Бодмерских папирусов - это группа из двадцати двух папирусов, обнаруженных в Египте в 1952 году. Они названы в честь Мартина Бодмера, кто их купил. Папирусы содержат отрывки из Ветхого и Нового Заветов, раннехристианской литературы, Гомера и Менандра. Самый старый, P датируется ок. 200 г. н.э. Большая часть папирусов хранится в Bibliotheca Bodmeriana, в Колони, Швейцария за пределами Женевы.
В 2007 г. Ватиканская библиотека приобрел Бодмерский папирус 14–15 (известный как P ).
Бодмерские папирусы были найдены в 1952 году в Пабау недалеко от Дишны, Египет, древней штаб-квартиры пахомского ордена монахов; место открытия находится недалеко от Наг-Хаммади, где несколько лет назад была обнаружена секретная библиотека Наг-Хаммади. рукописи были тайно собраны киприотом из Каира, затем контрабандой переправлены в Швейцарию, где их купил Мартин Бодмер (1899–1971). Серия «Папирус Бодмер» начала публиковаться в 1954 году, давая транскрипции текстов с примечаниями и введением на французском языке и французский перевод. Бодмерские папирусы, хранящиеся в настоящее время в Bibliotheca Bodmeriana, в Колони, за пределами Женевы, не являются гностическим тайником, как библиотека Наг-Хаммади: они содержат как языческие, так и христианские тексты. всего около тридцати пяти книг на коптском и греческом. С фрагментами переписки количество представленных отдельных текстов достигает пятидесяти. Большинство работ представлено в форме codex, некоторые - в виде scrolls. Три написаны на пергаменте.
Книги V и VI Гомера Илиада (P) и три комедии Менандр (Дисколос (P), Самия и Аспис ) встречаются среди бодмерских папирусов, а также в евангельских текстах: Папирус 66 (P), это текст из Евангелия Иоанна, датируемого около 200 г. н.э., в рукописной традиции называется александрийским типом текста. Если не считать фрагмента папируса в Папирусе библиотеки Райлендса P52, это самое старое свидетельство Джона; в нем опущен отрывок о движении вод (Иоанна 5: 3b-4) и перикоп женщины, взятой в прелюбодеянии (Иоанна 7: 53-8: 11). - это самая ранняя из известных копий Послания Иуды и 1 и 2 Петра. Папирус 75 (P) - это частичный кодекс, содержащий большую часть Луки и Иоанна. Сравнение двух версий Иоанна в Бодмерских папирусах с папирусами Честера Битти III века убедило Флойда В. Филсона в том, что «... в Египте в III веке не было единого текста Евангелий. «
Есть также христианские тексты, которые были объявлены апокрифами в четвертом веке, например, Евангелие младенчества Иакова. Есть греко-латинский лексикон к некоторым письмам Павла, и есть фрагменты Мелитона Сардийского. Среди произведений - Видение Дорофея, один из самых ранних примеров христианской гексаметрической поэмы, приписываемый Дорофею, сыну «поэта Квинта» (предположительно языческого поэта Квинта Смирнея ). (Стр. ). Самый ранний из сохранившихся экземпляров Третьего послания к Коринфянам опубликован в Bodmer Papryri X.
Сборник включает некоторые нелитературные материалы, такие как собрание писем настоятелей монастырь Святого Пахомия, что позволяет предположить, что объединяющим обстоятельством в коллекции является то, что все они были частью монастырской библиотеки.
Самый последний из бодмерских папирусов (P) датируется шестым или седьмым веком.
О планах, объявленных Фондом Бодмера в октябре 2006 года, по продаже двух рукописей за миллионы долларов для капитализации библиотеки, открывшейся в 2003 году, вызвали ужас у ученых всего мира. опасаясь, что единство коллекции будет нарушено.
Затем, в марте 2007 года было объявлено, что Ватикан приобрел Бодмерский папирус XIV-XV (P), который, как полагают, содержит самый старый известный в мире письменный фрагмент из Евангелия от Луки, самый ранний известный «Отче наш» и один из старейших письменных фрагментов из Евангелия от Иоанна.
. Папирус был продан за нераскрытую «значительную» цену Фрэнку Ханне III из Атланты, штат Джорджия. В январе 2007 года Ханна подарила папирусу папирусы. Они хранятся в библиотеке Ватикана и будут доступны для научного обзора, а в будущем отрывки из них могут быть выставлены на всеобщее обозрение. Их перевезли из Швейцарии в Ватикан в «вооруженном кортеже, окруженном людьми с автоматами».