Ален-Рене Лесаж | |
---|---|
Родился | (1668-05 -06) 6 мая 1668. Сарзо |
Умер | 17 ноября 1747 г. (1747-11-17) (79 лет). Булонь |
Род занятий | Писатель, драматург |
Национальность | Французский |
Период | Просвещение |
Ален-Рене Лесаж (французское произношение: ; 6 мая 1668 - 17 ноября 1747; старое написание Ле Саж ) был французским романистом и драматургом. Лесаж наиболее известен своим комическим романом «Дьявол на двух палках» (1707, Le Diable boiteux), комедией Turcaret (1709) и пикареским романом Gil Blas (1715–1735).
Клод Лесаж, отец романиста, занимал единые позиции защитника, нотариус и регистратор королевского двора в Рейсе. Его мать звали Жанна Бренугат. И отец, и мать Лесажа умерли, когда Лесаж был очень молод, и он был оставлен на попечение своего дяди, который растратил свое образование и состояние. Пер Бошар из ордена иезуитов, директор колледжа в Ванне, заинтересовался мальчиком из-за его природных талантов. Бочар привил Лесажу любовь к литературе. В возрасте 25 лет Лесаж отправился в Париж в 1693 году, «чтобы продолжить свои философские занятия».
В августе 1694 года он женился на дочери столяра Мари Элизабет Юярд. Она была красива, но не имела состояния, а у Лесажа было мало практики. Примерно в это же время он встретил старого школьного товарища, драматурга Антуана Данше, который, как говорят, посоветовал ему заняться литературой. Он начал как переводчик и опубликовал в 1695 г. французскую версию Посланий Аристенета, которая не имела успеха. Вскоре после этого он нашел в нем ценного покровителя и советника, который пожаловал ему годовой доход в 600 ливров и рекомендовал обменять классику на испанскую литературу, учеником и коллекционером которой он сам был. Испанская литература когда-то была очень популярна во Франции, когда на троне восседали королевы австрийского дома, но во времена Лесажа ей пренебрегли.
Лесаж начал с перевода пьес главным образом из Франсиско де Рохас Зорилья и Лопе де Вега. "Le Traître puni" и "Le Point d'honneur" из первого и "Дон Феликс де Мендос" из второго были написаны или опубликованы в первые два или три года 18 века. В 1704 году он перевел продолжение Дон Кихота Алонсо Фернандес де Авельянеда, а вскоре после этого адаптировал пьесу Педро Кальдерона де ла Барка, Дона Сезара Урсина., которая имела успех в суде и проклята в городе. Однако Лесажу было почти сорок, прежде чем он добился решительного успеха. В 1707 году его фарс Crispin rival de son maître был хорошо принят, и Le Diable boiteux (с фронтисписом Луизы-Магделейн Ортемельс ) был опубликован и выдержал несколько изданий. Лесаж изменил и улучшил эту пьесу в 1725 году, придав ей нынешнюю форму. Несмотря на успех Криспина, актеры не любили Лесажа и отказались от небольшого его произведения под названием Les Étrennes (1707). После этого он изменил его на Туркарет (1709), считающийся его театральным шедевром.
Прошло несколько лет, прежде чем он снова попытался написать роман, а затем и первые два части Жиля Блас де Сантильян были опубликованы в 1715 году, но без популярности Le Diable boiteux. Лесаж работал над этим долго, и не выпускал третью часть до 1724 года, а четвертую - до 1735 года. Однако все эти двадцать лет он был постоянно занят. Несмотря на огромные заслуги и успех Туркаре и Криспена, Французский театр не приветствовал его, и в 1715 году он начал писать для Театра де ля фуар, комической оперы, проходившей в будки во время фестиваля. Согласно одним подсчетам, он произвел, один или с другими, около сотни пьес, варьирующихся от строк песен без регулярных диалогов, до комедий, отличающихся от обычных пьес только введением музыки. Он также был трудолюбивым в прозе. Помимо завершения Жиля Бласа, он перевел «Орландо иннаморато» (1721 г.), переработал «Гусмана д'Альфараша» (1732 г.), опубликовал два более или менее оригинальных романа, «Башелье Саламанки» и «Эстеваниль Гонсалес», а в 1732 г. выпустил «Авантюры». de monsieur Robert Chevalier, dit de Beauchêne, capitaine de flibustiers dans la Nouvelle-France, что напоминает некоторые работы Даниэля Дефо. Помимо всего этого, Лесаж был также автором La Valise Trouvée, сборника вымышленных писем и некоторых второстепенных произведений, включая Une journée des Parques. Он не выходил на пенсию до 1740 года, когда ему было больше семидесяти лет; он и его жена переехали жить к своему второму сыну, который был каноником в Булонь-сюр-Мер. Старший сын Лесажа, Луи-Андре, стал актером, и Лесаж отрекся от него. Последняя работа Лесажа «Mélange amusant de saillies d'esprit et de traits Historiques les plus frappants» появилась в 1743 году.
Вместе с женой у него было трое сыновей и дочь, чья сыновняя почтительность сделала она посвятила всю свою жизнь служению своему гениальному отцу. Хотя он жил счастливо, одно событие на долгие годы озлобило Лесажа. Его старший сын получил образование в баре, но настаивал на том, чтобы выйти на сцену. Лесаж, который часто изображал жизнь актера в самой нелепой и ненавистной форме, был огорчен выбором карьеры сына, особенно когда его сын присоединился к Театру Франции, против которого Лесаж долгое время вел сатирическую войну. Вероятно, из уважения к отцу сын взял имя Монмениль и вскоре благодаря своим талантам и личному характеру вошел в высшее общество Парижа. Лесаж примирился со своим сыном много лет спустя и стал настолько предан Монменилю, что едва мог оставить его.
Монмениль простудился во время охоты и умер 8 сентября 1743 года. Это был такой серьезный удар для Лесажа, что он навсегда покинул Париж и весь мир. Младший сын Лесажа также стал актером под именем Питтенек, поэтому Лесаж и его жена пережили старость в доме своего второго сына, который стал аббатом Лесажем (Abbott Lesage). Этот сын стал каноником Булонского собора по протекции королевы и получил справедливую пенсию.
Лесаж дожил до 80 лет, но страдал глухотой и вынужден был использовать слуховую трубу. Однако его беседа была настолько восхитительной, что, когда он рискнул выйти в свет и часто посещал свою любимую кофейню на улице Сен-Жак в Париже, гости собирались вокруг него, забираясь на столы и стулья, чтобы услышать его знаменитые слова остроумия и мудрости.
Ален-Рене Лесаж умер 17 ноября 1747 года.
О жизни и личности Лесажа известно очень мало. Те немногие анекдоты, которые у нас есть о нем, представляют его как очень независимого человека, отказывающегося принять литературное покровительство, необходимое для выживания. Одна история повествует о том, как герцогиня уговорила его прочитать свою рукопись (в соответствии с модой дня) в Бульонском отеле. Час, назначенный для чтения, был полдень, но драматург по-прежнему очень интересовался юридическими вопросами и был задержан до часу дня, присутствуя на рассмотрении судебного дела. Когда он наконец появился в отеле и попытался извиниться, герцогиня Бульонская была так холодна и надменна, заметив, что он заставил ее гостей потерять один час в ожидании его прибытия. «Легко восполнить потерю, мадам», - ответил Лесаж; «Я не буду читать свою комедию, и вы выиграете два часа». С этими словами он покинул отель, и его уже никогда не убедили пойти в дом герцогини.
Переводы и адаптации
Пьесы
Романы
Атрибуция:
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Ален-Рене Лесаж |