Битва при Ко Чанге

редактировать
Битва при Ко Чанге
Часть франко-тайской войны в Мире Вторая война
Битва при Ко Чанге 17 января 1941 г. (английская версия).svg . Карта битвы при Ко Чанге
Дата17 января 1941 г.
МестоСиамский залив
Результат
  • Тактическая победа Франции
  • Спорный стратегический результат
  • Дипломатическое вмешательство Японии, приведшее к прекращению огня
Воюющие стороны
Франция Таиланд
Командиры и лидеры
Сила
1 легкий крейсер. 4 авианосца. 9 самолетов. 950 человек2 корабля береговой обороны. 10 торпедных катеров. 2 авиаудара. 4 подводных лодки. 2 заградителя. более 140 самолетов. 2300 человек
Жертвы и потери
Нет36 убитыми (по тайским данным). ~ 300 убитыми (по французским оценкам). 3 торпедных катера потоплены. 1 корабль береговой обороны заземлен. ограниченный ущерб береговым сооружениям

Битва при Ко Чанге произошла 17 января 1941 года во время франко-тайской войны, в которой флотилия Френк h боевые корабли атаковали меньший отряд тайских судов, в том числе корабль береговой обороны . Битва привела к тактической победе французского флота над королевским флотом Таиланда, хотя стратегический результат оспаривается. Японцы вмешались дипломатично и выступили посредником в прекращении огня.

В итоге два тайских корабля были потоплены, а один сильно поврежден. В течение месяца после сражения французы и тайцы заключили мир, положивший конец войне.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Ситуация
    • 1.2 Тайский флот
    • 1.3 Французский флот
    • 1.4 План атаки
  • 2 Битва
  • 3 Последствия
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса

Ситуация

Франко-тайская война была дела шли плохо для французских сухопутных войск, которые были плохо оснащены для борьбы с более крупной армией Таиланда. Французский генерал-губернатор Индокитая и главнокомандующий военно-морскими силами адмирал Жан Деку решил, что лучшим шансом Индокитая остановить вторжение будет попытка военно-морского нападения на флот Таиланда и прибрежные города. Это расчистило бы путь для бомбардировочных миссий для поддержки контрнаступления вдоль камбоджийской границы.

ВМС Таиланда

HTMS Thonburi

Несмотря на свои небольшие размеры, Королевский флот Таиланда был модернизирован за счет недавнего приобретения судов из Японии и Италии. Основные подразделения флота включали два японских бронированных корабля береговой обороны, водоизмещающих 2500 длинных тонн (2500 тонн) и вооруженные 8-дюймовыми (203-мм) орудиями, две старые британские бронированные канонерские лодки с 6-дюймовыми (152-мм) пушками.) орудия, 12 торпедных катеров и четыре подводных лодки.

Кроме того, Королевские военно-воздушные силы Таиланда имели в своем составе более 140 самолетов, в том числе относительно современные Mitsubishi Ki-30 (союзное название "Ann") легкие бомбардировщики, которые во время войны много раз принимали участие в борьбе с французами. Эти самолеты были вполне способны сорвать любую французскую военно-морскую операцию, которая могла быть проведена. Среди других менее боеспособных самолетов в тайском инвентаре были истребители P-36 Hawk, 70 бипланов Chance-Vought O2U-2 Corsair, шесть бомбардировщиков Martin B-10, и несколько кроссовок Avro 504.

Французский флот

Ламот-Пике

Адмирал Жан Деку сформировал небольшую эскадрилью под названием Groupe Occasionnel (специальная группа) 9 декабря 1940 года в Камрань Бухта, к северу от Сайгона. В командование он поставил капитана де Вессо Режиса Беренжера.

В состав эскадры входили:

  • легкий крейсер Lamotte-Picquet : легкий крейсер постройки 1923 года. Корабль был быстрым, но плохо бронированным.
  • современный avisos Дюмон д'Юрвиль и Амирал Чарнер. Эти корабли были специально предназначены для колониальной службы и могли принимать на борт роту пехоты. Они были очень легко вооружены и без брони.
  • более старые avisos Тахуре и Марна.

Не было никакого прикрытия с воздуха, за исключением девяти гидросамолетов Loire 130, базировавшихся в Реам, который обеспечивал разведку. Дополнительная разведка была проведена тремя прибрежными исследовательскими судами, а сведения получены от местных рыбаков.

План атаки

Вскоре после сбора эскадрилья Беренджера начала тренировочные маневры в заливе Камрань. 13 января 1941 года адмирал Деку официально попросил Беренджера возглавить эскадру против тайского флота для поддержки наземного наступления, запланированного на 16 января. Атака на суше должна была отбросить наземные силы Таиланда, наступавшие вдоль побережья. Из-за разной скорости французских кораблей Беренже послал более медленные шлюпы вперед, оставаясь в Сайгоне, чтобы завершить последние элементы плана.

