Архаическая триада

редактировать
Триада Юпитера, Марса и Квирина

The Архаическая триада - гипотетическая божественная триада, состоящая из трех якобы изначальных божеств, которым поклонялись на Капитолийском холме в Риме : Юпитер, Марс и Квирин. В более поздние времена эту структуру уже нельзя было четко обнаружить, и только ее следы были идентифицированы из различных литературных источников и других свидетельств. Многие ученые оспаривают достоверность этой идентификации.

Описание

Георг Виссова в своем руководстве по римской религии определил структуру как триаду на основании существования в Риме трех flamines maiores, которые несут службу этим три бога. Он заметил, что эта триадная структура преобладает во многих священных формулах, восходящих к древнейшему периоду, и отметил ее ключевую роль в определении ordo sacerdotum, иерархии достоинства римских священников: Rex Sacrorum, Flamen Dialis, Flamen Martialis, Flamen Quirinalis и Pontifex Maximus в порядке убывания достоинства и важности. Он заметил, что, поскольку такой порядок больше не отражал реальное влияние и отношения власти между священниками в более поздние времена, он должен был отражать иерархию самой ранней фазы римской религии.

Виссова определила наличие таких триада также в умбрийском ритуале Игувия, где только Иове, Марте и Вофионус удостоены эпитета Грабовиуса, и тот факт, что в Риме три майора фламинов особым образом вовлечены в культ богини Фидес.

Однако Виссова не стал проводить дальнейший анализ значения и функции структуры (которую он назвал Göttersystem), которую он идентифицировал.

Анализ Дюмезиля

Жорж Дюмезиль в различных работах, особенно в его «Архаической римской религии», выдвинул гипотезу о том, что эта триадная структура была пережитком общей протоиндоевропейской религии, основанный на трехфункциональной идеологии, созданной по образцу разделения этого архаического общества. Таким образом, высшим божеством будет небесный суверен, наделенный религиозными, магическими и юридическими полномочиями и прерогативами (связанный и связанный с королем и священническими сакральными знаниями в человеческом обществе), за которым в порядке достоинства следует божество, представляющее храбрость и военное мастерство ( связанных и связанных с классом воинов) и, наконец, божество, представляющее общие человеческие мирские ценности богатства, плодородия и удовольствия (связанных и связанных с классом экономических производителей). Согласно гипотезе, такая трехчастная структура должна была быть общей для всех индоевропейских народов, поскольку она широко распространена в религии и мифах от Индии до Скандинавии и от Рима до Ирландии. Однако он исчез из большинства обществ с доисторических времен, за заметным исключением Индии.

В ведической религии суверенная функция была воплощена Дьяусом Пита, а позже, по-видимому, разделились на два аспекта сверхъестественной и внушающей трепет всемогущей силы, воплощенной Варуной. и источник и хранитель справедливости и договоров, воплощенный Митрой. Индра воплощал военную функцию, а близнецы Ашвины (или Насатья) - функцию производства, богатства, плодородия и удовольствия. В человеческом обществе раджа и класс браминов представляли первую функцию (и пользовались высочайшим достоинством), класс воинов кшатриев представлял вторая функция и класс ремесленников и торговцев вайшья третья.

Точно так же в Риме Юпитер был верховным правителем небес и богом грома, представленным на Земле в виде рекса, царя (позже рекса сакрорума) и его заместителя Фламен Диалис, юридический аспект суверенитета воплощенный также Диусом Фидием, Марс был богом военной доблести и военным божеством, представленным его фламеном Мартиалисом; и Квирин, загадочный бог римского populus («народа»), организованного в куриях как гражданская и производительная сила, представленная Flamen Quirinalis.

Помимо анализа текстов, уже собранных Виссовой, Дюмезиль подчеркнул важность трехстороннего плана regia, культового центра Рима и официальной резиденции рекса. Согласно источникам и подтвержденным археологическими данными, он был разработан для размещения трех главных божеств - Юпитера, Марса и Опс, божества сельскохозяйственного изобилия, в трех отдельных комнатах.

В культ Фидес входили три Flamines Maiores: их вместе в крытой повозке несли к сакеллуму божества, и они совершали богослужение, закинув правую руку до пальцев в кусок белой ткани. Связь с божеством, основавшим божественный порядок (Фидес связан с Юпитером в его функции хранителя высшего юридического порядка) подчеркивает взаимные связи между ними и богами, которых они представляли, с высшим небесным порядком, чей загадочный характер был символически представлен в скрытом характере форм культа.

spolia opima были посвящены человеком, убившим короля или вождя врага в битве. Они были посвящены Юпитеру в случае, если римлянин был королем или его эквивалентом (консул, диктатор или tribunus militum consulari potestate), Марсу, если он был офицером, и Квирину, если он был обычным солдатом. Жертвенные животные тоже в каждом случае принадлежали соответствующему божеству, т.е. е. бык Юпитеру, пасьянс Марсу и ягненок-самец Квирину.

Кроме того, Дюмезил проанализировал культурные функции Flamen Quirinalis, чтобы лучше понять характеры этого божества. Одним из важных элементов было его участие в праздниках Consualia aestiva (лета), которые связывали Квирина с культом Consus и косвенно с Ops ( Ops Consivia). Другими праздниками, на которых служил этот фламен, были Робигалия, Квириналия, которую Дюмезил отождествляет с последним днем ​​Форнакалии, также названной stultorum feriae, потому что в этот день людям, которые забыли поджарить свою полбу в день, предписанный curio maximus для их собственной курии, была дана последняя возможность исправить положение, и Larentalia проведена в память о Ларунда. Эти религиозные обязанности показывают, что Квирин был гражданским богом, связанным с сельскохозяйственным циклом и каким-то образом поклонением римским предкам.

По мнению Дюмезиля, фигура Квирина стала размытой и начала подключаться к военной сфере из-за ранней ассимиляции с ним обожествленного Ромула, воюющего основателя и первого царя Рима. Совпадающим фактором, способствующим этой интерпретации, было то обстоятельство, что Ромул нес в себе качество близнеца, а Квирин соответствовал в теологии божественных близнецов, таких как индийский ашвин и скандинавский Вани. Получившаяся интерпретация была смешанной гражданской и военной, воинственной и мирной личностью бога.

Подробное обсуждение источников посвящено Дюмезилю демонстрации того, что они не поддерживают теорию аграрного Марса. Марс будет призываться как в Кармен Арвале, так и в молитве Катона как хранитель, вооруженный защитник полей и урожая. Он определенно не божество сельскохозяйственного изобилия и плодородия.

Также примечательно, что, согласно традиции, Ромул установил двойную роль и обязанности, гражданскую и военную, римского гражданина. Таким образом, отношения между Марсом и Квирином стали диалектическими, поскольку римляне регулярно переходили из состояния войны в состояние гражданского и наоборот. В годовом цикле этот отрывок отмечен обрядами Салиев, они сами разделились на две группы, одна посвящена культу Марса (Салий Палатини, созданный Нумой), а другая - Квирину (Салий). Collini, созданный Туллом Гостилием).

Архаическая триада с точки зрения Дюмезиля не была строго говоря триадой, это была скорее структура, лежащая в основе самой ранней религиозной мысли римлян, отражение общего индоевропейского наследия.

Эта группировка имеет интерпретируется как символическое представление раннего римского общества, в котором Юпитер, олицетворяющий ритуал и авгураль, авторитет Фламена Диалиса (верховного жреца Юпитера) и главных священнических колледжей, представляет класс священников, Марс с его военными и сельскохозяйственными функциями олицетворяет силу короля и молодой знати приносить процветание и победу с помощью симпатической магии с ритуалами, такими как Октябрьская лошадь и Луперкалия и Квирин, с его источником как обожествленной формой основателя Рима Ромула и его производным от co-viri («люди вместе»), представляющих объединенную военную и экономическую силу римский народ.

Согласно его трехфункциональной гипотезе, это разделение символизирует всеобъемлющие социальные классы «священник» (Юпитер), «воин» (Марс) и «фермер» или «гражданский человек» (Квирин). Хотя и Марс, и Квирин имели военный и сельскохозяйственный аспекты, что побудило более поздних ученых часто сравнивать эти два аспекта, несмотря на их четкое различие в древнеримских писаниях, Дюмезиль утверждал, что Марс представлял римских дворян в их солдатской службе, тогда как Квиринус представлял их в их гражданской деятельности. Хотя такое различие подразумевается в нескольких римских отрывках, например, когда Юлий Цезарь пренебрежительно называет своих солдат quirites («граждане»), а не milites (« солдат »), слово quirites к этому времени было отделено от бога Квирина, и вполне вероятно, что Квирин изначально имел даже более милитаристский аспект, чем Марс, но со временем Марс, частично через синтез с греческим богом Арес стал более воинственным, а Квирин стал более домашним по коннотации. Разрешить эти несоответствия и сложности трудно в основном из-за двусмысленной и неясной природы культа и поклонения Квирина; в то время как Марс и Юпитер оставались самыми популярными из всех римских богов, Квирин был более архаичным и непрозрачным божеством, значение которого со временем терялось.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 00:00:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте