Концерт для скрипки (Элгар)

редактировать

Элгар в 1917 году

Эдвард Элгар в Концерт для скрипки в Си минор, соч. 61 - одно из его самых длинных оркестровых сочинений и последнее из его произведений, получивших немедленный популярный успех.

Концерт был написан для скрипача Фрица Крейслера, премьера которого состоялась в Лондоне в 1910 году, дирижировал композитор. Планы звукозаписывающей компании His Master's Voice по записи работы с Крейслером и Элгаром провалились, и композитор сделал запись с подростком Иегуди Менухин, которая осталась в каталогах с момента его основания. первый выпуск в 1932 году.

Несмотря на то, что музыка Элгара вышла из моды в середине двадцатого века, репутация концерта как одного из самых сложных в скрипичном репертуаре выросла (из-за использования в нем постоянного кратного - остановка, быстрое и неортодоксальное пересечение струн и массивное, быстрое перемещение вокруг инструмента), тем не менее, его продолжали программировать и играть известные скрипачи. К концу ХХ века, когда музыку Элгара вернули в общий репертуар, было сделано более двадцати записей концерта. В 2010 году по всему миру были даны столетние концерты.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Загадочная надпись
  • 3 Оркестровка
  • 4 Музыкальный анализ
    • 4.1 Allegro
    • 4.2 Andante
    • 4.3 Allegro molto
  • 5 Записи
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
История

Элгар начал работу над концертом для скрипки в 1890 году, но был недоволен им и уничтожил рукопись. В 1907 году скрипач Фриц Крейслер, восхищавшийся Сном Геронтия Элгара, попросил его написать концерт для скрипки. Двумя годами ранее Крейслер сказал английской газете:

Если вы хотите знать, кого я считаю величайшим из ныне живущих композиторов, я без колебаний говорю, Элгар... Я говорю это, чтобы никому не угодить; это мое собственное убеждение... Я ставлю его в один ряд со своими кумирами, Бетховеном и Брамсом. Он из той же аристократической семьи. Его изобретение, его оркестровка, его гармония, его величие - это прекрасно. И все это чистая, чистая музыка. Я бы хотел, чтобы Элгар написал что-нибудь для скрипки.

Королевское филармоническое общество Лондона официально заказало концерт в 1909 году. Элгар, несмотря на то, что он был скрипачом, вызвал У. Х. «Билли» Риду, лидеру Лондонского симфонического оркестра, за технические советы при написании концерта. Рид помогал ему с поклоном, работой с пассажами и аппликатурой, играя отрывки снова и снова, пока Элгар не был удовлетворен ими. Крейслер также внес свои предложения, некоторые из которых сделали сольную партию более яркой, а некоторые - более удобной для игры. Перед премьерой Рид, с Элгаром, играющим оркестровую партию на фортепиано, отыграл произведение на частной вечеринке.

Фриц Крейслер, посвященный концерта

Премьера состоялась на концерте Королевского филармонического общества. 10 ноября 1910 года с Крейслером и Лондонским симфоническим оркестром под управлением композитора. Рид вспоминал: «Концерт оказался полным триумфом, концерт - ярким и незабываемым событием». Воздействие концерта было настолько велико, что соперник Крейслера Эжен Изаи проводил много времени с Элгаром во время работы. Было большое разочарование, когда из-за трудностей с контрактом Исаи не смогла сыграть его в Лондоне.

Концерт был последним большим успехом Элгара. Из его более поздних крупномасштабных произведений ни Вторая симфония, ни Фальстаф, ни Концерт для виолончели не достигли немедленной популярности Первой симфонии или этот концерт. Элгар по-прежнему любил эту работу. Его друг Чарльз Сэнфорд Терри вспоминал: «Я никогда не слышал, чтобы Элгар говорил о личной ноте в его музыке, кроме как в отношении концерта, и я слышал, как он не раз говорил:« Мне это нравится »». Элгар сказал Айвору Аткинсу, что хотел бы, чтобы на его могиле была начертана благородная тема в анданте.

Даже в 1950-х, когда музыка Элгара была немодной, концерт часто фигурировал в концертных программах. К концу двадцатого века, когда музыка Элгара снова вошла в общий репертуар, было более 20 граммофонных записей концерта. В 2010 году, в год столетнего юбилея своей работы, скрипач Николай Цнайдер начал серию выступлений в концертных залах, включая Вену, Лондон и Нью-Йорк, с Венским филармоническим, Лондонским симфоническим оркестром, Нью-Йоркская филармония и дирижеры Валерий Гергиев и сэр Колин Дэвис. Также в 2010 г. Филипп Граффин выступил на Фестивале трех хоров, используя оригинальную рукопись Элгара, и новые записи были выпущены Знайдером, Томасом Зетмайром и Тасмин Литтл.

Загадочная надпись
Алиса Стюарт-Уортли, «Фиолетовый цветок» Элгара, одна из нескольких женщин, предположительно являющихся музой композитора

Концерт посвящен Крейслеру, но на партитуре также есть испанская надпись: " Aqui está encerrada el alma de..... "(" Здесь хранится душа..... "), цитата из романа Жиль Блас автора Ален-Рене Лесаж. Пять точек - одна из загадок Элгара, и было предложено несколько имен, чтобы соответствовать надписи. Широко распространено мнение, что это отсылка к Алисе Стюарт-Уортли, дочери художника Джона Эверетта Милле. Она была близким другом Элгара, которого он называл «Фиолетовый цветок», и его любовь к ней и ее вдохновение для него хорошо известны. Нет никаких доказательств, связывающих ее с надписью концерта, хотя Элгар назвал несколько тем «Ветрокрылым» и в своих письмах к ней называл это «нашим концертом».

Еще одно возможное вдохновение для Концерт был ранней любовью Элгара Хелен Уивер, с которой он был кратко помолвлен в 1880-х годах. Дора Пауэлл («Дорабелла» из Enigma Variations ) предложила третьего возможного кандидата, американскую подругу Элгара Джулию «Пиппу» Уортингтон: Пауэлл вспомнил случай в доме Элгарс, Плас Гвин, когда она смотрела на копия партитуры концерта:

Я подошел к испанской цитате... пять точек привлекли мое внимание, и имя сразу же пришло мне в голову. Леди [т.е. Алиса Элгар ] подошла и встала рядом со мной, увидела то, на что я смотрел, и перевела испанское предложение: «Здесь хранится душа...» Затем она продолжила вводить имя - это личного друга... Миссис Джулия Х. Уортингтон, самый очаровательный и добрый американский друг. Близким друзьям она была известна под другим именем - тоже из пяти букв, и я не могу точно сказать, имел в виду композитор это имя или ее первое христианское имя. И это не имеет значения; теперь пробел заполнен.

Биограф Элгара Джерролд Нортроп Мур предполагает, что надпись не относится только к одному человеку, но в каждой части концерта воплощены как живое вдохновение, так и призрак: Алиса Стюарт-Уортли и Хелен Уивер в первой части; Во втором - жена Элгара и его мать; и в финале Билли Рид и Август Джагер ("Нимрод" из Enigma Variations ).

Orchestration

Концерт для скрипки Элгара записан для скрипки соло, два флейты, два гобоя, два кларнета ля, два фагота, контрабагот (импровизировано), четыре рожки в фа, две трубы в ля, три тромбона, туба (импровизация), 3 литавры и струны.

Музыкальный анализ

Элгар сказал о скрипичном концерте: «Это хорошо! ужасно эмоционально! слишком эмоционально, но мне это нравится». Как и в подавляющем большинстве ранних скрипичных концертов, у Элгара есть три части. Биограф Элгара Майкл Кеннеди предполагает, что структурно концерт смоделирован по образцу концертов Брамса и, возможно, Бруха. Для концерта это очень большой масштаб, обычно длится от 45 до 55 минут. для исполнения (примерное время см. ниже в разделе «Записи»).

Allegro

Первая часть в традиционной форме сонаты, начинается с длинного оркестрового изложения тем. Шесть связанных тем представлены в нескольких тональностях, после чего первая тема повторяется сначала оркестром, а затем скрипкой соло. Этот отрывок Кеннеди описывает как «одно из самых эффективных и запоминающихся произведений сольного инструмента, которое можно найти в любом концерте». Сольная линия повторяет и развивает пять тем, в частности, второй предмет, который на короткое время появился во вступительной оркестровой секции и трансформируется в сольной партии в тему «Ветряного цветка», «поэтической красоты исключительной даже для Элгара». Движение следует классическому образцу развития и перепросмотра, в котором «взаимодействие между скрипачом и оркестром носит героический характер» и заканчивается оркестровым расцветом.

Анданте

Вторая часть в тональности си-бемоль имеет более короткую оркестровую прелюдию, в основном тихую и певучую, но поднимается до страстной кульминации. Кеннеди называет это «проявлением стойкого и благородного красноречия».

Allegro molto

Последняя часть начинается с тихого, но напряженного скрипичного пассажа в сопровождении оркестра и многих дублей. останавливает и быстро арпеджио ; вспоминаются темы из первой и второй частей, а затем, поскольку движение, кажется, движется к традиционному завершению, возникает неожиданная и нетрадиционная сопровождаемая каденция, в которой оркестр поддерживает соло пиццикато тремоландо эффект тарана. Эта каденция, хотя и требовательная к исполнению, не является обычным виртуозным представлением: это эмоциональная и структурная кульминация всего произведения. Темы из более ранних работ, в том числе тема «Ветряного цветка», переформулированы, и, наконец, концерт заканчивается характерной вспышкой оркестрового звука.

Записи

Первая запись концерта была усеченная версия, сделанная Gramophone Company под лейблом HMV в декабре 1916 года с использованием акустического процесса, технические ограничения которого потребовали радикальной перестройки партитуры. Было два диска по 12 дюймов: Д79-80. Солисткой была Мари Холл, а оркестром без названия дирижировал композитор. Электрическая запись, представленная в 1920-х годах, дала значительно улучшенный динамический диапазон и реализм, и две ведущие английские звукозаписывающие компании, Columbia и HMV, сделали записи концерта, которые остались в каталоге.

Несмотря на существование великолепной записи его скрипичного концерта Альберта Саммонса, чей авторитет и интерпретация этого величайшего английского сочинения для скрипки никогда не станут лучше, у меня было большое желание, чтобы сэр Эдвард сам дирижировал этим произведением. Как молодой и податливый исполнитель без предубеждений, который лучше всего откликнется на его указания, я выбрал Иегуди Менухина как наиболее многообещающего солиста

Фреда Гайсберга

Первая полная запись была сделана в 1929 году для Колумбии Альбертом Саммонсом. с оркестром New Queen's Hall под управлением сэра Генри Вуда. HMV надеялись записать работу с Крейслером, но он оказался неуловимым (полагая, что Элгар плохой дирижер), и продюсер HMV, Фред Гайсберг, вместо этого обратился к молодому Иегуди Менухину. Запись была сделана в студии EMI Abbey Road Studio 1 в июне 1932 года и с тех пор остается в печати на 78, LP и CD. Эти две записи олицетворяют два противоположных подхода к работе, которые существовали с тех пор: Саммонс и Вуд в энергичном исполнении занимают чуть более 43 минут, чтобы воспроизвести произведение; Менухин и Эльгар в более откровенно выразительном чтении занимают почти 50 минут. Другие записи монофонической эпохи включают записи Яши Хейфеца (1949) и Альфредо Камполи (1954). Оба выступления выполнены в традициях Sammons / Wood и занимают соответственно примерно 42 и 45 минут.

Многие современные стереозаписи отдают предпочтение более медленному подходу Менухина и Элгара. Сам Менухин в своем стерео римейке 1965 года был немного быстрее (чуть меньше 48 минут), чем в 1932 году, но Пинхас Цукерман в двух своих студийных версиях потратил чуть больше 50 минут на его первую запись и чуть меньше 49 в секунду. Обе записи Найджела Кеннеди проигрываются почти 54 минуты. Ицхак Перлман работает немного быстрее, чуть больше 47 минут; и Донг-Сук Кан занимает менее 45 минут. Самая медленная версия записана с Идой Хендель и сэром Адрианом Боултом, дирижирующими Лондонским филармоническим оркестром, длительностью более 55 минут. В записи, выпущенной в 2006 году, использовался текст, основанный на партитуре рукописи Элгара, а не на опубликованной версии. Рассматривая компакт-диск в июне 2006 года, критик Gramophone Эдвард Гринфилд заметил: «... различия очень малы... Должен признаться, что если бы мне не сказали, я бы оценил только два из них.. "

В рубрике BBC Radio 3 « Строительство библиотеки »дважды были представлены сравнительные обзоры всех доступных версий концерта. Пингвин: Путеводитель по записанной классической музыке, 2008, содержит три страницы обзоров записей этого произведения. BBC и The Penguin Guide рекомендуют версии Менухина (1932) и Саммонса (1929).

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Библиография
  • Андерсон, Роберт (1990). Элгар в рукописи. Бостон-Спа: Британская библиотека. ISBN 0-7123-0203-4.
  • Гайсберг, Фредерик Уильям (1946). Музыка на записи. Лондон: Роберт Хейл. OCLC 17703599.
  • Кеннеди, Майкл (1970). Элгар Оркестровая музыка. Лондон: BBC. OCLC 252020259.
  • Кеннеди, Майкл (1987). Портрет Элгара (Третье изд.). Оксфорд: Clarendon Press. ISBN 0-19-284017-7.
  • Март, Иван (ред.) (2008). Пингвин: Путеводитель по записанной классической музыке. Лондон: Penguin Books. ISBN 978-0-14-103336-5. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Пауэлл, Дора М. (1949). Elgar: Memories of a Variation (Третье изд.). Лондон: Methuen. OCLC 504704196.
  • Reed, WH (1946). Elgar. London: Dent. OCLC 8858707.
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:18:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте