Тулабхара, также известная как Тула-пуруша ( IAST : Tulāpuruṣa) или Тула-дана, - это древняя индуистская практика, в которой человека взвешивают относительно товара (такого как золото, зерно, фрукты или другие предметы), и эквивалентный вес этот товар предлагается в дар. Тулабхара упоминается как один из шестнадцати великих даров в древних текстах и совершается в нескольких частях Индии.
Атхарваведа - parishishta использует имя «Тульский-Пуруша-видхи», чтобы описать церемонию. Matsya Пурана называет его «Тульский-пуруша-ДАНА», в то время как Линга Пурана называет это различными именами, такими как «Тульский-пуруши-ДАНА», «tuladhirohana», «tularoha» и «tulabhara».
Большинство древних надписей, описывающих эту церемонию, написаны на санскрите ; некоторые из них написаны на тамильском языке и каннаде, а в некоторых более поздних надписях также используется язык телугу.
В ранних санскритско-тамильских надписях из Тамилнада и сингало-тамильских надписях из Шри-Ланки для описания церемонии использовалось название «тула-бхара» (буквально «взвешивание на весах»).
Санскритские надписи из других регионов, надписи на каннаде и пураны обычно используют имя «тула-пуруша» и его варианты. «Тула-пуруша» - наиболее распространенное название церемонии в исторических записях. Более длинные формы - это «тула-пуруша-дана» или «тула-пуруша-махадана», которые иногда сокращаются как «тула-дана» (слова «дана» и «махадана» означают «пожертвование» и «великое пожертвование» соответственно.).
В надписях 13 века из Тамилнада также используются термины «тулалохана» (или «тулароха») и «туладхироха-видхи» (или «туладхирохана») для церемонии.
Matsya Пурана содержит несколько требований к церемонии Тульской-пурушьте, в том числе направлений для построения Мандапа (павильон), необходимый для церемонии. В нем говорится, что весы ( тула) должны иметь две стойки и перекладину, сделанные из того же дерева, и должны быть украшены золотом.
Далее в тексте говорится, что церемонию должны проводить восемь священников ( ритвидж), по два на каждую из четырех Вед. Человек knolwedgable о Веданте, в Пуранах, и шастре, должно быть назначено в качестве наставника ( гуру). Божествам следует предложить четыре хома, сопровождаемые чтением ведических гимнов. После церемонии хома гуру должен призвать локапалов (божеств, связанных с указаниями) с цветами, благовониями и повторением мантр. Затем брахманы должны омыть дарителя и дать ему надеть белую одежду. Донору следует носить гирлянды из белых цветов и обходить весы со сложенными руками.
Наконец, в тексте говорится, что жертвователь должен встать на одну из чашек весов, а брахманы должны положить в другую чашу чистое золото равного веса. После вызова Богини Земли жертвователь должен отдать половину золота гуру, а остальное - брахманам. Донор может также подарить села священникам. Жертвователь должен «почтить дарами брахманов, других уважаемых людей, бедных и беспомощных».
Линга Пурана дает аналогичное описание, и добавляет, что золотые части должны быть посвящены богу Шиве.
Атхарваведа - parishishta, состоящий в 1 - м тысячелетии до н.э., описывает тульского пуруша, помимо других жертв, таких как хиранйа-гарбха (Пожертвование золотого сосуда) и gosahasra (Пожертвование на тысячу коров). В одном из отрывков более позднего текста Матсья Пурана упоминается обряд тула-пуруша как первый и лучший среди шестнадцати великих даров ( маха-данов). По словам ученого Р. К. Хазара, этот раздел был составлен в 550-650 гг.
Линга Пурана также упоминает шестнадцать большие пожертвования; согласно RC Hazara, соответствующая часть текста была написана в течение ок. 600-1000 гг. Н. Э., Скорее всего, после 800 г. н. Э. Эти пожертвования также описаны в последующих сборниках, посвященных теме благотворительности ( Dana ), такие как Ballala «s Dana-Сагара и Danakhanda раздел Hemadri » s Chaturvarga-Чинтамани (13 век).
Несколько легендарных представлений Тулабхары упоминаются в древнеиндийских текстах. Например, в Махабхарате, король Шиби, потомок царя Бхараты из династии Lunar, был испытан Индра и Агни. Они подошли к Шиби в образе орла и голубя. Голубь искал защиты Шиби у орла, который попросил Шиби дать ему меру плоти в обмен на жизнь голубя. Шиби, готовый предложить все, чтобы спасти голубя, начал отрезать от себя кусочки. Даже после долгих сокращений весы не двигались, и когда, наконец, когда сам Шиби встал на весах, ему явились боги и благословили его.
Другой рассказ о Тулабхаре относится к Кришне и его супругам Рукмини и Сатьябхаме.
В нескольких надписях Индии упоминаются исторические представления тула-пуруши. Самые ранние из этих надписей относятся к нынешнему Тамил Наду (7-8 века) и Махараштре - регион Карнатака (8-9 века). Возможно, что церемония тула-пуруши прошла из южного царства Пандья в Тамил Наду в Махараштра-Карнатаку, которым правили Раштракуты. Впоследствии он мог распространиться на другие соседние районы, такие как Мадхья-Прадеш (из Махараштры), Андхра-Прадеш (из Карнатаки) и Шри-Ланка (из Тамил Наду).
Известные исполнители:
Исламские правители Великих Моголов также, похоже, позаимствовали практику тула-даны у индуистских правителей. По словам придворного императора Акбара Абу'л-Фазла, Акбара дважды в год сравнивали с золотом и другими ценными предметами. Английские посетители, такие как Томас Кориат и Томас Роу, упоминают, что этому обычаю следовал и его сын Джахангир. Преемник Джахангира Аурангзеб прекратил эту практику для себя, но его сыновей, очевидно, сравнивали с предметами, которые нужно было подарить, после выздоровления. Об этом говорят писания европейских путешественников Никколо Мануччи, Жан-Батиста Тавернье и Франсуа Бернье.
В 2015 году премьер-министр Шри-Ланки Ранил Викрамасингх участвовал в церемонии тулабхарам в храме Гуруваюр и поднес храму 77 кг сандалового дерева стоимостью примерно 850 000 фунтов стерлингов.