Тиккун олам

редактировать
Восстановление мира

Тиккун олам (Иврит : תיקון עולם, лит. «восстановление мира») - это концепция в иудаизме, интерпретируемая некоторыми в ортодоксальном иудаизме как перспектива преодоления всех форм идолопоклонства и другими еврейскими мыслителями как стремление вести себя и действовать конструктивно и благотворно.

Документированное использование этого термина восходит к периоду Мишны (ок. 10–220 г. н.э.). Со времен средневековья каббалистическая литература расширила использование этого термина. В современную эпоху среди движений после Хаскалы тиккун олам - это идея, согласно которой евреи несут ответственность не только за свое собственное моральное, духовное и материальное благополучие, но и за благополучие общества в целом. Для многих современных плюралистических раввинов этот термин относится к «еврейской социальной справедливости» или «установлению благочестивых качеств во всем мире».

Содержание
  • 1 История
  • 2 Лурианская каббала
  • 3 Выполнение мицвот
    • 3.1 Соблюдение Шаббата
    • 3.2 Этическое поведение
    • 3.3 Цдака
  • 4 Построение модельного общества
  • 5 Улучшение мира
  • 6 Еврейские молодежные организации
  • 7 Еврейский фундаментализм
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
История

Самое раннее использование термина тиккун олам происходит во фразе мип'ней тиккун ха-олам, «ради восстановления мира», который появляется в Мишне со значением поправки к закону, чтобы поддерживать нормальное функционирование общества. В более общем плане тиккун может означать улучшение, создание, ремонт, подготовку и многое другое. В контексте Мишны это относится к практическим правовым мерам, принятым в настоящее время для улучшения социальных условий.

Концепция тиккун олам также встречается в Алейну, заключительной части большинства еврейских общинных молитв, которая, в отличие от использования Мишны, фокусируется на конец времени. Алейну умоляет Бога:

Иврит: «לראות מהרה בתפארת עוזך, להעביר גלולים מן הארץ והאלילים כרות יכרתוו תקן עולם ות ו могущественное великолепие, чтобы вызвать отвратительное (идолопоклонство), которое будет удалено с земли, и (ложные) боги будут полностью «отрезаны», чтобы взять олам - исправить / восстановить / установить мир - под царством Всемогущего "

Другими словами, когда все люди мира откажутся от ложных богов и признают Бога, мир станет совершенным.

Распространенное, но более современное понимание этой фразы заключается в том, что мы разделяем партнерство с Богом, и нам даны инструкции предпринять шаги для улучшения состояния мира и помощи другим, что одновременно приносит больше уважения суверенитету Бога.

Некоторые ученые утверждали, что молитва Алейну на самом деле не является достоверным источником концепции тиккун олам, утверждая, что в первоначальной молитве использовался омоним «л'тахен» (пишется по-другому, לתכן) означает «установить», а не «исправить» или «отремонтировать». Однако стандартное и почти повсеместно принятое написание לתקן может также означать установление, и чтение l'taken לתקן стало в целом нормативным ко времени Ришонима и повлияло на всю дальнейшую эволюцию концепции тиккун олам. с начала прошлого тысячелетия, если не раньше. Следовательно, вопрос о том, какая версия Алейну является оригинальной, влияет только на то, датируем ли мы влияние Алейну на тиккун олам 3 веком или 11 веком, но не было ли это определяющим влиянием на эволюцию тиккун олама.

В ходе еврейской интеллектуальной истории тиккун олам время от времени ссылался на эсхатологические проблемы, как в Алейну, а иногда и на практические вопросы, как в Мишне, но в любом контексте это относится к некоему виду социальных изменений или процессов, направленных на улучшение общества, человечества или мира. Происходит ли это в первую очередь в еврейском обществе или в первую очередь по отношению к нациям мира, происходит ли это в первую очередь благодаря актам справедливости и доброты или, в равной степени, через ритуальное соблюдение, будь то в первую очередь посредством внутренней работы отдельного человека или посредством внешних действий, - это что-то это меняется от одного источника к другому. Например, талмудист и выдающийся философ средневековья Маймонид считал тиккун олам полностью охватывающим все эти измерения, когда писал «Через мудрость, которая [представлена] Торой, и возвышение характера, которая [представлена] добрыми действиями, и соблюдение заповедей Торы, которые [представлены] жертвами, постоянно приносит тиккун олам улучшение мира и упорядочение реальности ». Однако он также видел справедливость как фундаментальный компонент, как, например, когда он писал: «Каждый судья, который судит истину до ее [глубочайшей] истины, даже на один час, это как если бы он полностью исправил весь мир / tikein et kol ha ' олам куло и заставил Шхину покоиться на Израиле ".

Кроме того, первоначальный контекст молитвы Алейну в литургии Рош ха-Шана сопровождается надеждой на то, что «все [люди / существа] образуют единый союз, чтобы выполнять Твою волю всем сердцем». Во многих контекстах это интерпретируется как призыв к универсализму и справедливости для всего человечества - чувства, общие для всей еврейской литургии. Например, в молитвеннике американского консервативного движения Сиддур Сим Шалом, изданном Раввинской ассамблеей и Объединенной синагогой консервативного иудаизма, «Молитва за нашу страну» уточняет этот отрывок: «Пусть граждане все расы и вероисповедания создают общие узы в истинной гармонии, чтобы изгнать всякую ненависть и фанатизм "и" объединяя всех людей в мире и свободе и помогая им осуществить видение вашего пророка: "Народ не поднимет меч против народа, и они больше не переживают войну ». Обе строки искренне выражают идею всеобщего равенства, свободы и мира для всех.

В либеральных движениях иудаизма, особенно в Соединенных Штатах, это чувство особенно заложено в идее сострадания ко всем людям, как, например, в молитвеннике Нового Союза 1975 года, используемом движением за реформистский иудаизм Врата молитвы, который включает в себя текст «Ты [Господь] научил нас поддерживать падших, исцелять больных, освобождать пленников, утешать всех, кто терпеть боль ». Однако эти аспекты иудаизма уже имеют традиционное название гемилут хасадим, и некоторые критикуют тенденцию подчеркивать социальное действие как своего рода пренебрежение другими аспектами иудаизма, традиционно связанными с тиккун олам, такими как обучение, молитва, покаяние и ритуальные заповеди..

Лурианская каббала

Лурианская каббала останавливается на роли молитвы и ритуала в тиккуне высших миров. Согласно этому видению мира, Бог сжал часть бесконечного света Бога (Ор Эйн Соф ), скрывая Себя, чтобы создать мир. Сосуды (келим) первой вселенной - Олам аТоху, то есть «мир хаоса» - разбились (Шевират аКелим), и их осколки стали искрами света (neuẓot), заключенными в ловушку в следующей вселенной - Олам а-Тикун, то есть «мир исправления». Молитва, особенно созерцание различных аспектов божественности (сефирот ), высвобождает эти искры света Бога и позволяет им воссоединиться с сущностью Бога. «Исправление» бывает двояким: собирание света и душ, которое должно быть достигнуто людьми посредством созерцательного совершения религиозных актов. Цель такого ремонта, который может быть осуществлен только людьми, - отделить то, что свято от сотворенного мира, тем самым лишив физический мир самого его существования, разрушив материальную вселенную. Это восстанавливает все вещи в мире до катастрофы в Божестве.

Согласно Моше Хаиму Луццатто в своей книге Дерех Хашем, физический мир связан с духовными царствами выше, которые влияют на физический мир, и, более того, евреи имеют возможность посредством физических действий и свободной воли направлять и контролировать эти духовные силы. Божье желание в творении заключалось в том, чтобы творения Бога в конечном итоге признали единство Бога и преодолели зло; это будет совершенство (тиккун) творения. Хотя у евреев есть Тора сейчас и они знают о единстве Бога, некоторые считают, что, когда все человечество признает этот факт, исправление будет полным. В последние годы еврейские мыслители и активисты использовали лурианскую каббалу, чтобы превратить весь спектр этических и ритуальных мицвот в действия тиккун олам. Вера в то, что не только молитва поднимает божественные искры, но и все мицвот, включая те, которые традиционно понимаются как этические, уже была частью каббалы, но современный акцент служит цели обретения мистической глубины и духовной энергии в ней. этические мицвот. Применение лурианского видения к улучшению мира можно увидеть в еврейских блогах, проповедях в честь праздников и в интерактивных еврейских учебных ресурсных центрах.

Связь между лурианской концепцией тиккуна и этическими действиями придает огромное значение даже на небольшие добрые дела и небольшие улучшения социальной политики. Однако эта ассоциация может быть палкой о двух концах и начала вызывать критику даже в сообществе социальной справедливости. С одной стороны, восприятие каждого действия как разжигания божественной искры может побудить людей к действию, давая им надежду на то, что их действия будут иметь долгосрочную ценность. С другой стороны, если это делается таким образом, который отделяет понятие тиккун олам от других его значений, содержащихся в раввинской литературе и молитве Алейну, возникает риск привилегированных действий, которые не имеют реального значения и представляют личные планы.

Применение лурианской каббалы к этическим мицвот и социальным действиям особенно поразительно, потому что лурианская каббала рассматривала себя как восстанавливающие измерения внутри духовных, мистических миров, а не как этот мир и его социальные отношения. Автор Лоуренс Файн указывает на две особенности лурианской каббалы, которые сделали ее пригодной для этических мицвот и социальных действий. Во-первых, он отмечает, что поколение, оправляющееся от трагедии Холокоста, перекликается с образами разбитых сосудов. Во-вторых, и лурианская каббала, и этическое понимание тиккун олам подчеркивают роль человеческой ответственности и действий.

Выполнение мицвот

Евреи верят, что выполнение ритуальных мицвот (добрые дела, заповеди, связи, или религиозные обязательства) является средством тиккун олам, помогающим совершенствовать мир, и что выполнение большего количества мицвот ускорит приход Мессии и мессианской эпохи. Эта вера восходит к раннему талмудическому периоду. По словам раввина Йоханана, цитирующего рабби Шимон бар Йохай, еврейский народ будет искуплен, когда каждый еврей соблюдает Шаббат (субботу) дважды во всех его деталях. Это говорит о том, что тиккун олам окажется успешным с приходом Мессии и мессианской эпохой.

Соблюдение Шаббата

Некоторые объясняют силу Шаббата его влиянием на остальные шесть дней недели. и их роль в продвижении общества к мессианской эпохе. Шаббат помогает наступить мессианскую эпоху, потому что субботний отдых побуждает евреев работать усерднее, чтобы приблизить Мессианскую эпоху в течение шести рабочих дней недели. Поскольку опыт Шаббата дает нам предвкушение мессианской эпохи, соблюдение Шаббата также помогает евреям возобновить свою приверженность созданию мира, в котором будут царить любовь и милосердие. Это относится к разделу о роли мицвот (выше), который предполагает, что тиккун олам окажется успешным с приходом Мессии и мессианской эпохой.

Этическое поведение

В еврейской мысли, этические мицвот, а также ритуальные мицвот важны для процесса тиккун олам. Маймонид пишет, что тиккун олам требует усилий во всех трех великих «столпах» иудаизма: изучение Торы, добрые дела и ритуальные заповеди. Некоторые евреи считают, что выполнение мицвот создаст образцовое общество среди еврейского народа, которое, в свою очередь, повлияет на остальной мир. Совершенствуя себя, свою местную еврейскую общину или государство Израиль, евреи подают пример всему остальному миру. Эта тема часто повторяется в проповедях и сочинениях евреев: реконструкционистов, реформаторов, консерваторов и ортодоксов.

Кроме того, мицвот часто имеет практические мирские / социальные эффекты (в отличие от мистических эффектов, как считает Лурианик). Каббала).

Цдака

Цдака является центральной темой в иудаизме и служит одной из 613 заповедей. Цдака в просторечии используется как благотворительная помощь. Цедек, корень слова цдака, означает справедливость или праведность. Акты цдаки используются для создания более справедливого мира. Следовательно, цдака - это средство для совершения тиккун олам.

Филантропия - эффективный инструмент в выполнении тиккун олам, поскольку он поддерживает организации, которые оказывают прямое обслуживание. Есть много разных благотворительных организаций, занимающихся восстановлением мира. Объединенные еврейские федерации Северной Америки, входящие в десятку крупнейших благотворительных организаций мира, считают тиккун олам одним из трех основных принципов своей деятельности. Точно так же Американская всемирная еврейская служба поддерживает массовые организации, вносящие изменения в Африку, Азию и Америку.

Пересечение цдаки, благотворительности и тиккун олам описано Иегудой Мирски в его статье «Тиккун олам: основные вопросы и направления политики». Мирский пишет:

Богатая традиция цдаки - это образец общественной социальной ответственности в отсутствие сильного государства всеобщего благосостояния; он также связан с растущей сферой микрофилантропии, которая объединяет большое количество небольших пожертвований, что приводит к более прямому взаимодействию между донорами и получателями или «дарителями» и «деятелями», более высоким разрешением в центре пожертвований и созданию новых сетей.

Построение образцового общества

Считается, что, выполняя мицвот, еврейский народ станет образцовым обществом. Эта идея иногда приписывается библейским стихам, в которых евреи описываются как «царство священников и святой народ» (Исход 19: 5–6 ) и «свет народов» или «свет для народов». народы »(Исайя 42: 6 и Исайя 49: 6 ). Философия раввина Самсона Рафаэля Хирша, раввина Авраама Исаака Кука и раввина Иегуды Ашлага видны в этой области, первый - рационально и с точки зрения общины. (сообщество) евреев в галуте (диаспора ), влияющих на своих нееврейских соседей, причем последние мистически и в сионистской терминологии еврейского государства, влияющего на другие народы мира. Некоторые другие ортодоксальные раввины, многие, но не все современные ортодоксы, следуют философии, сходной с философией Хирша, в том числе Джозеф Х. Герц, Исидор Эпштейн. и Элиэзер Берковиц. Философия религиозного сионизма следует за Куком в его философии.

В современной православной философии (которая часто переплетается с религиозным сионизмом, особенно в Америке) принято считать, что мицвот имеют практическое посемирское социологическое и образовательное воздействие на тех, кто их выполняет, и, таким образом, мицвот усовершенствует евреев и мир.

Согласно рационалистической философии Хирша и других, социальные и этические мицвот имеют почти самоочевидные цели, в то время как ритуальные мицвот могут выполнять такие функции, как обучение людей или развитие отношений между людьми и Богом. Например, молитва либо укрепляет отношения между людьми и Богом, либо укрепляет убеждения и веру того, кто молится, а соблюдение кошерности или ношение цицит служат воспитательным символы моральных и религиозных ценностей. Таким образом, конечная цель мицвот состоит в том, чтобы моральные и религиозные ценности и поступки пронизывали еврейский народ и, в конечном итоге, весь мир, но ритуальные мицвот, тем не менее, играют жизненно важную роль в этой модели тиккун олам, укрепляя то, что достигается этическим.

Хорив Хирша является особенно важным источником, поскольку он излагает свою философию мицвот. Он классифицирует мицвот на шесть категорий:

  • (1) торот (философские доктрины);
  • этические мицвот подпадают под (2) мишпатим и (3) чуким (заповеди справедливости по отношению к (живым) людям и природный мир (включая само человеческое тело) соответственно) и (4) мицвот (заповеди любви);
  • ритуальные мицвот под (5) эдо (образовательные символические заповеди) и (6) авода (заповеди прямое служение Богу).

Помимо того факта, что, совершенствуя себя, евреи подают пример для остального мира, существует дополнительное различие, заключающееся в том, что мицвот имеет практические, мирские последствия - например, благотворительность приносит пользу людям. бедные материально, составляя тиккун олам за счет улучшения мира физически или социально, в отличие от мистических эффектов мицвот, как утверждает лурианская каббала.

Улучшение мира

Согласно еврейскому ученому, впервые в современной еврейской истории Соединенных Штатов фраза тиккун олам была использована основателем Института лагеря Брандейс-Бардин в 1950-е гг. Бардин истолковал молитву Алейну, в частности выражение le-take olam be-malchut shaddai (обычно переводимое как «когда мир будет усовершенствован под властью Всевышнего»), как обязанность еврейского народа работать над улучшением мира. Однако, хотя Бардин был значительным популяризатором этого термина, можно также обнаружить, что он использовался аналогичным образом в конце 1930-х - начале 1940-х годов и Мордехаем Капланом. Когда левые прогрессивные еврейские организации начали входить в мейнстрим в 1970-х и 1980-х годах, фраза тиккун олам стала набирать обороты. С тех пор эта фраза была принята множеством еврейских организаций для обозначения чего угодно, от прямого служения до общей благотворительности. Его представили широкой международной аудитории - что само по себе является показателем того, насколько широко тиккун олам теперь проник в жизнь американских евреев - когда Мордехай Ваксман использовал эту фразу в речи во время Папы Иоанна Павла II визит в Соединенные Штаты в сентябре 1987 года.

Для некоторых евреев фраза тиккун олам означает, что евреи не только несут ответственность за создание образцового общества между собой, но также несут ответственность за благополучие общества в целом. большой. Эту ответственность можно понимать в религиозных, социальных или политических терминах, и существует множество различных мнений о том, как взаимодействуют религия, общество и политика.

, консервативный раввин, утверждает, что обсуждение тиккун олам в Мишне и Талмуде указывает на важность создания системных изменений с помощью закона. Она заключает, что современный тиккун олам также должен быть сосредоточен на системных и структурных изменениях в обществе.

Хотя многие неортодоксальные евреи утверждали, что тиккун олам требует социально либеральной политики, некоторые утверждали, что консервативный политический подход обоснован. в тиккун олам. Майкл Спиро, еврей-реконструкционист, опирается на консервативную традицию, которая делает упор на свободный рынок именно потому, что он считал, что это путь к величайшему общественному благу. Кроме того, консерваторы всегда подчеркивали важность частных усилий гемилут хасадим (благотворительность) и цдака (благотворительность или филантропия), и Спиро утверждает, что тиккун олам следует проводить такими частными усилиями, а не через правительство..

Еврейские молодежные организации

Тиккун олам используется для обозначения еврейских обязательств участвовать в общественной деятельности в реформистском и консервативном движениях. Например, в USY, консервативном молодежном движении, должность, отвечающая за социальные действия в местных и региональных советах, называется офицером SA / TO (социальное действие / тиккун олам). Кроме того, USY имеет Общество чести Авраама Джошуа Хешеля. Требование принятия в общество чести - выполнять один акт общественных работ в месяц. В NFTY, американском отделении Netzer Olami, молодежного движения за реформы, должность, отвечающая за социальные действия в местных и региональных советах, называется вице-президентом по социальным действиям (SAVP).

Кроме того, выросли и другие молодежные организации, в которые входит тиккун олам, часть его фонда. BBYO имеет обязательства по общественным работам / социальным действиям в обоих своих подразделениях: AZA и BBG. BBG включает в себя две разные программные области, характерные для тиккун олам: одну для общественных работ, а другую для социальных действий. AZA включает в себя объединенную программную область общественных работ / социальных действий. Кроме того, оба раздела включают «принципы залога», которыми они руководствуются. Для девочек BBG "принципы залога меноры" включают гражданство, благотворительность и общественные работы. Для членов AZA «7 основных принципов» включают благотворительность.

Еврейский фундаментализм

Университет Элона профессор Джеффри Клауссен утверждал, что концепции тиккун олам вдохновили еврейских фундаменталистов, таких как Меир Кахане и Ицхак Гинзбург. По словам Клауссена, «хотя видения тиккун олам могут отражать смирение, вдумчивость и справедливость, они часто отличаются высокомерием, чрезмерным рвением и несправедливостью».

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-11 12:04:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте