Крушение B-52 на авиабазе Туле 1968 года - 1968 Thule Air Base B-52 crash

редактировать
Авиационное происшествие 1968 года

Крушение B-52 на авиабазе Туле 1968 года
Боинг B-52G в полете 061026-F-1234S-021.jpg A B-52G, похожий на тот, что разбился на авиабазе Туле
Несчастный случай
Дата21 января 1968 года
Краткое содержаниеПожар во время полета
Зона7,5 миль (12,1 км) к западу от авиабазы ​​Туле (ранее Питуффик ), Гренландия. 76 ° 31′40 ″ N 69 ° 16′55 ″ Вт / 76,52778 ° с.ш., 69,28194 ° Вт / 76,52778; -69,28194 Координаты : 76 ° 31'40 ″ N 69 ° 16'55 ″ W / 76,52778 ° N 69,28194 ° W / 76,52778; -69.28194
Самолет
Тип самолетаB-52G Stratofortress
Оператор, Стратегическое воздушное командование, ВВС США
Регистрация 58-0188
Место происхожденияБаза ВВС Платтсбург
Пункт назначенияБаза ВВС Платтсбург
Пассажиры0
Экипаж7
Погибшие1
Выжившие6

21 января 1968 г. авария (иногда известная как дело Туле или авария Туле (); датский : Thuleulykken) с участием ВВС США (USAF) Бомбардировщик B-52 произошел около авиабазы ​​Туле на датской территории Гренландия. Самолет нес четыре термоядерные бомбы B28FI во время боевой миссии холодной войны «Chrome Dome » над Баффиновым заливом, когда пожар в кабине заставил экипаж покинул самолет до того, как они смогли совершить аварийную посадку на авиабазе Туле. Шесть членов экипажа благополучно катапультировались, но один, у которого не было катапультируемого сиденья, погиб при попытке спастись. Бомбардировщик упал на морской лед в North Star Bay, Гренландия, в результате чего обычные взрывчатые вещества на борту взорвались, а ядерный груз разорвался и рассеялся, что привело к радиоактивному загрязнению.

США и Дания начали интенсивную операцию по очистке и восстановлению, но вторичная стадия одного из ядерных боезарядов не могла быть учтена после завершения операции. ВВС США Стратегическое воздушное командование Операции по «хромированному куполу» были прекращены сразу после аварии, что подчеркнуло безопасность и политические риски миссий. Были пересмотрены процедуры безопасности, и были разработаны более стабильные взрывчатые вещества для использования в ядерном оружии.

В 1995 году в Дании разразился политический скандал после того, как в отчете выяснилось, что правительство негласно дало разрешение на размещение ядерного оружия в Гренландии в нарушение политики Дании 1957 года о безъядерной зоне.. Рабочие, участвовавшие в программе очистки, выступали за компенсацию радиационных заболеваний, с которыми они столкнулись в годы после аварии.

Содержание
  • 1 Миссия Thule Monitor
  • 2 Сломанная стрела
  • 3 Проект Хребет Лед
  • 4 Последствия
    • 4.1 Операция Хром Купол
    • 4.2 Безопасность оружия
    • 4.3 Политическая политика "Тулегейта" скандал
    • 4.4 Требования компенсации работникам
    • 4.5 Научные исследования
    • 4.6 Обзор рассекреченных документов
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Сноски
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Журналы и отчеты
    • 8.3 Интернет-источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Thule Monitor Mission
На горизонте вырисовываются силуэты четырех металлических конструкций с куполом слева, выглядящим как мяч для гольфа антенны BMEWS в Thule с современной сетью спутникового управления обтекатель справа

В 1960 году СШАФ Стратегическое воздушное командование (SAC) начало операцию «Хромированный купол », Холодная Война программа воздушно-десантной боевой готовности, разработанная генералом Томасом С. Пауэром для доставки ядерных бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress к границам Советского Союза. Полеты были запланированы таким образом, чтобы двенадцать бомбардировщиков находились в воздухе постоянно. Эти бомбардировщики давали САК возможность наступления в случае советского первого удара и обеспечивали значительный потенциал ядерного сдерживания холодной войны. Начиная с 1961 года, бомбардировщики B-52 также тайно летали в рамках миссии «Hard Head» (или «Thule Monitor Missions») над авиабазой Туле. Целью "Hard Head" было постоянное визуальное наблюдение за стратегически важной системой раннего обнаружения баллистических ракет (BMEWS), которая обеспечивала раннее предупреждение о пусках советских ракет. Если линия связи между Североамериканским командованием аэрокосмической обороны и базой была прервана, экипаж самолета мог определить, было ли прерывание результатом атаки или технического сбоя. Миссия по мониторингу началась, когда указанный самолет достиг точки пути в 75 ° 0'N 67 ° 30'W / 75,000 ° N 67,500 ° W / 75,000; -67,500 в Баффинова заливе и вошел в зону ожидания в виде восьмерки над авиабазой на высоте 35000 футов (11000 м).

Карта Гренландии, показывающая e location of Thule on its northwestern shore Авиабаза Туле Авиабаза Туле Баффинова залив Баффинова залив Гренландия

В 1966 году министр обороны США Роберт Макнамара предложил сократить полеты «Chrome Dome», потому что система BMEWS была полностью работоспособна, бомбардировщики были сокращены из-за ракет и 123 миллиона долларов (969 долларов) миллионов по состоянию на 2020 год) можно было бы сэкономить. SAC и Объединенный комитет начальников штабов выступили против этого плана, поэтому был достигнут компромисс, согласно которому меньшие силы из четырех бомбардировщиков будут находиться в боевой готовности каждый день. Несмотря на сокращение программы и риски, выявленные аварией Palomares B-52 в 1966 году, SAC продолжала использовать один из самолетов для наблюдения за авиабазой Туле. Это задание было без ведома гражданских властей в Соединенных Штатах, которые, по мнению SAC, не имели «необходимости знать » о конкретных оперативных точках.

Broken Arrow

21 января 1968 года B-52G Stratofortress, серийный номер 58-0188, с позывным "HOBO 28" с базы ВВС США Платтсбург, Нью-Йорк, получил задание "Hard Head" Туле и окрестности Баффинова залив. Экипаж бомбардировщика состоял из пяти постоянных членов экипажа, включая капитана Джона Хауга, командира самолета. Также на борту находились запасной штурман (капитан Кертис Р. Крисс) и обязательный третий пилот (майор Альфред Д'Марио).

Перед взлетом Д'Марио положил на борт три покрытые тканью поролоновые подушки. вентиляционное отверстие под сиденьем штурмана-инструктора в кормовой части нижней палубы. Вскоре после взлета под сиденье подложили еще одну подушку. Полет проходил без происшествий до плановой дозаправки в воздухе от KC-135 Stratotanker, которую пришлось проводить вручную из-за ошибки автопилота B-52G. Примерно через час после дозаправки, когда самолет кружил над обозначенной зоной, капитан Хауг приказал второму пилоту Свитенко отдохнуть. Его место занял запасной пилот Д'Марио. Экипажу было неудобно из-за холода, хотя реостат нагревателя был включен, поэтому Д'Марио открыл спускной клапан двигателя, чтобы втянуть дополнительный горячий воздух в нагреватель из коллектора двигателя.. Из-за неисправности обогревателя воздух почти не охладился, пока двигался от коллектора двигателя к каналам обогрева кабины. В следующие полчаса в кабине стало неуютно жарко, и сложенные подушки воспламенились. После того, как один из членов экипажа сообщил о запахе горящей резины, они начали искать огонь. Штурман дважды обыскал нижний отсек, прежде чем обнаружил огонь за металлическим ящиком. Он попытался бороться с ним двумя огнетушителями, но не смог его потушить.

Аэрофотоснимок авиабазы ​​Туле на фоне залива Норт-Стар. Сухопутные массивы покрыты снегом, но бухта не замерзла. Авиабаза Туле на переднем плане с заливом Норт-Стар, который был покрыт морским льдом во время аварии, на заднем плане

В 15:22 EST, примерно через шесть часов полета и в 140 км к югу от авиабазы ​​Туле, Хауг объявил чрезвычайную ситуацию. Он сообщил Туле авиадиспетчерской службе, что на его борту произошел пожар, и попросил разрешения выполнить аварийную посадку на авиабазе. В течение пяти минут огнетушители самолета были израсходованы, электроэнергия была отключена, и кабина была заполнена дымом до такой степени, что пилоты не могли считывать показания приборов. Когда ситуация ухудшилась, капитан понял, что не сможет посадить самолет, и сказал экипажу приготовиться покинуть его. Они ждали сообщения от Д'Марио, что они летели над землей, и когда он подтвердил, что самолет находился прямо над огнями авиабазы ​​Туле, четыре члена экипажа катапультировались, а вскоре за ними последовали Хауг и Д'Марио. Второй пилот Леонард Свитенко, отказавшийся от катапультируемого кресла, когда его сменил запасной пилот, получил смертельную травму головы, когда пытался выбраться через один из нижних люков.

Беспилотный самолет сначала продолжал движение на север, затем повернул налево на 180 ° и в 15:39 EST врезался в морской лед в бухте Норт-Стар под относительно небольшим углом в 20 градусов - примерно в 7,5 миль (12,1 км) к западу от авиабазы ​​Туле. Обычные фугасные (HE) компоненты четырех термоядерных бомб 1,1 мегатонны B28FI взорвались при ударе, разбросав радиоактивный материал на большой площади. аналогично грязной бомбе. «Слабые звенья» в конструкции оружия гарантировали, что ядерный взрыв не сработает. Сильная жара, вызванная сгоранием 225000 фунтов (102 т) авиационного топлива в течение пяти-шести часов после аварии, растопила ледяной щит, в результате чего обломки и боеприпасы опускались на дно океана.

Черно-белая фотография летчика в бомбардировочной куртке, которого двое мужчин помогают пройти. Стрелок ( В центре), SSgt Calvin Snapp, спасен после того, как выбросил на лед инуитов вокруг базы, работавшей с ВВС США, чтобы добраться до места крушения B-52. Сани были единственным способом добраться до места крушения.

Хауг и Д'Марио спрыгнули с парашютом на территорию авиабазы ​​и вступили в контакт с командиром базы с интервалом в десять минут друг от друга. Они сообщили ему, что по крайней мере шесть членов экипажа успешно катапультировались, и что на борту самолета было четыре ядерных боеприпаса. Для проведения поисково-спасательных работ оставшихся членов экипажа был набран вне дежурный персонал. Из-за экстремальных погодных условий, арктической темноты и непроходимых льдов база в значительной степени полагалась на представителя Туле из Королевского торгового департамента Гренландии Министерства Гренландии Йенса Зинглерсена, который занимался поиском и проводил поиски с использованием местных упряжных упряжек. Трое из оставшихся в живых приземлились в пределах 1,5 миль (2,4 км) от базы и были спасены в течение двух часов. За свои первоначальные действия и последующие заслуги Зинглерсен получил 26 февраля 1968 года медаль за исключительную гражданскую службу военно-воздушных сил от посла США К. Э. Уайта. Капитан Крисс, который катапультировался первым, приземлился в 6 милях (9,7 км) от базы - он оставался потерянным на льдине в течение 21 часа и перенес переохлаждение при температуре -23 ° F (-31 ° C).) температуры, но он выжил, закутавшись в парашют.

Аэрофотосъемка места крушения сразу после этого показала только шесть двигателей, шину и мелкие обломки на почерневшей поверхности льда. Авария была обозначена как Broken Arrow, или авария с применением ядерного оружия, но не представляющая опасности войны.

Project Casted Ice
Аэрофотоснимок место крушения, показывающее длинную черную отметку, похожую на чернильное пятно на белой бумаге Аэрофотоснимок почерневшего льда в место крушения, с точкой удара вверху Стенограмма подробностей аварии Исполнительного заседания перед Объединенным комитетом по атомной энергии Конгресса США 20 марта 1968 г.

В результате взрыва и пожар уничтожил многие компоненты, которые были разбросаны по территории размером 1 миля (1,6 км) на 3 мили (4,8 км). Части бомбового отсека были обнаружены в 2 милях (3,2 км) к северу от зоны удара, что указывает на то, что самолет начал разрушаться до удара. Лед был разорван в точке удара, временно обнажив зону морской воды диаметром около 160 футов (50 м); льдины в этом районе были разбросаны, перевернуты и смещены. К югу от зоны удара было видно почерневшее пятно размером 400 футов (120 м) на 670 м (670 м), где сгорело топливо от самолета - эта зона была сильно загрязнена авиацией JP-4 топливо и радиоактивные элементы, в том числе плутоний, уран, америций и тритий. В районе зарегистрированы уровни плутония до 380 мг / м3.

Радиоактивные материалы на месте аварии
Нуклиды Период полураспада Тип излучения
Тритий 12 летБета
Уран-234 250 000 летАльфа
Уран-235 700 миллионов летАльфа
Уран-238 4,5 миллиарда летАльфа
Плутоний-239 24000 летАльфа
Плутоний-240 6600 летАльфа
Плутоний-241 14 летБета
Америций-241 430 летАльфа / Гамма

Американские и датские официальные лица немедленно запустили «Проект Хохлатый лед» (неофициально известный как «Доктор Фризелов»), операция по очистке с целью удаления мусора и предотвращения ущерба окружающей среде. Несмотря на холодную, темную арктическую зиму, было значительное давление, чтобы завершить операцию по очистке, прежде чем морской лед растает весной и выпадет в море новые загрязнения.

Лагерь Ханзикер был установлен на месте аварии

Погодные условия на участке были экстремальными; средняя температура составляла -40 ° F (-40 ° C), временами опускаясь до -76 ° F (-60 ° C). Эти температуры сопровождались ветрами до 89 миль в час (40 м / с). Оборудование имело высокую частоту отказов, а батареи работали более короткие периоды на морозе; операторы модифицировали свои научные инструменты, чтобы аккумуляторные блоки можно было носить под одеждой, чтобы продлить срок их службы. Операция проводилась в арктической темноте до 14 февраля, когда постепенно начал появляться солнечный свет.

Базовый лагерь (названный «Кэмп Ханзикер» в честь Ричарда Овертона Ханзикера, Генерал ВВС США, ответственный за операцию) был создан на месте крушения; он включал вертолетную площадку, иглу, генераторы и средства связи. «Нулевая линия», очерчивающая область размером 1 милю (1,6 км) на 3 мили (4,8 км), в которой можно было измерить загрязнение альфа-частицами, была установлена ​​25 января, через четыре дня после аварии. Впоследствии линия использовалась для контроля дезактивации персонала и транспортных средств. От участка к Туле была проложена ледовая дорога. Затем последовала вторая, более прямая дорога, чтобы лед на первой дороге не утомлялся чрезмерной нагрузкой. Позднее в лагерь входили большое сборное здание, два здания, подвешенных на лыжах, несколько хижин, дезактивационный трейлер и уборная. Эти объекты позволили круглосуточно работать на месте крушения.

A crane shown loading contaminated ice into a large steel tank. Загрязненный лед загружался в стальные резервуары в Туле во время проекта «Крестед лед»

ВВС США работали с датскими учеными-ядерщиками над рассмотрением вариантов очистки. Пролитое топливо в почерневшей зоне было сильно загрязнено, вызывая опасения, что, когда лед тает летом, радиоактивное топливо будет плавать в море и впоследствии загрязнить берег. Таким образом, датчане настояли на удалении почерневших участков, чтобы избежать такой возможности. Датчане также потребовали, чтобы ядерный материал не оставался в Гренландии после завершения операции по очистке, в связи с чем потребовалось, чтобы генерал Хунцикер вывез загрязненный лед и обломки в Соединенные Штаты для утилизации. Персонал ВВС США использовал грейдеры для сбора зараженного снега и льда, которые были загружены в деревянные ящики на месте крушения. Ящики были перемещены в зону ожидания возле авиабазы ​​Туле, известную как «Резервуарный парк». Там загрязненный материал загружали в стальные резервуары перед погрузкой на корабли. Обломки оружия были отправлены на завод Pantex в Техас для оценки, а танки были отправлены в Savannah River в Южной Каролине. По словам генерала Хунцикера, 93 процента зараженного материала было удалено с места аварии.

В 1987–88 годах и снова в 2000 году в датской прессе появились сообщения о том, что одна из бомб не была обнаружена. В САК во время аварии заявили, что все четыре бомбы были уничтожены. В 2008 году BBC опубликовала статью, основанную на изучении частично рассекреченных документов, полученных несколькими годами ранее в соответствии с Законом о свободе информации США. Документы, казалось, подтверждали, что в течение нескольких недель после аварии следователи поняли, что только три единицы оружия могут быть обнаружены. В одном из рассекреченных документов, датированных январем 1968 года, подробно описывается почерневший участок льда, который повторно замерз с линиями кожуха от оружейного парашюта: «Представьте, что что-то растаяло сквозь лед, например, горящий первичный или второстепенное. " В отчете от июля 1968 г. говорится: «Анализ извлеченных вторичных компонентов, проведенный AEC, показывает извлечение 85 процентов урана и 94 процентов по весу трех вторичных фракций. Никаких частей четвертой вторичной фракции не обнаружено».

BBC выследила нескольких официальных лиц, причастных к ликвидации последствий аварии. Одним из них был Уильям Х. Чемберс, бывший разработчик ядерного оружия из Национальной лаборатории Лос-Аламоса. Чемберс возглавлял команду, занимающуюся ядерными авариями, включая крушение Туле. Он объяснил логику решения об отказе от поиска: «Было разочарование в том, что вы могли бы назвать невозможностью вернуть все компоненты... было бы очень трудно для кого-либо найти секретные предметы, если бы мы не смогли найти их. "

Четыре серебряные ядерные бомбы B28FI в стеллаже, готовые к загрузке в самолет. Комплект из четырех термоядерных бомб B28FI того же типа, что и во время аварии в Туле

В августе 1968 года военные США отправили на базу мини-подводную лодку Star III для поиска обломков оружия, особенно ядерную зону делящегося уран-235 вторичной обмотки. Гораздо более крупная операция в Паломарес у побережья Испании двумя годами ранее привела к извлечению утерянного ядерного оружия с острова; бомба B28FI была потеряна в течение 80 дней после столкновения в воздухе между B-52, выполнявшим миссию "Chrome Dome", и его самолетом-заправщиком KC-135 Stratotanker. Кристенсен утверждает, что цель подводного поиска в Туле была очевидна для датских властей, в отличие от других сообщений, которые предполагали, что его истинная цель была скрыта от них. Однако на более низких уровнях погружения были окружены некоторой конфиденциальностью. В одном из документов от июля 1968 года говорится: «Тот факт, что эта операция включает в себя поиск объекта или отсутствующей части оружия, должен рассматриваться как Конфиденциальный NOFORN », что означает, что он не должен был разглашаться лицам, не являющимся гражданами США. Далее в нем говорится: «Для обсуждения с датчанами эту операцию следует называть обследованием, повторным обследованием дна под точкой удара». Дальнейшие признаки поиска очевидны в промежуточном отчете Комиссии по атомной энергии США за сентябрь 1968 г., в котором говорилось: «Далее предполагалось, что пропавший , ввиду его баллистических характеристик, может остановились за пределами наблюдаемой концентрации тяжелых обломков ". Это обсуждение было ссылкой на безуспешный поиск уранового баллона одной из второстепенных реакторов.

Подводный поиск был сопряжен с техническими проблемами и в конечном итоге был прекращен. Диаграммы и примечания, включенные в рассекреченные документы, ясно показывают, что обыскать всю территорию, где распространились обломки, было невозможно. Четыре резервуара для бомб, один почти неповрежденный вторичный и детали, равные двум вторичным, были обнаружены на морском льду; части, равные одной вторичной, не учитывались. Обыск также выявил оружейный кабельный обтекатель, полярную шапку и секцию баллистического корпуса боеголовки размером один фут на три фута.

Военно-воздушные силы США контролировали заражение по воздуху через носовую полость. мазки местного персонала. Из 9 837 взятых мазков из носа в 335 образцах обнаруживались уровни активности альфа-частиц, хотя ни один из них не превышал допустимых уровней. Анализ мочи был также выполнен, но ни один из 756 образцов не показал обнаруживаемого уровня плутония.

Подводный корабль Star III на выставке у Океанографического института Скриппса. Белый сосуд похож на короткую толстую сигару. Погружной аппарат Star III, использовавшийся в подводном поиске пропавших компонентов бомбы

К моменту завершения операции 700 специализированных Персонал из обеих стран и более 70 правительственных агентств США в течение девяти месяцев работал над очисткой территории, часто без соответствующей защитной одежды или мер по дезактивации. В общей сложности на резервуарном парке было собрано более 550 000 галлонов США (2100 м3) загрязненной жидкости, а также тридцать резервуаров с различными материалами, некоторые из которых были загрязнены. Проект Crest Ice завершился 13 сентября 1968 года, когда последний танк был погружен на корабль, направлявшийся в Соединенные Штаты. Стоимость операции оценивается в 9,4 миллиона долларов (69,1 миллиона долларов на 2020 год).

Последствия

Операция Chrome Dome

Авария вызвала разногласия в то время и в годы поскольку. В нем подчеркивается, что авиабаза Туле представляет для жителей Гренландии риски ядерных аварий и потенциальных конфликтов сверхдержав. Авария, произошедшая через два года после авиакатастрофы в Паломаресе, сигнализировала о немедленном завершении программы воздушной тревоги, которая стала невыполнимой из-за связанных с ней политических и операционных рисков. Скотт Саган, политолог и автор антиядерной, постулировал, что если бы самолет наблюдения HOBO 28 врезался в массив раннего предупреждения BMEWS вместо Баффинова залива, он представил бы NORAD сценарий (радиосвязь с " Самолет Hard Head и BMEWS оба мертвы, ядерных взрывов не обнаружено), что также соответствовало внезапной ракетной атаке на Туле, оставив ненадежный подводный телекоммуникационный кабель между Туле и материковой частью США в качестве единственного источника информации об обратном. Канал спутниковой связи был установлен в 1974 году.

Согласно Гринпис, Соединенные Штаты и СССР были достаточно обеспокоены такими авариями, как авария Голдсборо B-52 в 1961 году, крушение Паломарес B-52 в 1966 году и авария в Туле, что они согласились принять меры для обеспечения того, чтобы будущая ядерная авария не заставила другую сторону сделать неверный вывод о том, что нанесен первый удар. Следовательно, 30 сентября 1971 года две сверхдержавы подписали «Соглашение о мерах по снижению риска ядерной войны». Каждая сторона согласилась немедленно уведомить другую в случае случайного, несанкционированного или необъяснимого инцидента с применением ядерного оружия, который может увеличить риск ядерной войны. Они согласились использовать горячую линию Москва – Вашингтон, которая была модернизирована одновременно, для любых сообщений.

Решение не возобновлять боевые вылеты бомбардировщиков также было отражением стратегическое сокращение доставки пилотируемого ядерного оружия в пользу беспилотной доставки с помощью межконтинентальных баллистических ракет, которые к апрелю 1964 года уже превзошли количество бомбардировщиков в США.

Безопасность оружия

После аварий в Паломаресе и Туле - единственных случаях, когда обычные взрывчатые вещества ядерных бомб США случайно взорвали и рассеяли ядерные материалы - следователи пришли к выводу, что фугасное взрывчатое вещество (ВВ), используемое в ядерном оружии, было недостаточно химически устойчивым, чтобы выдерживать силы, участвующие в авиационной катастрофе. Они также определили, что электрические цепи предохранительных устройств оружия стали ненадежными во время пожара, и допустили подключение к короткому замыканию. Полученные данные послужили толчком к исследованию учеными США более безопасных обычных взрывчатых веществ и несгораемых оболочек для ядерного оружия.

Ливерморская национальная лаборатория разработала «Тест Сьюзан », в котором используется специальный снаряд, конструкция которого имитирует авиационную аварию, сжимая и зажимая взрывчатый материал между его металлическими поверхностями. Испытательный снаряд выстреливается в контролируемых условиях по твердой поверхности для измерения реакций и пороговых значений различных взрывчатых веществ на удар. К 1979 году Лос-Аламосская национальная лаборатория разработала новый, более безопасный тип взрывчатого вещества, названный нечувствительным бризантным взрывчатым веществом (IHE), для использования в ядерном оружии США; физик и разработчик ядерного оружия Рэй Киддер предположил, что оружие в авариях в Паломаресе и Туле, вероятно, не взорвалось бы, если бы в то время был доступен IHE.

Политический скандал «Тулегейт»

Политика Дании в области создания безъядерной зоны зародилась в 1957 году, когда коалиционное правительство решило накануне саммита НАТО в Париже не накапливать ядерное оружие на своей земле в мирное время. Таким образом, присутствие бомбардировщика в воздушном пространстве Гренландии в 1968 году вызвало у общественности подозрения и обвинения в нарушении этой политики. Характер миссий «Hard Head» был скрыт во время аварии; Датское и американское правительства вместо этого заявили, что бомбардировщик не выполнял плановую миссию над Гренландией и что он совершил перелет туда из-за разовой аварийной ситуации. Документы Соединенных Штатов, рассекреченные в 1990-х годах, противоречили позиции датского правительства и, следовательно, привели к политическому скандалу 1995 года, который пресса окрестила «Тулегейтом».

Датский парламент заказал доклад Датскому институту международных отношений (DUPI).) для определения истории ядерных облетов Гренландии Соединенными Штатами и роли авиабазы ​​Туле в этом отношении. Когда 17 января 1997 г. был опубликован двухтомный труд, он подтвердил, что полеты с ядерным оружием над Гренландией повторялись, но что Соединенные Штаты действовали добросовестно. В докладе обвинили премьер-министра Дании Х. К. Хансен за намеренное введение двусмысленности в датско-американском соглашение о безопасности: его не спрашивали об официальной ядерной политике Дании, и он не упоминал ее во время встречи с послом США в 1957 году для обсуждения авиабазы ​​Туле. Хансен продолжил дискуссию печально известным письмом, в котором указал, что вопрос о «поставках боеприпасов особого типа» не поднимался в ходе обсуждения, но ему нечего добавить. При этом, заключался в отчете, он молчаливо дал Соединенным Штатам добро на хранение ядерного оружия в Туле.

В отчете также подтверждалось, что Соединенные Штаты хранили ядерное оружие в Гренландии до 1965 года, что противоречит заверениям Министр иностранных дел Дании Нильс Хельвег Петерсен заявил, что оружие находилось в воздушном пространстве Гренландии, но никогда не было на земле. Отчет DUPI также раскрыл детали проекта Iceworm, до сих пор секретного армейского плана по хранению до 600 ядерных ракет под ледяной шапкой Гренландии.

компенсации рабочим. претензии

A worker stands and waits while a colleague scans him for signs of radioactivity. Steel tanks with "Crested Ice" painted on them are visible in the background Наблюдатель проверяет оператора насоса на предмет радиоактивного загрязнения во время проекта «Крестед лед».

Датские рабочие, участвовавшие в очистке, утверждали, что в результате воздействия радиации на них возникли долгосрочные проблемы со здоровьем. Хотя они не работали в Camp Hunziker, датчане работали на нефтебазе, где собирали зараженный лед, в порту, откуда был доставлен загрязненный мусор, и они также обслуживали транспортные средства, использованные для очистки. Также возможно, что они подверглись воздействию радиации в местной атмосфере. Многие из рабочих, опрошенных в годы, прошедшие после проекта «Хребет лед», сообщили о проблемах со здоровьем. Обследование 1995 года выявило 410 случаев смерти от рака среди 1500 рабочих.

В 1986 году премьер-министр Дании Пол Шлютер заказал радиологическое обследование выживших рабочих. Датский институт клинической эпидемиологии пришел к выводу, что 11 месяцев спустя заболеваемость раком была на 40 процентов выше у рабочих проекта «Крестед лед», чем у рабочих, которые посетили базу до и после операции. Институт эпидемиологии рака обнаружил, что уровень заболеваемости раком у рабочих на 50% выше, чем среди населения в целом, но не смог сделать вывод, что виновато радиационное облучение.

В 1987 году почти 200 бывших рабочих-уборщиков подали в суд на Соединенные Штаты. Акция прошла безуспешно, но в результате были опубликованы сотни секретных документов. Документы показали, что персонал ВВС США, участвовавший в очистке, впоследствии не контролировался на предмет проблем со здоровьем, несмотря на вероятность большего воздействия радиации, чем у датчан. С тех пор Соединенные Штаты начали регулярные проверки своих рабочих. В 1995 году датское правительство выплатило 1700 работникам компенсацию в размере 50 000 крон каждый.

Здоровье датских рабочих не подлежало регулярному контролю, несмотря на директиву Европейского суда на Датское правительство приступит к экзаменам в 2000 году и постановление Европейского парламента в мае 2007 года, предписывающее то же самое. В 2008 году Ассоциация бывших рабочих Thule передала дело в европейские суды. Заявители утверждали, что невыполнение Данией постановлений привело к задержкам в выявлении их заболеваний, что привело к ухудшению прогнозов. Страна присоединилась к Европейскому сообществу по атомной энергии в 1973 году и, следовательно, не связана юридически европейским договором в отношении событий 1968 года: «Когда произошла авария, Дания не была государством-членом и поэтому не могла считаться связанными действующим в то время законодательством Сообщества. Обязательства Дании по отношению к рабочим и населению, которые могут пострадать в результате аварии, могли вытекать только из национального законодательства ".

Датское правительство отклонило связь между несчастным случаем и долгосрочными проблемами со здоровьем. Доктор Кааре Улбак из Датского национального института радиационной защиты сказал: «У нас очень хорошие регистры онкологических случаев и смертности от рака, и мы провели очень тщательное расследование». Рабочие заявили, что отсутствие доказательств объясняется отсутствием надлежащего медицинского наблюдения. По состоянию на ноябрь 2008 года дело было признано безуспешным. В отчете датского Национального совета здравоохранения за 2011 год было обнаружено, что «общая доза облучения для репрезентативных лиц в районе Туле в связи с загрязнением плутонием в результате аварии на Туле 1968 года ниже рекомендованного референтного уровня даже при экстремальных условиях. условия и ситуации ».

Научные исследования

Радиоактивное заражение произошло, в частности, в морской среде. Делящийся материал в оружии состоял в основном из урана-235, в то время как радиоактивный мусор состоял по крайней мере из двух различных «исходных элементов». Периодически проводился научный мониторинг участка: экспедиции 1968, 1970, 1974, 1979, 1984, 1991, 1997 и 2003 гг.

Международная экспедиция 1997 г., в состав которой входили, в основном, датские и финские ученые, провела комплексную программа отбора проб отложений в бухте Норт-Стар. Основные выводы: плутоний не переместился из загрязненных отложений в поверхностные воды на шельфе моря; мусор оказался на большой глубине в донных отложениях в результате биологической активности; перенос плутония в бентическую биоту низкий. Другие исследования показывают, что уран выщелачивается из загрязненных частиц быстрее, чем плутоний и америций. Исследования, проведенные в 2003 году, пришли к выводу: «Плутоний в морской среде в Туле представляет незначительный риск для человека. Большая часть плутония остается на морском дне под проливом Байлот, вдали от человека в относительно стабильных условиях, а концентрации плутония в морской воде и животных низкие. Однако, Загрязнение плутонием поверхности почвы в Нарсаарсуке может представлять небольшой риск для людей, посещающих это место, если радиоактивные частицы ресуспендируются в воздухе, чтобы их можно было вдохнуть ». В 2003, 2007 и 2008 годах первые пробы были взяты на суше Национальной лабораторией Рисё - результаты были опубликованы в 2011 году.

Литературный обзор рассекреченных документов

A BBC News отчет 2008 года, подтвержденный рассекреченными документами и интервью с участниками, о том, что бомба была потеряна. Министерство иностранных дел Дании провело проверку 348 документов, полученных BBC в 2001 году в соответствии с Законом о свободе информации. В январе 2009 года министр иностранных дел Пер Стиг Мёллер поручил Датскому институту международных исследований (DIIS) провести исследование для сравнения 348 документов с 317 документами, выпущенными Министерством энергетики в 1994 году. для того, чтобы определить, содержат ли 348 документов новую информацию о неповрежденном ядерном оружии в Туле. В августе 2009 года DIIS опубликовал свой отчет, который противоречит утверждениям BBC. В отчете был сделан вывод о том, что пропавшей бомбы не было и что американская подводная операция заключалась в поиске урана-235 в делящейся активной зоне вторичной обмотки. Впервые в отчете была представлена ​​оценка количества плутония, содержащегося в ямах первичных выбросов.

См. Также
Примечания
Сноски
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с аварией Thule.
Внешние изображения
значка 1968 фото авиабазы ​​Туле и ее окрестностей
значка Подводные фотографии с подводной лодки Star III

Последняя правка сделана 2021-07-16 05:22:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте