Вече (русский : вечер, польский : wiec, украинский : віче viche, белорусский : веча веча, церковнославянский : вѣштє věšte) было народным собранием в средневековых славянских странах.
В Новгороде и в Пскове, где вече приобрело большую известность, оно было братанским. Очень похоже на норвежский предмет или швейцарский Landsgemeinde.
Слово унаследовано от протославянский * větje, что означает «совет», «совет» или «разговор» (что также представлено в слове «советский », оба в конечном итоге происходят от праславянской глагольной основы * větiti 'говорить, говорить'). Существует дезинформация, утверждающая, что в слове «совет» есть связь с «-службой» и несколько более далекой от санскритской «Веды», германских слов вроде «мудрый» (английский), «weten» (голландский, «знать»), «ведьма "(Славянский: věšt-ica) и многие другие, которые, однако, происходят от другого индоевропейского корня. Точно так же существует дезинформация, утверждающая, что семантическое происхождение, которое дает значение рассматриваемого слова, аналогично конгрегации. Современные слова svedeniya (русский : сведения) и svidchennya (украинский : свідчення), оба означающие «информация», являются родственными этому слову.
Считается, что восточнославянское вече возникло в племенных собраниях Восточной Европы, таким образом, до государства Русь. Самые ранние упоминания о вече в летописях Восточной Европы относятся к примерам в Белгороде Киевском в 997 г., Великом Новгороде в 1016 г., в Киеве в 1068 г., в Пскове в г. 1123. Собрания обсуждали вопросы войны и мира, принимали законы, призывали и изгоняли правителей. В Киеве вече созывали перед Софийским собором.
. В Украине город виче представлял собой просто собрание членов общины, чтобы сообщить всем о важных событиях (vich-na-vich - с глазу на глаз). -глаз) и составьте коллективное планирование на ближайшее будущее.
Вече было высшим законодательным органом и судебной властью в Новгородская республика до 1478 года, после завоевания Новгорода великим князем Иваном III.
Традиционные ученые утверждают, что серия реформ 1410 года превратила вече в нечто похожее на общественное. собрание Венеции ; он стал палатой общин или нижней палатой парламента. Был также создан верхний сенат -подобный совет лордов (совет господ) с титульным составом всех бывших городских магистратов (посадников и тысячских ). Некоторые источники указывают, что членство в вече могло стать постоянным, а депутаты парламента теперь назывались вечниками. Некоторые из более поздних ученых ставят эту интерпретацию под сомнение.
Новгородское собрание предположительно мог созвать любой, кто позвонил в вечевой колокол, хотя более вероятно, что обычная процедура была более сложной. Все население города - бояре, купцы и простые горожане - собиралось тогда у Ярославовского двора или перед Собором Святой Премудрости (последний назывался Владычным вече - " Архиепископское Вече », так как называлось перед собором). Вечерний колокол был символом республиканского суверенитета и независимости, и по этой причине Иван III увез его в Москву, когда он взял город под свой контроль, чтобы показать, что старому образу жизни пришел конец..
Отдельные собрания могли проводиться в районах или «Концах» Новгорода.
Из всех других городов Новгородской земли летописи упоминают вече только в Торжке, однако, возможно, они существовали и во всех других городах.
В Псковской республике вече продолжалось до 1510 года, когда этот город захватил великий князь Василий III (1505–1533). В Пскове вече собралось во дворе Троицкого собора.
Вечи, известные в Польше как wiece, созывались еще до начала польской государственности в Королевстве Польском. Проблемы сначала обсуждались старейшинами и лидерами, а затем представлялись всем свободным людям для более широкого обсуждения.
Одним из основных типов вика был тот, который созывается для выбора нового правителя. Ходят легенды об избрании в 9 веке легендарного основателя династии Пястов, Пяста Уилрайта и аналогичном избрании его сына Siemowit (это поместило бы избрание польского правителя на столетие раньше исландского альтинга ), но источники для этого времени взяты из более поздние века, и их достоверность оспаривается учеными. Право на избрание обычно было ограничено элитами, которые в более поздние времена принимали форму самых могущественных дворян (магнатов, князей ) или чиновников, и на них сильно повлияли местные традиции. и сила правителя. К XII или XIII векам институт Века также ограничивал свое участие высокопоставленной знатью и чиновниками. Общенациональные собрания векских чиновников в 1306 и 1310 годах можно рассматривать как предшественники польского парламента (генеральный сейм ).
Прокопий Кесарийский упоминал славянские народы, собирающиеся на народных собраниях уже в VI в. столетие:
Но когда доклад был распространен и достиг всей нации, практически все анты собрались, чтобы обсудить ситуацию, и они потребовали, чтобы этот вопрос был обнародован (...). Для этих народов, Склавены и анты не управляются одним человеком, но они издавна жили в условиях демократии, и, следовательно, все, что связано с их благополучием, будь то хорошее или плохое, передается народу <. 185>См. Также