Концерт для скрипки | |
---|---|
от Роберта Шумана | |
Тональность | Ре минор |
Каталог | WoO 23 |
Период | Романтика |
Сочинение | 1853 (1853) |
Движения | 3 |
Оценка | Скрипка с оркестром |
Премьера | |
Дата | 26 ноября 1937 (1937-11-26) |
Местоположение | Берлин |
Роберт Шуман Концерт для скрипки ре минор, WoO 23 была его единственной скрипкой концертом и одним из его последних значительных сочинений, которое оставалось неизвестным никому, кроме очень небольшого круга, более 80 лет после того, как оно было написано.
Работа состоит из трех частей :
) Концерт в традиционной трехчастной быстрой игре. Медленно-быстрая форма. Она принадлежит не столько поэтическому и страстному стилю ранних шедевров Шумана, сколько более объективной, классической манере его более поздней музыки, как это обозначено в Рейнской симфонии 1850 года. вступительная часть, представленная в сонатной форме, задумана больше на симфонических, чем на концертных линиях. Его мощная вступительная тема доминирует в слушаниях, и хотя роль скрипки чрезвычайно утомительна, его подчиненность «симфонической» схеме подчеркивается отсутствием каденции. Вторая часть си-бемоль имеет характер интенсивно лирического интермеццо, тема которого намекает на Geistervariationen WoO 24, и без пауз переходит в энергичный и танцевальный финал сонаты-рондо в параллельный мажор, ре мажор. Третья часть имеет сильный полонез ритм.
Шуман написал ее в Дюссельдорфе с 11 сентября по 3 октября 1853 года для скрипача Йозефа Иоахима. Он только что закончил еще одну работу для Иоахима, «Фантазия до мажор», соч. 131. 1 октября молодой Иоганнес Брамс вошел в жизнь Шумана. Похоже, Шуман сочинил финал Концерта за три дня: 1–3 октября, после знакомства с Брамсом. Позже в октябре он сотрудничал со своим новым другом Брамсом и своим учеником Альбертом Дитрихом в Сонате F-A-E для скрипки и фортепиано, также написанной для Иоахима.
Хотя Иоахим исполнял Фантазию Шумана, он никогда не исполнял Концерт для скрипки. Сыграв ее с оркестром Ганноверского двора (концертмейстером которого был Иоахим) для Шумана в октябре 1853 года, Иоахим сохранил рукопись до конца своей жизни. После попытки самоубийства Шумана в феврале 1854 года и последующего упадка и смерти в санатории в Эндених Иоахим, очевидно, подозревал, что Концерт был продуктом безумия Шумана, и считал музыку болезненной. Биограф Иоахима Андреас Мозер воспроизвел письмо, в котором Иоахим описал Концерт Шумана как проявление «определенного истощения, которое пытается выжать последние ресурсы духовной энергии», хотя «отдельные отдельные отрывки свидетельствуют о глубоких чувствах. творческого художника ».
Мнение Иоахима преобладало в отношении вдовы композитора Клары и Брамса, и работа не была опубликована в Полном издании произведений Шумана и фактически держалась в секрете на протяжении всего периода. 19 век. Однако Брамс опубликовал в дополнительном томе к изданию Schumann Edition «последнюю музыкальную мысль Шумана», тему, вариации на которую Шуман начал сочинять в начале 1854 года. Шуман думал, что эта тема была продиктована ему духами Мендельсон и Шуберт, больше не осознавая, что это была мелодия, которую он использовал в медленной части Концерта для скрипки. Брамс также написал серию вариаций фортепианного дуэта на эту тему, свой Opus 23.
Иоахим передал рукопись концерта в Государственную библиотеку Пруссии в Берлине, и заявил в своем завещании (он умер в 1907 году), что произведение не должно быть воспроизведено или опубликовано до 100 лет после смерти композитора, то есть до 1956. Однако в марте 1933 года во время спиритического сеанса в Лондоне в присутствии двух внучатых племянниц Иоахима, сестер-скрипачей Джелли д'Араньи и Адила Фачири, призрачный голос, назвавший себя Робертом Шуманом, попросил мисс д'Арани восстановить его неопубликованную работу (о которой она утверждала, что ничего не знала) и выполнить ее. Во втором сообщении, на этот раз от духа Иоахима, они были направлены в Прусскую государственную библиотеку.
В течение четырех лет о нем ничего не было слышно, пока в 1937 году Schott Music, музыкальный издатель в Майнце, не прислал копия партитуры Иегуди Менухин, спрашивает мнение. Он проиграл его с Гефзибой Менухиным и в июле 1937 года сообщил дирижеру Владимиру Гольшманну, что это исторически недостающее звено скрипичной литературы. Менухин планировал провести мировую премьеру в Сан-Франциско и объявил об этом 3 октября, но был прерван появлением Джелли д'Араньи, которая претендовала на право первой премьеры для себя на основании спиритуалистические послания.
Однако все это было бесполезно, поскольку мировые авторские права на концерт принадлежали Германии, и правительство Германии настояло на том, чтобы мировая премьера была проведена немец. Георг Куленкампф работал над партитурой достаточно подробно, чтобы сделать ее играбельной, с Полом Хиндемитом (который, хотя его собственные произведения теперь были запрещены для исполнения в Германии, подготовил скрипку-фортепиано сокращение) и с Георгом Шюнеманом, и именно Куленкампф дал первое выступление 26 ноября 1937 года с Берлинской филармонией. Куленкампф записал его вскоре после первого выступления. Менухин дал второе выступление, в фортепианной версии, под аккомпанемент, в Карнеги-Холл, Нью-Йорк 6 декабря 1937 года и повторил это с Симфоническим оркестром Сент-Луиса. под Гольшманном 23 декабря. Джелли д'Араньи дал первое выступление в Лондоне с Симфоническим оркестром BBC в Королевском зале.
Концерт медленно вошел в концертный репертуар и является сейчас признано важным произведением композитора. Для записи, сделанной в 1988 году, австрийский скрипач Томас Цехетмайр вернулся к оригинальной рукописи Шумана, исправив многие ошибки в опубликованном издании.
Альберт Дитрих, который наверняка видел скрипичный концерт Шумана в месяц его завершения, в 1874 году написал свой скрипичный концерт, предназначенный для Иоахима, который находится в та же тональность (ре минор), а также имеет финал в ритме полонеза. Возможно, на это повлияло его личное знание неисполненной работы.