Были подготовлены несколько вариантов, Адмиралтейство во Франции дало согласие на использование военно-морских сил для поддержки армии. На заключительном заседании по планированию 13 января казнь была немедленно отложена на 24 часа. Как только планы были выполнены, Беренже отплыл в Ламот-Пикке. Задержка с началом операции позволила ему заправиться на мысе Сен-Жак перед встречей с более медленными кораблями в 16:00 15 января 20 миль (17 мор. Миль ; 32 км ) к северу от Поуло Кондоре.

Приказ адмирала Деку был прост: «Атакуйте сиамские прибрежные города от Районга до камбоджийской границы, чтобы заставить сиамское правительство отвести свои силы от камбоджийской границы». Вечером 15 января, после последнего совещания на борту флагмана , эскадрилья снялась с якоря в 21:15 и закрыла побережье Таиланда на скорости 14 kn (16 миль в час; 26 км. / ч), максимальная скорость шлюпов. Французские корабли остались незамеченными, когда они вошли в Сиамский залив, но их добыче не повезло. «Луара 130» из Реама завершила облет побережья от Трата до Саттахип. Они заметили один корабль береговой обороны и один торпедный катер в Ко Чан, а также одну канонерскую лодку, четыре торпедных катера и две подводные лодки в Саттахип.

. Их отчет был отправлен в штаб морской пехоты в Сайгоне. который повторно передал его Ламот-Пикет. Беренджер рассмотрел свои варианты и решил на рассвете атаковать тайские корабли у Ко Чанга. Он проигнорировал Саттахип, потому что шлюпы не смогут добраться до него до позднего дня, когда элемент неожиданности уже был бы утерян. Также неизвестна сила обороны гавани Саттахипа. Тайские военно-морские силы у Ко Чанга были слабее и, следовательно, давали больше шансов на победу.

Беренджер подошел к Ко Чангу на рассвете с юго-запада. Поскольку якорная стоянка была окружена островами и островками, многие из которых превышали 200 метров (660 футов) в высоту, эскадрилья должна была отделиться и использовать прикрытие островов, чтобы сосредоточить огонь на частях тайской эскадры, а также прикрыть все пути к отступлению. Самый восточный канал был наиболее вероятным маршрутом для прорыва. Это был наиболее подходящий маршрут, на котором разведка разместила самые большие тайские корабли. Lamotte-Picquet направится к восточной стороне якорной стоянки, чтобы перекрыть путь, в то время как шлюпы блокируют центр и наносят удары по тайским кораблям. Меньшие французские корабли сконцентрируются на западе.

Битва
Амирал Шарнер

Французская эскадра закрылась на якорной стоянке в 05:30 17 января. В 05:45 они разделились на три группы, как и планировалось: Lamotte-Picquet направлялась в восточную часть якорной стоянки, Дюмон д'Юрвиль и Амирал Шарнер продолжали движение к центральной позиции, а Tahure и Marne направлялись в западную сторону.. Условия были идеальные. Погода стояла прекрасная, море спокойное и почти плоское. Восход солнца был в 06:30, и сцена освещалась только первыми лучами света на горизонте и тусклым лунным светом.

Была организована последняя воздушная разведка целевой области с использованием одного из базирующихся в Реаме Луар-130. На Lamotte-Picquet было два таких самолета, но их не удалось запустить из-за проблем с катапультами. В 06:05 Loire 130 совершил облет якорной стоянки и сообщил о двух торпедных катерах. Это стало неприятным сюрпризом для французов. Предыдущие сообщения заставили их поверить, что присутствовал только один, но ночью HTMS Chonburi прибыл, чтобы сменить HTMS Chantaburi, который должен был вернуться в Саттахип позже в тот же день для ремонта.

Как только их присутствие было передано Ламотт-Пике, самолет предпринял попытку бомбардировки, но был отброшен сильным шквалом зенитного огня. Эффект от этой миссии был обоюдоострым. Французы теперь знали, с чем они столкнулись, но элемент неожиданности был потрачен зря, и до восхода солнца оставалось тридцать минут. Захваченные спящими экипажами, тайские корабли отчаянно начали поднимать пар и приготовились сдвинуть якоря. Однако оба торпедных катера вскоре были потоплены сильнейшим артиллерийским обстрелом с корабля Ламот-Пикет. Крейсер также уничтожил береговой наблюдательный пункт, не дав тайцам возможности быстро передать информацию своим военно-воздушным силам в Чантабуне.

Репродукция сцены моста HTMS Thonburi во время битвы при Ко Чанге, National Мемориал, район Лам Лук Ка, провинция Патхумтани

В 06:38 наблюдатели на судне Ламот-Пикке заметили корабль береговой обороны HTMS Thonburi, направляющийся на северо-запад, на расстоянии 10 000 метров ( 11000 ярдов). Началась бурная битва, огонь обоих кораблей часто перекрывали высокие островки. Огонь с тайского корабля был сильным, но неточным. К 07:15 на HTMS Thonburi можно было увидеть пожары, которые затем оказались поражены не только крейсером, но и шлюпами. В начале боя удачный выстрел из «Ламот-Пикке» убил капитана «Тонбури», командир, и прервал ее действия. Полагая, что у них больше шансов нанести ущерб меньшим французским кораблям, тайцы направили свой огонь на Amiral Charner, который вскоре обнаружил, что вокруг него падали 8-дюймовые (203-миллиметровые) залпы.

Тонбури переместил огонь обратно на Ламот-Пикет после того, как залп французского крейсера вывел из строя ее кормовую башню. Вскоре он достиг безопасного мелководья, куда французские корабли не могли войти из-за боязни посадки на мель, но «Тонбури» уже сильно горел и сильно кренился по правому борту. Ее оставшаяся башня была заклинена и не могла стрелять, если маневры корабля не привели ее в нужное положение. В 07:50 Lamotte-Picquet произвел последний залп торпед на высоте 15000 метров (16000 ярдов), но потерял из виду Тонбури за островом, с которого не было видно выхода.

В 08:40 Беренже приказал эскадрилье отправиться домой, но это совпало с началом ожидаемых тайских воздушных атак. Тайские самолеты сбросили несколько бомб недалеко от Ламот-Пикке и нанесли одно прямое попадание; однако бомба не взорвалась. Зенитные орудия Ламотт-Пике нанесли мощный обстрел, и дальнейшие атаки не были прекращены. Финальный налет произошел в 09:40, после чего французская эскадра вернулась в Сайгон.

Последствия
HTMS Мемориал Тонбури, Королевская военно-морская академия Таиланда, Самутпракан, Таиланд Мемориальная доска, посвященная битве

Французы оставили позади им сцена полного опустошения. Тхонбури был сильно поврежден и остановился на песчаной косе в устье реки Чантабури, около 20 человек погибли. Тайский транспорт HTMS Chang прибыл на Ко Чанг вскоре после ухода французов и взял «Тонбури» на буксире, прежде чем целенаправленно посадить ее на мель в Лаем Нгоп. Корабль перевернулся на мелководье.

Торпедный катер Чонбури был потоплен с потерей двух человек, как и HTMS Сонгкхла с четырнадцатью убитыми. Выживших спасли торпедный катер HTMS Rayong, минный заградитель HTMS Nhong Sarhai и рыболовецкое судно Thiew Uthok. Эти три корабля, которые укрывались к северу от Ко Чанга, мудро предпочли не выходить из укрытия, и французы не заметили их. С другой стороны, французские моряки были в приподнятом настроении, полагая, что они нанесли решающее поражение, не потеряв при этом значимости, при этом было убито всего 11 человек.

У французов не было времени извлечь выгоду из своего успеха. Опасаясь, что любые дальнейшие действия французов могут повернуть вспять тайское вторжение, японское правительство предложило посредничество в мирном урегулировании. Соглашение в конечном итоге подтвердило аннексию Таиланда территорий, которые они потеряли от Франции в конце 19 века. Однако даже этот временный мир продлился недолго, поскольку японская императорская армия вторглась в Таиланд в декабре того же года в рамках своей попытки захватить Британскую Малайю. По завершении Второй мировой войны Таиланд был вынужден вернуть все свои недолговечные завоевания французскому Индокитаю.

Тхонбури позже был поднят Королевским флотом Таиланда. Он был отремонтирован в Японии и использовался как учебный корабль, пока не был окончательно списан. Ее орудия и мостик сохранены в качестве памятника в Королевской военно-морской академии Таиланда в Самут Пракан.

. В ходе расследования после боевых действий Тайские ВМС заявили, что, основываясь на заявлениях тайских моряков и рыбаком около Ко Чанга и торговцами в Сайгоне, этот серьезный ущерб был нанесен «Ламот-Пикке» и ее эскадре. В отчете утверждалось, что экипаж Lamotte-Picquet провел всю следующую ночь, ремонтируя повреждения. Такие утверждения не упоминаются ни во французской документации, ни в судовых журналах.

См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Гуиглини, Жан (1990). Перевод Макферсона К. Р. «Резюме битвы при Ко-Чанге». Военный корабль International. XXVII (2): 135–140. ISSN 0043-0374.
  • Romé, Contre-Amiral Paul, Les oubliés du bout du monde: Journal d'un marin d'Indochine de 1939–1941 1998. Данклау, Динар, Франция.
Внешние ссылки

Координаты : 12 ° 00′04 ″ N 102 ° 27'04 ″ E / 12,001 ° N 102,451 ° E / 12,001; 102.451

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:37:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте