Ту-124 | |
---|---|
Аэрофлот Ту-124 в аэропорту Арланда в 1966 году | |
Роль | Авиалайнер ближнего действия |
Производитель | ОКБ Туполева |
Первый полет | 29 марта 1960 г. ; 61 год назад ( 1960-03-29) |
Вступление | 2 октября 1962 г. |
В отставке | 1980 (Аэрофлот), 1990 (Иракские авиалинии), 1992 (служба в армии) |
Положение дел | В отставке |
Основные пользователи | Аэрофлот ЧСА |
Произведено | 1960–1965 |
Количество построенных | 164 |
Разработано из | Туполев Ту-104 |
Варианты | Туполев Ту-134 |
Туполев Ту-124 ( по классификации НАТО : кастрюли) было 56 пассажиров малой дальности TwinJet авиалайнер, построенный в Советском Союзе. Это был первый советский авиалайнер с турбовентиляторными двигателями.
Созданный на базе Туполева средней дальности Ту-104, Ту-124 должен был удовлетворить потребность Аэрофлота в создании регионального авиалайнера для замены Ил-14 на внутренних маршрутах. Напоминающий уменьшенный на 75% Ту-104, эти два самолета было трудно отличить друг от друга на расстоянии, но это не была полная копия Ту-104. Ту-124 имел ряд доработок, включая двухщелевые закрылки, большой центральный тормозной механизм и автоматические спойлеры. В отличие от Ту-104, задняя кромка крыла внутрь шасси была не стреловидной.
Ту-124 имел тормозной парашют для аварийной посадки или приземления на скользкую поверхность, а также шины низкого давления для работы с грунтовых аэродромов. Как и на Ту-104, двигатели устанавливались в корнях крыла, но ТРДД потребляли меньше топлива. Установка двигателей близко к фюзеляжу позволила легче передавать вибрации в кабину, что снизило комфорт пассажиров, а также уменьшило усталостную долговечность крыла в сборе.
Стандартное сиденье базовой версии составляло 44 места. Первый из двух прототипов, СССР-45000 (C / N 0350101), совершил свой первый полет с аэродрома Жуковский 24 марта 1960 года. Второй прототип, SSSR-45001 (C / N 0350102), последовал за ним в июне 1960 года. Два других планера обслуживались. в качестве статических испытательных ячеек. Испытания прошли успешно, и самолет поступил в производство на заводе 135 в Харькове, Украина, заменив в производстве Ту-104. Поставки в Аэрофлот начались в августе 1962 года, и 2 октября 1962 года этот тип совершил первое регулярное пассажирское сообщение между Москвой и Таллинном в Эстонии.
Аэрофлот был впечатлен летными качествами Ту-124 и использовал его на внутренних рейсах с конца 1962 года.
Аэрофлот Туполев Ту-124В в 1965 годуУсовершенствованный Ту-124В, вмещавший 56 пассажиров вместо 44 пассажиров оригинальной модели, с увеличенной дальностью полета и максимальной взлетной массой, был принят на вооружение в 1964 году. Ту-124В Аэрофлота выставлялся на Парижском авиасалоне 1965 года. Несмотря на низкую закупочную цену самолета (заявленную в 1965 году в 1,45 миллиона долларов) и низкие эксплуатационные расходы, немногие из них были экспортированы, при этом Československé Státní Aerolinie (ČSA) и восточногерманская авиакомпания Interflug были единственными авиакомпаниями, кроме Аэрофлота, которые купили новый Ту-124., хотя ČSA продала свои уцелевшие Ту-124 компании « Ираки Эйрвейз» для использования на VIP-рейсах в 1973 году. Interflug использовала свои три Ту-124 в качестве альтернативы Ил-62 Ильюшина, когда Ил-62 были остановлены из-за механических неполадок. Все три были проданы обратно в Советский Союз в 1975 году.
Три планера были построены в 1966 году в VIP-конфигурации и получили обозначение Ту-124К. Однако Аэрофлот так и не принял их на вооружение, и они были закуплены ВВС Индии.
Некоторые из них были проданы военным пользователям, в том числе советским военно-воздушным силам, которые использовали их в качестве навигационных тренажеров, и китайским военно-воздушным силам.
Всего было построено 164 Ту-124. Проблемы с безопасностью Ту-104 повлияли на судьбу Ту-124, хотя надежность Ту-124 была немного лучше. Производство закончилось в 1965 году, и Аэрофлот списал свои последние двенадцать Ту-124 21 января 1980 года. Ту-124 еще несколько лет продолжал эксплуатироваться в ВВС СССР и в Ираке, но все самолеты были сняты до и в 1990 году. Иракские военные и иракские авиалинии были уничтожены в начале 1990-х годов во время войны в Персидском заливе.
Сохранилось несколько Ту-124. Один находится в музее Харьковского государственного авиастроительного завода (бывший Завод производителей Ту-124), другой - в китайском авиационном музее Датаншань в Пекине, третий - в Центральном музее ВВС в Монино под Москвой. Ту-124К выставлен в аэропорту Нью-Дели, рядом с Государственным музеем в зоопарке Лакхнау. Шестой находится в Ульяновском авиационном музее в Ульяновской области.
ГДР пытался конкурировать в рамках СЭВ торгового блока со своим собственным четырехмоторным дизайном под названием Baade 152. Конструкция была неудачной, что привело к тому, что Interflug купила заднемоторную разработку Ту-124 - Ту-134.
Всего за время эксплуатации типа было списано пятнадцать Ту-124; еще два самолета Ираки Эйрвэйз были уничтожены на земле во время войны в Персидском заливе.
Дата | Регистрационный / Хвостовой номер | Место нахождения | Оператор | Жертвы | Описание | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
21 августа 1963 г. | CCCP-45021 | Ленинград, Советский Союз | Аэрофлот | 0 /52 | Самолет упал в Неве в Ленинграде из-за того, что у него закончилось топливо. Экипаж отвлекали проблемы с шасси. Все пассажиры самолета выжили при крушении. | |
8 марта 1965 г. | CCCP-45028 | Куйбышев, Советский Союз | Аэрофлот | 30 /39 | Самолет, выполнявший рейс 513, разбился вскоре после вылета из аэропорта Куйбышева рейсом в Ростов после того, как пилоты не справились с управлением на высоте от 40 до 50 метров (от 130 до 160 футов). | |
11 ноября 1965 г. | CCCP-45086 | Мурманск, Советский Союз | Аэрофлот | 32 /64 | Самолет, выполнявший рейс 99, разбился о замерзшем озере после того, как пилот принял огни на земле за огни взлетно-посадочной полосы. | |
13 июня 1966 г. | CCCP-45017 | Минск, Советский Союз | Аэрофлот | 0 | Вылет на мокрой взлетно-посадочной полосе при посадке в международном аэропорту «Минск-1». | |
27 июля 1966 г. | CCCP-45038 | Запорожская область, Советский Союз | Аэрофлот | 1 /90 | Самолет, выполнявший рейс 67, после входа в грозовые облака перешел в высокоскоростное пикирование. Самолет благополучно приземлился в Симферополе, но во время инцидента один пассажир погиб и еще несколько находившихся на борту получили травмы. Самолет отремонтировали и вернули в строй, но в 1979 году попал в аварию рейса 5484 Аэрофлота. | |
7 марта 1968 г. | CCCP-45019 | Волгоград, Советский Союз | Аэрофлот | 1 /49 | Самолет, выполнявший рейс 3153, разбился при взлете после того, как пилот случайно активировал интерцепторы. | |
29 января 1970 г. | CCCP-45083 | Мурманск, Советский Союз | Аэрофлот | 11 /38 | Самолет, выполнявший рейс 145, при заходе на посадку врезался в склон холма, при ударе пять человек погибли; еще шесть человек погибли при морозе, ожидая спасения. | |
18 августа 1970 г. | ОК-ТЕБ | Цюрих, Швейцария | Чехословацкие государственные авиалинии | 0 /20 | Самолет, выполнявший рейс 744, приземлился на брюхо после того, как пилот, озабоченный проблемой наддува, не услышал команду на выпуск шасси. | |
2 сентября 1970 г. | CCCP-45012 | Под Днепропетровском, Советский Союз | Аэрофлот | 37 /37 | Самолет, выполнявший рейс 3630, находился на высоте 9000 метров (30 000 футов) примерно через 40 минут после взлета, когда экипаж потерял управление самолетом, и он разбился. Причина потери контроля неизвестна. | |
9 июля 1973 г. | CCCP-45062 | Куйбышев, Советский Союз | Аэрофлот | 2 /61 | Самолет, выполнявший рейс 5385, потерпел неконтролируемый отказ правого двигателя. Обломки двигателя проникли в фюзеляж, в результате чего два пассажира, сидевшие в 12-м ряду, погибли, а еще четверо получили ранения. Двигатель был выключен, и летчики начали аварийный спуск. В панике пассажиры двинулись к передней части салона, в результате чего центр тяжести сместился вперед, но бортпроводникам удалось усадить пассажиров, и самолет благополучно приземлился в аэропорту Курумоч. Самолет, хотя и был существенно поврежден, был отремонтирован и возвращен в строй. | |
20 ноября 1973 г. | CCCP-45031 | Казань, Советский Союз | Аэрофлот | 0 | Выход за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке. | |
16 декабря 1973 г. | CCCP-45061 | Под Москвой, Советский Союз | Аэрофлот | 51 /51 | Самолет, выполнявший рейс 2022, находился на высоте 8000 метров (26000 футов), когда у него произошло короткое замыкание в системе триммера руля высоты, что привело к перемещению триммера, в результате чего руль высоты упал носом вниз, в результате чего самолет в погружение, что приводит к вращению. Хотя экипаж смог вывести самолет из пикирования и восстановить управление на высоте около 2000 метров (6600 футов), они снова потеряли управление из-за того, что летательные аппараты вышли из строя, когда самолет находился во вращении и разбился. | |
23 декабря 1973 г. | CCCP-45044 | Под Винниками, Советский Союз | Аэрофлот | 17 /17 | У самолета, выполнявшего рейс 5398, оборвалась лопатка турбины в одном из двигателей; вибрация вышедшего из равновесия двигателя вызвала разрыв топливопровода, что привело к неконтролируемому возгоранию в полете. | |
3 января 1976 г. | CCCP-45037 | Москва, Советский Союз | Аэрофлот | 61 /61 (+1) | Самолет, выполнявший рейс 2003, разбился из-за отказа прибора и потери управления. Один человек на земле также погиб, когда самолет ударил по нескольким домам. | |
5 ноября 1977 г. | V643 | Рядом с Джорхатом, Индия | ВВС Индии | 5 /10 | Один из три Тех-124K VIP вариантов, названный Pushpak Рат (цветочные Chariot), врезался в рисовом поле недалеко от аэропорта Джорхата, Ассам. Премьер - министр Индии в то время, Морарджи Десаи, был на борту и выжил, хотя пять членов экипажа погибли в результате аварии. | |
1977 г. | 53 красный | Аэропорт Луганск, Советский Союз | Советские ВВС | 0 | Приземлился на брюхо после того, как летчики забыли опустить шасси. | |
29 августа 1979 г. | CCCP-45038 | Рядом с Кирсановым, Советский Союз | Аэрофлот | 63 /63 | Самолет, выполнявший рейс 5484, развалился в воздухе через час после начала полета и разбился из-за непреднамеренного выдвижения закрылка. Это самая тяжелая авария с Ту-124, которую Аэрофлот впоследствии снял с эксплуатации. | |
Февраль 1991 г. | YI-AEY | Багдад, Ирак | Иракские авиалинии | 0 /0 | Уничтожен бомбами во время войны в Персидском заливе. | |
Февраль 1991 г. | YI-AEL | Багдад, Ирак | Иракские авиалинии | 0 /0 | Уничтожен бомбами во время войны в Персидском заливе. |
Данные советских транспортных самолетов с 1945 года.
Общие характеристики
Представление
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
СМИ, связанные с Ту-124 на Викискладе?