![]() | |||||||
| |||||||
Основана | 6 октября 1923 г. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Хабы | Аэропорт Вацлава Гавела Прага | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | OK Plus | ||||||
Alliance | SkyTeam | ||||||
Размер парка | 14 | ||||||
Пункты назначения | 25 | ||||||
Материнская компания | Smartwings (97,74%) | ||||||
Головной офис | Воковице, Прага, Чехия | ||||||
Выручка | ![]() | ||||||
Операционная прибыль | ![]() | ||||||
Итого активы | ![]() | ||||||
Общий капитал | ![]() | ||||||
Сотрудники | ![]() | ||||||
Веб-сайт | www.czechairlines.com |
Czech Airlines ао (сокращение: ČSA, чешский : České Aerolinie, as) является авиаперевозчиком Чешской Республики. Его головной офис находится на территории 6-го района Праги, Воковице. Хаб авиакомпании находится в пражском аэропорту имени Вацлава Гавела. Компания выполняет в основном регулярные рейсы.
Когда в 2018 году 97,74% Czech Airlines было куплено частной компанией Smartwings, CSA стала частью Smartwings Group. Авиакомпания реализует программу для часто летающих пассажиров под названием «OK Plus» в связи с обозначением авиакомпании Международной ассоциацией воздушного транспорта, а также с сроком утверждения ; OK, который также заметно фигурировал в ее предыдущем ливрея и является префиксом регистрации самолетов в Чешской Республике. Он является членом альянса SkyTeam. Оставшиеся 2,26% CSA принадлежат страховой компании Česká Pojišťovna.
Летом CSA выполняет рейсы по 50 направлениям в Азии и Европе. В 2016 году авиакомпания Czech Airlines перевезла 2,26 миллиона пассажиров, что на 13% больше, чем в 2015 году. Компания Czech Airlines Technics отвечает за техническое обслуживание самолетов.
CSA - пятая по возрасту все еще действующая авиакомпания в мире после голландской KLM (1919), колумбийской Avianca (1919), австралийской Qantas (1920 г.) и советский / российский Аэрофлот (1923 г.). Это была первая авиакомпания в мире, которая выполняла регулярные рейсы только на самолетах (между Прагой и Москвой).
Компания CSA была основана 6 октября 1923 г. чехословацким правительством как ČSA Československé státní aerolinie (Чехословацкие государственные авиалинии). Двадцать три дня спустя состоялся его первый транспортный рейс между Прагой и Братиславой. Он выполнял только внутренние рейсы до своего первого международного рейса из Праги в Братиславу и далее в Загреб в Югославию в 1930 году. После расчленения Чехословакии в 1939 году с Страна разделилась на три части, авиакомпания была ликвидирована.
После переворота в феврале 1948 года Коммунистическая партия приостановила некоторые западноевропейские и ближневосточные маршруты, а также постепенно заменила большую часть флота авиалайнерами советской постройки из-за введенного эмбарго. Западом о запчастях к самолетам и другой технике западного производства. Ильюшин Ил-14 был модернизирован и построен по лицензии в Чехословакии как Авиа-14.
В 1950 году CSA стала первой в мире жертвой массового угона. Три чехословацких авиалайнера Douglas DC-3, доставленные на американскую авиабазу в Эрдинг, недалеко от Мюнхена, всколыхнули мир по обе стороны «прожженного» железного занавеса и этот случай в одночасье усилил холодную войну между Востоком и Западом. Утром 24 марта три самолета приземлились не в Праге, а недалеко от Мюнхена; первая из Брно в 08:20, вторая из Моравска-Остравы в 08:40 и третья из Братиславы в 09:20. Две трети людей на борту были вынужденными пассажирами, которые позже вернулись в Чехословакию. Коммунистическое правительство Чехословакии заказало книгу, спектакль и фильм «Бегство к свободе» (все они носят название «Похищение Эрдинга»), в которых похищенные репатрианты прославились как герои, которые не позволили себе поддаться обещаниям капиталистического богатства. Лица, не вернувшиеся, просившие политического убежища в Западной Германии, с другой стороны, были объявлены преступниками, и пражское правительство решительно потребовало их экстрадиции, хотя безуспешно. Пилотом из Брно был Йозеф Клеснил, бывший пилот Королевских ВВС из 311-й эскадрильи, который летел из Брно в Эрдинг с пистолетом в голове.
В 1957 году CSA стала третьим пилотом из Брно. мировые авиалинии будут осуществлять перевозки реактивных самолетов, доставив / введя в эксплуатацию первый Ту-104А в 1957 году. ЧСА была единственной авиакомпанией, кроме Аэрофлота, которая эксплуатировала Ту-104. Рейс, выполнявшийся Ту-104А с 1957 года между Прагой и Москвой, был первым авиалайнером (другие авиакомпании использовали как реактивные, так и поршневые / турбовинтовые самолеты одновременно). Первые трансатлантические перевозки начались 3 февраля 1962 года с рейса в Гавану на турбовинтовом двигателе Bristol Britannia, арендованном у Cubana de Aviación. Трансатлантические полеты CSA выполнялись совместно с авиакомпаниями Cubana в Прагу, а экипажи Cubana обеспечивали начальную подготовку и помощь в эксплуатации Британии.
С конца 1960-х годов CSA использовала ряд самолетов советской постройки и их модификации для своих обширных европейских и межконтинентальных рейсов, которые составляли около 50 международных и 15 внутренних направления. В это время "Британия" была заменена на дальнемагистральные турбовинтовые Ил-18Д, и помимо Гаваны были установлены трансатлантические маршруты в Монреаль и Нью-Йорк. Помимо Ил-18Д, самолетами в парке CSA были ближний Туполев Ту-134, средний Туполев Ту-154 и дальний Ильюшин Ил-62. Как и в некоторых других странах, Ил-62 стал первым реактивным авиалайнером дальнего действия, введенным в эксплуатацию компанией CSA (которая также стала первым иностранным заказчиком, закупившим Ил-62 у России). В период с 1969 по 1997 год CSA эксплуатировала 21 Ил-62, в том числе 15 Ил-62 и шесть Ил-62М. Зарегистрированный CSA Ил-62 и три Ил-62М использовались в качестве официальных правительственных транспортных средств Чехии в период с 1974 по 1996 год.
После поглощения «более тяжелой» части Словэра и его турбовинтового самолета Let L-410A Turbolet В начале 1970-х годов партнер ČSA Slov-air стал первой в мире авиакомпанией, чей капитан Ян Мичица был убит за штурвалом угонщиком. Это событие произошло во время угона самолета в Западной Германии. Самолет OK-ADN в настоящее время выставлен в музее самолетов под открытым небом в Мартин, Словакия.
После распада Чехословацкой Федерации в мае 1995 года авиакомпания приняла свое нынешнее название. К концу 1990-х годов большая часть советских самолеты были проданы другим авиакомпаниям или списаны (некоторые из них были сохранены) и заменены на западные, такие как Boeing 737, Airbus A310 и Airbus A320. CSA стала полноправным членом альянса SkyTeam 18 октября 2000 г. По состоянию на март 2007 г. авиакомпания, в которой работало 5440 сотрудников, принадлежала Министерству финансов Чехии (56,92%), Чешскому консолидированному агентству (34,59%).) и другие чешские учреждения.
1 января 2010 года весь неофисный наземный персонал CSA был переведен в дочернюю компанию ČSA Support, которая теперь называется Czech Airlines, обслуживающей s.r.o. В феврале 2010 года ČSA a.s. продала свои магазины беспошлинной торговли другому лицу.
Регуляторы конкуренции ЕС начали расследование в отношении Czech Airlines 23 февраля 2011 года, заявив, что сомневаются в возможности возвращения убыточного предприятия к жизнеспособности и соблюдать правила ЕС о государственной помощи.
В конце 2012 года CSA Czech Airlines объявила о планах расширения и возобновления дальнемагистральных рейсов с лета 2013 года на самолетах Airbus A330 между Прагой и Сеулом. С марта 2013 года компания выполняет прямые рейсы из Праги в Пермь, Ниццу, Мюнхен, Цюрих, Сеул и Флоренцию.
После завершения продажи акций Korean Air 10 апреля 2013 года CSA Czech Airlines принадлежала компании Czech Aeroholdings, as (56%) и Korean Air Lines Co., Ltd. (44%). 14 мая 2013 года внеочередное общее собрание акционеров Czech Airlines избрало Чо Вон Тэ новым членом Наблюдательного совета. Чо заменил Петра Матушека, который ушел с поста в наблюдательном совете. Это кадровое изменение вступило в силу 1 июня 2013 года в результате покупки акций Korean Air.
В апреле 2015 года Travel Service Group купила 34% авиакомпании, у Korean Air был опцион. В 2016 году авиакомпания впервые за много лет вернулась к прибыли.
6 октября 2017 года Korean Air объявила о продаже своей 44-процентной доли в Czech Airlines, которой она владела в течение четырех лет, компании Travel. Обслуживание. Тогда Travel Service владела 78,9% CSA. Чешской государственной компании Prisko принадлежало 20 процентов CSA. Позже Travel Service также приобрела долю Prisko, в результате чего Travel Service получила 97,74% акций авиакомпании.
В марте 2019 года Smartwings объявила, что CSA изменит свой флот на Самолеты Airbus A319 и ATR 72 будут выведены из эксплуатации. В октябре 2019 года Czech Airlines объявила о заказе четырех самолетов Airbus A220-300 и трех A321XLR, которые были преобразованы из заказов на A320neo.
после В связи с пандемией COVID-19 компания Czech Airlines в апреле 2020 года объявила о прекращении своего единственного дальнемагистрального маршрута в Сеул, который не будет возобновлен после возобновления работы. Следовательно, их единственный Airbus A330 должен быть возвращен арендодателю Korean Air к октябрю 2020 года.
С 5 июля 2020 года CSA не эксплуатирует дальнемагистральные самолеты. поскольку их единственный A330-300, OK-YBA, будет возвращен арендодателю Korean Air.
В 2016 году головной офис Czech Airlines переехал в Evropská street в 6-м районе, Прага, район Воковице. Основная причина - более низкая цена. Чешские авиалинии раньше имели головной офис, здание APC, на территории пражского аэропорта имени Вацлава Гавела в Рузине, 6-й район Праги. 30 декабря 2009 года CSA объявила, что продаст свой головной офис аэропорту за 607 миллионов чешских крон.
С момента преобразования в акционерное общество в августе 1992 года, ČSA имеет никогда не выплачивал дивиденды. Продажа миноритарной доли Air France была фиаско, приведшим к уходу французской авиакомпании. Впоследствии Антонин Якубше и Мирослав Кула стабилизировали компанию и увеличили ее флот. В сентябре 2003 года Мирослав Кула был уволен. Новый генеральный директор, экс-министр Ярослав Тврдик, договорился с профсоюзами о повышении заработной платы на треть и объявил о «беспрецедентном» увеличении автопарка.
В 2005 году финансовое положение резко ухудшилось. Хотя продажа двух самолетов ATR улучшила производственный результат на 198 миллионов чешских крон, операционные убытки составили почти полмиллиарда чешских крон, и Правительство Иржи Пароубека заменило Ярослава Тврдика на Радомира Лашака. Авиакомпания понесла дополнительные операционные убытки, несмотря на выручку в размере 2,1 млрд. Чешских крон от продажи почти всей недвижимости и 1,2 млрд. Чешских крон от продажи самолетов. В 2005-2010 гг. Операционный убыток ČSA составил 3,4 млрд. Чешских крон; без долгосрочной выручки от продажи активов операционный убыток был бы вдвое больше. Валовая прибыль не покрыла даже расходы на персонал.
В 2016 году авиакомпания обслужила 2,7 миллиона пассажиров и объявила о чистой прибыли в размере 241 миллиона крон.
млрд. чешских крон | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2005-14 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Продажи | 21,5 | 24,0 | 24,0 | 23,2 | 20,4 | 16,9 | 14,8 | 13,7 | 10,2 | 9,5 | 178,2 |
Себестоимость реализации | (18.3) | (18.6) | ( 18,7) | (18,7) | (18,1) | (14,3) | (12,8) | (12,1) | (10.0) | (8.8) | (150.4) |
Валовая прибыль | 3,2 | 5,4 | 5,4 | 4,5 | 2,2 | 2,6 | 2,1 | 1,5 | 0,2 | 0,7 | 27,8 |
Затраты на персонал | (4.1) | (4.5) | (4,8) | (4,8) | (4,9) | (3,9) | (3,3) | (1,5) | (1.3) | (1.2) | (34.3) |
Выбытие LT активов | 0.2 | 0,2 | 0,6 | 1,4 | 0,4 | 0,8 | 0,3 | (0,2) | 0,1 | 0.0 | 3,8 |
Запасы | 0,3 | (0,5) | (0,1) | 0,3 | (0.6) | 0.5 | 0.1 | 1.1 | 0.2 | (0.1) | 1.1 |
Другое (амортизация и т. Д.) | (0.0) | (0.8) | (0.7) | (0,6) | (0,7) | (0,3) | (0,4) | (0,1) | (0,1) | (0,0) | (3,7) |
Операционная прибыль | (0,5) | (0,2) | 0,5 | 0,7 | (3,5) | (0,3) | (1,1) | 0,8 | (1,0) | (0,6) | (5,4) |
Новый облик Czech Airlines был представлен в сентябре 2007 года. Новый логотип создал Михал Котыза, который работает в авиакомпании.
Исторический логотип
2007 – настоящее время
Ливрея «Чехословацких авиалиний» до 1975 года с разветвленной линией в виде крыла на оперении на нижней части фюзеляжа и «продуваемыми ветром» засечками
1975–1993 Ливрея Czech Airlines: красная линия над окнами и ОК (JET) на хвосте
1993–2007 Ливрея Czech Airlines: большая аббревиатура, добавлена синяя линия, треугольники на хвосте
2007 – настоящее время Ливрея Czech Airlines, с закругленными углами треугольник
По состоянию на летний сезон 2019 года Czech Airlines выполняет рейсы по 27 круглогодичным и 5 сезонным направлениям в 24 странах. Рейсы выполняются в основном в Европе, с небольшим количеством пунктов назначения в Азии: Бейрут и Эр-Рияд. Включая партнеров по код-шерингу, CSA выполняет рейсы из Праги в более чем 110 пунктов назначения и 45 стран.
До значительного сокращения своей сети Czech Airlines выполняла 32 монопольных маршрута из Праги, включая один внутренний маршрут до Остравы, который больше не существует, наряду с фидерным маршрутом из Кошице в Словакии. Эти 32 маршрута составили около 40% от общего числа рейсов и чуть более 30% от общей пропускной способности.
Czech Airlines код-шеринг со следующими авиакомпаниями:
В июне 2007 года CSA подписала контракт с Exim Tours, крупнейшим чешским туристическим агентством, о продлении контракта. еще три года. В мае 2010 года CSA отозвала свой последний Airbus A310, и Exim Tours подписали новый контракт с Travel Service Airlines зимой 2010/2011.
По состоянию на сентябрь 2020 года флот Czech Airlines состоит из следующих самолетов :
Самолет | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
B | E | Итого | ||||
Airbus A220-300 | — | 6 | TBA | Планируемые поставки на 2020 год. | ||
Airbus A319-100 | 4 | — | — | 144 | 144 | |
4 | 138 | 142 | ||||
8 | 132 | 140 | ||||
Airbus A320-200 | 1 | — | — | 180 | 180 | |
Airbus A321XLR | — | 3 | TBA | Поставки начнутся в 2023 году. | ||
ATR 72-500 | 5 | — | — | — | 64 | Будет заменен на Airbus A220-300. |
4 | 56 | 60 | ||||
6 | 52 | 58 | ||||
Boeing 737-800 | 1 | — | — | 189 | 189 | |
Всего | 11 | 9 |
Чешские или Чехословацкие авиалинии в прошлом эксплуатировали эти типы самолетов:
Czech Airlines предлагает услугу купить на борту на некоторых рейсах в дополнение к бесплатному обслуживанию. e.
Программа для часто летающих пассажиров OK Plus дает пассажирам «мили OK Plus» за полеты с авиакомпаниями Czech Airlines, авиакомпаниями-членами SkyTeam, другими авиакомпаниями-партнерами или партнерами, не являющимися авиакомпаниями, такими как например, отели, аренда автомобилей, банки и т. д. Членские карты OK Plus доступны со следующими уровнями: членство в OK Plus, OK Plus Silver, OK Plus Gold и OK Plus Platinum. Чем выше уровень карты, тем больше льгот получают пассажиры.
СМИ, связанные с Czech Airlines на Wikimedia Commons