В Симфонические вариации ( вариации symphoniques ), М. 46, работа для фортепиано и оркестра, написанной в 1885 году Сезара Франка. Он был описан как «одно из самых плотных и законченных произведений Франка», «превосходное сочетание фортепиано и оркестра» и «безупречное произведение и настолько близкое к совершенству, на которое композитор-человек может надеяться получить в сочинении такого рода».. Это прекрасный пример использования Франком циклического единства, когда одна тема перерастает в другие. Фортепиано и оркестр в равной степени участвуют в непрерывном развитии идей. Работа в F ♯ минор (с последним движением в F ♯ основной ). Продолжительность выступления около пятнадцати минут, инструменты - соло на фортепиано с оркестром: пары флейт, гобоев, кларнетов и фаготов; четыре рога; две трубы; литавры; и струны.
Произведение было посвящено Луи Дьемеру, который 15 марта 1885 года представил « Les Djinns», симфоническую поэму для фортепиано с оркестром, которая принесла Франку один из его редких критических успехов. Он пообещал наградить Димера «кое-чем», и в результате появились симфонические вариации с аналогичной оценкой. Франк начал работу летом 1885 года и завершил работу 12 декабря.
Премьера 1 мая 1886 года на ежегодном оркестровом концерте Société Nationale de Musique прошла почти незамеченной. Солистом был Димер, дирижировал композитор. Второе выступление состоялось только 30 января 1887 года, на концерте, полностью посвященном Франку, под управлением Жюля Пасделупа, с Димером снова в качестве солиста. Впечатлить не удалось. Однако до и после смерти Франка его работы поддерживали его ученики, в том числе Винсент д'Инди, Анри Дюпарк, Поль Дюка и Эрнест Шоссон ; и Симфонические вариации вскоре вошли в репертуар крупнейших пианистов. Посмертно Франк прославился главным образом благодаря Симфонии ре минор и Симфоническим вариациям. Сейчас работа выполняется регулярно и много раз записывалась. Позже он был аранжирован для двух фортепиано в четыре руки.
Хотя нет никаких сомнений в том, что это демонстрирует мастерство Франка в вариационной форме, общая структура симфонических вариаций вызывает споры. Дональд Тови назвал это «прекрасно и свободно организованным фэнтези с важным эпизодом в вариативной форме». Он состоит из трех основных частей, играемых без перерыва: вступление, тема с вариациями и финал. Эти части напоминают раскладку «быстро-медленно-быстро» в трехчастном концерте. Хотя все произведение тематически унифицировано, правильные вариации занимают лишь центральную треть произведения. Введение напомнил многих комментаторов темы медленного движения Beethoven «S Концерт для фортепиано № 4 в G.
Вся работа построена на двух темах. Первая часть начинается в домашнем ключе F ♯ минор с различными элементами темы в исполнении оркестра и фортепиано ( Poco аллегро ). Вскоре обе темы получить соответствующее заявление, первый ( по возрастанию) в крупном оркестре ( L'istesso темп ), второе ( по убыванию) в C ♯ минора по фортепиано ( Poco più Ленто ). Переходная часть с взаимодействием оркестра и фортепиано ( Allegro - Allegretto quasi andante ) ведет ко второй части произведения.
Именно эта вторая часть содержит вариации. Основная тема (восходящая) объявляется фортепиано. Именно в F ♯ минор. Далее следуют варианты. Их количество обсуждается, от шести до пятнадцати, в зависимости от того, как считать: короткие вариации, имеющие схожий характер, могут быть проанализированы как просто части более длинных и более сложных вариаций.
Последняя вариация обозначена как Molto più lento. Он меняет режим с минорного на мажорный ( F ♯ мажор ). После этого музыка возвращается к минору для нового переходного эпизода, в котором вновь появляется нисходящая тема, играемая струнами con sordini с таинственным аккомпанементом фортепианного арпеджио. Он довольно длинный (около 2 минут) и заканчивается фортепианной трелью, объявляющей финальную часть.
Рабочие концы с блестящим окончательным в параллельном F ♯ основной ( Allegro не Troppo ). Это компактная часть в форме сонаты, дополненная первой (нисходящая тема) и второй (восходящая тема) предметами, развитием и повторением. Второй объект оказывается на первом в ре мажоре и возвращается в F ♯ основной.
В 1946 году хореограф Фредерик Эштон использовал произведение Франка для балета, также называемого « Симфонические вариации».
Ralph Vaughan Williams «s Fantasia (квази variazione) на старом 104 - м псалме Tune для фортепиано, хора и оркестра (1949) имеет некоторые черты сходства с Симфонические вариации, но ему не хватает приверженности Франка к классической форме вариации.