В древнеримской религии Салий (, латинское : ) были «прыгающими жрецами» (от глагола saliō «прыгать, прыгать») Марса, как предполагалось, был представлен королем Нумой Помпилием. Это были двенадцать патрициев юношей, одетых как архаичные воины: вышитая туника, нагрудник, короткий красный плащ (paludamentum ), меч и головной убор с шипами, называемый вершиной. Они были обвинены в двенадцати бронзовых щитах, называемых ancilia, которые, как и микенский щит, напоминали восьмерку. Говорят, что один из щитов упал с неба во время правления царя Нумы, и по совету нимфы Эгерии, супруги Нумы, которая пророчествовала, было сделано одиннадцать копий, чтобы защитить личность священного щита. что где бы этот щит ни был сохранен, люди будут доминирующими людьми на земле.
Каждый год в марте Салий совершали процессию по городу, танцуя и распевая Кармен Салиаре. Овидий, рассказывающий историю Нумы и небесных анцилий в своем Фасти (3.259–392), обнаружил, что гимн и салианские ритуалы устарели и трудны для понимания. Во время принципата, декретом Сената, в песню было вставлено имя Август (Res Gestae 10). Завершили день банкетом. Saliaris cena стал пословицей роскошным пиршеством.
король Тулл Гостилий, как говорят, учредил еще коллегию Салиев во исполнение клятвы, данной им во второй войне с Фиденами и Вейями. Этих Салиев также было двенадцать, выбранных из патрициев, и, похоже, они были посвящены служению Квирину. Их называли Salii collini, Agonales или Agonenses .
Неясно, была ли основная цель ритуала защищать римскую армию, хотя это традиционное Посмотреть.
Салиям иногда приписывают начало и завершение военного цикла, который продлится с марта по октябрь.
В дополнение к мифу об анцилах, В греческих и латинских источниках предлагается несколько других объяснений основания священства. Происхождение этрусков приписывается основанию царем Вейя. Салиям также дается происхождение в связи с Дарданом и самофракийцем Ди Пенатом, а также Салием, который прибыл в Италию с Эвандером. и в Энеида участвовала в похоронных играх из Анхис. Действительно, в книге VIII Энеиды, в то время как в земле царя Эвандера Эней развлекается Салиями во время пира, которые отмечают славу и праздники of Геркулес.
Древние авторы, цитируемые Мавром Сервием Гоноратом и Макробием, записали, что Салии существовали в Тибуре, Тускуле и Вейи еще до их создания в Риме.
Нет единого постоянного описания ритуалов Салиев в течение марта месяца из одного из античные авторы, и факты необходимо восстанавливать из многократных упоминаний в различных произведениях; однако есть веские основания полагать, что процессия на самом деле могла длиться полные 24 дня, с 1 марта, открывшего фестиваль, до 24 марта, которое закрыло его, причем процессия перемещалась с одной станции на другую каждый день, а некоторые пирушки проводились каждый вечер ; полную оценку можно найти у Smith, Wayte, Marindin (1890).
Классический филолог Георг Wissowa утверждал, что ритуал Салиев - это военный танец или танец с мечами, а их костюмы явно указывают на их военное происхождение.
Жорж Дюмезиль интерпретировал ритуалы салиев как знаменующие начало и конец ежегодного военного сезона. Открытие будет совпадать с днем Agonium Martiale 19 марта, а закрытие - с днем Armilustrium 19 октября. Первая дата также упоминалась как ancilia movere, «перемещать ancilia», а второй - как ancilia condere, «хранить (или скрывать) ancilia».
Дюмезиль рассматривает две группы Салиев - одну, представляющую Марс, а другую Квирина, - как диалектическую взаимосвязь, показывающую взаимозависимость военных и экономических функций в римском обществе.
Поскольку самый ранний римский календарь начинался с мартовского месяца, Герман Усенер думал, что церемонии ancilia movere были ритуалом изгнания старого года, представленного таинственной фигурой из Мамурия Ветурия, чтобы освободить место новому богу Марсу, рожденному 1 марта. В мартовских ид человека, которого ритуально называли Мамурием Ветурием, избили длинными белыми палками в sacrum Mamurii, по мнению Усенера, как форма козла отпущения. Мамуриус был мифическим кузнецом, который выковал одиннадцать копий оригинального божественного щита, упавшего с неба.
Согласно Усенеру и Людвигу Преллеру Марс будет богом войны и плодородия, в то время как Мамуриус Ветуриус имел бы в виду «Старый Марс». Марс - сам танцор и глава салианских танцоров, молодых патрициев, чьи родители были живы (patrimi и matrimi). Виссова сравнивает салиев с благородной юношей, танцующей Lusus Troiae. Таким образом, ритуальный танец салиев будет объединением инициации во взрослую жизнь и войны с ритуалом козла отпущения (см. Также Pharmakos ).
Другие ученые XIX века сравнили ритуалы Салиев с ведическими мифами Индры и Марутов.
Секст Помпей Фест делает озадачивающую ссылку на «салианских дев» (saliae virgines). Эти девушки, одетые в paludamentum и остроконечную вершину салиев, использовались для помощи коллегии понтификов в проведении жертвоприношений в Regia. Было высказано предположение, что отрывок из Феста описывает инициацию трансвестита. В более раннем объяснении говорилось, что девушки играли роль отсутствующих воинов в той или иной форме умилостивления. Значение слова «нанятые» неясно.