Фламен Квириналис

редактировать
Первосвященник Квирина в Древнем Риме

В древнеримской религии, Фламен Квириналис был фламеном или верховным жрецом бога Квирина. Он был одним из трех майоров фламинов, третьим по значимости после Flamen Dialis и Flamen Martialis. Как и два других первосвященника, он подвергался многочисленным ритуальным табу, таким как запрет касаться металла, верховой езды или ночевки за пределами Рима.

Теология Квирина сложна и трудна для интерпретации. С давних времен его отождествляли с обожествленным Ромулом, который изначально, кажется, разделял некоторые общие богословские и мифологические элементы с Квирином.

Содержание

  • 1 Ритуальные функции
    • 1.1 Consualia Aestiva
    • 1.2 Робигалия
    • 1.3 Ларенталия
  • 2 Квириналия
  • 3 Связь с трехфункциональной гипотезой Дюмезила
  • 4 Отождествление Брелихом Ромула с Квирином как мифический архетип примитивной религии
  • 5 Источники

Ритуальные функции

Фламен Квириналис председательствовал как минимум на трех фестивалях: Консуалия Эстива 21 августа, Робигалия 25 апреля и Ларенталия 23 декабря. Помимо этих фестивалей, фестиваль самого Квирина, Квириналия, почти наверняка потребует участия фламена Квириналиса. Quirinalia проводились 17 февраля и должны быть одними из старейших ежегодных римских фестивалей.

Все эти фестивали были посвящены культу божеств выдающейся древности: Консус был описан как бог хранимого зерна (от condere до хранения зерна в подземном амбаре или хранилищах Робигус был злым духом, который мог вызвать плесень и таким образом повредить растущую пшеницу. Ларента была фигурой, связанной с древними легендарными временами Рима или с основанием самого города.

Консуалия Эстива

Во время Консуалии Эстива фламен Квириналис и весталки принесли жертву у подземного алтаря Консуса в Большом цирке. Четыре дня спустя весталки приняли участие в обрядах праздника Опс, богини сельскохозяйственного изобилия, Опиконсивии. Это мероприятие также было связано с Консусом и проводилось в Regia форума, где у Ops была очень священная часовня, открытая только для pontifex maximus и весталок.

Робигалия

Робигалия 25 апреля потребовала жертвенного приношения крови и внутренностей щенка, а также, возможно, внутренностей овцы. Обряд прошел около пятой вехи дороги Виа Клавдия. Овидий рассказывает о лукусе (роще) на этом месте и о длинной молитве, произнесенной фламеном Квириналисом.

Ларенталия

Ларенталия 23 декабря была актом погребального культа. в память о Ларунде или Ларентии. На месте ее предполагаемой гробницы на Велабруме была принесена жертва. Она была не богиней, а своего рода героиней, с двумя противоречивыми легендами:

В первом рассказе (и, вероятно, старшем) Ларентия - куртизанка, у которой были стать сказочно богатым, проведя ночь в святилище Геракла. Позже она даровала свое состояние римскому народу при условии, что обряд, названный в ее честь, будет проводиться ежегодно.

Во втором рассказе она - Ромула и кормилица Ремуса, также считающаяся матерью Братства Арвалес и волчицей. Геллий в подробном отрывке о Ларентии делается особая ссылка на фламен Квириналис. Макробиус ссылается на присутствие безымянного фламена, «пер фламинема». Этот фламен не мог быть ни Dialis, ни Martialis, не говоря уже о minores, учитывая природу parentatio (похоронный обряд) фестиваля, оставляя только Quirinalis в качестве вероятных фламенов, упомянутых Макробиусом.

Квириналия

Квириналия произошла 17 февраля по римскому календарю (XIII Kal. Mart.).

Некоторые ученые связывают Квириналии с годовщиной убийства Ромула его подданными на основе календаря Полемия Сильвия и Овидия, где рассказывается история апофеоза Ромула, и соответственно интерпретировать фестиваль как погребальный parentatio.

Дюмезил, с другой стороны, отмечает, что во всех других источниках дата этого события - 7 июля (Nonae Caprotinae ). О подобном ритуале нет и в древних источниках.

Он выдвигает другую интерпретацию, основанную на том факте, что единственный религиозный ритуал, записанный для этого дня, - это stultorum feriae, то есть последний день Fornacalia. Раньше этот праздник отмечался каждой из тридцати курий отдельно. Следовательно, у Форнакалии не было фиксированной даты, и они не упоминались в календарях. Каждый год curio maximus устанавливал дни для каждой курии. Однако тем, кто пропустил свой день (тупым, скучным), был предоставлен дополнительный выходной, чтобы коллективно исправить положение. Фест и Плутарх заявляют, что stultorum feriae на самом деле были Quirinalia. Их утверждение кажется Дюмезилю приемлемым по двум причинам:

  1. Если бы это было не так, то ни один римский писатель не дал никаких указаний на их содержание. Это крайне маловероятно, поскольку в Риме религиозные ритуалы часто переживали свое богословское обоснование.
  2. Stultorum feriae прекращает организованную деятельность курий в Форнакалии, и это является гарантией их древности.

Предполагаемая Дюмезилом связь между фламеном Квириналис и деятельностью, регулируемой куриями, важна, поскольку поддерживает интерпретацию Квирина как бога римского гражданского общества. На самом деле курии были самой маленькой группой римского общества.

Наиболее вероятная этимология курии, по мнению многих ученых, уходит корнями в * co-viria, а quirites - в * co-virites.

Богиням поклонялись вместе с Квирином: Геллий пишет, что читал в книге, что и Виритов призывали в молитвах в связи с богом. Вириты, женщина Квирина paredrae, должны быть выражением виртууса бога, в случае Квирина, а именно олицетворением людей, составляющих римское общество как граждан, таким же образом, как, например, Нерио, паредра Марса, должно быть, олицетворение военной доблести.

Следовательно, Квирин был бы римским гомологом соответствующего последнего составляющего бога высшей божественной триады среди всех италийских народов, например, из Таблиц игувинов, имя которого также интерпретировалось как термин, означающий увеличивающий народ (либо от Лойфера, либо от Лютера, сокращение от греческого Eleutheros) или просто людей, связанных с немецким Leute. Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что два первых имени бога в Игувиуме идентичны своим римским аналогам (Jov- и Mart-) и грамматически были существительными, в то время как имя Vofiono- является производным от корня существительного в no-, просто как * Co-virino. Более того, филологи Виттор Пизани и Эмиль Бенвенист предложили вероятную этимологию для Vofiono-, которая делает его эквивалентом * Co-virino: Leudhyo-no.

Связь с трехфункциональной гипотезой Дюмезила

Консуалия, Робигалия, Ларенталия и последний акт Форнакалии (Квириналия) - это религиозные ритуалы, выполняемые фламеном Квириналисом . Если бы римские традиции были сохранены, а не адаптированы заново, эти ритуалы должны были отражать самую древнюю и оригинальную природу бога Квирина. Фестивали связывают его с пшеницей на трех важных и потенциально опасных стадиях ее роста, хранения и консервации. Таким образом, Quirinus относится к основным продуктам питания. Он сотрудничает с богом Консусом, о чем свидетельствует роль его фламена в Consualia, чтобы обеспечить воспитание римского народа.

Существует также связь между функцией фламенов Quirinalis в Quirinalia и функционированием организованного римского общества, что выражается в роли, которую играют курии в Fornacalia. На самом деле курии были самой маленькой ячейкой древнеримского общества. Роль фламена Квириналиса в Ларенталии также значительна. В двух легендах о Ларентии она - фигура, связанная с воспитанием, изобилием сельского хозяйства и богатством. Она воспитывает божественных близнецов, является матерью Фратрес Арвалес, исполнителей земледельческого обряда умилостивления Амбарвалия, и наделяет богатством своих наследников и образных детей. Ее история намекает на связь сексуального удовольствия и богатства. В интерпретации Дюмезиля это имеет отношение к индоевропейскому мифу о божественных близнецах, но связь Ромула с царством и войной не обязательно является частью первоначальная концепция Квирина.

Согласно Думезилу богословский характер бога, отраженный в функциях его фламена, отсюда гражданский и социальный, связанный с воспитанием, плодородием, изобилием, богатство и удовольствие. Эти особенности делают его главным из всех богов того, что он определяет как третью функцию в индоевропейских религиях.

Отождествление Брелихом Ромула с Квирином как мифического архетипа первобытной религии

Итало-венгерский историк религии Анджело Брелих выдвинул гипотезу, которая могла бы объединить все плохо изученные элементы религиозных традиций, касающихся Ромул и Квирин. Он утверждает, что маловероятно, что эти две фигуры были объединены на более позднем этапе развития легенды, но на самом деле они были одним целым с самых древних времен. Этот взгляд позволяет нам понять, почему Форнакалия, праздник поджаривания спельты, также была одной из традиционных дат убийства Ромула: согласно этой традиции, царь был убит патрами, его тело было расчленено, и каждый кусок его похоронили на собственных участках земли. Брелих видит в этом эпизоде ​​четкое отражение мифической темы, обнаруженной в примитивной религии и известной как архетип божества Дема (от персонажа Хайнувеле, впервые описанного немецким этнологом Адольф Эллегард Йенсен ). По такой схеме героя-основателя убивают и расчленяют, его труп превращается в основной продукт питания его собственного этноса.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 08:01:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте