцль Томашефски (позже Тед Томас) 1904-1992
Борис и Бесси Томашевского, й фото с помолвки

Борис Томашевский (Русский : Борис Пинхасович Томашевский; 1868–1939, иногда пишется Томашевский, Томашевский и т. Д. Идиш באריס טאמאשעבסקי) был украинцем (позднее американцем) евреем певец и актер, ставший одной из крупнейших звезд театра идиш.

Томашевский родился в селе Оситняшка в Киевской губернии Российской Империи и вырос в соседнем город Каменка (ныне Черкасская область, Украина). В возрасте 11 лет он уехал в Бердичев (Бердичев, Украина), где обучался на мешойрера (певца) в знаменитом синагогальном хоре кантора Нисана Белзера.

В 1881 г. он эмигрировал со своей семьей в Соединенные Штаты, и всего через год, будучи еще подростком, он был в значительной степени ответственен за первое выступление идишского театра в Нью-Йорке, которое впоследствии стало Театральный квартал идиш. Его считают пионером Borscht Belt.

Хотя Томашевский покинул Императорскую Россию в то время, когда там еще процветал идишский театр (он был запрещен в сентябре 1883 года), он никогда не видел его представления до представления 1882 года, которое он принес вместе в Нью-Йорке. Томашефски, который зарабатывал немного денег на пении по субботам в синагоге на Генри-стрит в Нижнем Ист-Сайде, также работал производителем сигарет в потогонной фабрике, где он впервые услышал песни из театра на идиш, спетый некоторыми из его товарищей по работе.

Ему удалось убедить владельца местной таверны вложить средства в привлечение некоторых исполнителей. Первым спектаклем была оперетта Авраама Гольдфадена на идиш די מכשפה (Ведьма). Спектакль был чем-то вроде катастрофы: набожные и зажиточные немецкие евреи "на окраине", выступавшие против идишского театра, очень сильно его саботировали. Исполнительская карьера Томашевски началась отчасти потому, что часть саботажа заключалась в подкупе субретта, чтобы имитировать боль в горле: Томашевски пошел на ее место.

Вскоре после этого подросток Томашевский стал пионером. взять идишский театр "в дорогу" в Соединенных Штатах, ставить пьесы Голдфадена в таких городах, как Филадельфия, Вашингтон, округ Колумбия, Балтимор, Питтсбург, Бостон и Чикаго, все в 1880-х годах; большую часть 1880-х годов его базой был Чикаго. После того, как театр на идише был запрещен в России, в его гастроли участвовали такие известные актеры, как Зигмунд Могулеско, Дэвид Кесслер, Джейкоб Адлер, с новыми пьесами драматургов. например, Моисей Ха-Леви Горовиц. [Adler, 1999, 312-314]

В 1887 году, играя в Балтиморе, он встретил 14-летнюю Бесси Баумфельд-Кауфман, когда она пришла за кулисы, чтобы познакомиться с прекрасным молодым человеком » актриса », которую она увидела на сцене, только чтобы обнаружить, что« она »- это Борис. Вскоре Бесси сбежала из дома, чтобы присоединиться к компании, и в конечном итоге взяла на себя роли инженю, а Борис перешел к романтическим мужским главным героям. Они поженились в 1891 году.

В 1891 году, когда Могулеско, Кесслер и Адлер были заняты созданием театра «Юнион», Мойше Финкель привез еще относительно неизвестного Томашевского в Нью-Йорк, чтобы сыграть главную роль. в его Национальном театре, где Томашевский стал таким огромным популярным успехом в оперетте Мозеса Халеви Горовица Дэвид бен Джесси, что вынудило Театр Юнион временно отказаться от своего интеллектуального стиля. программировать и соревноваться в лоб. [Адлер, 1999, 318 (комментарий)]

После того, как Адлер нанял Джейкоба Гордина в качестве драматурга и нашел способ привлечь массы к серьезному театру с помощью Гордина Король идиш Лир, а затем обратился к Шекспира Отелло, Томашевский решил показать, что он может конкурировать и на этом основании, и ответил первой постановкой на идиш шекспировской пьесы Гамлет, в котором, судя по всему, он отлично себя проявил. [Адлер, 1999, 329, 330] Его постановка «Гамлета» была больше, чем прямой перевод. История также была изменена, чтобы сделать ее более доступной для набожной европейской еврейской аудитории. В начале пьесы молодой Гамлет уехал в раввинский колледж, а его дядя соблазнил королеву-мать от короля Гамлета, разбив сердце старика. Есть сектантские анекдоты по поводу общения с ангелами. Клавдий распространяет слух о том, что принц Гамлет поддался нигилизму в то время как в отъезде, но его план раскрывается, и предатель отправляется в Сибирь вместо своего племянника. Пьеса заканчивается рано, Гамлет церемониально женится на Офелии на ее похоронах, а затем умирает от разбитого сердца. Подобные виды редактирования не были редкостью в театрах на идиш. Некоторые критики рассматривают это как шаг в сторону от ассимиляции иммигрантов, другие - как еще один шаг к взаимопониманию между новыми жителями и их американскими соседями. Эти постановки положили начало тому, что обычно считается первой великой эпохой идишского театра, с центром в Нью-Йорке и продолжавшимся примерно до новой волны еврейской иммиграции в 1905–1908 годах, которая снова привела к моде на широкую комедию, водевиль. и световые оперетты, которые Томашевские любили всем сердцем, особенно при исполнении пьес Леона Кобрина о жизни иммигрантов. [Адлер, 1999, пассим, 359 (комментарий)]

Другие известные произведения Томашевского включали идишские версии Хижины дяди Тома, Фауста Гёте и, как бы маловероятно это ни казалось, Вагнера Парсифаль. Согласно Еврейской виртуальной библиотеке, в адаптации Гамлета под названием Der Yeshiva Bokher (Студент ешивы), «злой дядя портит репутацию [a] раввинского кандидата, называя его нигилистом и молодой человек умирает от разбитого сердца ». (Они не говорят, было ли это постановкой, которая шла лицом к лицу с Адлер / Кесслер Отелло.)

К 1910 году Томашевски владел домом с 12 комнатами на Бедфорд-авеню в Бруклине, плюс бунгало на берегу моря, и 20 акров (81 000 м²) в Хантер, Нью-Йорк, который включал театр под открытым небом, Райские сады Томашевского. У каждого из трех его сыновей был арабский конь. [Адлер, 1999, 359 (комментарий)]

Однако в 1915 году Томашефски объявил о банкротстве, перечислив активы в размере 21 900 долларов США и долги на сумму 76 297,65 долларов США.

В 1935 году, в конце своей карьеры, Томашевский был актером / певцом в фильме Генри Линна на идише «Бар-мицва», в котором он с удовольствием сыграл мелодраматическую роль и был сопродюсером фильма. Он спел «Эрлех Зайн» («Будь добродетельным»), песню из пьесы на идише 1924 года «Бар-мицва».

Со своей женой, актрисой Бесси Томашефски, у него было трое сыновей, а также дочь, которая умерла, когда ей было шесть лет. Третий сын, Теодор, сменил имя на и стал режиссером. Один из сыновей Теда Томаса - известный дирижер Майкл Тилсон Томас. Первый сын, Гарри, стал режиссером своего отца в фильмах «Бар-мицва» и «Еврейский король Лир», а затем переехал с матерью в Лос-Анджелес. Второй сын, известный как Микки, имел романы с двумя женщинами одновременно, что привело к драматической попытке убийства / самоубийства в 1931 году, напоминающей печально известный роман его тети Эммы Томашефски Финкель в 1904 году. И Микки, и его тетя Эмма были парализованы покушением на убийство ревнивыми товарищами, и оба позже умерли от осложнений, связанных с их ранами; Эмма, много лет спустя, в 1929 году, и Микки, пять лет спустя, в 1936 году. Борис Томашевский поддерживал длительный роман с идишской актрисой Региной Цукерберг, которая копировала себя Бесси в одежде, речи, стиле и игре, за исключением того, что она был на двадцать лет моложе. Это вызвало разделение между Борисом и Бесси, которые оба продолжили успешную, но разную карьеру, пока Борис не стал нищим в 1930-х годах.

Оба Томашевски сделали многое для формирования мира современного театра от безумств до Бродвея. и дала старт многим актерам, композиторам и продюсерам, которые впоследствии основали и владели театрами и киностудиями. Даже братья Гершвины начали с семьи Томашефки. Томашефски также сыграли важную роль в решении противоречивых социальных проблем того времени и в обучении Гринхорнов тому, как быть американцами. Они не только основывали театры и продюсерские компании, но и имели издательства и много других успешных деловых приключений. Борис Томашевский даже основал и финансировал еврейскую армию, которую он отправил в Израиль и назвал в его честь. Позже это подразделение стало частью британской армии.

Томашевский похоронен со своей женой, которая, хотя и разошлась с ним к 1911 году, так и не развелась с ним, в секции театра идиш на кладбище на горе Хеврон..

В третьем фильме братьев Маркс, Обезьяний бизнес, Граучо Маркс (защищая свое право прятаться в шкафу гангстера) восклицает: «Это то, что они сказали Томасу Эдисону, могущественному изобретателю Томасу Линдбергу., могучий летун, и Томашевский, «могучий, как роза»! " Дань также была отдана в фильме Мела Брукса Продюсеры 1968 года, когда Макс Бялисток (Зеро Мостел ) приписывает свою проницательность как бродвейского продюсера опеке «великого Бориса Томашевского»; линия присутствует также в версиях сценического мюзикла и киномюзикла, в песне «Король Бродвея».

В 2011 году Шулер Хенсли изобразил Бориса Томашевского в «Томашевские: музыка и воспоминания о жизни в идиш-театре», концертной постановке, посвященной памяти Томашевских и музыке американского еврейского театра. их внук дирижер Майкл Тилсон Томас. Шоу транслировалось в сериале PBS Великие выступления в 2012 году.

Источники

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-13 06:52:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте