Рейд в Индийском океане

редактировать
Рейд кораблей союзников Императорского флота Японии в 1942 году

Рейд в Индийском океане
Часть Тихого океана Театр Второй мировой войны
British heavy cruisers HMS Dorsetshire and Cornwall under Japanese air attack and heavily damaged on 5 April 1942. Британские тяжелые крейсера HMS Dorsetshire и Cornwall под атакой японской авиации и сильно повреждены 5 апреля 1942 г..
Дата31 марта - 10 апреля 1942 г.
МестоположениеИндийский океан и Цейлон
РезультатПобеда Японии
Воюющие стороны

Великобритания

Австралия. Нидерланды. США. Канада
Empire of Japan Япония
Командиры и лидеры
United Kingdom Джеймс Сомервилль Empire of Japan Тюичи Нагумо. Empire of Japan Мицуо Fuchida
Вовлеченные части
United Kingdom Восточный флот Empire of Japan Объединенный флот
Сила
2 авианосцы. 1 легкий авианосец. 5 линкоров. 7 крейсеров. 15 эсминцев. 7 подводных лодок. 100+ самолетов. 30 меньших военных кораблей. 50+ торговых судов5 авианосцев. 1 легкий авианосец. 4 линкора. 11 крейсеров. 23 dest Ройерс. 5 подводных лодок. 350 самолетов
Потери и потери
1 легкий авианосец потоплен. 2 тяжелых крейсера потоплены. 2 эсминца потоплены. 1 потоплен 1 вооруженный торговый крейсер (AMC)>1 корвет потоплен. 1 шлюп потоплен. 23 торговых корабля потоплено. уничтожено более 40 самолетовуничтожено более 20 самолетов

рейд в Индийском океане, также известный Операция C или Битва за Цейлон на японском языке - это военно-морская вылазка, выполненная Императорским флотом Японии (IJN) с 31 марта по 10 апреля 1942 года. Японские авианосцы под командованием адмирала Чуичи Нагумо нанесли удары по базам кораблей и военно-морских сил союзников около Цейлона, но не смогли обнаружить и уничтожить основную часть британского Восточного флота. Восточный флот, которым командовал адмирал сэр Джеймс Сомервилль, был предупрежден разведкой и отплыл со своих баз перед рейдом; его попытка атаковать японцев была сорвана из-за плохой тактической разведки.

После атаки британцы ожидали крупного японского наступления в Индийском океане. Основная база Восточного флота была перемещена в Восточную Африку, и Цейлон был усилен, но адмирал сэр Джеймс Сомервилль сохранил свою дивизию быстрых авианосцев, группу A, "... в Индийские воды, чтобы быть готовым отразить любую попытку врага управлять этими водами только легкими силами ". Однако у японцев не было краткосрочных планов развития своего успеха, и в течение года операции в Тихом океане сделали это невозможным.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Стратегическая ситуация
    • 1.2 Японские приготовления
    • 1.3 Британские приготовления
  • 2 Рейд
    • 2.1 Первые шаги
    • 2.2 Атака Коломбо
    • 2.3 Потеря из Дорсетшира и Корнуолла
    • 2.4 Нагумо уклоняется от Сомервилля
    • 2.5 Тринкомали и Баттикалоа
  • 3 Последствия
    • 3.1 Британская реакция
    • 3.2 Японская реакция
    • 3.3 Критика Нагумо
    • 3.4 Проблемы с японским перевозчиком операции
    • 3.5 Критика Сомервилля
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Статьи
    • 4.3 Книги
  • 5 Внешние ссылки
История вопроса

Стратегическая ситуация

Остров Цейлон был стратегически важным, так как он контролировал Индийский океан. Таким образом, он контролировал доступ к Индии, жизненно важные морские пути союзников на Ближний Восток и нефтяные месторождения Персидского залива. На Цейлоне находилась большая часть ресурсов Британской империи в виде каучука. Важная гавань и военно-морская база Тринкомали располагались на восточном побережье острова. Японская пропаганда оказала влияние на некоторых сингальцев, которые теперь ждали их прибытия.

Падение Сингапура 15 февраля 1942 г. нарушило восточный оборонительный периметр Соединенного Королевства Бенгальского залива ; и оккупация Японией Андаманских островов 23 марта 1942 г. дала Японии контроль над Андаманским морем, что позволило кораблям пополнить запасы японских войск в Бирманской кампании за контроль Индия. И немецкие, и британские власти ожидали, что Япония захватит Цейлон, чтобы укрепить контроль над Бенгальским заливом и сорвать снабжение британцев для защиты Индии, Австралии и, возможно, Ближнего Востока. На Цейлоне был спешно размещен гарнизон австралийских войск, возвращавшихся из Северной Африки; и HMS Indomitable был освобожден от морских обязанностей, чтобы служить в качестве высокоскоростной переправы самолетов на Цейлон.

Японские намерения провести крупное наступление в Индийском океане были приостановлены в марте 1942 г.; В западной части Тихого океана против Соединенных Штатов требовались сильные военно-морские силы, и Императорская японская армия (IJA) отказалась выделить войска для вторжения на Цейлон. В ответ IJN разработал операцию C - план агрессивного рейда в Индийский океан в начале апреля. Операция C была направлена ​​на уничтожение британского Восточного флота и нарушение британских коммуникационных линий в Бенгальском заливе в поддержку Бирманской кампании

Британская разведка правильно оценила японская стратегия. Уведомили американцев; Рейд Дулиттла, который уже велся, взял на себя дополнительную роль отвлекающего маневра.

Японские приготовления

Адмирал Исороку Ямамото выпустил Первоначальный приказ продолжить операцию C южным силам IJN под командованием адмирала Нобутакэ Кондо 9 марта 1942 года. К 16 марта планировалось отойти из Staring Bay, Селебес, 26 марта за нападение на Коломбо («день С») 5 апреля. Японцы рассчитывали уничтожить Британский Восточный флот в порту.

Японские силы под командованием адмирала Тюичи Нагумо имели ядро ​​из пяти авианосцев; Акаги, Сёкаку и Зуйкаку в дивизионе перевозчиков 5, и Сурю и Хирю в дивизионе перевозчиков 2. авианосцы сопровождали все четыре линкора типа «Конго» и оба крейсера тонального класса.

Японская разведка о составе британского Восточного флота в Индийском океане был достаточно точным, но при этом переоценивал силу авиации на Цейлоне. В оперативном приказе от 19 марта неопределенно сообщалось, что «значительная» часть британских военно-морских и военно-воздушных сил в Индийском океане «дислоцирована в районе Цейлона».

Японские разведывательные подводные лодки размещены за пределами известных британских якорных стоянок в Коломбо. и Тринкомали ; их эффективность была ограничена. По крайней мере, одна подводная лодка была отправлена ​​на разведку Мальдивских островов, но не смогла обнаружить Порт T на Атолле Адду.

. Одновременно с Операцией C IJN также отправил Малайский отряд, состоящий из Рюдзё, шести крейсеров и четырех эсминцев, уничтожит корабли в Бенгальском заливе 1 апреля. Малайские силы не участвовали в операции C.

Британские приготовления

Усиление британского Восточного флота зависело от переброски войск из Великобритании и Средиземного моря, что отражало активные зоны боевых действий и требования королевской власти. Ресурсы ВМФ (РН).

В конце декабря 1941 г. переоценка угрозы, исходящей от Японии, предусматривала перевод большей части тяжелых частей РН на Восточный флот. Дело стало срочным из-за повреждения боевой линии Тихоокеанского флота Соединенных Штатов в Перл-Харборе, в результате чего слабые силы в Малайе подверглись атаке. Американские подкрепления освободили тяжелые части в Атлантике. Строительные программы конца 1930-х годов также начали давать новые тяжелые агрегаты. Средиземное море дало гораздо меньше подкреплений, чем ожидалось, из-за серьезных потерь на этом театре в 1941 году.

Восточный флот, которым вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл принял командование в марте 1942 года, был меньше, чем тот, который имел планировалось в декабре 1941 года. Somerville разделил флот на две группы в зависимости от скорости. Более быстрый «Force A» включал в себя авианосцы HMS Formidable и HMS Indomitable, модернизированный battleship HMS WarsITE (как флагман ), а также современные крейсеры и эсминцы. Более медленный «Force B» был сформирован на базе старого авианосца HMS Hermes и четырех немодернизированных линкоров класса Revenge. Также имелось несколько подводных лодок. Раньше корабли никогда не работали вместе, и экипажи корабля и авиации не имели достаточной подготовки.

Разведка союзников точно оценила силу японских войск. Соммервиль планировал уклоняться от японцев днем ​​и приближаться к нанесению торпедных ударов с помощью оснащенных радарами бомбардировщиков Fairey Albacore ночью. Однако этот план был основан на информации, предоставленной Дальневосточным объединенным бюро (FECB), которое идентифицировало только два авианосца в японских силах. FECB также полагал, что японцы отплывут из бухты Старинг 21 марта на «день C» 1 апреля. Таким образом, Somerville отплыл рано, ожидая сражения с меньшими и управляемыми силами противника, особенно по численности самолетов. Таким образом, Сомервилль, вероятно, не считал свой план несовместимым с его приказами Адмиралтейства, которые должны были защищать коммуникационные линии в Индийском океане и поддерживать Восточный флот в качестве флота., избегая ненужных рисков.

Цейлон защищали три эскадрильи Королевских ВВС (RAF) из Hawker Hurricanes (две в Коломбо и одна в Тринкомали), и две эскадрильи RN Fleet Air Arm (FAA) Fairey Fulmars.

Raid

Первые шаги

Японские ударные силы наступают в Индийский океан. Слева направо показаны корабли: Акаги, Сурю, Хирю, Хиеи, Киришима, Харуна и Конго. Снято из Дзуйкаку, 30 марта

Японцы вышли из Старого залива 26 марта, как и планировалось.

Сомервилль отплыл 30 марта в ожидании атаки 1 апреля и развернул свой флот в районе патрулирования 100 миль (160 км) к югу от Цейлона. Отряд B оставался рядом с отрядом A, что позволяло прикрыть авианосцы от быстрых атак крупных кораблей IJN ночью или в плохую погоду. Британская наземная воздушная разведка была сосредоточена на юго-востоке, где ожидалось приближение японцев для нанесения ударов по Коломбо и Тринкомали. Поздно 2 апреля британцы удалились в сторону порта Т - в 600 милях (970 км) к юго-западу от Цейлона - для дозаправки. Somerville также отделил различные корабли, чтобы возобновить предыдущие обязательства; тяжелые крейсеры HMS Cornwall и HMS Dorsetshire были отправлены в Коломбо, а Hermes - в Тринкомали.

Днем 4 апреля флот Нагумо был обнаружен 360 миль (310 миль ; 580 км ) к юго-востоку от Цейлона на летающей лодке Catalina по курсу, который должен был войти в предыдущий район патрулирования Сомервилля с юга. Каталина передала сведения о прицеле, но не размер флота, прежде чем был сбит. В это время Somerville дозаправлялся в порту T; Отряд A направился на восток к японцам, получив сообщение; Силы B не могли быть готовы до 5 апреля.

Адмирал Джеффри Лейтон на Цейлоне приказал вывести корабли в море, чтобы избежать нападения в гавани. Корнуолл и Дорсетшир, которые только что достигли Коломбо, были отправлены, чтобы присоединиться к группе А; они отплыли поздно 4 апреля. Гермес отплыл из Тринкомали и приказал скрыться к северо-востоку от Цейлона.

Японцы не провели воздушную разведку намеченного курса во второй половине дня 4 апреля, и запланированная разведка гавани Коломбо с помощью крейсерских гидросамолетов была отменена..

Атака Коломбо

Японская разведка утром 5 апреля 1942 г. указала, что британские авианосцы отсутствуют, и японские утренние воздушные поиски были соответственно ограничены. На рассвете японские самолеты-разведчики улетели на юго-запад и северо-запад; в течение следующих нескольких часов они вылетят на расстояние максимум 200 миль (320 км). Разведывательный аппарат «Фулмар», запущенный отрядом А в 08:00, заметил один из японских самолетов на крайнем краю юго-западной зоны поиска в 08:55 примерно в 140 милях (230 км) впереди отряда А.

На рассвете 5 мая. В апреле 1942 г. японцы запустили самолеты-разведчики на юго-запад и северо-запад; в течение следующих нескольких часов они вылетят на расстояние максимум 200 миль (320 км). Разведывательный «Фулмар», запущенный отрядом А в 08:00, обнаружил один из японских самолетов на крайнем краю юго-западной зоны поиска в 08:55 примерно в 140 милях (230 км) впереди отряда А.

Вскоре после 06:00 Нагумо. силы начали запуск 91 бомбардировщика и 36 истребителей для удара по Коломбо; забастовка случилась в 8.00, но порт не остановился. Вооруженный торговый крейсер HMS Hector (который должен был быть возвращен в продажу) и старый эсминец HMS Tenedos находились в гавани. Восемнадцать японских самолетов были потеряны в результате сильного зенитного огня. Японцы признали только пять потерь, три из них над сушей, поскольку на суше было обнаружено только три уничтоженных самолета. Королевские ВВС потеряли по меньшей мере 27 самолетов.

Нагумо изменил курс на запад-юго-запад в 08:30 - неосознанно заставив вражеские флоты устремиться навстречу друг другу - и отразил удар Коломбо с 09:45 по 10:30.

Масштаб авиаудара по Коломбо был первым конкретным доказательством того, что в Сомервилле было больше двух авианосцев, чем он ожидал. Тем не менее он продолжал двигаться к врагу со скоростью 18 узлов. Направление истребителя на основе радара позволит силе А избежать внезапного нападения, нейтрализуя слежку за японскими самолетами.

Потеря Дорсетшира и Корнуолла

HMS Cornwall горят и тонут 5 апреля 1942 г.

В 10.00, самолет из Tone, обыскивающий юго-западную область, заметил и начал слежку за войсками Дорсетшира; Самолет сообщил, что крейсер движется на юго-запад и развивает скорость 24 узла. Крейсеры сообщили о шедауре, но не смогли его отогнать. Нагумо увеличил скорость с 24 до 28 узлов после получения прицела. Резервные ударные силы авианосной дивизии 5 получили приказ перевооружить противокорабельными торпедами, заменив фугасные бомбы, предназначенные для второго удара по Коломбо. Перевооружение столкнулось с задержками, и вместо этого удар был нанесен авианосной дивизией 2; Сорю и Хирю начали отлет с пикирующих бомбардировщиков в 11.45. Радар обнаружил воздушный удар по силам Дорсетшира в 13.44, доставив самолет в 34 мили (55 км) к северо-востоку. Корнуолл и Дорсетшир были потоплены в 1400; в конечном итоге 424 офицера и команда были потеряны.

Японцы упустили возможность найти Силу А после потопления крейсеров. Самолет, следивший за крейсерами, пролетел еще 50 миль (80 км) по курсу крейсеров, прежде чем вернуться в Тон. Если бы он летел на юго-запад еще десять минут, он бы обнаружил Силу А.

Нагумо восстановил удар по крейсерам в 1445.

Нагумо уклоняется от Сомервилля

Сомервилль запустил четыре Альбакора. от Индомитэла в 1400 для поиска дуги на северо-восток до 200 миль (320 км). Юго-восточный курс Нагумо вывел бы японский флот прямо через центр дуги. Однако в 15:00 или 15:30 Нагумо изменил курс на юго-запад. Подразделение перевозчиков 2 последовало не сразу; он выполнил серию маневров по изгибу, начиная с 15:00, вначале на северо-запад. Авианосная дивизия 2 была замечена двумя северными Альбакорами около 1600. Хирю запустил истребители Mitsubishi A6M Zero, чтобы перехватить разведчиков; один Альбакор был поврежден в 1604 году, а другой сбит в 1628 году без отчета. Два самых южных альбакора пропустили основное тело Нагумо.

Сомервилль получал отчет о наблюдении поврежденного альбакора только в 1655 году; в отчете с достаточной точностью сообщалось местоположение авианосной дивизии 2, японцы находились на расстоянии 125 миль (201 км), но не содержали других данных. В 17:00 он получил радиоразведку (SIGINT) из Коломбо, в котором сообщалось, что курс Японии в 14:00 идет на юго-запад со скоростью 24 узла. Сомервилль приказал изменить курс на юго-запад в 1726 году, не зная, что основные силы Нагумо находились на расстоянии 120 миль (190 км), а авианосная дивизия 2 - всего в 100 милях (160 км). Предполагалось, что изменение курса было сделано для поддержания дистанции между превосходящим противником, который, как считалось, все еще приближается, или для прикрытия порта Т от атаки, но это также означало, что британцы потеряли возможность встретить врага; если бы отряд А продолжал свой восточный курс, авианосная дивизия 2 прошла бы прямо перед ним в 21:00 на расстоянии около 20 миль (32 км).

Поврежденный Альбакор приземлился в 1745 г., меньше половины За час до захода солнца экипаж был проинформирован. В результате было два внесенных изменения в прицел 1600, которые были переданы в Сомервилль в 18.00 и 1817 соответственно, и значительно отличались от другого и исходного отчета. В последней редакции правильно идентифицированы два авианосца авианосной дивизии 2 - которые Сомервилль, вероятно, понимал как часть вражеских сил, - но также утверждалось, что они направлялись на северо-запад на позицию в 25 милях (40 км) или в исходной точке наблюдения. Направление курса противоречило первой редакции, предполагавшей курс на юго-восток. Поздно вечером 5 апреля FECB расшифровал сообщение JN 25B, содержащее запланированное движение Нагумо 6 апреля, но это не помогло Сомервиллю, поскольку передача флоту была искажена. Somerville отказался нанести удар, основываясь на недостаточной информации, и решил отправиться в погоню на северо-запад. Один самолет с радаром был запущен для поиска северной дуги на расстояние до 200 миль (320 км). Позже самолеты были отправлены на поиски восточной дуги. К этому времени было уже слишком поздно восстанавливать контакт с японцами.

Для японцев тоже была упущенная возможность найти англичан до наступления ночи. Нагумо не приказал искать британские авианосцы при появлении британских палубных самолетов. Поисковым самолетам для возврата могут потребоваться сигналы самонаведения от авианосцев, сигналы самонаведения, которые противник может использовать для обнаружения японцев. Японцы продолжили движение на юго-восток со скоростью 20 узлов, совершенно не подозревая о присутствии силы А. 2-я дивизия авианосца присоединилась к линии пути основных сил в 18:00 и догнала ее на высоте 2200 180 миль (290 км) к востоку от силы А. юг, а затем восток, готовясь нанести удар по Тринкомали. Японцы заподозрили присутствие британских авианосцев и утром 6 апреля начали поиски с воздуха в западном направлении, но ничего не нашли. Дальнейшие поиски на пути к Тринкомали также не увенчались успехом, поскольку британские авианосцы к тому времени находились далеко на западе.

К 6 апреля британский SIGINT показал, что японские силы состояли из четырех авианосцев и трех линкоров, что было ясно в Сомервилле. поскольку Восточный флот не в состоянии вести бой без чрезмерного риска. Снижение пригодности его истребительной авиации также усиливало его осторожность. Тем не менее, Somerville не сразу отступил или вернулся в порт. Force B вернулся рано утром 6 апреля. Во второй половине дня были восстановлены 1122 выживших из сил Дорсетшира, при этом сохраняя наблюдение за превосходящими силами противника с помощью круговой воздушной разведки. Разведка с Цейлона поставила японцев между Порт Т и Цейлоном. Somerville осторожно прибыл в порт T с запада в 11:00 8 апреля и дозаправился.

6 апреля тяжелые крейсеры Kumano и Suzuya с эсминцем Shirakumo затонул британские торговые суда Silksworth, Autolycus, Malda и Shinkuang и американский корабль Exmoor.

Тринкомали и Баттикалоа

Hermes затонул после нападения японской авиации 9 апреля 1942 года.

Днем 8 апреля «Каталина» обнаружила, что силы Нагумо движутся к Цейлону, в 400 милях (640 км) к востоку от острова. Той ночью была очищена гавань в Тринкомали; Гермеса в сопровождении HMAS Vampire отправили на юг вдоль побережья; они были в 65 милях (105 км) от города, когда Тринкомали подвергся нападению. Японские воздушные поиски утром 9 апреля были ограничены 5 апреля, поскольку британские авианосцы больше не ожидались. Японская авиагруппа, направленная против Тринкомали, была примерно такого же размера, как и та, которая атаковала Коломбо. Он был обнаружен рано утром 9 апреля и встречен 22 британскими истребителями. Портовые сооружения Тринкомали понесли значительный ущерб.

Группа Гермеса изменила курс в 09:00 9 апреля и вскоре была обнаружена японскими воздушными разведчиками. В 10.30 они были атакованы до прибытия наземных истребителей прикрытия. Гермес был сбит более 40 бомб за десять минут и затонул. «Вампир», корвет HMS Hollyhock и два танкера также были потоплены. 600 выживших были спасены ближайшим госпитальным кораблем.

В течение дня девять бомбардировщиков Bristol Blenheim из RAF No. 11-я эскадрилья атаковала силы Нагумо. Их не обнаружил приближающийся боевой воздушный патруль (CAP). Хирю заметил самолет, но не смог передать предупреждение другим кораблям. В результате атака достигла полной внезапности. Бомбардировщики выгружались на высоте 11 000 футов (3 353 м) на Акаги; бомбы упали близко к цели без попадания. Четыре бомбардировщика были сбиты над авианосцами CAP A6M2 Zeroes (два из которых были захвачены Канаме Харада ), а еще один - японским самолетом, возвращавшимся после удара по Гермесу. В свою очередь, Зеро был сбит рядом с авианосцами, а другой - при ответном ударе. Это был первый раз, когда японские авианосные силы столкнулись с согласованной атакой с воздуха.

Последствия

Британская реакция

Японцы нанесли противнику непропорциональный урон. Они повредили портовые сооружения, потопили один авианосец и два крейсера, уничтожили треть наземных истребителей противника и почти всю наземную ударную авиацию противника. Кроме того, было потоплено 23 торговых корабля общим весом 112 312 тонн, в том числе отдельные японские малайские силы. Взамен японцы потеряли всего 18 самолетов и еще около 31 получили повреждения. И наоборот, им не удалось уничтожить или хотя бы определить местонахождение основной массы британского Восточного флота.

Британцы интерпретировали свое положение как ненадежное. Цейлон и Восточный флот должны были охранять морские пути сообщения через Индийский океан. Британцы ожидали, что японцы и дальше будут угрожать этим линиям. SIGINT предположил, что японцы готовились к преднамеренному наступлению через Индийский океан. Рейд продемонстрировал, что RAF были слишком слабы, чтобы защитить Цейлон и военно-морские якорные стоянки, и что флот был плохо подготовлен к встрече с японскими авианосными силами.

Восточный флот перебросил свою главную базу в Килиндини., Кения, в Восточной Африке, временно уступившая восточную часть Индийского океана японцам; оттуда он продолжал оспаривать контроль над центральной частью Индийского океана на лучших условиях. Force A, включая два его авианосца, Indomitable и Formidable, ушли в Бомбей, а Somerville регулярно развертывал силы быстрого авианосца в центральной части Индийского океана в течение следующих шести месяцев, в течение которых он действовал с Цейлона или около него почти половину этого времени. 18 апреля военно-морское планирование предоставило Восточному флоту наивысший приоритет для подкрепления, что также включало переброску большинства авианосцев с Флота метрополии и Средиземного моря с намерением вернуться на Цейлон в сентябре.

К июню Цейлон защищали три эскадрильи британских ВВС (64 самолета плюс резерв), три ударных эскадрильи (в том числе одна из Бофортов) и значительно улучшенные радиолокационные и противовоздушные средства защиты. Наземная оборона была укомплектована двумя бригадами австралийской армии.

Страх вторжения был недолгим. Британская разведка зафиксировала движение японских авианосных сил на восток в середине апреля и их развертывание в Тихом океане в середине мая. После битвы у Мидуэя в июне стало ясно, что больше нет угрозы крупной японской военно-морской активности в Индийском океане. В сентябре британская разведка предсказала, что Япония перейдет к обороне. В результате Восточный флот не был усилен, как планировалось, и вместо этого сократился после начала июля.

Реакция Японии

Японцы не воспользовались своей победой, как опасались британцы. Решение о переносе крупных операций в Индийском океане было поддержано. Японские авианосцы нуждались в обслуживании и пополнении после месяцев интенсивных операций, и уже было трудно поддерживать численность передовых авиационных частей. Внимание японцев также было обращено на другое. В начале мая японские авианосцы участвовали в битве в Коралловом море на юго-западе Тихого океана, за которой в июне последовала битва за Мидуэй. В обоих случаях убытки еще больше ограничили возможности Японии.

В июне IJA разработало план крупного наступления в Индийском океане, включая вторжение на Цейлон. Немцы наступали в Северной Африке, что сделало соединение Оси на Ближнем Востоке привлекательным. Ограниченность ресурсов вынудила IJN отклонить его, особенно после начала кампании на Гуадалканале.

Впоследствии ограничение японских операций в Индийском океане было против торговли с использованием подводных лодок и вооруженных торговцев. крейсеры. Примечательно, что группа подводных лодок, патрулирующая у берегов Восточной Африки, атаковала гавань в Диего-Суарес, Мадагаскар, в то время как союзники захватывали остров. По иронии судьбы, союзниками двигали чрезмерные опасения, что японцы могут создать там базу для нападения на торговлю. В целом японские атаки на торговлю имели некоторый успех, но после 1942 года присутствие основных японских военно-морских сил в Индийском океане практически прекратилось.

Критика Нагумо

Эндрю Бойд охарактеризовал лидерство Нагумо как жесткий и лишенный воображения, и способствовал бегству британского Восточного флота. Маневры его флота были в основном для облегчения ударов по Коломбо и Тринкомали; возможность того, что противник может быть в море, по-видимому, серьезно не рассматривалась. Он не понимал, что направление, в котором двигались силы Дорсетшира, и более позднее появление британских палубных самолетов были связаны. Более того, из-за ограниченной воздушной разведки Нагумо имел мало конкретной информации о том, что было вокруг него, особенно о его переднем и открытом флангах. У него не было уверенности в том, что ничего другого не было найдено, кроме нескольких проведенных поисков.

Ограниченные воздушные поиски, проведенные в начале боя, отражали современную практику IJN, когда интенсивность воздушных поисков был масштабирован в соответствии с ожидаемыми угрозами. Усиленные утренние обыски 6 апреля отразили подозрение на присутствие британских перевозчиков. Интенсивность более поздних поисков с воздуха снизилась, когда британские авианосцы не были обнаружены и почти никто не ожидал встречи с ними. В конечном итоге все военно-морские силы страдали от неадекватного планирования воздушного поиска в этот период.

Проблемы с операциями японских авианосцев

Рейд также дал первые примеры проблем с операциями японских авианосцев. Неадекватная воздушная разведка, не позволяющая своевременно определить местонахождение флота противника, сложность перевооружения самолетов для выполнения другой задачи в короткие сроки и проникновение вражеских самолетов в зону поражения из-за отсутствия радиолокационного управления истребителями - все это будет повторяться. в Битве за Мидуэй.

Критика Сомервилля

Сомервилльское руководство характеризовалось готовностью идти на риск, граничащей с безрассудством.

Первоначальное развертывание флота 30 марта поставило британский флот под угрозу во многих отношениях. Somerville полагался на радар, укомплектованный неопытным персоналом, чтобы определить местонахождение врага и облегчить ночные удары. Если японцы приблизятся, как и ожидалось, с юго-востока, а британцам не удастся найти японцев до рассвета, расстояние между двумя флотами будет не более 100 миль (160 км); британцы будут обнаружены японской воздушной разведкой на рассвете и будут подвергаться воздушным атакам в течение всего дня. Примерно того же можно было ожидать, если бы Сомервилль все еще был на станции, когда японцы прибыли - а они и прибыли - с юго-запада. Решение Сомервилля дозаправиться в порту Т - а не на Цейлоне - 2 апреля позволило Восточному флоту избежать Нагумо несколько дней спустя, вероятно, спасло Восточный флот от уничтожения.

Неудача японского флота появиться. 1–2 апреля заставили Сомервилля ошибочно полагать, что вся разведывательная информация союзников относительно операции C, а не ее часть, была ошибочной. В результате он отделил Корнуолл, Дорсетшир и Гермес, которые впоследствии были потеряны после того, как были отправлены в районы, над которыми летала японская воздушная разведка.

Эндрю Бойд отмечает:

[Сомервилль] недооценил риски, которым он подвергался. минимум до сумерек 5 апреля. Он сделал излишне оптимистичные выводы из имеющихся разведывательных данных, он сильно недооценил силу авиации IJN. и он поставил под угрозу свой флот, прямо нарушив инструкции начальников штабов. Цейлон не был его звездным часом.

Обеспокоенное Адмиралтейство в целом согласилось.

Сомервилль столкнулся с проблемами, с которыми не сталкивался РН в Атлантике или Средиземном море. Превосходство японцев в воздухе затрудняло разведку, сближение и атаку в течение дня. Ночная атака с помощью радаров была единственным жизнеспособным вариантом наступления. Это была рискованная стратегия. Сочетание осторожного позиционирования, удачи и ошибок японцев почти создало предпосылки для удара в ночь на 5 апреля; противник находился в пределах 125 миль (201 км) - дальность полета на «Альбакоре» - 1 час, но точная информация о векторе врага отсутствовала. Даже тогда требовалось, чтобы опытные летные экипажи находили свои цели ночью, используя радар с дальностью действия всего 20 миль (32 км) и новую тактику.

Ссылки

Примечания

Статьи

Книги

  • Бойд, Эндрю (2017). Королевский флот в восточных водах. Издательство Сифорт. ISBN 978-1-4738-9248-4.
  • Бойд, Карл; Ёсида, Акихико (2013). Японские подводные силы и Вторая мировая война. Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-5575-0015-1.
  • Браун, Дэвид (1990). Потери военных кораблей во Второй мировой войне. Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-X.
  • Круш, Ноэль, Мятеж на Кокосовых островах, Фримантл: издательство Fremantle Arts Center Press, 2001.
  • Д'Альбас, Андриё (1965). Гибель флота: японские военно-морские действия во Второй мировой войне. Девин-Адэр Паб. ISBN 0-8159-5302-X.
  • Скучный, Пол С. (1978). История сражений Императорского флота Японии, 1941–1945 гг.. Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1.
  • Гилл, Г. Хермон (1968). Том II - Королевский флот Австралии, 1942–1945 гг.. Australia in the War of 1939–1945. Canberra: Australian War Memorial. Retrieved 20 November 2006.
  • Morison, Samuel Eliot (2001) [1958]. The Rising Sun in the Pacific 1931 – April 1942, vol. 3 of History of United States Naval Operations in World War II. Замковые книги. ISBN 0-7858-1304-7.
  • Parshall, Jonathan; Талли, Энтони (2005). Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway. Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN 1-57488-923-0.Uses recently translated Japanese sources.
  • Roskill, Stephen (1956). WAR AT SEA 1939-1945, VOLUME II, THE PERIOD OF BALANCE. UNITED KINGDOM MILITARY SERIES. Лондон: HMSO. Retrieved 2 September 2015.
  • Shores, Christopher; Brian Cull; Yasuho Izawa (2002). Кровавые руины: Том первый: Движение к войне к падению Сингапура. Grub Street.
  • Shores, Christopher; Brian Cull; Yasuho Izawa (1993). Bloody Shambles: Volume Two: The Defence of Sumatra to the Fall of Burma. Grub Street.
  • Tomlinson, Michael The Most Dangerous Moment: The Japanese Assault on Ceylon 1942, London: William Kimber Co Ltd, 1976, ISBN 955-564-000-9.
External links
Wikimedia Commons has media related to Indian Ocean raid.
Последняя правка сделана 2021-05-23 13:40:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте