Альбомный рок (AOR ) - это Американский FM радиоформат с акцентом на альбом треков рок исполнителей. AOR произошел от хард-рока и радио прогрессив-рока в середине 1970-х, используя исследования и формальное программирование для создания рок-формата альбома с большей коммерческой привлекательностью.
Корни формата рок-радио, ориентированного на альбомы, начинаются с программных концепций, уходящих корнями в идеализм 1960-х годов. Форматы произвольной формы и прогрессивный разработали репертуар и задали тон, который будет доминировать в плейлистах AOR на протяжении большей части периода его расцвета.
В июле 1964 года Федеральная комиссия по связи (FCC) США приняла правило недопущения дублирования, запрещающее FM-радиостанциям просто запускать одновременную передачу программ со своих Аналоги AM. Владельцы аффилированных станций AM / FM энергично боролись с этими новыми правилами, отложив вступление в силу новых правил до 1 января 1967 года. Когда они, наконец, вступили в силу, владельцы станций были вынуждены придумать альтернативные варианты программирования.
Формат произвольной формы в коммерческом радио родился из желания недорого программировать радиоволны FM. Такие программисты, как Том Донахью из KMPX в Сан-Франциско, разработали станции, на которых ди-джеи могли свободно играть длинные музыкальные наборы, часто охватывающие множество жанров. Песни не ограничивались хитами или синглами ; действительно, ди-джеи часто играли малоизвестные или более длинные треки более новых или более предприимчивых артистов, чем слышали на Top 40 станций дня. Это отразило рост альбомов в отличие от синглов в качестве основного артистического средства самовыражения рока в 1960-х и 1970-х годах.
За некоторыми исключениями, коммерческий freeform просуществовал относительно недолго. По мере того как все больше и больше слушателей приобретают FM-радио, ставки для станций становились все выше, чтобы привлечь долю рынка, чтобы они могли продавать больше рекламы по более высокой цене.
К 1970 году многие станции переходили на установление правил программирования с «часами» и системой «вращения ». С этим сдвигом форматы станций в начале 1970-х теперь были объявлены как прогрессивные. Ди-джеи по-прежнему вносили большой вклад в музыку, которую они играли, и выбор был глубоким и эклектичным, от фолка до хард-рока с другими стилями, такими как джаз-фьюжн, иногда добавляемыми.
В октябре 1971 года WPLJ в Нью-Йорке начали переводить свой прогрессив-рок произвольной формы в более жестко отформатированный рок-формат, ориентированный на хит, аналогичный тому, что позже стали известны как альбомно-ориентированный рок. Материнская компания WPLJ ABC установила аналогичные форматы на всех своих FM-станциях, включая KLOS в Лос-Анджелесе и WRIF в Детройте. В 1973 году Ли Абрамс, ранее работавший в WRIF, успешно установил аналогичный формат, позже известный как SuperStars, в WQDR в Роли, Северная Каролина.
В 1972 году Рон Джейкобс, программный директор в KGB-FM в Сан-Диего, начал использовать подробные исследования слушателей и расширенные списки воспроизведения при переключении станция top 40 в сторону формата прогрессив-рок. Тем временем на конкурирующей станции КПРИ программный директор Майк Харрисон аналогичным образом применил 40 лучших концепций к прогрессивному формату, который он назвал «альбомно-ориентированным роком».
В середине 1970-х гг. программные директора начали больше контролировать, какие песни воспроизводятся в эфире, прогрессивные станции превратились в ориентированный на альбом рок формат. Станции по-прежнему проигрывали более длинные песни и глубокие треки из альбома (а не только синглы ), но директора программ и консультанты взяли на себя большую роль в выборе песен, как правило, ограничивая трансляцию всего несколькими " сосредоточить внимание на треках "из определенного альбома и сосредоточиться на артистах с более гладким" коммерческим "звучанием, чем то, что было представлено несколькими годами ранее. Известный ди-джей "Kid Leo " Travagliante из влиятельной станции WMMS из Кливленда заметил изменения в интервью 1975 года: «Я думаю, что 60-е заканчиваются примерно сейчас. Теперь мы действительно начинаем 70-е. Акцент снова смещается на развлечения, а не на «актуальность»... На самом деле, я бы не стал называть нашу станцию прогрессивным радио. Это устарело. Я называю это радио. Но я слышал хорошее слово в торговле, AOR. Это рок, ориентированный на альбомы. Это название 70-х ».
Консультанты по радио Кент Беркхарт и Ли Абрамс оказали значительное влияние на программирование AOR. Начиная с середины 1970-х годов они начали заключать контракты с более чем 100 станциями к 1980-м годам. Абрамс разработал формат под названием SuperStars, впервые представив его на WQDR, и был очень успешным в обеспечении высоких оценок. Формат SuperStars был основан на обширных исследованиях и ориентирован на самых популярных исполнителей, таких как Fleetwood Mac и Eagles, а также включал более старые материалы этих художников. Хотя его формат SuperStars не был таким жестким, как радио Top 40, он был значительно более ограничен, чем радио в свободной форме или прогрессивное радио. Их фирма консультировала директоров программ для значительного сегмента станций AOR по всем США.
К концу 1970-х годов радио AOR отказалось от широкого диапазона ранее охваченных жанров, чтобы сосредоточиться на более узком определении рок-звучания. Случайные фолк, джаз и блюз стали более редкими, и большинство чернокожих артистов были фактически исключены из трансляции. В то время как ранее исполнители соул, фанк и RB, такие как Стиви Уандер, Вар, Слай Стоун и другие, отстаивали формат, AOR больше не представлял эти стилей и выступил против диско. В 1979 году Стив Даль из WLUP в Чикаго уничтожил записи дискотек в своем радиошоу, кульминацией чего стала печально известная Disco Demolition Night в Comiskey Park.
Что связывает форматы freeform, прогрессив и AOR, так это преемственность рок-исполнителей и песен, пронизывающих каждую фазу. Программисты и ди-джеи свободной формы и прогрессивной фазы продолжали культивировать репертуар рок-музыки и стиля ее подачи, которые легли в основу AOR и радио классического рока. Те станции AOR, которые решили остаться «демографически укоренившимися», стали станциями классического рока, отказавшись от новых групп и стилей, от которых их старшие слушатели могли не слышать. Те, кто не перерос в классический рок, как правило, старались удержать своих старших слушателей осторожным перерывом, играя большое количество классического рока в течение рабочей смены с 9 до 5, в то время как новый материал играл ночью, когда база слушателей сместилась моложе.
Большинство форматов радио основаны на выборочной, жесткой ротации хит-синглов. Лучшим примером является Top 40, хотя другие форматы, такие как country, soft jazz и urban, используют одни и те же базовые принципы, самые популярные песни повторяются каждые два-шесть часов, в зависимости от их места в ротации . Как правило, существует строгий порядок или список, которому нужно следовать, и ди-джей не принимает решения о том, какие композиции будут воспроизводиться.
AOR, хотя и основанный на концепции ротации, сфокусирован на альбоме в целом (а не на синглах). В начале 1970-х многие ди-джеи имели свободу выбора трека (треков) для воспроизведения данного альбома , а также свободу выбора в том, в каком порядке воспроизводить записи. Следовательно, радио AOR предоставило широкое распространение трекам альбомов, которые никогда не становились хитами в чартах записей, ограниченных синглами; Billboard, например, не устанавливал чарт для треков альбомов до 1981 года.
Позже, в 1970-х, форматы AOR стали более жесткими, и выбор песен сместился на программный директор или музыкальный руководитель, а не ди-джей. Тем не менее, когда станция AOR добавляла альбом в ротацию, они часто сосредотачивались на нескольких треках одновременно, а не играли синглы, поскольку они были выпущены по отдельности.
В начале 1980-х годов радио AOR подверглось критике со стороны Black Music Association, торговой ассоциации и других отраслевых обозревателей за отсутствие черных артистов, включенных в их программирование. Программисты AOR ответили, что отсутствие разнообразия является результатом возросшей специализации радиоформатов, обусловленной рейтингами и демографией аудитории. В 1983 году неоспоримый успех альбома Майкла Джексона Thriller заставил некоторые станции AOR смягчить свою позицию, добавив песню Джексона «Beat It », в которую вошли Эдди Ван Хален, в свои плейлисты. В то же время другие черные артисты также вторглись в радио AOR - "Маленький красный корвет " принца, Эдди Гранта "" Electric Avenue "и" Beat It "дебютировали в чарте Billboard Top Tracks на той же неделе в апреле 1983 года и в течение оставшейся части 1980-х Джон Батчер, Трейси Чепмен, Living Color, Prince и Ленни Кравиц действительно смогли получить трансляцию AOR разного масштаба.
В 1980-х некоторые радиостанции AOR добавили глэм-метал группы, такие как Mötley Crüe и Bon Jovi, в то время как другие приняли современный рок, такие как Fixx, INXS и U2. Но к концу десятилетия станции AOR играли все меньше и меньше новых исполнителей, а рост гранжа, альтернативы и хип-хопа ускорил исчезновение рок-формата, ориентированного на альбомы. К началу 1990-х многие станции AOR перешли исключительно на формат классический рок или перешли на другие текущие форматы с некоторым подходом AOR: