Затопление французского флота в Тулоне

редактировать
Разрушение французского военно-морского флота Виши Франция в 1942 году

Затопление французского флота в Тулоне
Часть немецкой оккупации Виши Франция
Тулон 1942.jpg . Страсбург, Кольбер, Альжери и Марсельеза
Дата27 ноября 1942 г. (1942-11-27)
МестоположениеТулон, Франция Координаты : 43 ° 06′45 ″ N 5 ° 54′25 ″ В.д. / 43,11250 ° с.ш., 5,90694 ° в.д. / 43,11250; 5.90694
РезультатУспех французов Виши. Неудача Германии при захвате французского флота
Воюющие стороны
Франция Германия
Командиры и лидеры
Йоханнес Бласковиц
Численность
164 корабля
  • 4 боевые группы
  • 1 мотоциклетный батальон
Потери и потери
  • Потери:
  • 12 убитыми
  • 26 ранеными
  • Потери :
77 судов Захвачено: :. 3 эсминцы. 4 подводные лодки. 39 малых судов
1 раненый

затопление французского флота et at Toulon был организован вишистской Францией 27 ноября 1942 года, чтобы не допустить его захвата силами нацистской Германии. Вторжение союзников в Северную Африку спровоцировало немцев на вторжение в зону libre, нейтральную согласно перемирию 1940. Министр флота Виши адмирал Франсуа Дарлан перешел на сторону союзников, которые получали все большую поддержку со стороны военнослужащих и гражданских лиц. Его заместитель, адмирал Габриэль Ауфан, правильно предположил, что немцы намеревались захватить большой флот в Тулон, и приказал затопить их.

Немцы начали операцию «Антон», но французские военно-морские экипажи обманом задержали их, пока не закончится затопление. Антон был признан неудачником, он захватил 39 малых судов, а французы уничтожили 77 судов; несколько подводных лодок ушли во французскую Северную Африку. Это ознаменовало конец вишистской Франции как надежной военно-морской державы.

Содержание
  • 1 Контекст
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Политический аспект
    • 2.2 Технический и тактический аспект
  • 3 Операция Lila
  • 4 Последствия
  • 5 Потопленных кораблей
  • 6 См. также
  • 7 Примечания и ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Контекст

После падения Франции и перемирия от 22 июня 1940 г., Франция был разделен на две зоны, одну оккупированную немцами, и Зону libre (Свободную зону). Официально обе зоны управлялись режимом Виши. Перемирие предусматривало, что французский флот будет в значительной степени разоружен и ограничен своими гаванями под французским контролем. Союзники были обеспокоены тем, что флот, в который входили одни из самых передовых военных кораблей того времени, мог попасть в руки Германии, и англичане атаковали французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 г. и в битве при Дакаре 23 сентября 1940 г.

8 ноября 1942 г. союзники вторглись во французскую Северную Африку в рамках операции «Факел». Возможно, генерал Дуайт Эйзенхауэр при поддержке президента Соединенных Штатов Франклина Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля заключили секретное соглашение с адмиралом Франсуа Дарланом, командующим военно-морскими силами Виши, что ему передадут контроль над французской Северной Африкой, если он перейдет на сторону союзников. Альтернативная точка зрения состоит в том, что Дарлан был оппортунистом и перешел на другую сторону ради саморекламы, став таким образом титульным контролером французской Северной Африки. После вторжения союзников во французскую Северную Африку Адольф Гитлер приказал Дело Антона оккупировать Вишистскую Францию ​​и усилил немецкие войска в Африке.

Прелюдия

Политический аспект

С 11 ноября 1942 года между Германией и вишистской Францией велись переговоры. Урегулирование заключалось в том, что Тулон должен оставаться «цитаделью» под контролем Виши и защищаться от союзников и «французских врагов правительства Маршала». Гранд-адмирал Эрих Редер, командующий Кригсмарине, считал, что офицеры французского флота выполнят свой долг по перемирию и не позволят кораблям попасть в руки иностранного государства.

Редер был убежден, что целью Германии было использовать антибританские настроения среди французских моряков, чтобы они встали на сторону итальянцев, в то время как Гитлер действительно готовился захватить флот. План Гитлера состоял в том, чтобы немецкие моряки захватили французские корабли и передали их Италии; Немецкие офицеры, знакомые с этим планом, были критически настроены, но их возражения были проигнорированы. Приказ о реализации плана был отдан 19 ноября.

11 ноября, когда немецкие и итальянские войска окружили Тулон, министр флота Виши адмирал Габриэль Ауфан отдал приказ адмиралам Жану де Лаборду и Андре Маркиз в:

  1. Противодействовать, не проливая крови, вторжению иностранных войск на какие-либо объекты, авиабазы ​​и здания ВМФ
  2. Аналогичным образом противодействовать вводу иностранных войск на суда Флот и поиск поселений посредством переговоров на местном уровне
  3. Если первое окажется невозможным, затопить корабли

Первоначальный приказ состоял в том, чтобы затопить корабли, опрокинув их, но инженеры, думающие о восстановлении Кораблям после войны удалось получить приказ тонуть на ровном киле. 15 ноября Лаборд встретился с маршалом Филиппом Петеном и Офаном. В частном порядке Ауфан пытался убедить Лаборда отправиться в плавание и присоединиться к союзникам; Лаборде отказался подчиняться чему-либо, кроме формального приказа правительства, и Оуфан подал в отставку вскоре после этого.

Технико-тактический аспект

Расположение основных кораблей во время операции

С французской стороны в знак доброй воли по отношению к немцам была усилена береговая оборона, чтобы защитить Тулон от нападения со стороны море союзниками. Эти приготовления включали подготовку к потопу флота на случай, если попытка высадки союзников удастся. Французскими войсками командовали адмирал Жан де Лаборд (командующий «Открытым морским флотом», состоящий из 38 самых современных и мощных боевых кораблей) и адмирал Андре Маркиз (prefet maritime, командующий в общей сложности 135 кораблями, либо в заключении перемирия, либо в ремонте).

По перемирию французские корабли должны были иметь почти пустые топливные баки; Фактически, из-за фальсификации отчетов и подделки приборов экипажам удалось накопить достаточно топлива, чтобы добраться до Северной Африки. Один из крейсеров, Жан де Вьенн, оказался в сухом доке, беспомощный. После того, как немцы потребовали, чтобы остатки французской армии были расформированы, французским морякам пришлось самостоятельно укомплектовать артиллерию береговой обороны и зенитные орудия, что сделало невозможным быстрый сбор экипажей и быстрое движение кораблей.

Экипажи изначально были враждебны вторжению союзников, но из-за общих антинемецких настроений и слухов о бегстве Дарлана, эта позиция эволюционировала в сторону поддержки Де Голля. Экипажи Страсбурга, Кольбера, Фоша и Керсента, в частности, начали скандировать «Да здравствует Де Голль! Во второй половине дня 12 ноября адмирал Дарлан еще больше усилил напряженность, призвав флот дезертировать и присоединиться к союзникам.

Военные власти Виши жили в страхе перед главным ударом, организованным англичанами или Свободной Францией. Население Тулона в основном было благосклонно к союзникам; солдаты и офицеры враждебно относились к итальянцам, считались «незаконными победителями», двуличными и непокорными по отношению к немцам. В частности, под вопросом оказалась судьба флота. Между 11 и 26 числами произошли многочисленные аресты и высылки. Французские адмиралы Лаборд и Маркиз приказали своим подчиненным принять клятву верности режиму (два старших офицера, Умбертан и capitaine de vaisseau Потуо, отказались). Экипажи сначала держали на борту своих кораблей, а когда их допустили на берег, Service d'ordre légionnaire наблюдала за всеми местами, которые предположительно стали целью Сопротивления.

Операция «Лила»

Целью операции «Лила» был захват частей французского флота в Тулоне в целости и сохранности, и она проводилась 7-й танковой дивизией, усиленной единиц из других подразделений. Выполнение задания было поручено четырем боевым группам, включая две бронетанковые группы и мотоциклетный батальон из 2-й танковой дивизии СС «Дас Райх». Чтобы предотвратить затопление французских военно-морских частей, к одной из групп был приписан отряд морской пехоты Гумприч.

Операция была начата немцами 19 ноября 1942 года и должна была завершиться к 27 ноября. Немецкие войска должны были войти в Тулон с востока, захватив форт Ламалг, штаб адмирала маркиза и арсенал Мурийона; и с запада, захватив главный арсенал и береговую оборону. Немецкие военно-морские силы выходили из гавани, чтобы поразить любые корабли, пытающиеся убежать, и заложили морские мины.

Боевые группы вошли в Тулон в 4 часа утра 27 ноября и направились к гавани, встречая лишь слабое и спорадическое сопротивление. В 4 часа утра немцы вошли в форт Ламальг и арестовали маркиза, но не смогли помешать его начальнику штаба, контр-адмиралу Робину, позвонить начальнику арсенала контр-адмиралу Дорнону. Атака стала полной неожиданностью для офицеров Виши, но Дорнон передал приказ затопить флот адмиралу Лаборду на борту флагмана Страсбург. Лаборде был поражен немецкой операцией, но передал приказ готовиться к затоплению и стрелять по любому несанкционированному персоналу, приближающемуся к кораблям.

Двадцать минут спустя на арсенал вошли немецкие войска и начали расстреливать французские подводные лодки. Некоторые из подводных лодок отправились в плавание на большую глубину. Касабьянка покинула свой причал, выскользнула из гавани и нырнула в 5:40 утра, убежав в Алжир. Главные силы Германии потерялись в арсенале и отставали от графика на час; Когда они достигли главных ворот базы, часовые сделали вид, что им нужны документы, чтобы задержать немцев, не вступая в открытый бой. В 5:25 немецкие танки наконец прорвались, и Страсбург немедленно передал приказ: «Беги! Беги! Беги!». по радио, визуальным сигналам и диспетчерскому судну. Французские экипажи были эвакуированы, и отряды затопления начали готовить подрывные заряды и открывать морские клапаны на кораблях.

Корма крейсера Марсельеза

В 6:45 начались бои в районе Страсбурга и Фоша, в результате чего погиб французский офицер и пять моряков были ранены. Когда морские орудия начали поражать немецкие танки, немцы попытались вести переговоры; немецкий офицер потребовал от Лаборда сдать его корабль, на что адмирал ответил, что корабль уже потоплен.

Когда Страсбург обосновался на дне, ее капитан приказал поджечь подрывные заряды, которые уничтожили вооружение и жизненно важные механизмы, а также подожгли ее запасы топлива. Страсбург был полной потерей. Через несколько минут взорвался крейсер «Кольбер». Немецкая сторона, пытающаяся подняться на борт крейсера Algérie, слышала взрывы и пыталась убедить свою команду, что затопление запрещено положениями о перемирии. Однако подрывные заряды сработали, и корабль горел двадцать дней.

Тем временем капитан крейсера Марсельеза приказал опрокинуть свой корабль и установить подрывные заряды. Немецкие войска попросили разрешения подняться на борт; когда это было отклонено, они не пытались подняться на борт. Корабль затонул и взорвался, горящий семь дней.

Немецкие войска силой захватили крейсер Dupleix, убрали его команду и закрыли открытые морские клапаны. Капитан корабля Моро приказал зажечь затопляющие заряды в главных башнях с помощью укороченных взрывателей, и когда они взорвались и загорелся огонь, Моро отдал приказ об окончательной эвакуации. И французы, и немцы покинули судно. Взрывы из торпедных запасов корабля уничтожили судно, которое горело десять дней.

Panzertruppen наблюдают за горящим Colbert

На крейсер «Жан де Вьенн» в сухом доке поднялись немецкие войска, которые обезвредили подрывные заряды, но клапаны открытого моря затопили корабль. Она затонула, заблокировав сухой док. В другом сухом доке капитан поврежденного Dunkerque, который был сильно поврежден британцами при атаке на Мерс-эль-Кебир, сначала отказался от приказа затопить, но его коллега уговорил его. ближайший крейсер La Galissonnière последует примеру. Экипаж вскрыл пробоины, образовавшиеся в результате атак британских торпед, чтобы потопить корабль, а подрывные заряды уничтожили его жизненно важное оборудование. Когда Дюнкерк взорвался, Ла Галиссоньер воспроизвела маневр Жана де Вьенна.

Офицерам линкора Прованс и авианосца Коменданту Тесте удалось задержать немецких офицеров светской беседой, пока их корабли не были полностью потоплены.

Подобные сцены произошли с эсминцами и подводными лодками. В итоге немцы захватили три разоруженных эсминца, четыре сильно поврежденных подводных лодки, три гражданских корабля и останки двух бесполезных линкоров: полуудредноут Кондорсе и разоруженный бывший Жан Барт, переименованный в Océan в 1936 году.

Последствия
Тулон в конце 1944 года

Операция «Лила» провалилась. Французы уничтожили 77 судов, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 15 эсминцев, 13 торпедных катеров, 6 шлюпов, 12 подводных лодок, 9 сторожевых катеров, 19 вспомогательных кораблей, 1 учебный корабль, 28 буксиров и 4 крана. Было захвачено тридцать девять малых кораблей, большинство из них саботировано и разоружено. Некоторые из крупных кораблей горели несколько дней, а нефть настолько сильно загрязнила гавань, что два года там нельзя было плавать.

Несколько подводных лодок проигнорировали приказ бежать и решили перебежать во французскую Северную Африку: Касабьянка и Марсуэн достигли Алжира, Глорьё - Орана. Ирис добралась до Барселоны. Вену затопили у входа в гавань Тулона. Одному надводному кораблю «Леонор Френель» удалось сбежать и достичь Алжира.

Генерал Шарль де Голль резко критиковал адмиралов Виши за то, что они не приказали флоту бежать в Алжир. Режим Виши потерял последний символ власти, а также доверие к немцам и флоту. В то время как немецкий военно-морской штаб был разочарован, Адольф Гитлер считал, что ликвидация французского флота закрепила успех Case Anton.

Большинство легких крейсеров было спасено итальянцами, либо для восстановления их в качестве боевых кораблей. или на металлолом. Крейсера Jean de Vienne и La Galissonnière были переименованы в FR11 и FR12 соответственно, но их ремонту помешали бомбардировки союзников, и их использование было бы маловероятным, учитывая хроническую нехватку топлива у итальянцев. Были спасены даже легкий эсминец Le Hardi (переименованный в FR37) и еще четыре эсминца того же класса, что и Le Hardi: FR32 (бывший Corsaire), FR33 (бывший Epée), FR34 (бывший Lansquenet), FR35 (бывший Fleuret).

Основные орудия затопленного линкора «Прованс» были позже сняты и использованы в бывшей французской башенной батарее в Сен-Мандрье-сюр-Мер, охранявшей подступы к Тулону, вместо первоначальной крепости. орудия, саботированные их французскими экипажами. Установив четыре орудия 340 мм (13 дюймов), в 1944 году это укрепление более недели сражалось с многочисленными линкорами союзников, прежде чем было заглушено во время операции «Драгун».

Корабли потоплены

линкоры

Тендер на гидросамолет

Шлюпы

Destroyers

Тяжелые крейсера

Торпедные катера

Легкие крейсеры

Submari nes

  • Redoutable
  • Eurydice
  • Diamant
  • Thétis
  • Sirène
  • Vénus
  • Vengeur
  • Naïade
  • Паскаль
  • Эспуар
  • Ахерон
  • Френель
  • Кайман
  • Анри Пуанкаре
  • Галате
См. Также
Примечания и ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-07 07:04:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте