Зороастр (Зороастр ) - это опера автора Жана- Филипп Рамо, впервые исполнен 5 декабря 1749 года в Опере в первом зале Пале-Рояль в Париже. Либретто - Луи де Кьюзак. «Зороастр» был четвертой из музыкальной трагедии Рамо, поставленной, и последней, появившейся при жизни композитора. Зрители тепло приняли первоначальную версию, поэтому Рамо и его либреттист тщательно переработали оперу для возрождения, которое состоялось в Опере 19 января 1756 года. На этот раз работа имела большой успех, и эту версию обычно слышат сегодня. 140>Содержание
Премьера Зороастра в 1749 году не удалась; Несмотря на великолепие постановки, она не смогла составить конкуренцию новой опере-балету «Карнавал Парнаса» Мондонвилля. Рамо и Каузак решили полностью переработать оперу, прежде чем снова предложить ее публике в 1756 году. Акты 2, 3 и 5 были сильно переписаны, и в сюжет было внесено несколько изменений. На этот раз оперу понравились публике, хотя критик Мельхиор Гримм был резок по поводу либретто Каузака: «В Зороастре день и ночь попеременно; но как поэт... не может сосчитать до пяти, он получил настолько запутан в своих расчетах, что был вынужден делать это днем и ночью по два или три раза в каждом действии, чтобы в конце пьесы мог быть день ». Зороастр был выбран для открытия нового парижского оперного театра 26 января 1770 года, старый сгорел в 1763 году. Казанова перевел его на итальянский язык для выступления в Дрездене в 1752 году, хотя часть музыки Рамо была заменена на музыку балетмейстера Адама. Ее первое современное возрождение было в концертной версии в Schola Cantorum в Париже в 1903 году. Премьера оперы в Соединенных Штатах была проведена Бостонским барокко (тогда известным как Banchetto Musicale) в Театр Сандерса Гарвардского университета под управлением Мартина Перлмана в 1983 году с Жан-Клодом Орлиаком в главной роли и Джеймсом Маддалена в роли Абрамана.
Зороастр включает в себя несколько важных нововведений: это была первая крупная французская опера, в которой не использовался аллегорический пролог, и ее сюжет не заимствован из классической мифологии Греции и Рима., как обычно, но из персидской религии. Для этого была веская причина. Как пишет Грэм Сэдлер, опера - это «тонко замаскированное изображение масонства ». Каузак, либреттист, был ведущим французским масоном, и многие его работы прославляют идеалы Просвещения, включая Зороастр. Исторический Зороастр был высоко оценен в масонских кругах, и очевидны параллели между оперой Рамо и еще более известной масонской аллегорией Моцарт Волшебная флейта (1791), с ее началом. обряды, проводимые под покровительством мудрого «Зарастро».
Роль | Тип голоса | Премьерный состав, 5 декабря 1749 г.. (дирижер: А. Шерон) | Исправленная редакция. 19 января 1756 г. |
---|---|---|---|
Зороастр | haute-contre | Пьер Желотт | Франсуа Пуарье |
Абраман | басс-тиль (бас-баритон ) | Клод-Луи-Доминик Шассе де Чайна | Клод-Луи-Доминик Шассе де Чайна |
Амелит | сопрано | Мари Фел | Мари Фел |
Эринис | сопрано | Мари-Жанна Феш, господин Шевалье | Мари-Жанна Феш, М..lle Chevalier |
Zopire | basse-taille | Monsieur Person | Monsieur Person |
Céphie | сопрано | мадемуазель Дюпери | мадемуазель Даво |
Зелиз | сопрано | мадемуазель Жаке | Без роли |
Абенис | haute-contre | François Poirier | Без роли |
Голос из облака | haute-contre | [it ] назвал (de) La Tour ( или Латур) | Без роли |
A Саламандра | басс-тайл | Франсуа Ле Паж | Без роли |
Сильфида | сопрано | Мари-Анжелик Купе | Без роли |
Месть | басс-тейль (en travesti ) | Франсуа Ле Паж | Анри Ларриве |
Голос из подполья | basse-taille | Monsieur Le Febvre | Monsieur Desbelles |
Jealousy | сопрано | Mlle Dalière | Без роли |
Гнев | сопрано | мадемуазель Ролле | Без роли |
Первая ярость | haute-contre ( en travesti) | François Poireir | Без роли |
Second Fury | taille (en travesti) | Louis-Antoine Cuvillier, père | Без роли |
Третья ярость | haute-contre (en travest i) | Месье Ла Тур | Без роли |
Фурии | Без ролей | Миллес Дальер, Дюбуа и Дюваль, миссис Ле Рой и Лоран | |
Oromasès | basse-taille | Без роли | Monsieur Gelin |
Нарбанор | basse-taille | Без роли | Monsieur Cuvillier, fils |
Синопсис основан на версии 1756 года
История происходит в древнем королевстве Бактрия и касается борьбы между силами Добра, возглавляемыми Зороастром, «основателем Волхвов », и Злом, возглавляемым колдуном Абраманом. Когда начинается опера, Бактрия пребывает в хаосе после смерти своего короля, оставившего после себя двух дочерей: Амелиту, предполагаемую наследницу, и Эринику. Оба влюблены в Зороастра, который предан Амелите. Абраман воспользовался возможностью, чтобы отправить Зороастра в изгнание. Колдун также замышляет захват престола с Эринис, которая хочет отомстить Зороастру за то, что он отверг ее любовь. Абраман вызывает демонов, чтобы схватить Амелит.
Зороастр находится в изгнании во дворце короля добрых джиннов, Оромасес. Оромасес велит Зороастру спасти Амелиту и уничтожить силы зла. Он проводит Зороастра через магический ритуал инициации, чтобы подготовить его к этой задаче. В подземельях крепости Бактрии Абраман и Эринис пытают Амелиту, чтобы заставить ее отречься от престола, когда внезапно появляется Зороастр. Он выпускает Амелит и разрушает крепость своей магической силой. Амелита представляется своим радостным бактрийским подданным как царица.
Ночь. Абраман и Эринис ссорятся из-за катастрофы, обрушившейся на их планы. Абраман прячет Эринис в облаке. На рассвете Зороастр, Амелит и бактрийцы собираются, чтобы поклониться Всевышнему, а затем отпраздновать свадьбу Зороастра и Амелиты. Во время свадебной церемонии Абраман прибывает на огненной колеснице и похищает Амелиту. Зороастр готовит своих волшебных духов к войне.
В храме бога Аримане, Абраман получает известие о том, что битва между духами добра и зла для него идет плохо. Он приносит жертву богу и вызывает Ненависть, Месть и Отчаяние.
Эринис, раскаиваясь, предупреждает Зороастра о плане Абрамана относительно новой битвы. Абраман снова появляется в огненной колеснице и показывает Амелиту в цепях. Он призывает Зороастра сдаться. Вместо этого Зороастр призывает богов, которые поражают Абрамана и его злых жрецов молниями. Опера заканчивается ликованием, когда Зороастр и Амелита коронованы королем и королевой Бактрии.