Янгизм

редактировать

Янгизм (Китайский : 楊朱 學派; пиньинь : Yángzhūxuépài) - философская школа, основанная Ян Чжу, существовавшая в период Воюющих царств (475 г. до н.э. - 221 г. до н.э.), которая считала, что человеческие действия являются и должен быть основан на личных интересах. Школа была описана китаеведами как ранняя форма психологического и этического эгоизма. Основное внимание янгистов уделяло концепции син (性), или человеческой натуры, термин, позже включенный Менцием в конфуцианство. Никаких документов, написанных непосредственно янгистами, пока не обнаружено, и все, что известно об этой школе, основано на комментариях философов-соперников, особенно в китайских текстах Хуайнаньцзы, Люши Чунцю, Мэнцзы и, возможно, Лиези и Чжуанцзы. Философ Mencius утверждал, что Yangism раз соперничал конфуцианства и моизма, хотя в правдивости этого утверждения остается спорной среди китаеведов. Поскольку к тому времени, когда Сыма Цян составил свой Шиджи, янгизм в значительной степени растворился в безвестности, школа не была включена в список Сотни школ мысли.

Содержание
  • 1 Философия
  • 2 Влияние на более поздние убеждения
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Философия

«Ян Чжу был ради себя. Если оторвать один волос он мог бы принести пользу всему миру, он бы этого не сделал ».

Мэн-цзы в Ян Чжу, Мэнцзы (4 век до н.э.)

описан янгизм как форма психологического и этического эгоизма. Философы-янгисты верили в важность поддержания личного интереса посредством «сохранения своей природы нетронутой, защиты своей уникальности и недопущения того, чтобы тело было связано другими вещами». Несогласие с конфуцианскими добродетелями ли (приличие), ren (гуманность) и yi (праведность) и законником добродетелью фа (закон), янгисты видели wei wo (為 我), или «[все] для себя», как единственную добродетель, необходимую для самосовершенствования. Индивидуальное удовольствие считается желательным, как и в гедонизме, но не за счет здоровья человека. Янгисты рассматривали индивидуальное благополучие как первоочередную цель жизни и считали все, что мешает этому благополучию, аморальным и ненужным.

Основное внимание янгистов уделялось концепции син, или человеческой природы, термин, позже включенный Менцием в конфуцианство. Син, по мнению китаеведа А. К. Грэм, это «правильный путь развития» человека в жизни. Люди могут только рационально заботиться о своем собственном син, и им не следует наивно поддерживать син других людей, даже если это означает противодействие императору. В этом смысле янгизм является «прямой атакой» конфуцианства, подразумевая, что власть императора, защищаемая конфуцианством, безосновательна и разрушительна, и что государственное вмешательство морально ошибочно.

Конфуцианский философ Мэн-цзы изображает янгизм как прямую противоположность мохизма, тогда как мохизм продвигает идею всеобщей любви и беспристрастной заботы, янгисты действовали только «для себя», отвергая альтруизм мохизма. Он критиковал янгистов как эгоистов, игнорирующих долг служить обществу и заботящихся только о личных заботах. Менсий видел конфуцианство как «Срединный путь » между мохизмом и янгизмом.

Влияние на более поздние верования

Мэн-цзы включил янгианскую концепцию син в свою философию. Некоторые китаеведы утверждали, что янгизм повлиял на даосизм и может рассматриваться как «предшественник» более поздних даосских верований.

См. Также
Литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 10:25:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте