Théâtre du Palais-Royal (или Salle du Palais-Royal ) на улице Сен-Оноре в Париже был театром на востоке флигель Пале-Рояль, открывшийся 14 января 1641 года постановкой трагикомедии Жана Десмаре «Мирам». Театр использовался труппой Мольера с 1660 по 1673 год и как оперный театр Королевской академией музыки с 1673 по 1763 год, когда он был разрушен пожаром. Он был перестроен и вновь открыт в 1770 году, но снова был разрушен пожаром в 1781 году и не восстановлен.
Пале-Рояль изначально назывался Пале-Кардинал, так как он был построен в 1630-х годах как основная резиденция Кардинал Ришелье. В 1637 году Ришелье попросил своего архитектора Жака Ле Мерсье начать работу над театром, который открылся в 1641 году и первоначально был известен как Большой зал Кардинального дворца . После смерти Ришелье в 1642 году он оставил это владение королю Людовику XIII, и оно стало известно как Пале-Рояль, хотя название Пале-Кардинал иногда все еще использовалось
Труппа Мольера и итальянская комеди устраивала здесь спектакли между 1660 и 1673 годами. Здесь ставились самые известные пьесы Мольера, в том числе L'École des femmes (впервые исполнено 26 декабря 1662 г.), Tartuffe (12 мая 1664 г.), Dom Juan (15 февраля 1665 г.), Le Misanthrope (4 июня 1666 г.), L'Avare (9 сентября 1668 г.), Le Bourgeois gentilhomme (23 ноября 1670 г.) и Le malade imaginaire (10 февраля 1673).
После смерти своего старого сотрудника Люлли изгнал Труппа Мольера переехала в новый дом в Hôtel de Guénégaud и повторно использовала театр как оперный театр Академии ро Йель де Музыка (в то время назывался Парижской оперы ). Lully проделала много строительных работ, чтобы установить новое сценическое оборудование, спроектированное Карло Вигарани, способное поддерживать внушительные декорации опер он позже наденет здесь. Он заменил старую технику, спроектированную Джакомо Торелли в 1645 году. После модификаций Вигарани общая вместимость театра составила около 1270 зрителей: партер на 600 зрителей, амфитеатр на 120 мест и ложи с балконами на 550 мест.. Сцена была 9,4 метра в ширину и 17 метров в глубину, с пространством для оркестра 7,6 метра в ширину и 3 метра глубиной.
Пожар 1763 годаНесколько опер Люлли (tragédies en musique ) были впервые представлены в Пале-Рояле, в том числе Альцест (19 января 1674 г.), Амадис (18 января 1684 г.) и Армида (15 февраля 1686 г.). В 18 веке здесь впервые были исполнены многие произведения Рамо, в том числе Hippolyte et Aricie (1 октября 1733 г.), Les Indes galantes (23 августа 1735 г.), Кастор и Поллукс (24 октября 1737 г.), Дардан (19 ноября 1739 г.) и Зороастр (5 декабря 1749 г.).
Первый театр Оперы был уничтожен пожаром 6 апреля 1763 года.
Город Париж, который отвечал за оперный театр, решил построить новый театр на месте немного дальше на восток (где rue de Valois находится сегодня). Тем временем труппа выступала в Salle des Machines в дворце Тюильри, который был сначала уменьшен до размера, более подходящего для оперы, архитектор Жак-Жермен Суффло. Новый театр в Пале-Рояле был спроектирован архитектором Пьером-Луи Моро Деспру и был первым специально построенным оперным театром в Париже. Он вмещал более 2000 зрителей.
Новый театр открылся 20 января 1770 года спектаклем Зороастра Рамо. Это особенно примечательно как театр, где впервые было исполнено большинство французских опер Кристофа Виллибальда Глюка, в том числе Ифигения в Олиде (19 апреля 1774 г.), Орфея и Эвридика (французская версия из Orfeo ed Euridice ) (2 августа 1774 г.), исправленная версия Alceste (23 апреля 1776 г.), Armide (23 сентября 1777 г.), Iphigénie en Tauride (18 мая 1779 г.) и Echo et Narcisse (24 сентября 1779 г.). Среди многих других произведений, представленных здесь, - «Атис » Пиччинни (22 февраля 1780 г.), «Андромака Гретри (6 июня 1780 г.), Перси Филидора. (27 октября 1780 г.) и «Ифигения в Таврической» Пичцинни (23 января 1781 г.)
Театр продолжал использоваться Оперой до 8 июня 1781 г., когда он также был уничтожен пожаром.. Театр Порт-Сен-Мартен, намного севернее, был поспешно построен за два месяца, чтобы заменить его. Тем временем оперная труппа выступала в Salle des Menus-Plaisirs на улице Бержер.
.
Фасад оперного театра Моро
Поперечный разрез
План первого этажа
Первый этаж
.
Разрушение второго зала Пале-Рояль во время пожара